Согласно результатам статистики, за последние двадцать лет в России наблюдается процесс ускоренной автомобилизации, что приводит к росту количества автомобилей в нашей стране. Однако россияне имеют в личном пользовании автомобилей намного меньше, чем граждане развитых стран. На сегодняшний день уровень автомобилизации составляет 317 автомобилей на 1000 россиян. В 1997 г. уровень автомобилизации составлял 119 автомобилей на 1000 граждан. Таким образом, за последние двадцать лет уровень автомобилизации вырос почти в три раза.
В различных регионах России этот процесс не является равномерным. Выше всего уровень автомобилизации в Приморском крае (572 машины на 1000 жителей), в Камчатском крае (458 автомобилей). Высокий уровень автомобилизации в данных регионах обусловлен порядком ввоза подержанных автомобилей из Азии и Японии. Реальный уровень автомобилизации – на уровне средних российских показателей – 300–350 автомобилей на 1000 жителей [1].
В крупных городах процесс автомобилизации сдерживает недостаточное количество парковочных мест, высокая нагрузка на автомагистрали, что создает трудности передвижения по улицам. Препятствием для автомобилизации во многих регионах России является низкий уровень доходов населения.
Согласно прогнозам аналитиков, уровень автомобилизации в России в ближайшее десятилетие будет увеличиваться и достигнет показателей европейских стран – 400 автомобилей на 1000 жителей. Естественной границей роста автомобилизации является обеспеченность автомобилями на уровне 800 на 1000 жителей. В настоящее время этот показатель достигнут в США, немногим меньше он в Исландии и в Италии. В некоторых государствах наблюдается снижение уровня автомобилизации, что вызвано высокими затратами на содержание автомобилей и трудностями их эксплуатации в современных мегаполисах [2].
Следует отметить, что процесс автомобилизации – это весьма сложное и противоречивое явление, которое имеет множество экономических, социальных, экологических последствий. Данные противоречия отражаются на уровне общественного сознания.
Цель исследования состоит в изучении мнений тольяттинцев относительно значения автомобилей в их повседневной жизни.
Модель эмпирического исследования
В декабре 2010 и 2015 гг. кафедра социологии Тольяттинского госуниверситета провела анкетирование горожан Тольятти с целью изучения мнений относительно роли легковых автомобилей отечественного производства в их жизни. В 2010 г. было опрошено 793 человека в 2015 г. – 597 человек. Данные обрабатывались при помощи программы SPSS-20. Мужчины и женщины представлены примерно в равном отношении: 53% и 47% соответственно. По возрастным характеристикам респонденты также разделены на две группы: в возрасте от 18 до 40 лет – 51% (от 18 до 30 лет – 26% и от 31 до 40 лет – 25%) и в возрасте старше 41 года – 49%.
Подобная модель выборки позволяет проверять гипотезы относительно различий мнений респондентов в зависимости от гендерных признаков, а также в зависимости от возрастных критериев респондентов. Категория респондентов в возрасте до 40 лет в меньшей степени, чем категория людей старшего возраста, испытывает влияние традиций советского общества и в большей степени ориентирована на западные ценности и стереотипы поведения, в том числе по отношению к автомобилям. Люди старшего поколения, вероятно, чаще настроены по отношению к отечественному автопрому более патриотично и оптимистично, чем молодежь.
В зависимости от статусных водительских характеристик респонденты представлены шестью категориями. 12% респондентов являются профессиональными водителями. Треть опрошенных – автолюбители. 14% участников опроса умеют водить автомобиль, но не водят. 7% респондентов учатся водить автомобиль. Примерно четвертая часть опрошенных является пассажирами, так как их возят на автомобилях другие водители. Редко пользуются автомобилями 7% респондентов.
Среди респондентов моложе 40 лет чуть больше, чем в среднем по массиву, респондентов, которые умеют водить автомобиль, но не водят. Участники опроса старше 41 года чаще являются профессиональными водителями, среди них также больше тех, кто не пользуется автомобилями.
Различия между мужчинами и женщинами более существенны в ответе на вопрос о статусных характеристиках использования автомобиля. 17% мужчин являются профессиональными водителями, среди женщин только 4%. Примерно половина мужчин являются автолюбителями, женщин в этой категории в три раза меньше (17%). Среди женщин больше тех, кто учится водить автомобиль, а также больше респондентов, которые умеют водить автомобиль, но не водят. 41% женщин являются пассажирами легковых автомобилей, что в четыре раза превышает численность данной категории мужчин. Среди женщин десятая часть редко пользуется автомобилями, а среди мужчин данная категория примерно в два раза меньше.
При ответе на вопрос об опыте эксплуатации отечественных автомобилей (в том числе в качестве пассажира) 91% респондентов ответили утвердительно, соответственно, 9% не имеют подобного опыта.
В ответе на вопрос «Каким автомобилем Вы в настоящее время пользуетесь?» 44% респондентов отметили: «отечественного производства, отечественной марки». Автомобилями отечественного производства, иностранной марки пользуются 12% респондентов. 18% респондентов ездят на автомобилях иностранной марки и иностранного производства. 26% участников опроса не пользуются автомобилями. Различий в ответах в зависимости от возрастных категорий не наблюдается.
55% мужчин в ответе на вопрос о том, каким автомобилем они в настоящее время пользуются, отметили вариант ответа «отечественного производства, отечественной марки». Женщины выбирали этот вариант ответа в полтора раза реже (34%). Примерно пятая часть женщин не пользуется автомобилями, что в два с половиной раза превышает количество мужчин, выбравших подобный вариант ответа.
Согласно полученным данным, 87% респондентов отметили, что в их семьях есть автомобили, соответственно, 13% участников опроса не имеют автомобилей. Эти варианты ответа практически не различаются с результатами опроса по возрастным, а также гендерным группам.
Для изучения роли автомобилей в современной жизни горожан респондентам было предложено одиннадцать суждений, из которых предлагалось отметить высказывания, с которыми они согласны. Суждения по смыслу подразделяются на три группы. Первая группа отображает утилитарные функции автомобилей, вторая – статусные характеристики. Третья группа суждений отображает значение автомобиля для проведения свободного времени.
Оценка респондентами утилитарных функций автомобиля
В условиях современного общества возникает проблема обеспечения пространственной доступности благ и услуг, которые предоставляет город, чтобы каждый человек мог свободно ими воспользоваться и удовлетворить свои запросы. Жизненно необходимой становится потребность в мобильности, которая может быть реализована при помощи личных автомобилей [3]. Суждения об утилитарных функциях автомобилей характеризуют различные аспекты пространственной мобильности, они включают четыре позиции.
45% респондентов согласны с суждением о том, что автомобиль необходим в повседневной жизни для работы, решения бытовых проблем [4]. Это высказывание респонденты в возрасте старше 41 года отмечают чаще, чем представители возрастной группы до 40 лет. Мужчины на 9% чаще, чем женщины, придерживаются этого мнения (табл. 1).
Таблица 1
Суждения об утилитарных функциях автомобилей
( данные приведены в % по столбцам)
Утилитарные функции автомобиля |
Данные 2010 г. |
Данные 2015 г. |
Автомобиль необходим в моей повседневной жизни для работы, решения бытовых проблем |
36 |
45 |
Личный автомобиль удобен для поездок в другие регионы |
25 |
49 |
Если у меня появятся значительные свободные деньги, я потрачу их на автомобиль |
13 |
22 |
Автомобиль для меня – источник дополнительного заработка |
10 |
7 |
Средние показатели |
20,8 |
30,8 |
Личный автомобиль удобен для поездок в другие регионы. Половина участников опроса согласна с данным высказыванием. Представители молодого поколения отмечают его чаще на 11%, чем респонденты старше 40 лет. Автомобиль как средство вложения свободных денег рассматривают 22% опрошенных. Согласие с этим суждением чаще выражают респонденты моложе 40 лет. 7% участников опроса используют автомобиль как средство дополнительного заработка. Мужчины выделяют данное суждение на 10% чаще, чем женщины.
Доля участников опроса, использующих автомобиль как средство дополнительного заработка, практически не изменилась за последние пять лет. Сравнение результатов опроса за 2010 и 2015 гг. показывает, что значительно увеличилось количество респондентов, разделяющих мнение о том, что автомобиль необходим для решения различных бытовых проблем, для поездок в другие регионы. Количество сторонников первого суждения увеличилось на 9%, а второго – почти в два раза. Численность респондентов, желающих приобрести автомобиль, если у них будут свободные деньги, увеличилось с 13 до 22%. Таким образом, результаты опроса свидетельствуют о том, что возрастает значение автомобиля как средства передвижения на относительно близкие и далекие расстояния. Автомобиль, согласно результатам опроса, повышает возможности пространственной мобильности, столь необходимой для современного человека.
По оценкам «Автостата», автопарк страны по-прежнему остается достаточно «старым»: более половины (52%) занимают машины старше 10 лет. Высокий уровень изношенности парка автомобилей россиян связан с низким уровнем доходов значительной части населения. По мнению аналитиков, 60% населения России либо вообще не в силах приобрести себе автомобиль (даже подержанный), либо вынуждены эксплуатировать находящиеся в откровенно аварийном состоянии бывшие в употреблении автомобили [5].
При анкетировании были получены данные о количестве автомобилей, которые находились в пользовании респондентов. Это дало возможность рассчитать средние показатели. По массиву средний показатель сменяемости автомобилей составляет два. У представителей возрастной группы до 40 лет – один, в старшей возрастной группе – три. Более существенными являются различия между мужчинами и женщинами. У женщин средний показатель сменяемости автомобилей один, а у мужчин примерно в три раза больше.
Исследование ВЦИОМ показало, что каждый пятый россиянин (19%) намерен купить автомобиль. При этом среднестатистический житель РФ готов потратить на покупку чуть больше 400 000 руб. [6]
Респондентам было предложено выбрать вариант поведения в проективной ситуации: «Предположим, у Вас возникла потребность купить новый автомобиль по цене до 650 тыс. руб. Какой автомобиль Вы предпочтете?»
Приблизительно треть респондентов в этой ситуации делает выбор в пользу автомобиля производства АвтоВАЗ. А 4% участников опроса купили бы автомобиль отечественной марки отечественного производства других автозаводов.
Примерно половина опрошенных выбирает автомобиль иностранного производства и иностранной марки. 12% опрошенных хотели бы приобрести автомобиль отечественного производства, иностранной марки. Участники опроса в возрасте старше 41 года примерно на 9% чаще, чем представители младшей возрастной группы, делают выбор в пользу автомобилей АвтоВАЗ. Респонденты в возрасте моложе 40 лет чаще предпочитают автомобили иностранного или отечественного производства иностранной марки (см. табл. 2).
Прослеживаются существенные различия между мнениями мужчин и женщин при ответе на проективную ситуацию. 34% мужчин делают выбор в пользу автомобилей АвтоВАЗ, что на 6% превышает ответы женщин. Женщины чаще выбирают автомобили иностранных марок иностранного производства.
Таблица 2
Ответы респондентов на вопрос: «Предположим, у Вас возникла потребность купить новый автомобиль по цене до 650 тыс. руб.
Какой автомобиль Вы предпочтете?» (в % по столбцам)
Предпочтения автомобилей |
Данные 2010 г. |
Данные 2015 г. |
Автомобиль производства ВАЗ |
39 |
31 |
Автомобиль других отечественных заводов, отечественной марки |
6 |
4 |
Автомобиль отечественного производства, иностранной марки |
19 |
12 |
Автомобиль иностранной марки и иностранного производства |
36 |
53 |
Таким образом, мнения относительно предпочтений автомобилей отечественного или иностранного производства разделились примерно поровну [7]. Следует отметить, что сторонников покупки автомобилей отечественного производства было в 2010 г. на 17% больше, чем в 2015 г. Сравнение результатов опроса показывает, что количество приверженцев покупки продукции отечественного автопрома значительно уменьшилось.
Однако большинство участников опроса, вне зависимости от их личных предпочтений в выборе автомобилей, считают необходимым развивать отечественную автомобильную промышленность. Почти две трети опрошенных на вопрос «Как Вы считаете, есть ли необходимость развивать выпуск марок отечественных автомобилей?» уверенно выбирают положительный вариант ответа. 28% участников опроса склоняются к более осторожному варианту «скорее да». Отрицательного мнения придерживаются 4% респондентов, а с меньшей долей уверенности «скорее нет» отвечают 8% опрошенных. Различия в ответах на вопрос между возрастными группами не прослеживаются.
Таким образом, в распределении мнений участников опроса относительно потребления и производства отечественных автомобилей наблюдается значительное противоречие. Почти 90% участников опроса считают, что необходимо развивать и поддерживать отечественное автомобилестроение. Вероятно, это обусловлено тем, что опрос проводился в Тольятти – автомобильной столице советского периода истории. Большинство тольяттинцев идентифицируют прошлое, настоящее и будущее города с развитием Волжского автомобильного завода, который на сегодняшний день является структурным подразделением международного концерна. При этом увеличивается количество российских потребителей, которые предпочитают автомобили иностранных марок. Проблема конкурентоспособности продукции российских автомобильных заводов осознается достаточно остро (см. табл. 3).
При ответе на вопрос о том, что необходимо сделать, чтобы повысить конкурентоспособность автомобилей отечественного производства, отечественных марок, 84% участников опроса выразили мнение о необходимости совершенствования их качества.
Больше половины опрошенных (58%) выбрали варианты ответов, связанные с проведением гибкой ценовой политики. Примерно половина опрошенных считает, что необходимо сделать автомобиль более экологичным, улучшить дизайн, повысить комфортабельности салона.
Две пятых опрошенных отмечают необходимость снизить расход топлива, а треть – внедрять новые функции для управления автомобилем, улучшить сервисное обслуживание, увеличить продолжительность гарантийного обслуживания. Треть участников опроса считает, что необходимо учитывать потребности различных категорий при создании модельного ряда.
Менее пятой части респондентов полагают, что для повышения конкурентоспособности отечественных автомобилей нужно увеличить вместительность салона, багажника.
Таблица 3
Ответы респондентов на вопрос: «Что, по Вашему мнению, необходимо
сделать, чтобы повысить конкурентоспособность автомобилей отечественного производства, отечественных марок?»
Варианты ответов |
Данные 2010 г. |
Рейтинг 2010 г. |
Данные 2015 г. |
Рейтинг 2015 г. |
Повысить качество автомобилей |
73 |
1 |
83 |
1 |
Проводить гибкую ценовую политику, учитывающие материальные возможности покупателей |
33 |
2 |
58 |
2 |
Повысить комфортабельность салона |
31 |
4 |
42 |
5 |
Сделать более вместительным салон, багажник |
14 |
11 |
18 |
11 |
Учитывать потребности различных категорий при создании модельного ряда (молодежи, женщин, пенсионеров, дачников и т. д.) |
27 |
5 |
33 |
9 |
Внедрять новые функции для управления автомобилем |
26 |
6 |
36 |
7 |
Сделать более экологичными |
18 |
10 |
48 |
3 |
Снизить расход топлива |
25 |
7 |
40 |
6 |
Улучшить дизайн, сделать автомобили оригинальными |
32 |
3 |
46 |
4 |
Повысить продолжительность гарантийного обслуживания |
19 |
9 |
32 |
10 |
Улучшить сервисное обслуживание |
24 |
8 |
35 |
8 |
Представители возрастной группы до 40 лет чаще, чем респонденты старшей возрастной группы, высказываются за повышение качества отечественных автомобилей, улучшение дизайна, повышение экологичности автомобиля, комфортабельности салона. Молодежь чаще отмечает необходимость учета потребностей различных социальных групп при создании модельного ряда.
Участники опроса старше 40 лет чаще, чем другие, отмечали необходимость гибкой ценовой политики, а также продолжительности срока гарантийного обслуживания.
Мужчины чаще, чем женщины, отмечают, что отечественные автомобили нуждаются в повышении качества, в гибкой ценовой политике, в улучшении дизайна, а также в том, чтобы учитывать потребности различных социальных групп. Женщины, чаще, чем мужчины, считают, что необходимо сделать автомобили экологичными.
Сравнение результатов опроса за 2010 и 2015 гг. показывает, что произошли существенные изменения в представлениях респондентов о направлениях совершенствования отечественных автомобилей. По-прежнему первые два места занимают суждения о необходимости повышения качества автомобилей и гибкой ценовой политике. При этом количество сторонников гибкой ценовой политики увеличилось на 25%. На третьем месте в рейтинге 2010 г. находилось мнение об улучшении дизайна автомобилей. Спустя пять лет эта позиция сместилась на четвертое место. А на третьем месте в рейтинге 2015 г. находится суждение о необходимости повышения экологичности отечественных автомобилей [8]. Количество респондентов, выбравших этот вариант ответа, увеличилось на 30%. Подобные изменения, вероятно, связаны, с одной стороны, с повышением международных требований к экологическим характеристикам транспорта, а с другой – с внедрением в нашей стране более жестких мер контроля над состоянием автомобильного транспорта. В рейтинге 2015 г., по сравнению с результатами прошлого опроса, мнение об улучшении комфортабельности салона сместилось с четвертого места на пятое. Однако количество респондентов, отметивших эту позицию, увеличилось на 11%. На шестом месте находится суждение о снижении расхода топлива. Этот вариант ответа повысил рейтинг на одну позицию. Участники опроса на 15% чаще выделяют этот вариант ответа. Количество суждений о внедрении новых функций управления автомобилями и улучшении сервисного обслуживания увеличилось на 11% – седьмое и восьмое места соответственно.
На девятом месте находится суждение о том, что нужно учитывать потребности различных категорий при создании модельного ряда. В рейтинге 2010 г. это суждение было на пятом месте. Снижение рейтинга, вероятно, можно объяснить тем, что большинство россиян не могут позволить себе часто менять автомобили или содержать несколько автомобилей в семье, поэтому отдают предпочтение универсальным моделям. На десятом и одиннадцатом местах находятся суждения о вместительности салона, багажника и повышении срока гарантийного обслуживания.
Сравнение результатов исследования показывает, что, несмотря на невысокий уровень доходов участников опроса, происходят изменения требований к функциональным характеристикам автомобилей. Они ориентированы на высокие потребительские стандарты, которые чаще характерны для автомобилей иностранного производства.
Рост количества автомобилей, находящихся в личном пользовании как тольяттинцев, так и россиян в целом, позволяет сделать вывод о высоких темпах автомобилизации населения. Однако возрастание показателей автомобилизации происходит не только за счет покупки новых автомобилей. Значительную долю составляет парк подержанных автомобилей иностранного производства, которые конкурируют с продукцией отечественной автомобильной промышленности.