Full text

Освоение курса «История Отечества» имеет целью формирование у студентов знаний по самостоятельному анализу и оценке общественных процессов – исторических, экономических, социальных, политических и культурных, комплексного представления об основных закономерностях исторического процесса, этапах исторического развития; культурно-историческом своеобразии России, ее месте в и роли в истории человечества и современном мире. Одними из важнейших компетенций, формируемых в ходе обучения дисциплине, являются способность понимать и излагать базовую историческую информацию; способность анализировать данные исторических источников, систематизировать их и использовать при изложении событий. Перечислим некоторые общекультурные компетенции, указанные в Федеральном государственном образовательном стандарте для различных направлений подготовки и формируемые в процессе освоения курса «История»: знание базовых ценностей мировой культуры и готовность опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии; умение анализировать и оценивать исторические события и процессы; понимание законов развития общества, умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности; способность занимать, формировать и демонстрировать активную гражданскую позицию.

Основным средством формирования компетенций выступают компетентностно‑ориентированные задания. По структуре они включают в себя описание ситуации, мотивирующее студента на поиск информации, задачную формулировку и источник информации [1]. При преподавании курса «История» нами используются следующие виды: задания на знания, задания на восприятие, задания на применение, задания аналитико-синтетического плана и задания на творчество. Рассмотрим подробнее каждый из видов.

Первый вид составляют задания на знаниевую составляющую, классификацию, группировку, выявление соответствия, хронологии. Например, задание по источнику «Русская Правда»: «в лето 6564 (1054 г.) Смерд Якун во время ссоры с княжеским тиуном Жирославом днем на княжеском подворье в г. Турове ударил последнего несколько раз жердью по голове. Через 3 дня Жирослав умер. Община Якуна предложила выдать его и семью на поток и разграбление». Какое наказание будет назначено по «Русской Правде»? Студентам необходимо уметь оперировать не только полученными на лекции и при подготовке к семинарскому занятию знаниями, но и текстом исторического источника правового характера. Тесты представлены в электронном обучающем пособии «Отечественная история. Практикум» [2].

Также при изучении первых тем курса «История» предлагается ответить на вопрос по летописному источнику – «Повести временных лет»: «Каким образом соотносятся данные “Повести временных лет” и “норманнская теория” происхождения Древнерусского государства? Какой концепции, миграционной или автохтонной, придерживается автор “Повести временных лет”?» Источник: «Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земли Венгерская и Болгарская. И от тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими, где кто сел, на каком месте… Когда волохи напали на славян на дунайских... то славяне эти пришли и сели на Висле…Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назывались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами по речке, которая впадает Двину и носит название Полота. Так же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Семи, и по Суле и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота называлась “славянская”». При выполнении задания обучающиеся анализируют различные историографические подходы к вопросу расселения восточных славян.

Второй вид компетентностно-ориентированных заданий – задания на восприятие: объяснить причины, обосновать взаимосвязи, построить прогноз, прокомментировать, привести пример: «Объясните, каким образом связаны итоги выборов в Государственную думу 19 декабря 1999 г. и принятие Б. Н. Ельциным Федерального закона “О выборах Президента Российской федерации” и Указа Президента РФ № 1761 о прекращении с 12 часов 31 декабря 1999 г. исполнения полномочий Президента РФ?» Выполняя поставленное задание, студенты также работают с электронным обучающим пособием, статистическими данными, правовыми и общественно-политическими историческими источниками.

Третий вид – задачи на применение: изобразить графически, сравнить, составить презентацию, к примеру: «Составьте карту-презентацию “Расселение восточных славян”» или «Составьте презентацию по теме “Основные сражения в ходе Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.” по следующим критериям: Содержание: соблюдены ли исторические факты; указаны ли хронологические рамки события, его ход, результат, значение; имеются ли героические примеры или подвиги советского народа, совершенные в ходе данного сражения. Корректность текста (отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок). Внешний вид: объем презентации – не более 15–20 слайдов; общий дизайн презентации; наличие рисунков, диаграмм, таблиц и графических примитивов на слайдах презентации; анимация; интерактивность презентации (наличие гиперссылок и управляющих элементов); использование аудио- и видеоэффектов.

Четвертый вид – аналитико-синтетическая работа: раскрыть особенности, построить классификацию, сравнить точки зрения, предложить свою интерпретацию: «На примере источников “куликовского цикла”, “Задонщины”, “Сказания о Мамаевом побоище”, “Известия о житии князя Дмитрия Ивановича”, “Жития преподобного Сергия Радонежского” выявите образ, качества и свойства князя и его “христолюбивого воинства”». Например, из «Задонщины» мы можем выделить следующее: борьба с татарами означала для русского человека XIV–XV вв. борьбу за православную веру; победа на Куликовом поле одержана войском Дмитрия Ивановича Донского с Божьей помощью, монголо-татары – наследники степняков киевской эпохи, борьба с ними – продолжение воинских подвигов предков. В агиографическом источнике «Слово о Дмитрии Ивановиче» Русь уподобляется Иерусалиму, князь Дмитрий Донской описывается как «инок на троне», показывается общерусским, а не Московским князем, следует прямое указание на ангельскую помощь в битве. В «Сказании о Мамаевом побоище» больше упоминаний о русских святых и святых местах (Архангельский и Успенский соборы, Троицкий монастырь и пр.), излагается образ русского «христолюбивого воинства». Еще один пример выполняемых на практических занятиях по «Истории» заданий: на основе текста «Жития князя Александра Невского» выявите образ святого, героя-ратоборца, государственного деятеля, оформите собственные выводы в виде таблицы.

Приведем пример одного из заданий по источнику древнерусской литературы – «Слову о Законе и Благодати» митрополита Иллариона. Необходимо выписать примеры использования образов и событий Ветхого Завета при объяснении автором «Слова о Законе и Благодати» содержания Нового Завета и выявить традиции символического реализма в памятнике, методы и принципы комментирования и толкования текста Святого Писания, сложившиеся в христианской письменности и усвоенные древнерусским автором, через сопоставление текста Иллариона с отрывками из творений св. Иоанна Златоуста, св. Григория Богослова, св. Василия Великого; проанализировать использование пары сравнений: солнце – свеча; истина – тень – на примере сопоставления «Слова Законе и Благодати» и 1-й и 2-й бесед св. Иоанна Златоуста «О предательстве Иуды». Пример: св. Иоанн Златоуст из «О предательстве Иуды» (беседы первая и вторая: «И не только ту пользу получали они, что он напоминал им о древних благодеяниях (праздник ветхозаветной пасхи), но и другую, большую, от того, что он прообразовал будущее. Тот агнец был образом другого Агнца – духовного, овца – Овцы, то были тень, а это – истина. Когда же явилось Солнце правды, тогда тень наконец исчезла, так как при восходе солнца тень скрывается. Поэтому на самой этой трапезе соверщается та и другая пасха, – и прообразовательная, и истинная. Как живописцы на одной и той же доске проводят черты и изображают тень и потом накладывают на нее истинныя краски, так поступил и Христос: на одной и той же трапезе Он преднаписал прообразовательную пасху, и присоединил истинную. Где хощешы уготоваемъ ти ясти пасху? Тогда была пасха иудейская; но когда взошло солнце, то светильник пусть уже не является; когда наступила истина, то тень пусть уже исчезнет»; «...та жертва была образом жертвы духовной. И чтобы убедиться тебе, смотри, сколько сродства (между той и другой). (Там) агнец, (и здесь) Агнец, только один бессловесный, а другой – словесный. Там (овца) (и здесь) овца, но (там) тень, а (здесь) истина: явилось Солнце правды и тень исчезла, так как при солнце тень скрывается. Поэтому и на таинственной трапезе (предлежит) Агнец, чтобы мы освещались Его кровию. С восходом солнца не может быть виден светильник, потому что бывшее служило образом будущаго». Митрополит Иларион из «Слова о Законе и Благодати»: «Прежде Закон, потом она Благодать. Прежде лишь тень, потом – истина»; «Как отошел свет луны, когда солнце воссияло, так и Закон - пред Благодатью явившейся. И стужа ночная побеждена, солнечная теплота землю согрела. И уже не теснится человечество в Законе, а в Благодати свободно ходит. Ибо иудеи при свече Закона себя утверждали, христиане же при благодетельном солнце свое спасение зиждут, ибо иудеи тенью и Законом утверждали себя, а не спасались, христиане же истиной и Благодатью не утверждают себя, а спасаются».

Студентам предлагается следующее задание: «Выпишите из пересказанной в “Слове о Законе и Благодати” библейской истории об Агари и Сарре антитезы (10), из которых складывается соотношение Ветхого и Нового Заветов: аллегорические параллели (1–5) и прообразы (6–10); образцы риторических восклицаний, обращений, олицетворений, синтаксических параллелизмов, различных типов повторов в “Слове о Законе и Благодати”. Определите текстовые границы вступления, рассказа, доказательства, эпилога на примере того фрагмента “Слова”, который посвящен святому Владимиру. Проиллюстрируйте внутреннее единство сокровенного духовного смысла содержания и ритмической организации фрагмента, посвященного исповеданию полноты божественного и человеческого в Сыне Божием в “Слове о Законе и Благодати” Иллариона. Сопоставьте представленное в “Слове о Законе и Благодати” понимание догмата о Сыне Божием со взглядами преп. Максима Грека, высказанными по поводу обнаруженных им ошибок в переводах богослужебных книг на церковнославянский язык».

Митрополит Илларион из «Слова о Законе и Благодати»: «Вполне человек - по плоти человеческой, Он - не привидение. Но вполне Бог - по Божественному, это не просто человек, явивший на земле Божеское и человеческое. Как будто человек утробу Материну тяготил и, как Бог, родился, девства не повредив. Как человек, Материнское млеко принял и, как Бог, приставил ангелов с пастухами петь: “Слава в вышних Богу!’ Как человек, повит был в пелены и, как Бог, волхвов звездою вел. Как человек, возлежал в яслях и, как Бог, от волхвов дары и поклонение принял. Как человек, бежал в Египет и, как Богу, рукотворенья – кумиры египетские ему поклонились. Как человек, пришел на крещение, и, как Бога, Иордан, устрашившись Его, вспять обратился. Как человек, обнажившись, влез в воду и, как Бог, от Отца свидетельство принял: “Вот он, Сын мой возлюбленный”. Как человек, постился сорок дней, взалкав, и, как Бог, победил искушающего. Как человек, пришел на брачный пир в Кане Галилейской и, как Бог, воду в вино превратил. Как человек, в корабле спал и, как Бог, преградил ветры и море, и те послушали Его. Как человек, по Лазаре прослезился и, как Бог, воскресил его из мертвых. Как человек, на осла воссел, и, как Богу, Ему возглашали: “Благословен Грядущий во имя Господне!” Как человек, распят был и, как Бог, своею властию сораспятого с Ним впустил в Рай. Как человек, вина вкусив, испустил дух и, как Бог, солнце помрачил и землю потряс. Как человек, во гроб положен был и, как Бог, ад разрушил и души освободил. Как человека, запечатали Его во гробе, и, как Бог, восстал, печати целыми сохранив. Как человека, тщились иудеи утаить Его воскресение, подкупая стражей, но, как Бога, Его уведали, и познан был всеми концами земли».

Преп. Максим Грек из «Слова оправдательного об исправлении русских книг; здесь же и против говорящих, что плоть Господня по воскресении из мертвых стала неописуемою»: «...Блаженный же Косьма, творец канонов, приведенным стихом учит нас, говоря, как бы от лица Самого Богочеловека – Слова: сугуба естеством должно исповедовать воплощенного Бога-Слова, то есть, совершенным Богом и совершенным человеком, при чем два естества сошлись, не переменяясь и не смешиваясь, и ни Божественное естество не переменилось в человечество, и ни человеческое естество не переменилось в Божество: ипостасию же единого должно знать и исповедывать Богочеловека, а не двух, как мудрствовал злочестивый Несторий, разделяя нечестиво единого Богочеловека на два лица. Отводя нас от этого нечестивого разделения, блаженный Косьма говорит как бы от лица единого Богочеловека - Христа: как человек Я по существу, а не привидением, иначе говоря, в действительности, а не обманчиво, так и Бог Я по свойству воссоединения. Я по естеству совокупился с человечеством, соединившись с ним по ипостаси, поэтому “Христа единого Меня знайте”, сохраняющего оба естества, из которых Я сложен и в коих пожил с вами прежде Своих страданий, и которые соблюдаю и ныне, после страдания и воскресения из мертвых... Затем, в каноне в неделю Фомину, в 3-й песне находится некое неприличное, чтобы не сказать хульное, мудрование некоторых, не наученных основательно богословию. Ибо блаженный Иоанн Дамаскин, достигший высшего познания философии и богословия, зная хорошо, что Божество несозданно, непревратно и неизменяемо, и что по этой причине Оно одно неописуемо и неприступно, а все твари описуемы и изменяемы, хотя некоторые по благодати Божией, а не по естеству, и пребывают неизменными, в этом смысле, зная Господа нашего Иисуса Христа неописуемым, поелику Он Бог истинный, а поелику Он истинный человек - описуемым плотию, то есть, что Он по плоти ограничивается и объемлется местом, - так выразился во 2-м стихе 3-й песни: “Во гробе заключен описанною плотию Своею неописанный Божеством” и прочее... Божественному существу свойственно быть несозданным, присносущным, бессмертным, неизменяемым, неописуемым, бесстрастным. И какие еще подобные свойства имеются и усматриваются в божественном величестве, все это Единородный сохранил неизменно, то есть, в целости, присоединив все по ипостаси человеческому существу и естеству. Ибо ни страданию не подверглось Божество на кресте, ни смерти, и не преложилось в человечество, но пребыло в своем достоинстве неизменно - несмесным, бесстрастным, бессмертным, безлетним и неописанным. Человеческому же естеству, говорю плоти, свойственно: быть созданным, смертным, тленным, страстным, изменяемым, описуемым, то есть вместимым и объемлемым местом, - свойственно алкать, жаждать, утруждаться от путешествия, скорбеть. И какие еще подобные свойства присущи нашему немощному естеству и усматриваются в нем, - все это Единородный имел прежде спасительных Своих страданий, как совершенный человек, кроме страстей предосудительных; ибо Он, как человек, и алкал, как тогда, когда пришел к смоковнице, ища плода на ней, чтобы утолить голод, как написано; Он и жаждал, когда просил воды у самаряныни; скорбел, когда говорил: прискорбна есть душа Моя до смерти (Мф. 26, 38), и утруждался от путешествия, и пострадал и умер плотию, как человек, а не Божеством. Все это Он претерпел, а по воскресении из мертвых все это сложил с Себя, то есть - то, чтобы подлежать тлению, смерти, изменению, чтобы алкать и жаждать, утруждаться в путешествии, скорбеть, бояться чаши смертной...»

Пятый вид компетентностно-ориентированных заданий – творческая работа: написать свой сценарий развития событий, оценить возможности, провести экспертизу. Для изучения памятников древнерусской литературы по вопросу семинарского занятия «Причины, предпосылки, ход и значение принятия христианства на Руси» мы предлагаем студентам методику генетического анализа текста, построенного на центонно-парафразном принципе. Методика разработана и предложена нами на основе исследования цитатного потока. Фрактат – это приспособление чужого текста к индивидуальному восприятию или же соотношение чужого текста с конкретной ситуацией, воспринимаемой как индивидуальное, особенное; центон – художественный эффект в подобии или контрасте нового контекста и воспоминания о прежнем контексте каждого фрагмента. Многочисленные переводные и самостоятельно перекомпонованные в Древней Руси «Изборники», «Златоусты» и «Пчелы», «Луга духовные» и «Измарагды», «Торжественники» и «Шестодневы», «Физиологи» и «Бестиарии» с формальной точки зрения представляют по своему составу и композиции, несомненно, центонные компиляции. Поэтому необходимо выделить структуру текста, цитаты, верифицировать источники цитации и обозначить семантические связи, образующие принципиально новый текст.

Возьмем для примера опыт текстологического анализа, формирования генетического досье на материале сюжетов и принятии христианства, касающегося св. равноап. княгини Ольги. Обратимся к статье «Повести временных лет» за 955 г.: «В год 6463 (955). Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. И был тогда царь Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга, и, увидев, что она очень красива лицом и разумна, подивился царь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: “Достойна ты царствовать с нами в столице нашей”. Она же, поразмыслив, ответила царю: “Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам – иначе не крещусь”. И крестил ее царь с патриархом. Просветившись же, она радовалась душой и телом; и наставил ее патриарх в вере, и сказал ей: “Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя сыны русские до последних поколений внуков твоих”. И дал ей заповеди о церковном уставе, и о молитве, и о посте, и о милостыне, и о соблюдении чистоты телесной. Она же, склонив голову, стояла, внимая учению, как губка напояемая; и поклонилась патриарху со словами: “Молитвами твоими, владыка, пусть буду сохранена от сетей дьявольских”. И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице – матери Константина Великого. И благословил ее патриарх, и отпустил. После крещения призвал ее царь и сказал ей: “Хочу взять тебя в жены”. Она же ответила: “Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это – ты сам знаешь”. И сказал ей царь: “Перехитрила ты меня, Ольга”. И дал ей многочисленные дары – золото, и серебро, и паволоки, и сосуды различные; и отпустил ее, назвав своею дочерью. Она же, собравшись домой, пришла к патриарху, и попросила у него благословения дому, и сказала ему: “Люди мои и сын мой язычники, – да сохранит меня Бог от всякого зла”. И сказал патриарх: “Чадо верное! В Христа ты крестилась и в Христа облеклась, и Христос сохранит тебя, как сохранил Еноха во времена праотцев, а затем Ноя в ковчеге, Авраама от Авимелеха, Лота от содомлян, Моисея от фараона, Давида от Саула, трех отроков от печи, Даниила от зверей, – так и тебя избавит он от козней дьявола и от сетей его”. И благословил ее патриарх, и отправилась она с миром в свою землю, и пришла в Киев. Произошло это, как при Соломоне: пришла царица эфиопская к Соломону, стремясь услышать премудрость Соломона, и увидела великую мудрость и чудеса: так же и эта блаженная Ольга искала настоящей божественной мудрости, но та (царица эфиопская) – человеческой, а эта – Божьей. “Ибо ищущие мудрости найдут”. “Премудрость на улицах возглашает, на путях возвышает голос свой, на городских стенах проповедует, в городских воротах громко говорит: доколе невежды будут любить невежество...” Эта же блаженная Ольга с малых лет искала мудростью, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг – Христа. Ибо сказал Соломон: “Желание благоверных приятно для души”; и: “Склонишь сердце твое к размышлению”; “Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня”. Господь сказал: “Приходящего ко мне не изгоню вон”. Эта же Ольга пришла в Киев, и прислал к ней греческий царь послов со словами: “Много даров я дал тебе. Ты ведь говорила мне: когда возвращусь в Русь, много даров пришлю тебе: челядь, воск, и меха, и воинов в помощь”. Отвечала Ольга через послов: “Если ты так же постоишь у меня в Почайне, как я в Суду, то тогда дам тебе”. И отпустила послов с этими словами. Жила же Ольга вместе с сыном своим Святославом и учила его принять крещение, но он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем. “Ибо для неверующих вера христианская юродство есть”; “Ибо не знают, не разумеют те, кто ходят во тьме”, и не ведают славы Господней; “Огрубели сердца их, с трудом уши их слышат, а очи видят”. Ибо сказал Соломон: “Дела нечестивых далеки от разума”; “Потому что звал вас и не послушались меня, обратился к вам, и не внимали, но отвергли мои советы и обличений моих не приняли”; “Возненавидели премудрость, а страха Божьего не избрали для себя, не захотели принять советов моих, презрели обличения мои”. Так и Ольга часто говорила: “Я познала Бога, сын мой, и радуюсь; если и ты познаешь – тоже станешь радоваться”. Он же не внимал тому, говоря: “Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться”. Она же сказала ему: “Если ты крестишься, то и все сделают то же”. Он же не послушался матери, продолжая жить по языческим обычаям, не зная, что кто матери не послушает – в беду впадет, как сказано: “Если кто отца или матери не послушает, то смерть примет”. Святослав же притом гневался на мать, Соломон же сказал: “Поучающий злых наживет себе беды, обличающего же нечестивого самого оскорбят; ибо обличения для нечестивых, как язвы. Не обличай злых, чтобы не возненавидели тебя”. Однако Ольга любила своего сына Святослава и говаривала: “Да будет воля Божья; если захочет Бог помиловать род мой и землю Русскую, то вложит им в сердце то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне”. И, говоря так, молилась за сына и за людей всякую ночь и день, воспитывая сына до его возмужалости и до его совершеннолетия» [3].

В Третьей книге Царств повествуется о том, как царица Савская, услышав о «славе Соломона во имя Господа» и его мудрости, «пришла испытать его загадками». Она приехала в Иерусалим «с весьма большим богатством». В беседе царица убедилась в мудрости Соломона, который «объяснил ей <…> все слова ее, и не было ничего незнакомого царю, чего бы он не изъяснил ей». Пораженная царица дарит Соломону золото, благовония и драгоценные камни, которые привезла с собой, и заявляет ему: «Мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала». Затем следует перечень того, что Соломон ежегодно получал в дар от соседних правителей, в том числе «сосуды серебряные и сосуды золотые, и одежды, и оружие, и благовония, коней и мулов».

Этот рассказ о визите царицы Савеи в Иерусалим отдаленно напоминает летописную статью о поездке Ольги в Константинополь. Ольга, как и царица Савская, отправляется в Константинополь, чтобы испытать его правителя (как Соломона) загадками. Однако константинопольский император, в отличие от легендарного правителя Иерусалима, оказывается не в состоянии объяснить приехавшей «царице» (да и себе самому) ее вопросы.

Не разгадав истинный смысл предложений Ольги, он вынужден против своей воли выполнить все ее желания и признать ее мудрость («переклюкала мя еси»). В результате византийский император и древнерусская княгиня меняются «ролями». Теперь он, пораженный мудростью Ольги (как царит Савская, пораженная ответами Соломона), одаривает ее золотом, серебром, дорогими тканями и различными сосудами – всем тем, что Соломон получал ежегодно в дар от соседних правителей.

Конечно, такое сопоставление могло бы показаться несколько натянутым. Но в данном случае мы имеем редкое и тем более ценное прямое подтверждение своих наблюдений. Завершив рассказ о поездке Ольги, летописец уточняет: «Се же бысть, яко же и при Соломанѣ приде царица Ефиопьская к Соломану… тако же к си блаженная Ольга искаше доброѣ мудрости Божьи…».

Так, прямое сопоставление княгини Ольги с «царицеи Ефиопскои», собственно, и позволяет отыскать в, судя по всему, фольклорном по происхождению рассказе скрытый библейский мотив, к которому отсылается читатель и в «Хронике» Георгия Амартола: «о неи же Господь глагола: “цесарица Ужска приде от конець земли, да видить премудрость Соломоню”».

Идентификация Ольги не просто с царицей Савской, а с «южной», «эфиопской царицей» заслуживает особого внимания. Во-первых, следует отметить, что в апокрифической литературе, в частности, в уже не раз упоминавшемся откровении Мефодия Патарского с Эфиопией отождествляется Византия. Во-вторых, такое отождествление связано с тем, что мать Александра Македонского Хусифа (в славянских переводах этого апокрифа добавлялось: «она же Олимпиада») считалась эфиопской царицей. После смерти Александра она якобы вернулась в Эфиопию и там получила письмо от мифического греческого царя Виза, строителя Царьграда (Виза), который писал, «что возьмет ее себе в жены и царствовать [будет с ней]». Отец Хусифы, царь Фол, «вместе с сорока тысячами именитых мужей Эфиопских, а также с дочерью своей Хусифой направился в Византий. И встречен был царем Визом посреди моря в Халкидоне с большой радостью. И дал ему Виз дары многие. И вошел Фол в Византий, и оказал почести великие, и преподнес многие дары по обычаю царского великодушия. И взял царь в жены дочь Фола, царя Эфиопского, и от нее родилась ему дочь, которую [он] нарек по имени города своего: Византия». Рассказ этот завершается фразой: «Так воцарилось семя Хусифы, дочери Фола, царя Эфиопского, над Македонянами, Римлянами и Эллинами».

Другими словами, по сути, в данном рассказе речь идет о том, что Русь перенимает у Византии пальму первенства в христианском мире – буквально с момента крещения первой княгини-христианки.

Или пример из задания по теме «Истоки, предпосылки возникновения, сущность теории «Москва – III Рим»: «Выпишите имена авторов, которые наиболее часто цитируются в “Предании о жительстве скитском” Нила Сорского и “Просветителе” Иосифа Волоцкого. По “Домострою” выявите и оформите в виде классификационной таблицы следующие аспекты: а) человек в системе духовных, нравственных и бытовых ценностей “Домостроя”; б) христианское вероучение и нравственный обиход древнерусского общества в “Домострое”; в) синтез книжной и народной культур, церковной и светской литератур в памятнике; г) сопоставьте идейное наследие эпохи с храмовым строительством на материалах презентации “Храмы Московского государства”».

Исследуя наследие Святейшего Патриарха Никона, студентам необходимо овладеть реконструктивной интертекстуальностью как основным методом работы Патриарха Никона с источником, используя такие его произведения, как «Возражение или Разорение…», «Духовное завещание», «Наставление царю/христианину», «Поучение священному чину и причетникам». Студентам предлагается следующее задание: а) проанализируйте «Нравственные правила» Василия Великого и 27 вопрос-ответов «Возражения или Разорения» Святейшего Патриарха Никона; б) сопоставьте презентацию «Храмы XVII века» и 13-е возражение патриарха Никона. Выявите семиотическое значение Ново-Иерусалимского монастыря в концепции патриарха Никона.

Компетентностно-ориентированные задания, описанные выше, представлены в электронном обучающем пособии «Отечественная история. Практикум» [4] и в учебно-практическом пособии «История русской духовной культуры», отмеченном дипломом II Всероссийского инновационного общественного конкурса на лучший учебник, учебное пособие, монографию 2015 г. [5]

Таким образом, общепринятое знание, которое составляет основу преподавания, – это не просто привычный, устоявшийся способ изложения учебного материала, возможные модификации знания рассматриваются как дополнительные, освоение базовых знаний – это то, без чего не может быть дальнейшего обучения. Использование компетентностно-ориентированных заданий способствует, на наш взгляд, повышению субъектности и отрефлексированности как способности действовать с учетом текущей ситуации и как созданию смыслов в процессе определения ситуации. Компетентностный подход позволяет повысить вариативность существующих образовательных практик.