Возможность применения метода ядерной сепарации субъектов рынка и последующей количественной оценки уровня конкуренции на нём по индексу совершенства рыночной конкуренции для мировой и российской экономических систем (МЭС и РЭС соответственно) основана на утверждении Пола Хейне о том, что «все общественные взаимодействия можно трактовать как рыночные процессы» [1], позволяющем рассматривать любую произвольную конкурентную систему (в частности, МЭС и РЭС) как своеобразный квазирынок.
- 1. Основы методологии количественной оценки рыночной конкуренции [2–8]
Количественная оценка уровня конкуренции в произвольной конкурентной системе выполняется путём расчёта индекса совершенства рыночной конкуренции (Perfection of Market Competition Index, который в случае идеальной совершенной конкуренции равняется единице) PMCI = (Y/N)/(S/n), где N – общее число субъектов рынка, n – число субъектов, входящих в первое (главное рыночное) ядро, Y – объём рынка в натуральном выражении, S – кумулятивная компетенция членов первого (главного рыночного) ядра в натуральном выражении. Таким образом, этот индекс представляет собой отношение гипотетической равной рыночной доли субъектов анализируемого рынка при совершенной конкуренции (Y/N) к осреднённой фактической рыночной доле (компетенции) членов первого (главного рыночного) ядра (S/n). Например, утверждение «значение индекса равно 20%» означает, что осреднённая по всем участникам доля рынка составляет 20% от осреднённой доли членов первого (главного рыночного) ядра, то есть средняя доля (компетенция) членов этого ядра в 5 раз больше гипотетической средней доли всех субъектов рынка, соответствующей случаю идеальной совершенной конкуренции. Очевидно, что для расчёта индекса нужна информация о количестве субъектов рынка, входящих в состав первого (главного рыночного) ядра, и кумулятивной рыночной доле (компетенции) его членов.
Необходимое для этого формирование ядерной структуры конкурентной системы (последовательное разбиение конкурентной системы на ряд ядер) по своей сути аналогично созданию структуры спортивных лиг разного уровня мастерства или результатов с помощью неких определённых критериев отбора (сепарации) достойных участников соответствующих лиг, при этом внутри каждой (внутри конкретного большого ядра с порядковым номером) выделяются свои лидеры (при данном подходе – члены малых субъядер), «середняки» (члены больших ядер, «не дотягивающие» до уровня требований критерия включения в малые субъядра) и аутсайдеры (члены больших ядер, «не дотягивающие» до уровня требований критерия включения в средние субъядра).
Информационной базой для формирования ядерной структуры конкурентной системы является её рэнкинг по анализируемому параметру, а ядерная сепарация субъектов этого рэнкинга осуществляется последовательно с помощью трёх критериев отбора членов ядер (внутри ядер – cубъядер).
1.1. Критерий отбора членов больших ядер
В состав большого ядра включаются субъекты рынка, удовлетворяющие следующему (самому «мягкому») критерию: очередной из ранжированного по убыванию компетенций перечня субъектов рынка n-й субъект включается в большое ядро, если увеличение (за счет компетенции) осредненной поn членам ядра их кумулятивной компетенции после его включения в состав ядра [(Sn – Sn-1) / n] равно или превышает уменьшение (за счет роста числа членов ядра) средней компетенции, приходящейся на одного члена ядра, после включения в состав ядра n-го субъекта [Sn-1 / (n – 1) – Sn/ n], т. е. критерий имеет вид:
Иными словами, очередной субъект рынка включается в большое ядро, если его компетенция удовлетворяет неравенству:
где Sn-1 –кумулятивная компетенция n – 1 субъектов – членов ядра, компетенция каждого из которых не уступает его компетенции Sn.
1.2. Критерий отбора членов среднего ядра рынка
Включение в состав среднего ядра очередного субъекта требует не только выполнения неравенства (1), но и удовлетворения более «жесткому» критерию: очередной из ранжированного по убыванию компетенций перечня субъектов рынка n-й субъект включается в среднее ядро, если отношение прироста (за счет компетенции) осредненной по n членам ядра их кумулятивной компетенции после включения этого субъекта в состав ядра [(Sn – Sn-1) / n] к уменьшению (за счет прироста числа участников ядра) средней компетенции, приходящейся на одного члена ядра, после включения в их числа n-го субъекта [Sn-1 / (n-1) – Sn / n)], равно или превышает отношение кумулятивных компетенций членов этого ядра после (Sn) и до (Sn-1) его включения, т. е, критерий имеет вид:
Из (2) следует, что n-й субъект рынка входит в состав среднего ядра, если его компетенция удовлетворяет неравенству:
1.3. Критерий отбора членов малого ядра рынка
Включение в состав малого ядра очередного n-го участника требует соответствия еще более «жесткому» критерию: очередной из ранжированного по убыванию компетенций перечня субъектов рынка n-й субъект включается в малое ядро, если отношение прироста (за счет его компетенций) осредненной по n членам ядра их кумулятивной компетенции после включения этого субъекта в состав ядра [(Sn – Sn-1) / n] к уменьшению (за счет прироста числа участников ядра) средней компетенции, приходящейся на одного члена ядра, после включения в их числа n-го субъекта [Sn-1 / (n-1) – Sn / n)] равно или превышает отношение кумулятивной компетенции ядра после включения в его состав n-го субъекта (Sn) к компетенции этого субъекта (sn), т. е. этот критерий отбора имеет вид:
Критерий (3) подразумевает, что очередной субъект включается в состав малого ядра, если его компетенция Sn удовлетворяет неравенству:
Последовательное применение этих критериев ко всем субъектам дает возможность сформировать полную (full) ядерную структуру конкурентной системы, позволяющую оценивать как общерыночную конкуренцию, так и конкуренцию внутри каждого из больших ядер, как это было сделано при анализе различных рынков, например, в работах [9–12]. Очевидно, что для оценки только общерыночной конкуренции достаточно сформировать только первое (главное рыночное) ядро.
C помощью приведённых критериев анализировались данные рэнкингов стран и территорий мира по валовому внутреннему продукту (ВВП), по ВВП и валовому национальному доходу (ВНД) на душу населения, представляемые Международным валютным фондом (МВФ), Всемирным банком (ВБ), Организацией Объединённых Наций (ООН) [13–15] и Федеральной службой государственной статистики РФ [16].
- 2. Анализ конкуренции в мировой экономической системе
2.1. Конкуренция в МЭС по ВВП [17–21].
Полные ядерные конкурентные структуры МЭС, сформированные на основе рэнкингов Всемирного банка по ВВП [22], приведены в работах [23–26].
Состав первого (главного рыночного) ядра 2014 г. представлен в табл. 1.
Таблица 1
Состав первого (главного рыночного) ядра МЭС 2014 г. по ВВП
Место |
Субъект мировой экономической системы |
Размер номинального ВВП ($ млн) |
Тип ядра |
СУММАРНЫЙ ВВП 192 СУБЪЕКТОВ МЭС 74 939 090 |
|||
ПЕРВОЕ (главное рыночное) ЯДРО 2 субъекта с кумулятивной компетенцией 26 008 370 (34,71%) |
|||
1 |
Соединенные штаты Америки |
16 768 100 |
малое |
2 |
Китай |
9 240 270 |
большое |
Индекс совершенства рыночной конкуренции 3,00% |
Отметим, что характер конкуренции в МЭС по ВВП на протяжении ряда лет остаётся дуополистическим, а индекс совершенства рыночной конкуренции практически неизменным.
2.2. Конкуренция в МЭС по душевому ВВП
С помощью представленных критериев анализировались данные рэнкингов МВФ [27] за 2014 и 2015 гг. по номинальному душевому ВВП 186 стран мира. Сопоставление установленных составов первых (главных рыночных) ядер представлено в табл. 2.
Таблица 2
Первые (главные рыночные) ядра МЭС 2014 и 2015 гг. по душевому ВВП
Позиция субъекта в рэнкинге-2014 |
Субъект мировой экономики |
Позиция субъекта в рэнкинге-2015 |
||||||
Место |
Душевой ВВП (тыс. долл.) |
Тип субъядра |
Место |
Душевой ВВП (тыс. долл.) |
Тип субъядра |
|||
1 |
118,2 |
малое |
Люксембург |
1 |
101,4 |
малое |
||
4 |
86,1 |
малое |
Швейцария |
2 |
80,7 |
малое |
||
3 |
94,0 |
малое |
Катар |
3 |
79,6 |
малое |
||
2 |
97,1 |
малое |
Норвегия |
4 |
74,8 |
малое |
||
10 |
54,4 |
среднее |
США |
5 |
55,8 |
большое |
||
9 |
56,1 |
среднее |
Сингапур |
6 |
52,9 |
большое |
||
5 |
61,5 |
среднее |
Дания |
7 |
52,1 |
большое |
||
11 |
54,4 |
среднее |
Ирландия |
8 |
51,4 |
большое |
||
6 |
61,1 |
среднее |
Австралия |
9 |
51,0 |
большое |
||
12 |
52,7 |
среднее |
Исландия |
10 |
50,9 |
большое |
||
8 |
58,6 |
среднее |
Швеция |
11 |
49,9 |
большое |
||
7 |
58,8 |
среднее |
Сан-Марино |
12 |
49,9 |
большое |
||
19 |
46,3 |
среднее |
Великобритания |
13 |
43,8 |
большое |
||
14 |
51,4 |
среднее |
Австрия |
14 |
43,7 |
большое |
||
13 |
52,2 |
среднее |
Нидерланды |
15 |
43,6 |
большое |
||
15 |
50,3 |
среднее |
Канада |
16 |
43,3 |
большое |
||
25 |
40,1 |
среднее |
Гонконг |
17 |
42,4 |
большое |
||
16 |
50,0 |
среднее |
Финляндия |
18 |
42,0 |
большое |
||
17 |
47,7 |
среднее |
Германия |
19 |
41,0 |
большое |
||
18 |
47,5 |
среднее |
Бельгия |
20 |
40,1 |
большое |
||
20 |
44,3 |
среднее |
Франция |
21 |
37,7 |
большое |
||
21 |
43,5 |
среднее |
Новая Зеландия |
22 |
37,0 |
большое |
||
23 |
42,9 |
среднее |
ОАЭ |
23 |
36,1 |
большое |
||
26 |
37,2 |
среднее |
Израиль |
24 |
35,3 |
большое |
||
27 |
36,2 |
среднее |
Япония |
25 |
32,5 |
большое |
||
28 |
35,2 |
среднее |
Италия |
26 |
29,9 |
большое |
||
22 |
43,0 |
среднее |
Кувейт |
27 |
29,4 |
большое |
||
24 |
41,5 |
среднее |
Бруней |
28 |
28,2 |
большое |
||
30 |
28,0 |
среднее |
Республика Корея |
29 |
27,2 |
большое |
||
29 |
29,8 |
среднее |
Испания |
30 |
25,9 |
большое |
||
30 |
27,3 |
среднее |
Кипр |
|
|
|
||
19,8 |
Индекс совершенства рыночной конкуренции (%) |
21,4 |
||||||
Анализ исходных данных [28] и полученных на их основе результатов показывает:
а) Количество членов первого (главного рыночного) ядра в 2015 г. изменилось на одного (выбыл Кипр).
б) В 28 странах (93,3%) из 30, входящих в состав первого (главного рыночного) ядра, произошло снижение душевого ВВП. Только две страны из состава этого ядра увеличили душевой ВВП (в относительном выражении: США на 2,57% и Гонконг на 5,74%).
в) Из 60 стран с душевым ВВП, превышающем мировой уровень, в 49 (81,67%) произошло его снижение. Из 126 стран с душевым ВВП ниже мирового уровня снижение отмечается в 93 странах (73,81%). Таким образом, в 142 странах мира (76,34%) душевой ВВП в 2015 г. упал.
г) Результатом отмеченных изменений стало снижение рыночной власти первого (главного рыночного) ядра с 53,14% до 46,9% (в относительном выражении на 11,74%), что обусловило рост индекса совершенства конкуренции в МЭС по душевому ВВП с 19,8 до 21,4% (в относительном выражении на 8,1%).
д) В 2015 г. российский душевой ВВП сократился на 34,73% (c 13,872 до 9,054 тыс. долл.) и оказался ниже мирового уровня (10,023 тыс. долл.). Отметим, что суммарное падение душевого ВВП России за 2014–2015 гг. может быть оценено в 38,03–38,32% (сопоставление с данными Всемирного банка и ООН соответственно).
2.3. Конкуренция в МЭС по душевому валовому национальному доходу (ВНД)
В табл. 3 приведён состав первого (главного рыночного) ядра системы МЭС по душевому валовому национальному доходу, сформированного на основе рэнкинга Всемирного банка [29].
Таблица 3
Состав первого (главного рыночного) ядра МЭС 2014 г. по душевому ВНД
Место |
Субъект мировой экономической системы |
Размер ВНД на душу населения (долл.) |
Тип субъядра |
|
187 субъектов МЭС (осреднённый ВНД на душу населения 14 437 $) |
||||
ПЕРВОЕ ЯДРО 39 субъектов (осреднённый ВНД на душу населения 48 206 $) |
||||
1 |
Бермуды |
106 140 |
малое |
|
2 |
Норвегия |
103 630 |
малое |
|
3 |
Катар |
92 200 |
малое |
|
4 |
Швейцария |
88 120 |
малое |
|
5 |
Макао |
76 270 |
среднее |
|
6 |
Люксембург |
75 990 |
среднее |
|
7 |
Австралия |
64 540 |
среднее |
|
8 |
Швеция |
61 610 |
среднее |
|
9 |
Дания |
61 310 |
среднее |
|
10 |
Соединённые Штаты Америки |
55 200 |
среднее |
|
11 |
Сингапур |
55 150 |
среднее |
|
12 |
Нидерланды |
51 890 |
среднее |
|
13 |
Канада |
51 630 |
среднее |
|
14 |
Австрия |
49 670 |
среднее |
|
15 |
Кувейт |
49 300 |
среднее |
|
16 |
Финляндия |
48 420 |
среднее |
|
17 |
Германия |
47 640 |
среднее |
|
18 |
Исландия |
47 350 |
среднее |
|
19 |
Бельгия |
47 260 |
среднее |
|
20 |
Ирландия |
46 550 |
среднее |
|
21 |
Объединённые Арабские Эмираты |
44 600 |
среднее |
|
22 |
Великобритания |
43 430 |
среднее |
|
23 |
Франция |
42 960 |
среднее |
|
24 |
Япония |
42 000 |
среднее |
|
25 |
Андорра |
41 270 |
среднее |
|
26 |
Гонконг |
40 320 |
среднее |
|
27 |
Бруней |
37 320 |
среднее |
|
28 |
Израиль |
35 320 |
среднее |
|
29 |
Италия |
34 270 |
среднее |
|
30 |
Испания |
29 440 |
большое |
|
31 |
Южная Корея |
27 090 |
большое |
|
32 |
Кипр (без Северного Кипра) |
26 370 |
большое |
|
33 |
Саудовская Аравия |
25 140 |
большое |
|
34 |
Словения |
23 580 |
большое |
|
35 |
Греция |
22 680 |
большое |
|
36 |
Португалия |
21 360 |
большое |
|
37 |
Бахрейн |
21 060 |
большое |
|
38 |
Багамские Острова |
21 000 |
большое |
|
39 |
Мальта |
20 980 |
большое |
|
Индекс совершенства рыночной конкуренции 29,95% |
||||
Сопоставление материалов табл. 2 и 3 показывает:
а) Практически все страны – субъекты табл. 2 присутствуют в табл. 3. Исключение составляют Новая Зеландия и Сан-Марино, но следует отметить, что в отличие от данных МВФ [30] эти страны вообще отсутствуют в полном списке Всемирного банка [31].
б) Конкуренция в МЭС по душевому ВНД (табл. 3) в 2014 г. превышала конкуренцию по душевому ВВП (табл. 2) в 1,51 раза.
- 3. Анализ конкуренции в российской экономической системе
3.1. Конкуренция в РЭС по ВРП [32, 33]
Полная ядерная конкурентная структура РЭС по ВРП, сформированная на основе материалов Федеральной службы государственной статистики [34], приведена в работе [35].
Состав первого (главного рыночного) ядра представлен в табл. 4.
Таблица 4
Состав первого (главного рыночного) ядра РЭС 2011–2014 гг. по ВРП
Место |
Субъект РЭС |
ВРП (млрд руб.) по годам |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
||
|
Россия |
45 392,3 |
49 926,1 |
54 103,0 |
58 745,0 |
1 |
Москва |
9 948,8 |
10 666,9 |
11 814,9 |
12 808,6 |
Индекс совершенства рыночной конкуренции (%) |
|||||
|
5,50 |
5,64 |
5,52 |
5,53 |
Данные табл. 4 демонстрируют:
а) На протяжении 2011–2014 гг. монополистический характер конкуренции в РЭС по ВРП сохранял практически неизменным её уровень.
б) В 2014 г. монополистическая конкуренция в РЭС по ВРП была в 1,84 раза выше дуополистической конкуренции в МЭС по ВВП.
3.2. Конкуренция в РЭС по душевому ВРП
Составы первых (главных рыночных) ядер РЭС по душевому ВРП, сформированные на основе материалов Федеральной службы государственной статистики [36], представлены в табл. 5.
Таблица 5
Трансформация состава первого (главного рыночного) ядра РЭС 2011–2014 гг. по душевому ВРП
Место |
Субъект РЭС |
Душевой ВРП (млн руб.) по годам |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
||
|
Россия |
317,5 |
348,6 |
377,0 |
408,4 |
1 |
Ненецкий АО |
3 913,6 |
3 685,9 |
4 035,9 |
4 252,4 |
2 |
Ямало-Ненецкий АО |
|
2 209,8 |
2 544,9 |
2 985,3 |
3 |
Ханты-Мансийский АО |
1 719,1 |
1 715,7 |
|
|
4 |
Сахалинская область |
1 298,4 |
|
||
Индекс совершенства рыночной конкуренции (%) |
|||||
|
8,1 |
15,6 |
13,7 |
11,3 |
Из представленных в табл. 5 результатов следует:
- Конкуренция в РЭС по душевому ВРП в 2012–2014 гг. снизилась в относительном выражении на 27,56%.
- Следствием олигополистического характера конкуренции в РЭС по душевому ВРП является то, что конкуренция в МЭС по душевому ВВП в 2014 г. превышала её в 1,75 раза.
Представленные результаты анализа приводят к основным выводам:
- в сравнении с мировой экономической системой российская экономическая система значительно менее конкурентна по основным относительным (на душу населения) параметрам экономического развития (по душевому ВВП (ВРП) в 1,75 раза и по душевому ВНД (ВРП) – в 2,65 раза), но существенно (в 1,84 раза) более конкурентна по абсолютному показателю экономической мощи (ВВП-ВРП);
- в обозримом будущем сколь-нибудь относительно значимых изменений конкуренции как в дуополистической по ВВП мировой, так и в монополистической по ВРП российской экономических системах ожидать не следует, поскольку для вхождения в состав первого (главного рыночного) ядра по ВВП в мировой экономической системе Японии и Германии (ближайшим конкурентам лидеров – США и Китая) необходимо уже в настоящее время иметь ВВП соответственно в 1,5 и 1,8 раза превышающие достигнутые ими уровни, а для вхождения в первое (главное рыночное) ядро по ВРП в российской экономической системе Московской области (ближайшему конкуренту лидера – Москвы) нужно уже сейчас иметь ВРП, в 2,2 раза превосходящий свой нынешний уровень;
- без особого риска ошибиться можно прогнозировать малую вероятность существенных изменений конкуренции в среднесрочной перспективе как по душевым ВВП и ВНД в мировой, так и по душевому ВРП в российской экономических системах. В МЭС сформировалась достаточно большая устойчивая группа из 30–40 стран (15–22% от общего количества), образующая первые (главные рыночные) ядра по душевым ВВП и ВНД соответственно и амортизирующая значимые изменения отношений среднемировых и осреднённых по первым ядрам значений душевых ВВП и ВНД.
Напротив, в РЭС первое (главное рыночное) ядро по душевому ВВП образует относительно малая группа из 1–5 ресурсодобывающих и малонаселённых регионов (до 5% от общего количества), которая также амортизирует существенные изменения отношения среднероссийского и осреднённого по первому ядру значений душевого ВВП, поскольку именно её финансовые результаты, практически полностью формируемые мировой ресурсной коньюнктурой, в очень большой степени определяют уровень среднероссийского душевого ВВП.