Full text

Проблема агрессивности в современном обществе является чрезвычайно актуальной, как с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики. Агрессивность в школьной среде – это не просто тревожное явление, а весьма серьезная социально-психологическая проблема, которая нуждается в решении. В работе рассматривается один из аспектов агрессивности подростков – физическая агрессивность. Анализируется качество опросника как измерительного инструмента для оценивания на линейной шкале физической агрессивности подростков.

Цель исследования состоит в измерении на линейной шкале физической агрессивности подростков.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-          провести анализ качества опросника как измерительного инструмента;

-          измерить на линейной шкале уровень физической агрессивности подростков;

-          провести анализ оценок физической агрессивности в зависимости от пола и класса подростков.

Физическая агрессивность определяется операционально – с помощью набора индикаторов (пунктов опросника), который был предложен Л. Г. Почебут. Этот опросник опубликован в работе [1]. Каждый пункт опросника характеризует один из аспектов физической агрессивности (см. табл. 1).

В случае согласия с содержанием пункта опросника респондент (школьник) выбирает «да», в случае несогласия – «нет». Результаты опроса учитываются следующим образом: по 1 баллу начисляется за ответы «да» на следующие вопросы: 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8. Также начисляется по 1 баллу за ответы «нет» на вопрос 6.

Таблица 1

Операциональное определение физической агрессивности

 

1

Если мне необходимо будет прибегнуть к физической силе для защиты своих прав, я не раздумывая сделаю это

2

Когда я встречаю неприятного мне человека, я могу позволить себе незаметно ущипнуть или толкнуть его

3

Если кто-нибудь поднимет на меня руку, я постараюсь ударить его первым

4

В молодости у меня часто «чесались кулаки» и я всегда был готов пустить их в ход

5

Если я знаю, что человек намеренно меня толкнул, то дело может дойти до драки

6

В детстве я избегал драться

7

Я знаю, по какой причине и когда можно кого-нибудь ударить

8

Если кто-нибудь ударит меня первым, я в ответ ударю его

 

В исследовании приняли участие школьники 9А и 9Б классов МБОУ ООШ № 33 пос. Первомайского Красноармейского района Краснодарского края, всего 40 детей в возрасте 10–12 лет.

Конструкт «физическая агрессивность» является латентной переменной. Поэтому измерение физической агрессивности школьников осуществлялось в рамках теории латентных переменных на основе модели Раша. На русском языке эта теория детально изложена в [2–5]. Эта теория показала свою эффективность при измерении самых разнообразных латентных переменных [6–12].

Наиболее важной характеристикой набора индикаторов как измерительного инструмента является совместимость самих индикаторов, то есть соответствие индикаторных переменных модели измерения. Степень соответствия индикатора модели измерения определяется на основе критерия Хи-квадрат. Критическим значением уровня соответствия индикатора измеряемой латентной переменной (уровня значимости статистики Хи-квадрат) является значение 0,05. Оценка адекватности результатов опроса модели измерения осуществлялась на основе критерия Хи-квадрат. Значение статистики Хи-квадрат оказалось равным 13,44 при числе степеней свободы 14. Эмпирический уровень значимости равен 0,493. Это свидетельствует о том, что пункты опросника являются совместимыми и сам опросник можно использовать в качестве измерительного инструмента.

Оценка латентной переменной «физическая агрессивность». Наиболее общие результаты измерения физической агрессивности подростков представлены на рис. 1.

В верхней части рис. 1 находится гистограмма, показывающая распределение оценок школьников, в нижней части рисунка – распределение оценок индикаторов на одной и той же самой шкале «Физическая агрессивность». Здесь объекты соответствуют школьникам, принимавшим участие в опросе.

Исходя из представленной на этом рисунке информации, можно сделать следующие выводы:

-           диапазон варьирования оценок физической агрессивности школьников очень большой – 5,0 логит. Это свидетельствует о том, что оценки школьников очень сильно различаются;

-           индикаторы варьируются в небольшом диапазоне – 1,5 логит;

-           между двумя этими наборами (оценками сотрудников и оценками индикаторов) существует смещение – различие между соответствующими средними равно 0,053 логит. Это означает, что опросник соответствует среднему уровню физической агрессивности школьников.

 

 

 

 

Рис. 1. Местоположение оценок школьников и индикаторов на шкале «Физическая агрессивность»

 

В целях иллюстрации рассмотрим наиболее отличительные индикаторы:

-          наиболее «легкий» индикатор, который лучше других дифференцирует школьников с низким уровнем физической агрессивности;

-          наиболее «трудный» индикатор, который лучше других дифференцирует школьников с высоким уровнем физической агрессивности;

-          наиболее адекватный модели измерения индикатор;

-          наименее адекватный модели измерения индикатор.

Наиболее полно поведение индикаторов описывается так называемыми характеристическими кривыми, которые показывают, как уровень индикатора зависит от измеряемой латентной переменной [13, 14]. Ниже представлены характеристические кривые этих отличительных индикаторов.

Характеристическая кривая индикатора, лучше других дифференцирующая школьников с низким уровнем физической агрессивности

Таким индикатором является индикатор 3 «Если кто-нибудь поднимет на меня руку, я постараюсь ударить его первым».

Характеристическая кривая этого индикатора представлена на рис. 2.

Структура рисунков с характеристическими кривыми подробно рассмотрена в [15]. Этот рисунок свидетельствует о том, что большинство школьников имеют высокие оценки по этому индикатору.

Характеристическая кривая индикатора, лучше других дифференцирующая школьников с высоким уровнем физической агрессивности

Наибольший уровень физической агрессивности характеризует индикатор 4 «В молодости у меня часто “чесались кулаки” и я всегда был готов пустить их в ход». Это означает, что данный индикатор лучше других дифференцирует школьников с высоким уровнем физической агрессивности. Характеристическая кривая этого индикатора представлена на рис. 3.

Кривая на рис. 3, в отличие от рис. 2, находится очень низко. Это свидетельствует о том, что этот индикатор характеризует самый высокий уровень физической агрессивности.

 

Рис. 2. Характеристическая кривая индикатора 3

«Если кто-нибудь поднимет на меня руку, я постараюсь ударить его первым»

 

 

Рис. 3. Характеристическая кривая индикатора 4

«В молодости у меня часто “чесались кулаки” и я всегда был готов пустить их в ход»

 

 

 

 

 

Индикатор, наиболее адекватный модели измерения

Характеристическая кривая индикатора, наиболее адекватного модели измерения, представлена на рис. 4.

 

Рис. 4. Характеристическая кривая индикатора 1 «Если мне необходимо будет прибегнуть

к физической силе для защиты своих прав, я не раздумывая сделаю это»

Адекватность модели измерения индикатора 1 проявляется в том, что экспериментальные точки практически находятся на характеристической кривой.

Индикатор, наименее адекватный модели измерения

Таким индикатором является 7 «Я знаю, по какой причине и когда можно кого-нибудь ударить» (рис. 5).

 

Рис. 5. Характеристическая кривая индикатора 7

«Я знаю, по какой причине и когда можно кого-нибудь ударить»

Неадекватность модели измерения индикатора 7 проявляется в том, что экспериментальные очки расположены далеко от характеристической кривой.

Поскольку исследуемые факторы «класс» и «пол» являются качественными, то в качестве метода обработки результатов измерения используется дисперсионный анализ.

В табл. 2 представлены результаты дисперсионного анализа оценок физической агрессивности школьников в зависимости от класса и пола.

Таблица 2

Дисперсионный анализ оценок физической агрессивности школьников

 

Источник

дисперсии

Сумма

квадратов

Степени свободы

Средний

квадрат

Fэксп

р

Класс

1,559

1

1,559

1,833

0,184

Пол

30,581

1

30,581

35,969

< 0,001

Класс * Пол

0,033

1

0,033

0,039

0,845

Ошибка

30,607

36

0,850

 

 

Всего

61,795

39

 

 

 

 

Из табл. 2 видно, что значим только один фактор – «пол», причем на очень высоком уровне значимости (р < 0,001).

В табл. 3 представлены средние оценки физической агрессивности (в логитах) девушек и юношей.

Таблица 3

Оценка физической агрессивности школьников в зависимости от пола

 

Пол

Среднее

значение

Объем

выборки

Стандартная ошибка

95%-ный доверительный интервал

Нижняя граница

Верхняя

граница

Девушки

-0,916

0,219

-1,359

-0,472

-0,916

Юноши

0,851

0,197

0,451

1,252

0,851

 

Полученные оценки свидетельствуют о том, что оценки физической агрессивности у юношей значительно выше (0,851 логит), чем у женщин (-0,916 логит).

Фактор «класс» незначим, тем не менее представляют интерес средние оценки физической агрессивности (в логитах) классов, принимавших участие в опросе (табл. 4).

Таблица 4

Оценка физической агрессивности школьников в зависимости от класса 

Пол

Среднее

значение

Объем

выборки

Стандартная ошибка

95%-ный доверительный интервал

Нижняя граница

Верхняя

граница

Класс 9А

-0,916

20

0,206

-0,251

0,586

Класс 9Б

0,851

20

0,210

-0,658

0,195

 

Из табл. 4 следует, что в целом класс 9Б отличается большей физической агрессивностью, но, как было показано выше, это различие статистически незначимо.

Измерение конструкта «физическая агрессивность подростков» осуществляется в рамках теории измерения латентных переменных на основе модели Раша. Показано, что опросник можно использовать как измерительный инструмент. Проведенный анализ не выявил статистически значимой разницы между классами, однако между девушками и юношами существует статистически значимая разница по физической агрессивности. Как и следовало ожидать, юноши в среднем более агрессивны, чем девушки. Необходимо подчеркнуть, что конструкт «физическая агрессивность подростков» определяется операционально, т. е. через набор индикаторов. Очевидно, что индикаторы можно корректировать и таким образом уточнять смысл понятия «физическая агрессивность подростков».