Железнодорожный транспорт становится самым популярным видом транспорта. Рельсовые пути охватывают все пространство Российской Федерации. В будущем железнодорожный транспорт должен быть ведущим видом транспорта по качеству предоставляемых услуг, экономической производительности и природоохранной сохранности при транспортировке груза и пассажироперевозках. В России такой транспорт представлен ОАО «Российские железные дороги».
ОАО «РЖД» – это самая крупная монополистическая компания, системообразующий элемент российской экономики, а также часть транспортной системы страны, которая осуществляет более 40% грузооборота и 35% пассажирооборота в Российской Федерации.
Преобразования, проводимые в железнодорожной отрасли, изменяют устройство управления ее работой. На сегодняшний день в компании развиваются все уровни управления, требуемые рынком транспортных услуг, и безопасного функционирования ОАО «РЖД»
Для таких изменений важны новые цели и стратегии функционирования, задачи и эффективное управление компанией, которые основаны на инновационном развитии. Инновационное развитие ОАО «РЖД» осуществляется в соответствии с задачами, которые поставлены:
- Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г., утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2008 г. № 887-р;
- стратегическими назначениями научно-технического развития ОАО «РЖД» на период до 2015 г. (Белая книга ОАО «РЖД»);
- Концепцией единой технической политики холдинга «РЖД» [1].
Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г. подразумевает строительство новых железнодорожных линий, в том числе в условиях многолетнемерзлых грунтов.
Для достижения целей предполагается создать национальный центр, в котором будут проводиться испытания деталей транспортных конструкций в различных климатических условиях, а также будет формироваться система испытаний в нашей стране. Данный комплекс будет способен обеспечить предоставление уникальных услуг российским и зарубежным компаниям.
Создание национального центра позволит сократить объемы эксплуатационных испытаний поездов, проводить испытания на современном оборудовании, а также определять характеристики сопротивления усталости и выносливости прогнозирования безаварийной службы конструкций в течение заданного срока службы.
Проведенные исследования будут направлены:
- на оценку динамических характеристик транспортных систем железной дороги;
- прогноз контроля при строительстве и эксплуатации железной дороги, покрытии автомобильных дорог и аэродромов, обеспечении их безопасности;
- выявление оснований создания проблемных мест, разработку и контроль технологий их устранения;
- установление взаимодействий движущихся объектов [2].
Второй пункт инновационного развития ОАО «РЖД» – стратегические направления ОАО «Российские железные дороги» до 2015 г., которые представлены в таблице.
Стратегические направления ОАО «Российские железные дороги» до 2015 г.
Стратегические направления |
Функциональные направления |
Управление перевозочным процессом и транспортной логистикой |
1) Осуществление технологий поставки груза в указанное местоположение и в точное время; 2) рост производительности перевозочного процесса; 3) создание плана, в котором заключаются технологии движения грузовых поездов по расписаниям; 4) упрощение действий по оформлению документов и расчетов |
Инфраструктура |
1) Развитие перевозочной инфраструктуры; 2) нормативно-методическая основа для того, чтобы: - подсчитать параметры прочности, безопасности и риска; - создать высококачественную продукцию; - усовершенствовать строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей [3]; 3) использование более качественных материалов и конструкций; 4) комплексная диагностика инфраструктуры |
Подвижной состав |
1) Нормативно-методическая основа с целью контролирования жизненного цикла подвижного состава; 2) использование новейших материалов и конструкций для ремонтных работ и производства; 3) рост нагрузки на колесную пару; 4) повышение скорости |
Обеспечение безопасности движения поездов, уменьшение чрезвычайных ситуаций |
1) Автоматизирование функций, обеспечивающее безопасность систем управления, для контроля движений поездов; 2) электромагнитная совместимость технических средств; 3) минимальное количество сбоев в работе АЛС; 4) диагностика подвижного состава; 5) автоматизированное управление состояния подвижного состава |
Рост надежности работы |
Разработка и внедрение технологии, целью которых является управление ресурсами и рисками |
Высокоскоростное движение и инфраструктура |
1) Условия и нормативы для высокоскоростного движения; 2) обеспечение безопасного движения на магистралях и управление им; 3) нормативная основа скоростной инфраструктуры и способ организации диагностики подвижного состава; 4) качественные материалы для подвижного состава |
Управление качеством |
1) Качество предоставляемых услуг; 2) максимальная безопасность движения поездов; 3) минимальные затраты; 4) формирование кадрового потенциала; 5) внедрение управления качеством |
Рост экономической эффективности основной деятельности |
1) Рост производительности труда; 2) развитие перевозочного процесса; 3) снижение стоимости продукции на транспортную составляющую; 4) сбережение ресурсов; 5) разработка экономических мер безопасности транспортирований |
Рост энергетической эффективности основной деятельности |
1) Энерогоэффективные технологии для контроля перевозочного процесса; 2) необходимость потреблять высокоэкономичные средства световой сигнализации и освещения; 3) усовершенствование организаций управления энергетическими ресурсами |
Защита окружающей среды |
1) Осуществление экологической стратегии; 2) внедрение инновационных технологий, чтобы осуществить охрану атмосферного воздуха, водных ресурсов, минимальных выбросов парниковых газов, шумовых влияний; 3) осуществление инвестиционных планов экологического назначения; 4) развитие природоохранной деятельности [4] |
Организация технического регулирования |
1) Формирование порядка технического регулирования на железных дорогах; 2) соответствие требованиям используемых государственных стандартов; 3) применение стандартов и использование их в качестве новых достижений; |
Внедрение спутниковых технологий |
1) Внедрение спутниковых технологий с целью управления движением поездов; 2) регулирование движения с применением спутниковых навигационных технологий; 3) внедрение спутниковых технологий контроля и управления железнодорожными транспортировками особых грузов; 4) использование спутниковых технологий при проведении путевых работ; 5) внедрение цифровых моделей пути (ЦМП) |
В рамках указанных направлений с целью обеспечения технологического развития ОАО «РЖД» до 2015 г. главными считаются:
- совершенствование железнодорожной инфраструктуры, которое дает возможность повысить пропускную способность железнодорожных линий, усовершенствовать транспортные связи и сделать возможным повышение конкурентоспособности страны;
- формирование технологической платформы «Высокоскоростной интеллектуальный железнодорожный транспорт» на основе цифровых и спутниковых технологий;
- оптимизация применения подвижного состава и инфраструктуры, формирования конкурирующих транспортных механизмов и услуг;
- разработка подвижного состава и инфраструктуры с целью организации тяжеловесного движения;
- организация и осуществление требований к подвижному составу, инфраструктуре, безопасности, эксплуатационной готовности на основе контрактов с поставщиками.
Третий пункт задач инновационного развития – «Концепция единой технической политики холдинга “Российские железные дороги”», являющегося первой ступенью построения системы единой промышленной единой промышленной политики холдинга «Российские железные дороги».
Концепция ориентирована на решение следующих проблем:
1) рост конкуренции ОАО «РЖД» с транспортными и авиационными компаниями;
2) соблюдение условий нормативно-законодательной основы Российской Федерации в области технического регулирования производственной деятельности;
3) осуществление на практике единой политики холдинга «Российские железные дороги»;
4) подходы к обеспечению подвижного состава и использование технических средств.
Настоящая концепция:
1) устанавливает цели и задачи технической политики;
2) организует анализ инновационных решений, улучшение технических средств, технологий, предметов инфраструктуры;
3) распределяет функции технической политики;
4) формирует систему управления технической политики и способы построения организационной структуры.
Положения настоящей концепции могут быть изменены после рассмотрения инженерного потенциала и прогноза подразделений, которые участвуют в формировании технической политики компании «Российские железные дороги». На втором этапе работ будет проведена оценка работы этих подразделений [5].
Метод развития инновационной стратегии ОАО «РЖД», от постановки целей и установления задач до создания механизмов их реализации, представлен:
1) в направлениях решений задач.
Организация рынка инноваций:
- ресурсное обеспечение развития науки и технологий;
- оптимизация структуры научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- создание проверочной базы;
- создание инновационной инфраструктуры;
- развитие науки и объединение ее с производством;
2) системах осуществления инновационной стратегии.
Формирование научно-технических приоритетов:
- правовое обеспечение инновационной деятельности;
- формирование организации финансирования инновационной деятельности;
- развитие научно-технического прогнозирования;
- анализ и защита интеллектуальной собственности;
- развитие конкурентных взаимоотношений между научными организациями.
Решениями cовета директоров ОАО «РЖД» от 27 апреля 2010 г. установлены основные принципы научно-технической модернизации и инновационного формирования компании:
- рост энергоэффективности ресурсосберегающих технологий;
- организация транспортно-логистических концепций, включая скоростное и высокоскоростное движение;
- формирование организаций управления перевозочным процессом на основе передовых цифровых телекоммуникационных и спутниковых технологий;
- развитие подвижного состава и объектов инфраструктуры в соответствии с требованиями мировых стандартов.
Таким образом, стратегической целью инновационного развития ОАО «РЖД» является эффективное развитие конкурентоспособности транспортного бизнеса в рамках мирового рынка на основе достижения результатов при росте инноваций и качества, а также надежности транспортировки.
Данная стратегия вырабатывает совокупность задач и способов для технических и организационных операций по поиску и внедрению инноваций, которые направлены на обеспечение конкурентоспособности фирмы.
Инновационная стратегия, в условиях происходящих изменений макроэкономических показателей, – это эффективный инструмент перспективного управления инновационной деятельностью железных дорог.