Full text

Образование – «процесс усвоения знаний, обучение, просвещение» [1]. В обширном смысле слова образование – процесс или продукт формирования ума, характера и физических способностей личности. В техническом смысле образование – это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передает свое культурное наследие – накопленное знание, ценности и навыки – от одного поколения другому [между поколениями].

Образование подразумевает в основном обучение учеников учителем, а в высших учебных заведениях – студентов преподавателем. Обучение может состоять в обучении письму, чтению, математике, русскому языку, русской литературе, географии, а также другим наукам.

Преподаватель вузов и ссузов может учить только своему предмету. Имеется в виду преподавание профессиональных навыков, например вождения. А существует еще и самообразование, например, через Интернет, книги, журналы, дистанционное обучение, обучение на дому и т. д., посещение музеев, архивов, библиотек, а также личный опыт.

Пифагор отмечал, что образование можно и разделить с другим человеком, и, дав его другому, самому не утратить его, вообще именно образованием отличаются люди от животных, эллины – от варваров, свободнорожденные – от рабов, философы – от простых людей. Русское слово «образование» заключает в себе напоминание об «образе» – греч. μόρφωσις (или пайдейя), что означает приведение чего-то к определенной форме, μορφή (лат. аналог – forma).

В настоящее время право на образование подтверждено национальными и международными правовыми актами, например Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым ООН в 1966 г.

«Осознание возможностей использования обязательного образования как средства обезличивания человека вызвало в демократическом обществе развитие движения за негосударственное и даже семейное образование, за большую долю курсов по ответственному выбору учащегося (при участии родителей и педагогов) в программе средних общеобразовательных школ (то есть после окончания начальной школы), поддержку самообразования, непрерывного образования в течение всей деятельной жизни человека (по мере возникновения образовательной потребности), внешкольного, дистанционного и дополнительного образования и т. п.» [2].

Право на образование имеет большое значение. Оно входит в международные (и, в частности, европейские) стандарты прав человека, что нашло свое отражение в ч. 1 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека (1948): «Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого» [3]. Ч. 1 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966) гласит: «Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на образование. Они соглашаются, что образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и создание ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам. Они далее соглашаются в том, что образование должно дать возможность всем быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами и содействовать работе Организации Объединенных Наций по поддержанию мира» [4]. В ст. 14 Хартии Европейского Союза об основных правах (2000) написано: «Каждый человек имеет право на образование, а также право на доступ к системе профессионального обучения и повышения квалификации. Данное право включает в себя возможность бесплатно получать обязательное образование. Свобода создания образовательных учреждений при соблюдении демократических принципов, а также право родителей определять характер образования и обучения своих детей в соответствии со своими религиозными, философскими и педагогическими взглядами обеспечивается согласно национальным законам, которые регулируют осуществление этих прав» [5].

В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации «каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования» [6].

Конституционное закрепление права на образование – важнейшая предпосылка политического, экономического, социального и духовного развития общества. Под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравст­венного, творческого, физического и/или профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет, что одним из основополагающих принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования. Реализация права на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровней и направленности в течение всей жизни. Данным законом предусматривается возможность получения общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения, обеспечивающих возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесены организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

В развитие конституционного права на получение бесплатного высшего образования Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует получение на конкурсной основе высшего образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях бесплатно в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Второе и последующее высшее образование можно получить на платной основе – как в государственном, так и в негосударственном учебном заведении. Организация предоставления высшего образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение на конкурсной основе бесплатно высшего образования, относится к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования. Федеральные государственные органы вправе обеспечивать в федеральных государственных образовательных организациях организацию предоставления общедоступного и бесплатного общего и среднего профессионального образования.

В современных геополитических условиях формирования единой Европы стала очевидной необходимость в сближении образовательных стандартов и параметров европейских стран при условии сохранения высокого уровня качества образования.

Совместная декларация министров образования европейских стран, принятая в Италии в г. Болонья 19 июня 1999 г. (Болонская конвенция), провозгласила в качестве общих целей «введение в действие системы легко понимаемых и сопоставимых академических квалификаций; внедрение Общеевропейского приложения к диплому о высшем образовании для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования; переход на двухуровневую систему подготовки – бакалавр (undergraduate) и магистр (graduate); введение системы кредитов по типу ECTS (европейская система зачетных единиц), рассматриваемой в качестве средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности». В сентябре 2003 г. Россия официально присоединилась к Болонской конвенции. В связи с этим в настоящее время в Российской Федерации установлены следующие уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование; высшее образование – бакалавриат; высшее образование – специалитет, магистратура; высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.

Конституционное закрепление обязательности основного общего образования включает в себя обязанность государственных органов и органов местного самоуправления предоставить возможность получения детьми такого образования и обязанность родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить своим детям получение основного общего образования.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 № 10-П «субъекты РФ могут установить общедоступность и бесплатность не только основного общего и среднего профессионального образования, гарантированных Конституцией, но и общедоступность и бесплатность среднего (полного) общего образования, поскольку такая норма в соответствии с целями социального государства дополнительно гарантирует более широкие возможности для несовершеннолетних, которые хотели бы продолжить свое обучение».

Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к структуре основных образовательных программ; условиям их реализации, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим; результатам освоения основных образовательных программ.

В Российской Федерации образование может быть «получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне таких организаций в форме семейного образования и самообразования. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения» [7].

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», ст. 2, ч. 1, «образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».

Право на образование анализируется как конституционное, основное, естественное право человека. Российское государство, исходя из исключительной значимости образования для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала страны, в законе провозгласило область образования приоритетной. В Российском Федерации вышел Указ Президента РСФСР от 11 июля 1991 г. «О первоочередных мерах по развитию образования в Российской Федерации» [8]. В соответствии с этим указом предусмотрен целый комплекс организационных и правовых мер, направленных на укрепление материально-технической и социальной базы образовательных учреждений и на повышение уровня государственной социальной защиты работников сферы образования, учащихся, студентов, аспирантов.

Право каждого человека на образования закреплено во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. в п. 1 ст. 26: «Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого» [9]. Это право также закреплено в ст. 13 международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.: «Образование можно оценивать как долгосрочный ресурс национального и регионального развития, ориентированный на будущее, воспроизводящий и развивающий человеческий потенциал применительно к условиям завтрашнего дня».

Важным в условиях многонационального Российского государства является и положение о том, что «граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования». С учетом общих принципов языковой политики в этой сфере, закрепленных в Законе РСФСР от 25 октября 1991 г. «О языках народов РСФСР», определяется: «Это право граждан обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также условий для их функционирования. Государство оказывает также содействие в подготовке специалистов для реализации образовательного процесса на языках народов Российской Федерации, не имеющих своей государственности» [10].

Таким образом, конституционное право гражданина Российской Федерации на образование имеет большое значение для граждан Российской Федерации.