Full text

Сегодня рост нашей страны зависит от правильного подхода к воспитанию и развитию будущего поколения. Дети, которые воспитываются в семьях, где основой положительного воспитания является любовь, забота, доверие, эмоциональная связь и взаимопонимание между родителями и их детьми, растут успешными и всесторонне развитыми. Однако существуют семьи, в которых родители уходят от ответственности, пренебрегают своими детьми, не уделяют им должного внимания. Воспитываясь в такой семье, дети остаются наедине со своими проблемами, мыслями и переживаниями. В научной литературе такие дети относятся к «группе риска».

Понятие «дети “группы риска”» считается общепринятым, но трактовать его можно по-разному. Прежде всего, мы рассмотрим связь между понятиями «риск» и «дети “группы риска”». Понятие «риск» означает вероятность чего-либо нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях «группы риска», подразумевают, что эти дети находятся под воздействием нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.

В настоящее время категория детей «группы риска» предполагает наличие риска потери жизни, здоровья, отсутствие обеспечения благоприятных условий для полноценного воспитания и развития.

Ученые говорят о различных группах факторов, позволяющих отнести детей к «группе риска». Среди этих факторов выделяют следующие группы: медико-биоло­гические, социально-экономические, психологические и педагогические [1].

В связи с перечисленными факторами риска выделяют следующие категории детей:

-          дети с проблемами в развитии, не имеющие резко выраженной клинико-па­тологической характеристики;

-          дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных не имеющих юридической силы обстоятельств;

-          дети из неблагополучных, асоциальных семей;

-          дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-пси­хологической помощи и поддержке [2].

По нашему мнению, дети «группы риска» испытывают негативное воздействие социальной среды, имеют трудности в усвоении программы, во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. К проблемам данной категории детей можно отнести низкий уровень развития познавательных процессов, нарушения речевой функции, эмоционально-волевой сферы, отсутствие навыков общения с окружающими.

Наличие таких проблем в развитии детей «группы риска» говорит о том, что они нуждаются в своевременной, профессионально организованной помощи педагогов и психологов дошкольной образовательной организации (ДОО).

В связи с этим дошкольное образование направлено на поиск новых, современных подходов в образовательной деятельности, которые в процессе воспитания и развития детей обеспечивали бы более индивидуальный подход к каждому ребенку, имеющему определенные проблемы и трудности.

Одним из таких подходов является разработка индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).

Индивидуальный образовательный маршрут – это документ, который отражает различные формы и методы работы с детьми «группы риска» и направлен на коррекцию проблем в их физическом, интеллектуальном, эмоционально-волевом, личностном развитии.

Создание индивидуальных образовательных маршрутов для детей «группы риска» предполагает последовательное соблюдение определенных этапов:

1-й этап – наблюдение за детьми в условиях дошкольного учреждения в процессе режимных моментов.

2-й этап проведение педагогического и психологического мониторинга, который направлен на выявление проблем у детей в интеллектуальном, эмоциональном, личностном развитии.

3-й этап – принятие психолого-педагогического решения для разработки индивидуального образовательного маршрута (постановка цели, определение задач, форм и методов работы с детьми).

4-й этап – взаимодействие с родителями (законными представителями) детей «группы риска» (проведение совместных мероприятий, организация консультаций, размещение информации в родительском уголке).

Тем не менее разработка индивидуального образовательного маршрута для детей «группы риска» является существенной и глубокой проблемой.

Сегодня ДОО недостаточно обеспечена методическими пособиями, организация предметно-развивающей среды не соответствует требованиям стандарта, педагоги не обладают необходимыми компетенциями и навыками работы с детьми «группы риска».

Мы предполагаем, что если создать в дошкольном учреждении определенные условия, то можно преодолеть данные проблемы. К таким условиям мы относим:

-          внедрение в практику работы детских садов методических рекомендаций;

-          обобщение педагогических опытов на муниципальном и региональном уровнях;

-          публикация статей в научно-методических журналах;

-          применение в детском саду инновационных технологий;

-          внедрение в систему дошкольного образования тьюторов;

-          повышение образовательного уровня педагогов;

-          обеспечение детских садов материально-техническими средствами.

Наше исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад присмотра и оздоровления № 13 “Солнышко”» города Губкина Белгородской области, где воспитываются дети с малыми и затихающими формами туберкулеза. В данном детском саду многие дети находятся круглосуточно, свыше 40% детей из неполных и неблагополучных семей. На базе представленного дошкольного учреждения мы организовали работу с детьми в возрасте 5–6 лет (старшая группа детского сада).

На первом этапе работы мы провели наблюдение за данной группой детей в условиях ДОО (режимный момент: самостоятельное общение, игры детей) и выявили, что из 13 (100%) воспитанников двое (15,3%) детей не умеют общаться со сверстниками, не считаются с мнением окружающих, не соблюдают правила игры. Результаты наблюдения зафиксированы в листе наблюдений.

На втором этапе с детьми старшей группы детского сада проводился мониторинг с использованием методики О. А. Сафоновой «Экспресс-анализ и оценка детской деятельности». Цель мониторинга заключалась в изучении усвоения детьми основной образовательной программы дошкольного учреждения к 7 годам.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дети данной возрастной категории должны обладать следующими умениями и навыками:

-          свободно ориентироваться в пространстве;

-          знать основные цвета и формы предметов, выделять их существенные признаки;

-          считать в пределах 10 (прямой и обратный счет);

-          составлять небольшой рассказ по картинке;

-          уметь описывать растения, отмечать их особенности;

-          знать личные данные (фамилию, имя и отчество родителей, свой домашний адрес и т. д.);

-          уметь применять творческие навыки в практике.

Результаты исследования оценивались по по 4-балльной шкале: оптимальный уровень – 4 балла; высокий уровень – 3 балла; средний уровень – 2 балла; низкий уровень – 1 балл.

Данные мониторинга показали, что двое (15,3%) детей из группы имеют низкие результаты по следующим образовательным областям:

-          социально-коммуникативное развитие;

-          познавательное развитие;

-          речевое развитие;

-          художественно-эстетическое развитие.

Причинами низких показателей являются:

-          педагогическая запущенность;

-          несформированность познавательных навыков,

-          несформированность навыков самообслуживания и коммуникации.

Выявленные в ходе мониторинга дети были отнесены к «группе риска».

Кроме того, с целью выявления усвоения детьми 5–6 лет программы регионального компонента в ДОО проводился мониторинг по духовно-нравственному воспитанию. Анализ результатов показал:

-          критический (низкий) уровень – 4 (30,8%) детей;

-          допустимый (средний) – 7 (53,9%) воспитанников;

-          оптимальный (высокий) – 2 (15,3%) детей.

Также в рамках нашего исследования мы изучили документацию дошкольного образовательного учреждения и определили образовательный уровень родителей (законных представителей) воспитанников. Образовательный уровень составил:

-          с начальным образованием – 4,6%;

-          со средним образованием – 13,7%;

-          со средним специальным – 68,2%;

-          с высшим образованием – 13,7%.

На основе полученных результатов мы провели социологический опрос родителей по выявлению у них знаний норм и правил воспитания детей. Опрос показал:

-          77,8% родителей воспитывают своих детей в любви, заботе, ласке, поддерживают и понимают их;

-          18,2% ответили, что стараются уделять внимание детям по мере возможности;

-          9,1% признались, что воспитывают своих детей в строгости и послушании.

Второй этап предполагал разработку индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) для детей «группы риска», определение его целей, задач и направлений (форм и методов) работы.

К целям и задачам разрабатываемого индивидуального образовательного маршрута для детей «группы риска» в исследовании относится развитие навыков самообслуживания, коммуникации, развитие речевой функции, мыслительных навыков, памяти, внимания, мелкой моторики и координации в пространстве.

Основные направления работы с данной категорией детей:

  1. Образовательная деятельность (ОД): развитие математических представлений, обучение грамоте через письмо и чтение художественной литературы, разучивание стихотворений.
  2. Игровая деятельность: дидактические, театрализованные, сюжетно-роле­вые игры.
  3. Работа специалистов ДОО с детьми: развитие речи, психических процессов, музыкальных способностей.

Индивидуальный образовательный маршрут может включать в себя разделы:

  1. Порядковый номер.
  2. Направленность.
  3. Виды.
  4. Сроки проведения.

Примером служит разработанный нами проект ИОМ для ребенка «группы риска» (см. таблицу).

Третий этап предусматривает целенаправленную работу с семьями воспитанников. В соответствии с имеющимися в семьях проблемами педагогом-психологом дошкольной образовательной организации проводятся специальные тренинги общения и клубы для родителей. Данные тренинги направлены на раскрытие у родителей чувства ответственности и долга перед своими детьми.

Регулярно с родителями проводятся беседы, индивидуальные и групповые консультации, такие как:

-          «Для полного счастья»;

-          «Семейный очаг»;

-          «Счастливы без папы»;

-          «Родители разводятся»;

-          «Дети – главная ценность» и т. д.

Ежемесячно обновляются уголки для родителей. В них нашли отражение такие рубрики, как «Как любить своего ребенка?»; «Домашний праздник»; «Заповеди о воспитании детей»; «Понимаем ли мы друг друга».

Традиционными в детском саду стали совместные праздники, которые позволили родителям лучше понять своих детей и установить с ними эмоциональную связь. К таким праздникам и совместным мероприятиям мы относим:

-          «Папы и дочки, мамы и сыночки»;

-          «Мама – солнце и покой»;

-          «День семьи и радости».


Проект индивидуального образовательного маршрута

для ребенка «группы риска» (сроки проведения – с ноября по февраль)

 

№ п/п

Направленность

Виды

1

Развитие восприятия

Игры и упражнения: «Узнай предмет»; «Сделай так»; «Найди игрушку»; «Составь картинку»; «Белый лист»; «Круг, треугольник, квадрат»; «Зашиваем ковер»; «Найди такой же предмет»; «Цвета»; «Кто наблюдательнее?»; «Сравни предмет»; «Подбери подходящий лепесток»; «Какого цвета не стало?»; «Составь узор»; «Узнай по цвету»; «Чьи платья висят?»; «Найди в вазе эти фрукты» – обучать ребенка различать цвета, формы и величины.

Задания: «Разложи на «кучки»; «Подбери подходящий по форме»; «Назови изображения, которые видишь»; «Выложи фигуры из трех палочек»; «Какая рука?»; «Что где находится?»; «Лабиринт» – совершенствовать восприятие пространства

2

Развитие памяти

 Игры: «Купите лук»; «Репка»; «Мишка»; «Зайка»; «Самолет»; «Вот какая мама»; «Коза» – учить ребенка запоминать стихотворения, пересказывать русские народные сказки.

Игры: «Где спрятана игрушка?»; «Запомни картинки»; «Какой игрушки не хватает?»; «Прогулка в картинках» – развивать у ребенка зрительную память.

Игра «Рисуем по памяти узоры» – развивать слуховую память.

Задания: «Что изменилось?»; «Слушай и повторяй»; «Назови слова, которые запомнил» – обучать ребенка приемам и способам запоминания и воспроизведения информации

3

Развитие внимания

Игры: «Найди одинаковые предметы»; «Найди игрушку» – обучать ребенка мыслительной операции – сравнению.

Игра «Что это?» – учить овладевать категориями «вперед», «сзади», «справа», «слева».

Игры: «Что появилось?»; «Что потерялось?» «Найди отличия» – развивать у ребенка процесс восприятия.

Игры: «Добавь слово»; «Какого предмета в ряду не хватает?» – развивать произвольную память

4

Развитие мышления

Игры: «Сделай целое»; «Нарисуй целое»; «Найди свою игрушку»; «Сделай елочку» – развивать у ребенка представления о целом образе.

«Звени, колокольчик» – развивать наглядно-дейст­венное мышление.

Задачи-головоломки (комплекс задач), игры: «Забавная геометрия»; «Большой красный круг»; «Убираем игрушки»; «Что за птичка-невеличка?»; «Волшебник-карандаш»; «Игрушка-путешествен­ник»; «Справа, слева, вверх и вниз»; «Чудесный квадрат» – обучать логическому мышлению

5

Развитие речи

Игры: «Помоги животным»; «Покорми животных»; «Угадай, кто у меня»; «Посмотри и назови»; «Лови и назови»; «Куда пойдешь, что найдешь»; «Подарки детям»; «Мой веселый звонкий мяч» – развивать у ребенка познавательную функцию речи.

Задания: «Назови одним словом»; «Угадай, что это?»; «Кто что любит?»; «Отгадай загадки»; «Придумай загадку»; «Составь из букв слова»; «Назови слова, противоположные по значению»; «Закончи предложения и подбери к нему картинку»; «Закончи предложения»; «Назови предмет, который я не назвала»; «Кто больше сочинит»; «Расскажи, что ты видишь на картинке» «Разложи по порядку и составь рассказ»; «Скажи, что не верно» – развивать функции речи

6

Развитие мелкой моторики и снятие мышечного напряжения

Пальчиковая гимнастика: «Переложи игрушки»; «Посадим грибки»; «Зайчики»; «Гуси»; «Бусы для куклы»; «Дождь идет»; «Коврик для мамы» – развивать мелкую моторику.

Психомышечная тренировка: «Тряпичная кукла»; «Скульптура»; «Кляксы» – снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии

Полученные нами исследования привели нас к выводу, что какими бы современными и функциональными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными «воспитателями» для ребенка остаются его родители.

Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается с учетом проблем детей «группы риска», выявленных в результате исследования, и позволяет реализовать индивидуальный подход к каждому ребенку дошкольного возраста.