Нестабильные социально-экономические процессы в современном мировом пространстве актуализируют проблему самореализации молодежи в разных сферах жизнедеятельности. Актуальность исследования определяется также современной ситуацией на рынке труда России, в частности в Самарской области, где является высоким риск социальных волнений в связи с ситуацией, сложившейся на рынке труда. Создание территорий опережающего развития, в том числе и в г. о. Тольятти Самарской области, предъявляет определенные требования к целенаправленной активности и самореализации личности молодежи. Известно, что самореализация личности представителей юношеского возраста связана с использованием индивидуально-личностного потенциала для успешного самовыражения как в учебной деятельности, так и на начальном этапе профессиональной деятельности, а также в межличностном общении, культурных, социально значимых и спортивных мероприятиях.
При этом современная молодежь зачастую встречается с противоречиями между потребностью в активной самоактуализации и реализации собственного потенциала в разных сферах жизнедеятельности и отсутствием эффективного механизма самореализации, обусловленного внешними и внутренними препятствиями. Национальные традиции, культура, религия и обычаи, преломляющиеся через внутренний мир человека, его мировоззрение, ценности, отношения и поведение, не могут не оказывать существенного влияния на самореализацию личности. Все вышесказанное свидетельствует об актуальности темы исследования и обусловливает необходимость выявления национально-психологической специфики самореализации личности.
Анализ отечественной и зарубежной психологической литературы по проблеме самореализации свидетельствует о том, что, несмотря на активность авторов как в фундаментальных, так и прикладных исследованиях этого феномена в последние десятилетия, отсутствует его всестороннее, целостное и системное изучение, а следовательно, и понимание сущности, детерминант, предпосылок появления и особенностей самореализации личности, как в разные возрастные периоды, так и в контексте национально-психологической специфики.
Теоретической основой данного исследования является экзистенционально-гуманистическая психология, утверждающая огромную значимость и уникальную феноменологию каждой личности в реализации собственного потенциала и высших потребностей (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Шостром, В. Франкл), а также культурно-деятельностный и полисистемный подходы в отечественной психологии (Д. А. Леонтьев, И. Д. Егорычева, Л. А. Коростылева, С. И. Кудинов) [1–3].
На современном этапе исследования самореализации личности психологи все больше обращают внимание на один из этапов генезиса самореализации – самоактуализацию личности молодежи, только начинающей процесс самоосуществления (И. Д. Егорычева) [4], на который влияют как внутренние личностные факторы, так и внешние условия – культурное окружение, национально-этнические особенности. Считаем, что самосознание личности как представителя определенной национальности в стране и в конкретном регионе не может не оказывать своего влияния на особенности и выбор стратегий самореализации в юношеском возрасте, содержание потенциала для самоосуществления.
Несмотря на обозначенную значимость и актуальность проблемы, отсутствуют исследования национально-психологических особенностей самоактуализации представителей юношеского возраста в определенных регионах России.
Целью данного исследования стало изучение национально-психологических особенностей самореализации представителей юношеского возраста Самарской области.
Методами и методиками исследования стали:
- САТ (Самоактуализационный тест), адаптированный вариант теста Personal Orientation Inventory (POI) Эверетта Шострома авторами Ю. Е. Алешиной, Л. Я. Гозман, М. В. Загика, М. В. Кроз, выбор которого связан с определенным этапом генезиса самореализации (самоактуализации), что не противоречит исследованию заявленного психологического образования – самореализации личности, так как в своем исследовании мы опираемся на положение И. Д. Егорычевой о том, что самоактуализация – это третий этап генезиса самореализации и соответствует возрасту респондентов нашей выборки [5];
- метод опроса, авторская анкета, направленная на изучение представлений о самореализации;
- количественный, качественный и статистический анализ экспериментальных данных.
В соответствии с темой исследования был проведен анализ национального состава Самарской области по данным переписи населения за 2010 г. В Самарской области проживают представители 157 национальностей, лидирующее место по количеству представителей занимают следующие национальности: русские (85,6%), вторая по численности населения национальная группа – татары (4,1%), а украинцы заняли пятое место после чувашей и мордвы и составили 1,4% [6].
В нашем исследовании мы изучили национально-психологические особенности самореализации этих трех национальных групп (русские, татары и украинцы), выборка исследования составила 60 человек по 20 представителей каждой национальности, возраст респондентов – 16–23 года, половой состав каждой подгруппы был равночисленным. Социальный статус обследуемых – старшеклассники, студенты, рабочие, служащие, все являлись гражданами Российской Федерации и постоянно проживали в Самарской области (в городах Жигулевске, Самаре, Сызрани, Тольятти).
В качестве дополнительного метода был проведен опрос представителей выборки, направленный на выявление их представлений о самореализации личности. Полученные результаты свидетельствовали о том, что у представителей выборки достаточно сформировано представление о самореализации личности. Они считают, что процесс самореализации возможен уже в юношеском возрасте, причем 39% добавляют, что все зависит от собственной мотивации, и лишь 11% респондентов добавили, что «самореализация возможна только при определенных условиях».
Анализируя оценку респондентов собственной самореализации, можно заметить: несмотря на то, что теоретически большинство считает возможной самореализацию в юношеском возрасте, практически лишь 16% из них говорят о своей самореализации как о полностью успешной, состоявшейся. И среди отмеченных барьеров, препятствующих успешной самореализации, можно выделить две группы: внешние, такие как «нехватка времени», «нехватка денег», «отсутствие возможностей для выражения способностей» и т. д. Другая группа ответов содержала интернальные, внутренние, личностные причины – «собственная лень», «личностные проблемы», «низкая мотивация на саморазвитие», «слабость Я». Критериями успешной самореализации респондентами были названы эмоциональное благополучие: «интерес», «удовольствие, получаемое от дела», а также личностно-деятельностные признаки: «активность», «упорство», «целеустремленность».
Обратил на себя внимание тот факт, что около 30% респондентов не имеют ясного представления о содержании профессиональной самореализации. Представители всей выборки одним из важных факторов успешной самореализации считают межличностный фактор – поддержку ближайшего социального окружения (друзей, родителей и преподавателей).
Далее проанализируем полученные результаты методики САТ и охарактеризуем как общие, свойственные молодежи в целом особенности проявления самореализации, так и специфические национально-психологические особенности (см. рисунок).
Можно отметить, что большинство показателей у всех групп находится на среднем уровне выраженности, и, значит, самоактуализация представителей юношеского возраста отличается умеренностью проявления и сбалансированным сочетанием всех переменных. Шкала «Компетентности во времени» у представителей всех национальных групп показала уровень ниже среднего, что свидетельствует о недостаточно сформированной способности субъектов жить настоящим, то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте и ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной.
Шкала «Поддержка» характеризует представителей всех национальных групп как людей с экстернальной направленностью: комформностью и относительной зависимостью в своих поступках, недостаточным стремлением к руководству собственными целями, убеждениями, установками и принципами, несвободных в выборе, подверженных внешнему влиянию, несамостоятельных. Возможно, это связано с возрастом и недостатком жизненного опыта, отсутствием сформированных стратегий самоосуществления и недостаточной уверенностью в собственных силах. При этом отметим, что статистически значимые различия по данной шкале (t = 2,64 и t = 2,68 при p ≤ 0,05) свидетельствуют о несколько меньшей тенденции к зависимости извне у представителей украинской группы респондентов, что говорит о большем стремлении к независимости и поведении, детерминированном собственными целями.
Сравнительные показатели шкал самоактуализации у представителей национальных групп
(в стэнах)
Примечание. Название шкал САТ: Ts – компетентности во времени, I – поддержки, SAV – ценностных ориентаций, Ex – гибкости поведения, Fr – сензитивности к себе, S – спонтанности, Sr – самоуважения, Sa – самопринятия, Nc – представлений о природе человека, Sy – синергии, A – принятия агрессии, C – контактности, Cog – познавательных потребностей, Cr – креативности.
Все респонденты общей выборки знают и разделяют ценности самореализующейся личности, эта тенденция больше всего выражена у татарской молодежи, вероятно, им свойственна большая ориентация на традиции и ценности своего народа, что отражается и на ценностях самоактуализации их личности. При этом отметим, основываясь на данных других шкал, что хотя татарская молодежь и ориентирована на самоактуализационные ценности, но традиционные формы поведения и социальные ожидания сдерживают эти тенденции. У украинцев этот же показатель несколько ниже и свидетельствует о том, что самоактуализация как осознанная ценность выражена слабее.
Ниже средних показателей у представителей всех национальных групп показатели шкалы гибкости в поведении, что говорит о тенденции к ригидности в реализации своих целей и ценностей в деятельности и поведении, во взаимодействии с окружающими людьми, недостаточной адаптивности и способности быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию. Самые низкие показатели здесь были выявлены у русского юношества. Это можно объяснить, возможно, тем, что русские составляют большинство населения региона и им приходится реже проявлять гибкость в поведении, чем представителям других национальностей. Однако русские представители общей выборки отличаются недостаточным самопринятием, что регистрирует сложности самоотношения, некоторую зависимость от мнения и оценок окружающих, непринятие своих достоинств и недостатков. Возможно, это обусловлено такими национальными особенностями характера, как скромность и отсутствие стремления к признанию и статусности.
Отметим, что показатели шкалы «Самоуважение» у всех представителей национальных групп на среднем уровне выраженности, что говорит о самодостаточности представителей всех национальных групп и связано с условиями традиционного национального разнообразия народов, проживающих как в Самарской области, так и в России.
Были отмечены статистически значимые различия показателей по шкале «Принятие агрессии» (t = 2,24 и t = 2,3 при p ≤ 0,05) у представителей украинской группы в сравнении с представителями двух других групп. Это свидетельствует о большей свободе эмоционального самовыражения украинской молодежи, проявлении негативных эмоций, о способностях принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы в ситуациях фрустрации, затрудняющей самовыражение и самореализацию.
Также можно обозначить количественные отличия в показателях шкалы «Контактность», что говорит об украинских представителях как о в большей степени использующих коммуникативные ресурсы для самореализации, об их способностях к быстрому установлению и поддержанию эмоционально насыщенных контактов с людьми. При этом предположим, что содержание и качество такого общения может быть как субъектным, аффилиативным, так и поверхностным и временным.
Шкала «Познавательные потребности» определяет степень выраженности стремлений к приобретению знаний об окружающем мире. По этой шкале наивысшие показатели также у украинской молодежи.
При этом отметим, что целостное мировоззрение молодежи о мире и человеке недостаточно сформировано у представителей всех национальностей (шкала «Синергии»), возможно, по причине возрастного фактора. По этим обеим шкалам показатели у татарской молодежи ниже, чем у представителей других национальностей. Это можно объяснить тем, что, согласно традициям и вероисповеданию, есть четкие правила поведения, и зачастую они различны для людей разного пола и возраста, что не всегда соответствует научным концепциям о природе человека.
Показатели креативности наиболее ярко проявляются в самовыражении русских представителей юношества нашей выборки, что говорит о большей творческой направленности, генерации идей и продуктивности в процессе самореализации.
Проанализировав полученные результаты, отметим: хотя украинская молодежь по шкалам самоактуализационного теста продемонстрировала в сравнении с другими национальными группами более высокие результаты самореализации, каждая из национальных групп имеет свои сильные стороны самореализации. Для представителей юношеского возраста Самарской области обследуемых национальных групп скорее характерны общие тенденции, что было подтверждено статистически не значимыми различиями в показателях, а также средней выраженностью показателей самореализации по большинству шкал. Проведенное нами исследование вносит определенный вклад в понимание проблемы становления самореализации в юношеском возрасте, в котором ведущую роль занимают процессы развития и актуализации внутреннего потенциала личности. Определение национально-психологических особенностей самореализации молодежи является лишь одним из аспектов решения данной проблемы.
Перспективными направлениями дальнейших исследований будут обоснование и разработка инновационных программ психологического сопровождения, направленных на осознание и изменение непродуктивных форм самоактуализации, мешающих полноценному самовыражению личности. Считаем целесообразным продолжить работу в следующих направлениях научных исследований: социально-психологическая адаптация и самореализация личности в полиэтнической среде; исследование и анализ самореализации в инокультурном и монокультурном пространстве, разработка и внедрение коррекционно-развивающих программ оптимизации социальной, личностной и профессиональной самореализации с учетом национально-этнической составляющей в психологических службах высших учебных заведений; внедрение новых методов и технологий развития успешной самореализации юношества с учетом сильных сторон как индивидуально-личностной, так и национально-психологической направленности.