Проблема агрессивности в современном обществе является чрезвычайно актуальной, как с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики. Агрессивность в школьной среде – это не просто тревожное явление, а весьма серьезная социально-психологическая проблема, которая нуждается в решении. В работе рассматривается один из аспектов агрессивности подростков – физическая агрессивность. Анализируется качество опросника как измерительного инструмента для оценивания на линейной шкале физической агрессивности подростков.
Цель исследования состоит в измерении на линейной шкале физической агрессивности подростков.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- провести анализ качества опросника как измерительного инструмента;
- измерить на линейной шкале уровень физической агрессивности подростков;
- провести анализ оценок физической агрессивности в зависимости от пола и класса подростков.
Физическая агрессивность определяется операционально – с помощью набора индикаторов (пунктов опросника), который был предложен Л. Г. Почебут. Этот опросник опубликован в работе [1]. Каждый пункт опросника характеризует один из аспектов физической агрессивности (см. табл. 1).
В случае согласия с содержанием пункта опросника респондент (школьник) выбирает «да», в случае несогласия – «нет». Результаты опроса учитываются следующим образом: по 1 баллу начисляется за ответы «да» на следующие вопросы: 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8. Также начисляется по 1 баллу за ответы «нет» на вопрос 6.
Таблица 1
Операциональное определение физической агрессивности
1 |
Если мне необходимо будет прибегнуть к физической силе для защиты своих прав, я не раздумывая сделаю это |
2 |
Когда я встречаю неприятного мне человека, я могу позволить себе незаметно ущипнуть или толкнуть его |
3 |
Если кто-нибудь поднимет на меня руку, я постараюсь ударить его первым |
4 |
В молодости у меня часто «чесались кулаки» и я всегда был готов пустить их в ход |
5 |
Если я знаю, что человек намеренно меня толкнул, то дело может дойти до драки |
6 |
В детстве я избегал драться |
7 |
Я знаю, по какой причине и когда можно кого-нибудь ударить |
8 |
Если кто-нибудь ударит меня первым, я в ответ ударю его |
В исследовании приняли участие школьники 9А и 9Б классов МБОУ ООШ № 33 пос. Первомайского Красноармейского района Краснодарского края, всего 40 детей в возрасте 10–12 лет.
Конструкт «физическая агрессивность» является латентной переменной. Поэтому измерение физической агрессивности школьников осуществлялось в рамках теории латентных переменных на основе модели Раша. На русском языке эта теория детально изложена в [2–5]. Эта теория показала свою эффективность при измерении самых разнообразных латентных переменных [6–12].
Наиболее важной характеристикой набора индикаторов как измерительного инструмента является совместимость самих индикаторов, то есть соответствие индикаторных переменных модели измерения. Степень соответствия индикатора модели измерения определяется на основе критерия Хи-квадрат. Критическим значением уровня соответствия индикатора измеряемой латентной переменной (уровня значимости статистики Хи-квадрат) является значение 0,05. Оценка адекватности результатов опроса модели измерения осуществлялась на основе критерия Хи-квадрат. Значение статистики Хи-квадрат оказалось равным 13,44 при числе степеней свободы 14. Эмпирический уровень значимости равен 0,493. Это свидетельствует о том, что пункты опросника являются совместимыми и сам опросник можно использовать в качестве измерительного инструмента.
Оценка латентной переменной «физическая агрессивность». Наиболее общие результаты измерения физической агрессивности подростков представлены на рис. 1.
В верхней части рис. 1 находится гистограмма, показывающая распределение оценок школьников, в нижней части рисунка – распределение оценок индикаторов на одной и той же самой шкале «Физическая агрессивность». Здесь объекты соответствуют школьникам, принимавшим участие в опросе.
Исходя из представленной на этом рисунке информации, можно сделать следующие выводы:
- диапазон варьирования оценок физической агрессивности школьников очень большой – 5,0 логит. Это свидетельствует о том, что оценки школьников очень сильно различаются;
- индикаторы варьируются в небольшом диапазоне – 1,5 логит;
- между двумя этими наборами (оценками сотрудников и оценками индикаторов) существует смещение – различие между соответствующими средними равно 0,053 логит. Это означает, что опросник соответствует среднему уровню физической агрессивности школьников.
Рис. 1. Местоположение оценок школьников и индикаторов на шкале «Физическая агрессивность»
В целях иллюстрации рассмотрим наиболее отличительные индикаторы:
- наиболее «легкий» индикатор, который лучше других дифференцирует школьников с низким уровнем физической агрессивности;
- наиболее «трудный» индикатор, который лучше других дифференцирует школьников с высоким уровнем физической агрессивности;
- наиболее адекватный модели измерения индикатор;
- наименее адекватный модели измерения индикатор.
Наиболее полно поведение индикаторов описывается так называемыми характеристическими кривыми, которые показывают, как уровень индикатора зависит от измеряемой латентной переменной [13, 14]. Ниже представлены характеристические кривые этих отличительных индикаторов.
Характеристическая кривая индикатора, лучше других дифференцирующая школьников с низким уровнем физической агрессивности
Таким индикатором является индикатор 3 «Если кто-нибудь поднимет на меня руку, я постараюсь ударить его первым».
Характеристическая кривая этого индикатора представлена на рис. 2.
Структура рисунков с характеристическими кривыми подробно рассмотрена в [15]. Этот рисунок свидетельствует о том, что большинство школьников имеют высокие оценки по этому индикатору.
Характеристическая кривая индикатора, лучше других дифференцирующая школьников с высоким уровнем физической агрессивности
Наибольший уровень физической агрессивности характеризует индикатор 4 «В молодости у меня часто “чесались кулаки” и я всегда был готов пустить их в ход». Это означает, что данный индикатор лучше других дифференцирует школьников с высоким уровнем физической агрессивности. Характеристическая кривая этого индикатора представлена на рис. 3.
Кривая на рис. 3, в отличие от рис. 2, находится очень низко. Это свидетельствует о том, что этот индикатор характеризует самый высокий уровень физической агрессивности.
Рис. 2. Характеристическая кривая индикатора 3
«Если кто-нибудь поднимет на меня руку, я постараюсь ударить его первым»
Рис. 3. Характеристическая кривая индикатора 4
«В молодости у меня часто “чесались кулаки” и я всегда был готов пустить их в ход»
Индикатор, наиболее адекватный модели измерения
Характеристическая кривая индикатора, наиболее адекватного модели измерения, представлена на рис. 4.
Рис. 4. Характеристическая кривая индикатора 1 «Если мне необходимо будет прибегнуть
к физической силе для защиты своих прав, я не раздумывая сделаю это»
Адекватность модели измерения индикатора 1 проявляется в том, что экспериментальные точки практически находятся на характеристической кривой.
Индикатор, наименее адекватный модели измерения
Таким индикатором является 7 «Я знаю, по какой причине и когда можно кого-нибудь ударить» (рис. 5).
Рис. 5. Характеристическая кривая индикатора 7
«Я знаю, по какой причине и когда можно кого-нибудь ударить»
Неадекватность модели измерения индикатора 7 проявляется в том, что экспериментальные очки расположены далеко от характеристической кривой.
Поскольку исследуемые факторы «класс» и «пол» являются качественными, то в качестве метода обработки результатов измерения используется дисперсионный анализ.
В табл. 2 представлены результаты дисперсионного анализа оценок физической агрессивности школьников в зависимости от класса и пола.
Таблица 2
Дисперсионный анализ оценок физической агрессивности школьников
Источник дисперсии |
Сумма квадратов |
Степени свободы |
Средний квадрат |
Fэксп |
р |
Класс |
1,559 |
1 |
1,559 |
1,833 |
0,184 |
Пол |
30,581 |
1 |
30,581 |
35,969 |
< 0,001 |
Класс * Пол |
0,033 |
1 |
0,033 |
0,039 |
0,845 |
Ошибка |
30,607 |
36 |
0,850 |
|
|
Всего |
61,795 |
39 |
|
|
|
Из табл. 2 видно, что значим только один фактор – «пол», причем на очень высоком уровне значимости (р < 0,001).
В табл. 3 представлены средние оценки физической агрессивности (в логитах) девушек и юношей.
Таблица 3
Оценка физической агрессивности школьников в зависимости от пола
Пол |
Среднее значение |
Объем выборки |
Стандартная ошибка |
95%-ный доверительный интервал |
|
Нижняя граница |
Верхняя граница |
||||
Девушки |
-0,916 |
0,219 |
-1,359 |
-0,472 |
-0,916 |
Юноши |
0,851 |
0,197 |
0,451 |
1,252 |
0,851 |
Полученные оценки свидетельствуют о том, что оценки физической агрессивности у юношей значительно выше (0,851 логит), чем у женщин (-0,916 логит).
Фактор «класс» незначим, тем не менее представляют интерес средние оценки физической агрессивности (в логитах) классов, принимавших участие в опросе (табл. 4).
Таблица 4
Оценка физической агрессивности школьников в зависимости от класса
Пол |
Среднее значение |
Объем выборки |
Стандартная ошибка |
95%-ный доверительный интервал |
|
Нижняя граница |
Верхняя граница |
||||
Класс 9А |
-0,916 |
20 |
0,206 |
-0,251 |
0,586 |
Класс 9Б |
0,851 |
20 |
0,210 |
-0,658 |
0,195 |
Из табл. 4 следует, что в целом класс 9Б отличается большей физической агрессивностью, но, как было показано выше, это различие статистически незначимо.
Измерение конструкта «физическая агрессивность подростков» осуществляется в рамках теории измерения латентных переменных на основе модели Раша. Показано, что опросник можно использовать как измерительный инструмент. Проведенный анализ не выявил статистически значимой разницы между классами, однако между девушками и юношами существует статистически значимая разница по физической агрессивности. Как и следовало ожидать, юноши в среднем более агрессивны, чем девушки. Необходимо подчеркнуть, что конструкт «физическая агрессивность подростков» определяется операционально, т. е. через набор индикаторов. Очевидно, что индикаторы можно корректировать и таким образом уточнять смысл понятия «физическая агрессивность подростков».