В условиях внедрения новой педагогической парадигмы особенное значение приобретают теоретико-методологические, социально-психологические и организационно-педагогические аспекты проблемы гуманистического развития выпускников высших учебных заведений, в частности специалистов физического воспитания и спорта. Эти специалисты – носители и трансляторы ценностей общей и физической культуры, они переносят полученные знания, практические умения, отношения на культуру учебно-воспитательной и физкультурно-спортивной деятельности, здоровья, быта, досуга, способствуя, таким образом, усовершенствованию культуры общества. Именно поэтому повышение уровня профессионально-педагогической культуры личности будущего специалиста сферы физической культуры и спорта – актуальная проблема в современном образовательном пространстве.
Формирование профессионально-педагогической культуры студентов в системе специального физкультурного образования выступает как педагогическая проблема, требующая создания условий для полного, конструктивного выражения культур. В системе высшего образования развитие и совершенствование обучения многими учеными рассматривается как творчески необходимый процесс (В. К. Дьяченко, И. А. Зязюн, М. Н. Скаткин, Т. И. Шамова и др.). По мнению В. К. Дьяченко, важнейшим условием процесса постановки обучения в вузе в настоящее время является расширение организационно-педагогической основы учебного процесса [1]. А. Я. Найн определяет условия как совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, материально-пространственной среды, которые направлены на решение поставленных целей [2]. Такое понимание педагогических условий кажется нам несколько суженым, поскольку рассматривает только объективные условия, оставляя без внимания субъективные, которые также существенны. Поэтому остро встает вопрос поиска новых путей построения процесса профессионального физкультурного образования как явления, позволяющего практически создать условия для формирования профессионально-педагогической культуры личности студента.
В работе [3] на основе общенаучных (системного, синергетического, интегративного) и конкретных (культурологического, аксиологического, личностно-деятельностного, компетентностного, инновационного, контекстного) подходов проведено моделирование процесса формирования профессионально-педагогической культуры студентов физкультурных специальностей. В пределах авторской интеграционно-функциональной модели есть необходимость определить и обосновать организационно-педагогические условия её реализации в системе профессионального физкультурного образования.
Одним из средств обеспечения процесса формирования профессионально-педагогической культуры личности студента в условиях гуманизации и демократизации общества является реализация принципа дополнительности в обучении, имеющего определяющее значение, так как предполагает организацию соответствующей системы взаимодействия преподавателя и студента, основой которого становится способ современного приближения к истине. Определившееся в науке организационно‑педагогическое условие взаимодействия преподавателя и студента как условие, которое эффективно влияет на формирование личности, на раскрытие её природного потенциала, предопределяет возможность оптимизировать и идентифицировать учебно-познавательный процесс [4].
Формирование профессионально-педагогической культуры студента в учебном процессе должно выступать как процессуальная система взаимодействия всех его субъектов. Её функциональная динамичность обусловливается реализуемостью организационно-педагогических условий и зависит от степени стимулирующего воздействия на личность в появлении у него культурных потенций, от установления доверительной атмосферы педагогического общения, равноправного взаимодействия, непринужденности и естественности, раскованности, свободы и защищенности, эмоциональной удовлетворительности.
В учебном процессе по физической культуре и спорту возможно построение взаиморазвивающей деятельности «студент – педагог», включающей единство целей управляющей и управляемой подсистем, обеспечивающее развитие каждого студента и педагога через творческую деятельность [5]. Результатом организованного таким образом физкультурного образования становится система педагогических воздействий на личность студента, ведущая к изменению мотивационно-ценностной стороны учебно-познавательной деятельности, к переходу в развитии учебной деятельности каждого студента от информативной к отображательно-преобразующей и практической как необходимой закономерности в их профессиональном самоусовершенствовании, выражение которого есть профессионально-педагогическая культура.
Всесторонний анализ проблемы формирования профессионально-педагогической культуры разных направлений профессиональной подготовки позволил нам утверждать, что для эффективного формирования профессионально-педагогической культуры студентов в системе профессионального физкультурного образования необходим ряд организационно-педагогических условий.
Первым условием является направленность учебно-воспитательного процесса на повышение уровня общей культуры и морально-этических качеств студентов.
Реализация этого условия требует формирования у студентов образа современного профессионала с высоким уровнем профессионально-педагогической культуры: специфической (целостной), общей (духовной, физической, спортивной), профессиональной (научное мировоззрение, профессионализм мышления, индивидуальный стиль физкультурно-спортивной деятельности на основе усвоенных жизненных и профессиональных ценностей, сформирована устойчивая профессиональная позиция и направленность на самоусовершенствование), педагогической (педагогическое мировоззрение, гуманистическая направленность, творческое педагогическое мышление, способность к инновационной физкультурно-педагогической деятельности, социально значимые качества); с определенными личностными и морально-этическими качествами (эмпатия, толерантность, коммуникабельность, сила воли, стремление к самоусовершенствованию, креативность, умения критической оценки, творческой профессиональной рефлексии и прогнозирования социальных последствий профессионально-педагогической деятельности в сфере физкультурно-спортивной практики).
Второе условие – создание культурно-образовательного пространства современного физкультурно-спортивного знания, привлеченного для содействия развитию культурологического потенциала будущих специалистов на основе синергетической парадигмы фундаментальности науки и образования.
Реализация этого условия требует, чтобы в процессе обучения прежде всего формировалась перспективная модель развития профессионально-педагогической культуры студента, нацеленная на будущее. Модель должна быть направлена на всестороннее и гармоническое развитие личности, где помимо медико-биологических, профессиональных и педагогических аспектов знаний широко должны быть реализованы психологический, социологический, культурологический аспекты, позволяющие показать человекотворческую сущность профессионально-педагогической культуры, которая выявляется в повышении способности будущего специалиста к самореализации средствами физкультурно-спортивной деятельности. Такой подход созвучен с мнением Ю. М. Николаева: «...в настоящее время необходимо решительнее, безусловно, не отвергая “огульно” прошлого теоретико-концептуального знания, связанного с телесно-двигательной сферой человека (которое, как справедливо указывает В. К. Бальсевич, будет использоваться в новых теоретических конструкциях), добиваться нового понимания и видения физической культуры и её теории, всемерно раскрывая в них социокультурное (духовное) и, как следствие этого, преобразования её теоретико-образовательного пространства») [6]. Этими знаниями и должны обладать будущие специалисты-носители новой парадигмы теоретического знания, новой профессионально-педагогической культуры, заложенными в них в процессе обучения.
Третьим условием является формирование образовательно-культурной среды, направленной на освоение студентами различных социокультурных и профессиональных функций, развитие у них творческого способа мышления, опыта поведения, общения и деятельности.
Реализация этого условия базируется на целенаправленной учебно-воспитательной деятельности, способствующей развитию образовательно-профессиональной, образовательно-культурной, образовательно-социализационной функций студентов; проблемно-креативной направленности и интегративной организации деятельности; накоплении опыта внедрения новых знаний и умений, преобразованных в физкультурно-педагогические технологии; развитии социокультурной составляющей в учебной и производственной практике для приобретения опыта воспитательной работы, анализа учебно-воспитательных ситуаций и решения педагогических задач, а также для повышения культуры образовательной и инновационной деятельности студента. Развитие культурологического потенциала студентов, формирование у них творческого способа мышления, опыта поведения, общения и инновационности личности нуждается в формулировании таких основных требований к образовательно-культурной среде обучения: телекоммуникативности, информационной открытости, имитационного моделирования, адаптивности, иерархичности, целостности [7].
Четвертым условием является развитие положительного мотивационно-ценностного отношения студента к различным видам культуры как основы постоянного самоусовершенствования и самореализации в процессе будущей профессионально‑педагогической деятельности.
Реализации этого уровня содействует системная организация поля взаимодействия субъектов культуросообразных процессов в аудиторной и внеаудиторной работе (администрации, кафедр, преподавателей, студентов, а также привлеченных специалистов-практиков физкультурно-спортивной сферы) и создание условий для становления культуросообразности как принципа мировоззренческой парадигмы функционирования этого поля [8]. Культура и мотивация объединяются фактором деятельности, которая может иметь материальный (предметный) и духовный (мыслительный) характер. Внутреннее единство, которое выявляется в однородной результативности и четкой соотносительности, имеющейся в модели «цель – мотив – действие – результат», есть следствие образования как культуры деятельности в сфере образования и культуры цивилизационной как результата деятельности людей. Важность относительно реализации научно-педагогических подходов в развитии положительного мотивационно-ценностного отношения студентов к культуре обусловливается также синергетическим эффектом, поскольку простая совокупность мотивов только частично проявляет результаты влияния факторов мотивационной культуры в целом.
Пятое условие – усовершенствование дидактического обеспечения реализации принципа единства содержательной, процессуальной и мотивационно-ценностной сторон учебно-познавательной деятельности культурологического характера на основе разработки и внедрения профессионально-ориентированных междисциплинарных комплексов, направленных на формирование всех компонентов профессионально-педагогической культуры студентов.
Анализ опыта теории и практики фундаментализации содержания обучения будущих специалистов сферы физической культуры и спорта путем трансформации отдельных гуманитарных и естественнонаучных знаний в направлении к единому естественно-гуманитарному знанию показывает пестроту такого опыта и необходимость его дальнейшего обогащения средствами целенаправленного (планового) подхода. Среди таких средств можно выделить введение в учебные планы высшей школы междисциплинарных дидактических комплексов [9].
Нами разработан и внедрен профессионально-ориентированный междисциплинарный курс «Профессиональное физкультурное образование и культура специалиста» [10] как интегративно-функциональное средство формирования профессионально-педагогической культуры студентов. В этом курсе на основе анализа социально-гуманитарных, фундаментальных (естественнонаучных) и профессионально‑ориентированных циклов дисциплин учебного плана системно очерчены контуры профессионально-педагогической культуры и необходимость её созидания как социокультурного феномена. Определяющей в этом созидании является интеграция гуманитарной и естественнонаучной форм культуры и их эволюция в профессионально-педагогическую культуру студента. Это дает возможность последовательного рассмотрения вопроса целостного видения современной профессионально-педагогической культуры, её сущностных измерений и основных направлений её становления и развития в учебно-воспитательном процессе. Такой курс, представляя целостную систему знаний из ряда дисциплин, которая спроектирована на основе синергетического подхода, дает возможность возникновения нелинейного эффекта взаимного усиления дидактического результата формирования профессионально‑педагогической культуры студента.
Обоснование и описание (характеристика) выделенных выше организационно‑педагогических условий формирования профессионально-педагогической культуры студентов физкультурных специальностей выполнено нами (в пределах уже смоделированного процесса специального физкультурного образования) на уровне конкретных учебных материалов и охватывает все стороны физкультурно-спортивного образовательного процесса. Вследствие этого совокупность предложенных организационно-педагогических условий можно обозначить как определенный, относительно самостоятельный уровень методических основ формирования профессионально-педагогической культуры студентов в системе специального физкультурного образования. Этот уровень, в отличие от предыдущего (проектно-модельного), имеет отчетливую конкретно-методическую направленность и поэтому может быть реализован (в вузе и/или преподавателем) как исходный пункт в выработке собственной методической системы формирования профессионально-педагогической культуры студентов в рамках специального физкультурного образования.