Full text

Железнодорожный транспорт становится самым популярным видом транспорта. Рельсовые пути охватывают все пространство Российской Федерации. В будущем железнодорожный транспорт должен быть ведущим видом транспорта по качеству предоставляемых услуг, экономической производительности и природоохранной сохранности при транспортировке груза и пассажироперевозках. В России такой транспорт представлен ОАО «Российские железные дороги».

ОАО «РЖД» – это самая крупная монополистическая компания, системообразующий элемент российской экономики, а также часть транспортной системы страны, которая осуществляет более 40% грузооборота и 35% пассажирооборота в Российской Федерации.

Преобразования, проводимые в железнодорожной отрасли, изменяют устройство управления ее работой. На сегодняшний день в компании развиваются все уровни управления, требуемые рынком транспортных услуг, и безопасного функционирования ОАО «РЖД»

Для таких изменений важны новые цели и стратегии функционирования, задачи и эффективное управление компанией, которые основаны на инновационном развитии. Инновационное развитие ОАО «РЖД» осуществляется в соответствии с задачами, которые поставлены:

  1. Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г., утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2008 г. № 887-р;
  2. стратегическими назначениями научно-технического развития ОАО «РЖД» на период до 2015 г. (Белая книга ОАО «РЖД»);
  3. Концепцией единой технической политики холдинга «РЖД» [1].

Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г. подразумевает строительство новых железнодорожных линий, в том числе в условиях многолетнемерзлых грунтов.

Для достижения целей предполагается создать национальный центр, в котором будут проводиться испытания деталей транспортных конструкций в различных климатических условиях, а также будет формироваться система испытаний в нашей стране. Данный комплекс будет способен обеспечить предоставление уникальных услуг российским и зарубежным компаниям.

Создание национального центра позволит сократить объемы эксплуатационных испытаний поездов, проводить испытания на современном оборудовании, а также определять характеристики сопротивления усталости и выносливости прогнозирования безаварийной службы конструкций в течение заданного срока службы.

Проведенные исследования будут направлены:

-          на оценку динамических характеристик транспортных систем железной дороги;

-          прогноз контроля при строительстве и эксплуатации железной дороги, покрытии автомобильных дорог и аэродромов, обеспечении их безопасности;

-          выявление оснований создания проблемных мест, разработку и контроль технологий их устранения;

-          установление взаимодействий движущихся объектов [2].

Второй пункт инновационного развития ОАО «РЖД» – стратегические направления ОАО «Российские железные дороги» до 2015 г., которые представлены в таблице.

 

Стратегические направления ОАО «Российские железные дороги» до 2015 г.

 

Стратегические

направления

Функциональные направления

Управление перевозочным процессом и транспортной логистикой

1)   Осуществление технологий поставки груза в указанное местоположение и в точное время;

2)   рост производительности перевозочного процесса;

3)   создание плана, в котором заключаются технологии движения грузовых поездов по расписаниям;

4)   упрощение действий по оформлению документов и расчетов

Инфраструктура

1)   Развитие перевозочной инфраструктуры;

2)   нормативно-методическая основа для того, чтобы:

-      подсчитать параметры прочности, безопасности и риска;

-      создать высококачественную продукцию;

-      усовершенствовать строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей [3];

3)   использование более качественных материалов и конструкций;

4)   комплексная диагностика инфраструктуры

Подвижной состав

1)   Нормативно-методическая основа с целью контролирования жизненного цикла подвижного состава;

2)   использование новейших материалов и конструкций для ремонтных работ и производства;

3)   рост нагрузки на колесную пару;

4)   повышение скорости

Обеспечение безопасности движения поездов, уменьшение чрезвычайных ситуаций

1)   Автоматизирование функций, обеспечивающее безопасность сис­тем управления, для контроля движений поездов;

2)   электромагнитная совместимость технических средств;

3)   минимальное количество сбоев в работе АЛС;

4)   диагностика подвижного состава;

5)   автоматизированное управление состояния подвижного состава

Рост надежности работы

Разработка и внедрение технологии, целью которых является управление ресурсами и рисками

Высокоскоростное движение и инфраструктура

1)    Условия и нормативы для высокоскоростного движения;

2)    обеспечение безопасного движения на магистралях и управление им;

3)    нормативная основа скоростной инфраструктуры и способ организации диагностики подвижного состава;

4)    качественные материалы для подвижного состава

Управление качеством

1)   Качество предоставляемых услуг;

2)   максимальная безопасность движения поездов;

3)   минимальные затраты;

4)   формирование кадрового потенциала;

5)   внедрение управления качеством

Рост экономической эффективности основной деятельности

1)   Рост производительности труда;

2)   развитие перевозочного процесса;

3)   снижение стоимости продукции на транспортную составляющую;

4)   сбережение ресурсов;

5)   разработка экономических мер безопасности транспортирований

Рост энергетической эффективности основной деятельности

1)   Энерогоэффективные технологии для контроля перевозочного процесса;

2)   необходимость потреблять высокоэкономичные средства световой сигнализации и освещения;

3)   усовершенствование организаций управления энергетическими ресурсами

Защита окружающей среды

1)   Осуществление экологической стратегии;

2)   внедрение инновационных технологий, чтобы осуществить охрану атмосферного воздуха, водных ресурсов, минимальных выбросов парниковых газов, шумовых влияний;

3)   осуществление инвестиционных планов экологического назначения;

4)   развитие природоохранной деятельности [4]

Организация технического регулирования

1)   Формирование порядка технического регулирования на железных дорогах;

2)   соответствие требованиям используемых государственных стандартов;

3)   применение стандартов и использование их в качестве новых достижений;

Внедрение спутниковых технологий

1)   Внедрение спутниковых технологий с целью управления движением поездов;

2)   регулирование движения с применением спутниковых навигационных технологий;

3)   внедрение спутниковых технологий контроля и управления железнодорожными транспортировками особых грузов;

4)   использование спутниковых технологий при проведении путевых работ;

5)   внедрение цифровых моделей пути (ЦМП)

 

В рамках указанных направлений с целью обеспечения технологического развития ОАО «РЖД» до 2015 г. главными считаются:

-          совершенствование железнодорожной инфраструктуры, которое дает возможность повысить пропускную способность железнодорожных линий, усовершенствовать транспортные связи и сделать возможным повышение конкурентоспособности страны;

-          формирование технологической платформы «Высокоскоростной интеллектуальный железнодорожный транспорт» на основе цифровых и спутниковых технологий;

-          оптимизация применения подвижного состава и инфраструктуры, формирования конкурирующих транспортных механизмов и услуг;

-          разработка подвижного состава и инфраструктуры с целью организации тяжеловесного движения;

-          организация и осуществление требований к подвижному составу, инфраструктуре, безопасности, эксплуатационной готовности на основе контрактов с поставщиками.

Третий пункт задач инновационного развития – «Концепция единой технической политики холдинга “Российские железные дороги”», являющегося первой ступенью построения системы единой промышленной единой промышленной политики холдинга «Российские железные дороги».

Концепция ориентирована на решение следующих проблем:

1)     рост конкуренции ОАО «РЖД» с транспортными и авиационными компаниями;

2)     соблюдение условий нормативно-законодательной основы Российской Федерации в области технического регулирования производственной деятельности;

3)     осуществление на практике единой политики холдинга «Российские железные дороги»;

4)     подходы к обеспечению подвижного состава и использование технических средств.

 

Настоящая концепция:

1)     устанавливает цели и задачи технической политики;

2)     организует анализ инновационных решений, улучшение технических средств, технологий, предметов инфраструктуры;

3)     распределяет функции технической политики;

4)     формирует систему управления технической политики и способы построения организационной структуры.

Положения настоящей концепции могут быть изменены после рассмотрения инженерного потенциала и прогноза подразделений, которые участвуют в формировании технической политики компании «Российские железные дороги». На втором этапе работ будет проведена оценка работы этих подразделений [5].

Метод развития инновационной стратегии ОАО «РЖД», от постановки целей и установления задач до создания механизмов их реализации, представлен:

1)     в направлениях решений задач.

Организация рынка инноваций:

-          ресурсное обеспечение развития науки и технологий;

-                    оптимизация структуры научно-исследовательских и опытно-конструктор­ских работ;

-          создание проверочной базы;

-          создание инновационной инфраструктуры;

-          развитие науки и объединение ее с производством;

2)     системах осуществления инновационной стратегии.

Формирование научно-технических приоритетов:

-          правовое обеспечение инновационной деятельности;

-          формирование организации финансирования инновационной деятельности;

-          развитие научно-технического прогнозирования;

-          анализ и защита интеллектуальной собственности;

-          развитие конкурентных взаимоотношений между научными организациями.

Решениями cовета директоров ОАО «РЖД» от 27 апреля 2010 г. установлены основные принципы научно-технической модернизации и инновационного формирования компании:

-          рост энергоэффективности ресурсосберегающих технологий;

-          организация транспортно-логистических концепций, включая скоростное и высокоскоростное движение;

-          формирование организаций управления перевозочным процессом на основе передовых цифровых телекоммуникационных и спутниковых технологий;

-          развитие подвижного состава и объектов инфраструктуры в соответствии с требованиями мировых стандартов.

Таким образом, стратегической целью инновационного развития ОАО «РЖД» является эффективное развитие конкурентоспособности транспортного бизнеса в рамках мирового рынка на основе достижения результатов при росте инноваций и качества, а также надежности транспортировки.

Данная стратегия вырабатывает совокупность задач и способов для технических и организационных операций по поиску и внедрению инноваций, которые направлены на обеспечение конкурентоспособности фирмы.

Инновационная стратегия, в условиях происходящих изменений макроэкономических показателей, – это эффективный инструмент перспективного управления инновационной деятельностью железных дорог.