Full text

В связи с политической обстановкой в стране с российского рынка ушла большая часть зарубежных конкурентов и отечественные изготовители товаров вступили в жёсткую борьбу ради потребителя – конкуренция на рынке в разы возросла. Как показывает опыт, чаще всего выигрывает тот, кто в первую очередь акцентирует свое внимание на инновационной деятельности. Ничто так не заставляет руководителя сосредоточиться на инновационных идеях, как осознание того, что производимые товары могут потерять актуальность в ближайшем будущем. Именно инновации являются основополагающим фактором удачной производственной деятельности любого предприятия, ибо с каждым разом возрастает потребность заинтересовать потребителя. К тому же большинству отечественных предприятий, в частности, пищевой промышленности уже давно требуется модернизация.

Особый интерес вызывают инновации, реализуемые в пищевой промышленности, как наиболее успешные и в большей степени организованные [1]. Благодаря стремительной оборотоспособности и непрерывному спросу на продукты первой необходимости возникли подходящие условия для накопления средств и направления их на обновление центральных фондов, увеличения ассортимента производимых товаров, применения новых технологий. Итогом нововведений стало улучшение качества продукции, ее состава.

Осуществление инновационной деятельности на пищевых предприятиях предусматривает постоянное обновление и пополнение видов продукции. К идее постоянного изменения производимых товаров руководство предприятий идет через изменения в технологии (приобретение оснащения), через разработку и введение новой рецептуры продукции, рост срока материализации продукции, использование новых упаковочных материалов и т. п. [2]

Процесс организации и реализации инновационной деятельности рекомендуется рассмотреть на примере ОАО «Васильевский хлебозавод», производящего отнюдь не инновационный продукт питания – хлеб и хлебобулочные изделия. Предприятие основано в 1928 г. и функционирует по сей день. В настоящее время ОАО «Васильевский хлебозавод» ориентируется на жителей г. Казани и Зеленодольского района.

Главной целью ОАО «Васильевский хлебозавод» является внедрение технологий с целью последующего перспективного развития и повышения прибыли, дальнейшее совершенствование с помощью новых инновационных внедрений. Ориентация на инновационное развитие позволит заводу нарастить мощности и увеличить объём выпускаемой продукции, а также расширить ассортимент [3, 4]. Одним из направлений в достижении главной цели завода является запуск новой печи в хлебобулочном цехе, которая позволит увеличить объём выпекаемой продукции на 30–40%. Строительство нового корпуса для кондитерского производства позволит вдвое увеличить объём, ассортимент и рентабельность производства. Для расширения ассортимента в ОАО «Васильевский хлебозавод» освоен выпуск элитных хлебов с использованием новых видов сырья.

За инновационную деятельность на предприятии отвечают два основных подразделения: служба главного инженера и дирекция по будущему перспективному развитию (далее – ДПР). Основное подразделение, ответственное за нынешнюю инновационную деятельность, входящее в службу главного инженера, – это управление инновационной деятельностью (далее – УИД). В работе УИД рационально разделение инновационной деятельности на «стратегическую» и «текущую». Работа по этим направлениям ведется совместно с дирекцией по перспективному развитию, все решения принимаются распоряжающейся компанией.

В таблице представлен ряд принципиальных различий и общность в процессах разработки и реализации инновационных и инвестиционных проектов между УИД и ДПР.

 

Особенности оценки инновационных и инвестиционных проектов [5] УИД и ДПР

 

Классификационные приметы

Проекты

Дирекция по перспективному развитию

Управление инновационной

деятельностью

Инвестиционные

Инновационные

Стадии реализации

Выбор политики инвестиционного формирования

Выбор политики инновационного формирования

Формирование проектно-сметной документации

Приобретение новых научных знаний.

Образование прототипа.

Формирование технологии, способов, методов производства.

Обеспечение патентно-лицензионной охраны

Создание бизнес-плана

Использование объекта

 

Продажа лицензий

Меры результативности и отбора

Оценка эффективности:

– проекта целиком (в том числе публичные, общественные, экологические и др.);

– участия в проекте (в том числе бюджетные, платные и другие денежные результаты)

Подбор инноваций, владеющих:

– патентно-лицензионной чистотой;

– принципиальной новизной и большой конкурентоспособностью;

– вероятностью формирования новейшей научно-технической платформы;

– производственной научно-технической применимостью

 

Инновационные проекты УИД отбираются в основном по внешним показателям народнохозяйственной, бюджетной и коммерческой эффективности, при этом остаются без внимания внутренние экономические условия реализуемости инноваций и не рассматривается влияние нововведений на эффективность их развития [6].

Для анализа индексов и проблем инновационной деятельности использовались сведения по общезаводским расходам за период 2009­–2013 гг. Общезаводские расходы охватывают четыре вида расходов (затраты на управление предприятием, общехозяйственные затраты в целом по хлебозаводу, затраты на страхование и на выплату налогов).

В составе общехозяйственных расходов были выделены расходы, сопряженные с исполнением инновационной деятельности. На рис. 1 представлено устройство общезаводских расходов с выделением в них расходов на инновационную деятельность за 2009–2013 гг., где А-затраты приходятся на научно-техническую информацию; Б‑затраты – на НИОКР; В-затраты – на новаторство и рационализацию; Г-затраты – на обеспечение научного персонала.

 

 

 

Рис. 1. Структура расходов на ИД в 2009–2013 гг.

 

В целом затраты на инновационную деятельностьв 2010 г.уменьшились согласно сопоставлению с 2009 г., однако далее прослеживается ежегодный рост.Расходы на научный персоналимеют тенденцию к увеличению. Расходы на НИОКР и рационализацию и изобретательствоменялись по разным направлениям. Расходына научно-техническую информацию значительноснизились за рассматриваемый период времени.Этим обоснованыи изменения в устройстве: расходы на НИОКР,в 2013 г.занимающие максимальную долю, в предшествующих годах занимают второе место после расходов на обеспечение научного персонала.

 

Рис. 2. Динамика объемов производства новых видов продукции в натуральном выражении

 

Следует отметить, что наибольшее число разновидностей и тонн новой продукции приходится на 2010 г.

В стоимостном выражении прослеживается рост объемов производства новой продукции в 2013 г., исключая 2011 г.: тогда выпускаемое количество новой продукции было минимальным. Это год можно охарактеризовать как наименее успешный. Помимо увеличения производства новой продукции, в разы возросла и отгрузка новых товаров на сбыт (также исключая 2011 г.). В 2012 г. практически весь объем новой продукции был экспортирован. В целом существенная величина доли экспорта новой продукции даёт возможность судить о степени качества и о востребованности данных изделий. Доля новых видов продукции в общем объеме представлена на рис. 3. Ее максимальное значение приходится на 2010 г., минимальное – на 2011 г. Новые виды продукции осваиваются на хлебозаводе недостаточно устойчиво. Хорошим примером стал 2011 г., в котором был освоен только один вид новой продукции и в небольшом объеме. Однако уже в 2013 г. виден явный прогресс: ассортимент продукции увеличился на четыре вида.

 

 

 

Рис. 3. Доля новой продукции в общем объеме производства

Благодаря политике инновационной деятельности за прошедший год удалось реализовать следующие инновационные проекты:

-          внедрение на ОАО «Васильевский хлебозавод» нового способа формирования хлебной продукции;

-          использование установки «ковш-печь» при подготовке теста;

-          введение автоматизированной системы управления процессом приготовления теста;

-                    приспособление для керамической наплавки для ведения горячего ремонта печей;

-                    разработка системы технической диагностики на ОАО «Васильевский хлебозавод»;

-          реализация методов утилизации твердых бытовых и промышленных отходов пищевого изготовления.

Основными причинами, мешающими инновациям в 2013 г., являются недостаток финансовых средств, значительная стоимость нововведений, неразвитость управления инновационным развитием, высокий экономический риск, большое время окупаемости нововведений.

Главными факторами, сдерживающими инновационную деятельность ОАО «Васильевский хлебозавод», является нехватка финансовых средств, отсутствие и изношенность оборудования. Все инвестиционные проекты, ориентированные на инновации, руководство завода реализует за счёт собственных финансовых средств.

Основной проблемой ОАО «Васильевский хлебозавод» является отсутствие отдела по инновационным проектам, а также системы их развития. Также на предприятии нет системы мотивации персонала к инновационной деятельности, например, поощрение рационализаторских предложений и широкопрофильных специалистов, которые внесли вклад в научно-техническое развитие завода.