Full text

В 2014 и 2015 гг. вступили в силу изменения и дополнения в Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [1]. Согласно установленным процедурам, приводятся в соответствие с ними нормативные правовые акты, относящиеся к сфере научно-технической политики. Существующая классификация научных специальностей по отраслям науки имеет, как будет показано ниже, целый ряд недостатков [2–5 и др.].

Исходя из проведенного анализа, целесообразно обратить внимание на необходимость совершенствования классификации научных специальностей по отраслям науки с позиции согласования ученых и научных специальностей (направлений, профилей).

Выражение «отрасль науки» широко используется в русском языке, однако имеет неоднозначную трактовку. Развитие науки похоже на рост дерева, от ствола которого постепенно идут ответвления. Данный процесс осуществляется достаточно медленно, и осмысление его возможно в рамках философских концепций, которые позволяют формировать методологию науки, понимать междисциплинарные связи и систематизировать их [6].

В отечественных исследованиях большую роль сыграли работы, посвященные изучению многообразия связей между науками с учетом предмета, методов, теоретической и практической значимости. В современных условиях науковедение (философия науки и техники) – это отдельная наука, связанная с другими науками, которая претендует на систематизацию. Достаточно перспективными представляются характеристики свойств любой классификации, сформулированные как в учебном, так и в научном процессе, обобщенные в табл. 1. Именно поэтому к науковедению обращаются не только философы, но и представители различных наук в тех случаях, когда их конкретные знания нуждаются в обобщении и систематизации. В науковедении работают ученые, знания и опыт которых являются уникальными. Обобщение конкретных знаний – материал для собственного развития науковедения, поэтому необходима обратная связь между конкретно научными и философскими исследованиями [7].

Таблица 1

Характеристики свойств классификации научных отраслей и учебных дисциплин

 

Свойство

Характеристика

Полнота

Охватывает все множество классифицируемых объектов

Чистота

Одни и те же объекты не попадают в разные классы

Ясность

Ключевые признаки классов формализуются, рассчитываются или определяются качественно

Четкость

Границы классов установлены однозначно, не размыты

Гибкость

Каждый новый объект может быть включен в уже существующие классы

 

В процессе обоснования возможностей перенесения этой классификации на другие объекты следует отметить, что данная методология может быть использована для систематизации как самих наук, так и учебных дисциплин. Необходимо обратить внимание на то, что между перечнем научных отраслей, номенклатурой специальностей научных работников и читаемыми в вузах учебными дисциплинами имеется целый ряд серьезных противоречий [8].

Федеральный закон [9] устанавливает разделение научной деятельности на две группы: фундаментальные и прикладные исследования. Введенное недавно понятие «поисковые научные исследования» не изменило такого деления, так как включает исследования, направленные как на получение, так и на применение новых знаний. Отнесение той или иной научной деятельности к этим группам нередко вызывает споры, особенно в тех случаях, когда от этого зависят состав и направление организационно-финансовых мероприятий.

В одной научной отрасли могут проводиться как фундаментальные, так и прикладные исследования. Нередко результаты вчерашних фундаментальных физических исследований начинают играть важную роль в создании новых систем, изделий и технологий [10].

Анализ показывает, что новые знания возникают без цели применения их в практической деятельности, как результат естественного развития научной мысли. В некоторых случаях уже имеющиеся знания концентрируются специально для последующего использования на практике. Существуют научные области, где новые знания добывают именно для внедрения в производство [11].

В настоящее время имеется специальный нормативный правовой акт [12], содержащий перечень научных отраслей и номенклатуру научных специальностей, которую можно назвать номенклатурой специальностей научных работников. Данная номенклатура утверждалась другими органами власти, в зависимости от места Высшей аттестационной комиссии в структуре государственных ведомств. В данный момент она включает следующие наименования научных отраслей:

01.00.00 Физико-математические науки

02.00.00 Химические науки

03.00.00 Биологические науки

05.00.00 Технические науки

06.00.00 Сельскохозяйственные науки

Гуманитарные науки

17.00.00 Исторические науки и археология

10.00.00 Филологические науки

09.00.00 Философские науки

Искусствоведение и культурология

17.00.00 Искусствоведение

24.00.00 Культурология

Социально-экономические и общественные науки

19.00.00 Психологические науки

08.00.00 Экономические науки

13.00.00 Педагогические науки

22.00.00 Социологические науки

12.00.00 Юридические науки

23.00.00 Политология

14.00.00 Медицинские науки

25.00.00 Науки о Земле

Шифр, предшествующий названиям, иллюстрирует связь с предыдущими редакциями перечня. Следует отметить, что нумерация нарушена, т. е. прежде наименования группировали иначе. Тем не менее все 18 названий научных отраслей объединены в четыре блока, первый из которых почему-то названия не имеет.

В этой номенклатуре специальностей зафиксированы определенные отрасли науки и терминология, которые предполагается уточнить и дополнить. Приведенный документ можно рассматривать как результат эксперимента, поставленного самой жизнью и апробированного законотворческой практикой. Наряду с перечисленными 18 отраслями наук, в документе [13] содержатся 22 «отрасли науки, по которым присуждается ученая степень». При этом отрасль «Науки о Земле» из первого перечня не входит во второй перечень (22 отрасли). В свою очередь, во втором перечне содержатся пять отраслей, отсутствующих в первом. Таково состояние дел, сложившееся в результате правоустанавливающей и правоприменительной практики последних лет [14].

В научном сообществе возникли разногласия о правомерности отношения наук о Земле и медицинских наук к классу социально-экономических и общественных наук [15]. Существует также мнение, что более удобной является классификация, связанная с разделением по происхождению объектов научного исследования: природные объекты или созданные человеком [16].

При выборе названия первого класса можно использовать неологизмы «натурогенный» (созданный природой) или «биогенный» (созданный жизнью) по аналогии с существующим термином «антропогенный» (созданный человеком). Целесообразно применить объединяющий и широко распространённый термин «естественные науки». Тогда в состав этого класса помимо физико-математических, химических и биологических наук необходимо включить медицинские науки и науки о Земле. Эти отрасли по происхождению их предмета изучения в большей степени относятся к естественным наукам, чем к социально-экономическим и общественным.

Предметы изучения всех остальных отраслей науки могут быть названы в противоположность естественным наукам – искусственными или антропогенными. Таким образом, сами отрасли целесообразно отнести к классу антропогенных наук, которые, в свою очередь, можно разделить на виды по содержанию предмета научного исследования. Названия двух из них могут быть взяты из действующей номенклатуры (гуманитарные науки и социально-экономические и общественные науки), они являются общепринятыми, так как искусствоведение и культурология чаще называются гуманитарными науками.

Две отрасли – технические и сельскохозяйственные науки – следует отнести к одному виду, так как предмет их изучения также создан человеком. Природные объекты сельского хозяйства имеют природное происхождение, но преобразованы человеком и, собственно, являются предметом сельскохозяйственных наук, поскольку эти преобразования успешно продолжаются. Этот вид наук можно назвать «обеспечивающие», так как результаты исследований их объектов обеспечивают жизнедеятельность человека [17].

Психологические науки могут быть отнесены не только к классу социально-эко­номических и общественных (например, экономическая психология), но и естественнонаучных (например, психофизиология и клиническая психология) и даже технических (например, инженерная психология и эргономика) [18–20 и др.].

В табл. 2 приведена предлагаемая классификация отраслей наук исходя из естественного или антропогенного характера.

Таблица 2

Классификация отраслей наук

 

Вид

Отрасль науки

Класс естественных наук

Естественные науки

Биологические науки

Медицинские науки

Науки о Земле

Физико-математические науки

Химические науки

Класс антропогенных наук

Обеспечивающие науки

Сельскохозяйственные науки

Технические науки

Гуманитарные науки

Искусствоведение

Исторические науки

Культурология

Филологические науки

Философские науки

Социально-экономические науки

Педагогические науки

Политология

Психологические науки

Социологические науки

Экономические науки

Юридические науки

 

Дальнейшее совершенствование классификации может быть связано с постановкой разных целей и задач, особенно актуальных в формате согласования учебных и научных специальностей (направлений, профилей) [21, 22].

Следует привести в однозначное соответствие перечень представленных в табл. 2 18 отраслей науки с перечнем отраслей науки, по которым присуждаются ученые степени. Целесообразно организовать специальное исследование результатов работы отраслей науки, по которым присуждаются ученые степени. Например, специальности, объединенные в разделе «Психологические науки», которые носят междисциплинарный характер, и исследования могут претендовать на соискание ученых степеней по различным наукам, например:

19.00.01 Общая психология и история психологии (психологические и исторические науки).

19.00.02 Психофизиология (психологические и биологические науки).

19.00.03 Инженерная психология и эргономика (технические и психологические науки).

19.00.04 Медицинская психология (медицинские и психологические науки).

19.00.05 Социальная психология (социологическая и психологические науки).

………………………………………………………………………………………………….

19.00.14 Экономическая психология (экономические и психологические науки).

Необходимо определить в конкретных науковедческих исследованиях число диссертационных советов и защищенных диссертаций по каждой из зафиксированных в документе [23] отраслей науки. Как показано в работе [24], терминологическое обеспечение законодательства в этих областях нуждается в совершенствовании.

Как отмечено Б. Н. Гордоном, следует различать, например, безопасность объекта техносферы, относящуюся к техническим наукам, от техносферной безопасности человека, связанной с медицинскими и психологическими науками. Так, развитие науковедения способно корректировать законодательство в области промышленной безопасности совершенствованием терминологии [25].

В наших исследованиях показано, что стандарты нового поколения требуют прежде всего согласования учебных дисциплин с номенклатурой научных специальностей в процессе подготовки высококвалифицированных инженерных кадров [26–28 и др.].

Новый качественный уровень подготовки инженеров – профессионально компетентных, обладающих высоким уровнем интеллектуального развития, общей и профессиональной культуры, способных создавать и внедрять системы, изделия и технологии нового поколения,– определяется многими факторами. Среди них большое значение имеют инженерная педагогика и эргономика как отрасли научных знаний [29].

В настоящее время объективная потребность в дальнейшем развитии инженерной педагогики как никогда велика. Начало XXI в. ознаменовалось серьезными глобальными изменениями, радикальными общественными реформами, в том числе в области инженерного образования, системы подготовки инженерных кадров и профессорско-преподавательского состава. Инженерная педагогика разрабатывает методологию и технологии проектирования педагогических систем подготовки современных инженеров и преподавателей технических вузов [30], изучает закономерности, принципы функционирования и развития инновационного учебно-научно-про­изводственного процесса подготовки инженеров.

Специфичность методологии инженерной педагогики заключается в рассмотрении ее как учения о наиболее общих принципах и методах научно-познаватель­ного, научно-технического познания, как организации инновационной образовательной, научно-исследовательской, производственной и профессионально-педагогичес­кой деятельности в их взаимосвязи и взаимодействии [31].

Не меньшее значение в подготовке высококвалифицированных инженерных кадров имеет такая отрасль научного знания, как эргономика (ergon – работа, nomos – закон) [32, 33].

Эргономика как отрасль научного знания выделилась из инженерной психологии в самостоятельное научное направление. Если инженерная психология по номенклатурному перечню присуждения ученых степеней относится к психологическим наукам, то эргономика – к техническим. При этом один и тот же объект (деятельность) в инженерной психологии и эргономике рассматривается с разных позиций [34].

В технических вузах целесообразно создание кафедр инженерной педагогики и эргономики, которые должны формировать профессиональные компетенции будущих инженеров, связанные с выпуском конкурентоспособной эргономичной продукции [35].

Подготовка будущих создателей новой выпускаемой продукции начинается с федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. И здесь мы обнаруживаем, что в образовательных стандартах для технических направлений среди обязательных дисциплин нет именно тех, которые и должны научить студентов тому, как создавать конкурентоспособную продукцию [36].

Отсутствуют такие важные дисциплины, как например:

  1. Основы изобретательства и рационализации, или теория решения изобретательских задач.
  2. Эргономика или проектирование эргономичной продукции, или основы эргономики и дизайна.
  3. Техническая эстетика и художественное конструирование.

Существующее положение дел приведет к тому, что продукция отечественных предприятий будет конструктивно несовершенной, неудобной в использовании и неэстетичной, т. е. ничего не изменится – некому ее делать ни сейчас, ни потом. Отечественных инженеров и раньше не учили изобретательству, эргономике и технической эстетике. И именно поэтому продукция отечественной промышленности (системы, изделия, технологии) слабо конкурирует с мировыми аналогами.

В структуре ООП бакалавриата каждый учебный цикл имеет вариативную (профильную), устанавливаемую вузом часть. Но будут ли вузы усложнять себе жизнь, вводя дисциплины, которые могут научить изобретать, проектировать технику с эргономических позиций, с учетом эстетических потребностей, а не только технических? Вышеназванные дисциплины в готовом виде, как, например, сопротивление материалов, не существуют. Психология человека такова, что люди стараются облегчить себе жизнь, а не усложнять. Поэтому в вариативной части будут преподавать дисциплины, которые дадут «возможность расширения и/или углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей)», а не новые, необходимые в условиях рынка и конкурентной борьбы [37].

В проектно-конструкторской деятельности бакалавр, в частности, принимает «участие в составе коллектива исполнителей в разработке конструкторско-техничес­кой документации новых или модернизируемых образцов техники» [38]. Отечественным инженерам нужны знания по изобретательству, эргономике и эстетике. Иначе на российском и мировом рынке мы так и не увидим конкурентоспособные автомобили, тракторы, мотоциклы конструктивно совершеннее, комфортабельнее, эстетичнее, чем импортные [39].

В новых образовательных стандартах заложена неконкурентоспособность продукции отечественной промышленности. Эти стандарты – подкоп под будущее России, и они должны быть пересмотрены [40].

Помимо пересмотра образовательных стандартов необходимо повышать и качество подготовки профессорско-преподавательского состава инженерных вузов [41–43 и др.].

Формирование и развитие интегрированной системы психолого-педагогических и профессиональных компетентностей преподавателей инженерных вузов является центральной задачей инженерной педагогики.

Основными категориями инженерной педагогики выступают образование, воспитание и обучение, которые в системе подготовки и повышения квалификации должны наполниться новым содержанием и стать профессионально направленными, с учетом особенностей направлений и профилей подготовки будущих инженерных кадров.