На сегодняшний день английский язык прочно занял свою позицию в перечне предметов, обязательных для дальнейшей успешной профессиональной деятельности. Мы не можем уже представить себе современного успешного профессионала, не обладающего достаточными знаниями иностранного языка в своей сфере деятельности. Английский сегодня – это не только средство общения между различными культурами, средство понимания окружающего мира в его многообразии; сегодня английский язык – это та ступень, которая может сыграть, возможно, ключевую роль в дальнейшей профессиональной деятельности любого человека.
Однако, несмотря на всю значимость этого предмета, к сожалению, отмечается снижение уровня мотивации к изучению иностранного языка среди старшеклассников и студентов первых курсов учреждений СПО. Как следствие, перед преподавателем встает вопрос: что именно мешает студенту прогрессировать в овладении иностранным языком, почему снижается мотивация к его изучению? И это с учетом того, что многие показывают достаточно хорошие успехи на начальном и среднем этапах изучения языка. Предположительно причина кроется в том, что многие преподаватели не готовы или же не хотят учитывать сложность возраста и те психологические особенности, которые являются ключевыми в выборе методов, технологий и подходов к преподаванию иностранного языка в группах такого возраста.
Итак, старший школьный возраст, или, как часто его еще называют, ранняя юность, относится к периоду развития детей от 15 до 18 лет включительно, что соответствует возрасту учеников 9–11-х классов школы или же I–II курсу студентов колледжей. В начале периода ранней юности подросток находится в пограничном состоянии, так как он уже не ребенок, но еще пока и не взрослый. Происходит полная перестройка организма, и к концу этого периода ребенок должен достичь полной физической, идейной и духовной зрелости, необходимой ему в дальнейшей жизни. Происходит усложнение аналитико-синтетической деятельности коры больших полушариев в процессе труда и учения, что ведет к повышению нервной возбудимости, а также к нарушению нормальной деятельности нервной системы. Но чаще всего к этому приводит еще и неправильный режим дня, который часто ведут подростки данного возраста (игры по ночам, недостаточно сбалансированное питание, нехватка прогулок на свежем воздухе, вредные привычки и т. д.). К концу этого периода юноши и девушки достигают такого физического развития, что мало чем отличаются от взрослого человека.
Ведущей учебной деятельностью данного периода является труд и учение, а также особое внимание ученики уделяют практической направленности предмета. У студентов и школьников данного периода наблюдается избирательность к предметам, а также многообразие интересов, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Учащиеся часто задаются вопросом: «Как и где смогу я применить иностранный язык, зачем он мне в моей профессии?» Многие преподаватели достаточно абстрактно начинают говорить о значимости языка, хотя именно этот вопрос и является отправной точкой, своего рода трамплином для дальнейшего развития мотивации к изучению иностранного языка. На первых уроках в группах такого возраста необходимо неустанно объяснять, где и как смогут студенты применить полученные знания. Здесь немаловажным является и хорошее преподавание предмета, через которое преподавателю необходимо многократно показывать мировоззренческое, познавательное и практическое значение предмета. Практическое применение иностранного языка можно показать через задания с заполнением разного рода анкет, бланков на английском языке, ведение переписки с мнимым сверстником из другой страны, составление диалогов в паре на обыденные темы, которые студент или старшеклассник переживает в своей повседневной жизни.
В старших классах или на первом курсе колледжа студенты начинают играть разные общественные роли – организаторов, инициаторов и даже помощников слабых учеников. Юноша или девушка такого возраста сталкиваются с повышением уровня требований, которые предъявляют ему родители, школа или колледж и те организации, членом которых он стал. Возникает противоречие между тем уровнем психологического развития, которого он достиг, и тем, что от него требуют. Это противоречие разрешается путем нравственного и духовного развития личности, хотя многие достаточно сложно справляются с этим. Именно в 15–17 лет можно ярко проявлять талант в той или иной области, создаются продукты творчества, имеющие объективную ценность. Учителям стоит иметь это в виду и, содействуя всестороннему развитию способностей всех старшеклассников, выявлять тех юношей и девушек, которые обладают высокой степенью развития способностей [1]. Видя потенциал, склонность к изучению английского языка, важно не пропустить и не игнорировать это, а наоборот, создать ситуацию успеха путем привлечения таких учеников к конкурсам и олимпиадам по английскому языку.
Остановимся на развитии познавательных процессов в старшем школьном возрасте. Развитие интересов, рост сознательного отношения к учению стимулируют дальнейшее развитие произвольности познавательных процессов, умения управлять ими. В конце старшего школьного возраста учащиеся полностью овладевают ими (восприятием, памятью, воображением, мышлением), а также вниманием, подчиняя их определенным задачам жизни и деятельности. Наблюдение становится еще более целенаправленным. Хотя преобладает произвольная память, непроизвольное запоминание отнюдь не исчезает из практики старшеклассников. Оно только приобретает специфический характер, более отчетливо связываясь с интересами старших школьников, в частности с их познавательно-профессиональными интересами. Дословное заучивание, основанное на повторении, не является в этом возрасте распространенным [2].
У старшеклассников наблюдается способность к переключению и распределению внимания, а это значит, что учащиеся умеют одновременно слушать объяснения учителя и вести запись лекции, они способны следить и за содержанием, и за формой своего ответа. На уроке в таких группах особое значение приобретают уроки типа лекций, самостоятельное выполнение практических работ, написание рефератов.
Очень важно обращать внимание на индивидуальные особенности и тип темперамента каждого учащегося группы. Следует помнить, что сангвиник – продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т. е. при постоянном возбуждении, иначе ему становится скучно, и он отвлекается. Холерики же, при своей неустойчивой и часто несдержанной реакции на внешнее воздействие, могут проявить особую страстность в деле, которым увлечены. Это говорит о том, что его постоянно нужно занимать на уроке. Флегматик – это уравновешенный тип, очень работоспособный, но он не может быстро реагировать в новых ситуациях. В отличие от предыдущих трех типов, меланхолик не обладает устойчивостью нервной системы, слабый к раздражителям, поэтому при таких стрессовых ситуациях, как экзамен, зачет, контрольная или тестовая работа, у него могут ухудшаться результаты по сравнению с привычной для него ситуацией. Стоит это учитывать, стараться успокоить его или дать ему возможность пересдать материал. Преподавателю надо всегда быть готовым к тому, что группа – это набор разнообразных типов темперамента, поэтому для вовлечения всего класса необходимо постоянно поддерживать интерес и активную атмосферу на уроке. Сделать это можно, постоянно меняя виды деятельности, уделяя внимание и помогая меланхоликам и флегматикам.
Как говорил А. Н. Леонтьев, «преподаватель иностранного языка больше, чем преподаватель любого другого предмета, обязан активно вмешиваться в эмоциональную сферу урока и обеспечивать по возможности возникновение у учащихся эмоциональных состояний, благоприятных для учебной деятельности. Именно воздействуя на эмоциональную сторону восприятия иностранной речи, можно повысить мотивацию. Сегодняшние студенты и старшеклассники отличаются особой потребностью к эмоциональному преподаванию предмета, с разнообразным использованием наглядности, такой как аудиовизуальные средства обучения, Интернет, видеофильмы, кинофрагменты. Современные ТСО помогают организации поля восприятия студентами той или иной ситуации, дают им возможность самостоятельно ее интерпретировать с применением тех языковых единиц, которыми они владеют на данном этапе. При организации уроков в группах такого возраста педагогу необходимо работать по принципу избыточности средств воздействия, поскольку это поможет воздействовать одновременно на «визуалов», «аудиалов» и «кинестетов».
В борьбе с нехваткой положительных эмоций на уроке значительно помогут фильмы, фрагменты кинофильмов, поскольку именно в этот момент изучаемый иностранный язык из абстрактного понятия превращается в живое средство общения, учащиеся чувствуют реальную потребность в применении приобретенных знаний, а это дает им удовлетворение и, соответственно, повышает интерес и мотивацию к изучению английского языка. Стоит помнить, что необходимо демонстрировать такие фрагменты, которые воздействуют на эмоциональную сторону личности и заставляют думать. После просмотра можно организовать беседу.
Еще одной особенностью данного возраста выступает то, что, несмотря на растущее сознательное отношение к учению, юноши и девушки этого возраста демонстрируют неумение учиться самостоятельно в новых условиях, придя в среднее учебное заведение. Причина кроется во многих вещах: в школе многие учащиеся слушают учителя пассивно, надеясь на то, что он еще раз им все объяснит. Ребята не умеют пользоваться обобщающими понятиями, выводами, умозаключениями – они формируются чаще всего не путем анализа, а путем заучивания готового материала из учебника. У студентов первых курсов очень часто наблюдается несформированность навыка работать самостоятельно с учебным материалом. Это стоит также учитывать при организации урока иностранного языка, поскольку студент, который не обладает умениями строить логические выводы и высказывания, пусть даже на уровне своего владения языком, не сможет построить высказывание самостоятельно. Преподавателю стоит систематически формировать эту способность, давая такие задания, которые побуждают мыслительную активность, а затем путем опор помогать строить собственное умозаключение на английском языке. Действенными являются тут и построение схем, денотативных карт текста, планов пересказа, выделение основных мыслей с дальнейшим выражением путем собственных языковых единиц.
Не стоит забывать, что учащиеся старшего школьного возраста большое внимание уделяют практической значимости материала, следовательно, применение заданий на развитие коммуникативных навыков будет формировать эмоциональную удовлетворенность на уроке английского языка, создавать ситуацию успеха.
Стоит осторожнее относиться к критике учащихся данного возраста, не стоит высказывать жесткое критическое мнение, а напротив, через похвалу и внимательное отношение к самым малым успехам своего ученика поддерживать в нем огонь мотивации и интереса к изучению английского языка. Это не значит, что надо забыть о грамматических неточностях и ошибках, просто стоит говорить о них менее критично, соблюдая особый педагогический такт.
Немаловажным критерием в формировании мотивации к изучению английского языка является и сама личность и авторитет преподавателя, его умение интересно преподнести материал. Преподаватель иностранного языка, как никто иной, должен обладать интересными рассказами, заметками о жизни, культуре страны изучаемого языка, рассказав которые можно скрасить иногда скучную атмосферу на уроке. Преподавая в группах такого возраста, еще на первом уроке стоит обратить внимание на интересы каждого учащегося. Поскольку эмоциональная связь преподаватель – ученик строится именно на этом уроке, именно вовремя обращенное внимание на мелочи может сыграть важную роль в дальнейшей мотивации. Старшеклассники ценят искреннее и серьезное отношение к своим интересам, поэтому, задавая вопросы на английском языке в отношении их интересов, можно увидеть оживленную реакцию со стороны ученика. Он, иногда обладая не самой богатой лексикой, будет искать возможность отреагировать на поставленный вопрос, ища такие языковые единицы, которыми он владеет. А все оттого, что была задета его личность, его персональные интересы.
Итак, проанализировав психологические особенности ранней юности, изучив особенности темпераментов, можно вывести ряд рекомендаций для повышения мотивации к изучению английского языка:
1) использовать многообразие наглядности для одновременного воздействия на все органы чувств;
2) переключать виды деятельности с менее активного на более активный в течение урока для постоянного поддержания мотивации к предмету;
3) избегать ситуаций неудачи. Наоборот, хвалить при успехе, в процессе выполнения упражнения;
4) стараться свести к минимуму критику в классе, лучше оставить после урока, так как это болезненно сказывается на психике учащегося этого возраста. Для них особенно важно мнение группы, самоутверждение и отношение со сверстниками;
5) постоянная ориентация на значимость английского языка в профессии, систематическая работа по отражению важности иностранного языка для будущей деятельности;
6) опора на интересы, задавать вопросы, побуждающие к ответу, касающиеся личности самого учащегося;
7) учитывать, что общение все еще важно в этом возрасте, соответственно, стараться использовать коллективные формы деятельности на уроке, например диалог или описание друг друга и т. д.;
8) снимать напряжение в течение урока, используя видеоролики с тонким юмором, которые носят высокохудожественный характер;
9) использовать состязательные формы работы (конкурсы, розыгрыш оценок, коллективные игры) на завершающем этапе изучения темы. Учащиеся этого возраста любят утверждаться и получать признание, поэтому данный твид работы будет для них эффективным. Игра воспитывает волю, организованность, систематизирует знания;
10) стараться использовать музыкальные минутки, слушая и переводя популярные мелодии, просматривая кинофрагменты на английском языке, с последующим обсуждением;
11) использовать прием мозгового штурма для активации мыслительных процессов учащихся, а не диктовать им свои идеи.