В системе основных общегосударственных мер по защите жизни и здоровья, прав и свобод граждан, законных интересов предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений особое место отводится обеспечению общественной безопасности, которая является одной из важнейших составляющих системы национальной безопасности государства. Основная ответственность за реализацию этих мер возлагается на государственные военизированные организации, правоохранительные и контролирующие органы, одним из отличительных признаков которых является их законное право ношения форменной одежды со знаками различия и символикой, позволяющими гражданам безошибочно определять их функции и полномочия.
Во многих случаях факт присутствия представителей государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов в форменной одежде сам по себе уже дисциплинирует граждан и часто играет решающую роль в пресечении и предотвращении правонарушений.
Федеральными законами Российской Федерации, постановлениями правительства Российской Федерации и ведомственными нормативными актами предусматриваются 19 категорий лиц, имеющих законное право получения и ношения форменной одежды, а также регламентируется порядок размещения знаков отличия и символики.
Очень часто форменная одежда становится предметом гордости и уважения к военнослужащим, сотрудникам правоохранительных органов и контролирующих организаций, которые прилагают значительные усилия к укреплению положительного имиджа, в том числе с использованием средств массовой информации. Отдельные случаи незаконного ношения форменной одежды установленных образцов получают вполне обоснованный общественный резонанс, сопровождающийся активным обсуждением в средствах массовой информации.
Отношение тех, кто имеет законное право ношения форменной одежды, к выполнению требований нормативно-правовых актов, своим служебным обязанностям, дисциплине и даже их внутренняя зрелость хорошо понятны по внешнему виду и форменной одежде. Осознанное, уважительное отношение к форме одежды формируется уже на первоначальной стадии профессиональной подготовки и в дальнейшем встает на один уровень с чувством собственного достоинства.
Наиболее полное определение понятия формы одежды дано для военной формы – это унифицированный по существенным внешним признакам комплект предметов военной одежды и военной обуви (обмундирование), а также военного снаряжения, предназначенный для ношения военнослужащими [1]. Военная форма одежды является неотъемлемым атрибутом военной службы, определяющим принадлежность военнослужащих к Вооруженным силам, повышающим их организованность и дисциплину при исполнении обязанностей военной службы [2].
Как правило, носители форменной одежды – это представители социально значимых профессий в обществе, поэтому желающих надеть погоны всегда вполне достаточно, тем более что служба в современных условиях гарантирует и социальную защиту, и постоянный и вполне приличный заработок.
Между тем органы внутренних дел периодически сталкиваются с инцидентами, связанными с использованием форменной одежды в личных и корыстных целях лицами, не имеющими законного права ее ношения.
В Российской Федерации одним из административных правонарушений, посягающим на институты государственной власти, является незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов, санкции за которые предусмотрены статьей 17.12 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) [3].
С точки зрения правовых потребностей общества и государства в диспозиции статьи 17.12 КоАП РФ отражается содержание общественного отношения к данному правонарушению и его оценка. Однако ответственность лица, предоставившего предмет административного правонарушения (форменная одежда со знаками различия, символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов), в ней не предусмотрена, а также не определена степень сходства представленного образца с установленной форменной одеждой со знаками различия и символикой, принадлежащей тому или иному ведомству.
Практика применения административного законодательства по статье 17.12 КоАП РФ свидетельствует, что к ответственности привлекаются только лица, незаконно носящие форменную одежду должностных лиц указанных организаций и органов и использующие ее в корыстных и личных целях.
Возникает проблема законности владения форменной одеждой данным лицом. Пути ее приобретения могут быть различными, в том числе форменная одежда может быть предоставлена особым субъектом, т. е. должностным лицом, имеющим право ее ношения в силу выполнения своих должностных обязанностей, но реализующим либо предоставляющим умышленно форменную одежду и знаки различия лицам, не имеющим такого права. В данном случае, при отсутствии соответствующей формулировки нормы в КоАП РФ в настоящее время, особый субъект не несет ни юридической, ни материальной, ни дисциплинарной ответственности за передачу форменной одежды другим лицам и только при установлении факта причастности к определенному правонарушению может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по месту работы или службы.
Законодательством Российской Федерации достаточно четко определены требования только к незаконному ношению форменной одежды военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел: ношение военной формы одежды и знаков различия военнослужащих гражданами, не имеющими на это права, запрещается и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации [4, 5]. Данные факты могут являться составной частью нарушения законодательства и служебной дисциплины, которая обеспечивается личной ответственностью каждого военнослужащего или сотрудника за соблюдение правил ношения форменной одежды.
Применение дисциплинарного взыскания как мера укрепления ответственности и служебной дисциплины представителей государственных военизированных организаций и правоохранительных органов Российской Федерации является вполне допустимым при условии качественного сбора материалов служебной проверки.
Для привлечения к дисциплинарной ответственности соответствующих лиц необходимо установить объективные и субъективные критерии субъективной стороны состава правонарушения, а именно обязанности и возможности действовать должным образом.
Наличие обязанности действовать должным образом – это объективный критерий, вытекающий из нормативно-правовых актов. Наличие возможности – это субъективный критерий, который должен оцениваться в каждом случае индивидуально, исходя из оценки объективных и субъективных (личная недисциплинированность, пренебрежение нормами законодательства и правилами поведения) обстоятельств совершения проступка.
В то же время, на наш взгляд, наряду с требованиями правил ношения форменной одежды необходимо четко установить запрет на ее передачу третьим лицам, не имеющим законного права ее носить. Такой запрет должен быть как в нормативных правовых актах, так и в должностных инструкциях (регламентах) соответствующих сотрудников.
Только в этом случае факты незаконной передачи форменной одежды со знаками различия и символикой лицам, не имеющим законного права ее ношения, могут быть рассмотрены как нарушения служебной дисциплины, что, соответственно, даст основание для наложения на представителей государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов дисциплинарных взысканий.
Дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. При определении вида дисциплинарного взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, прежнее поведение должностного лица, совершившего проступок, признание им своей вины, его отношение к служебным обязанностям, информированность о правилах ее ношения и хранения и другие обстоятельства. При малозначительности совершенного дисциплинарного проступка руководитель (начальник) может освободить сотрудника от дисциплинарной ответственности и ограничиться устным предупреждением [6].
В настоящее время незаконное владение форменной одеждой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов позволяет правонарушителю публично совершать аморальные поступки, нарушать общественный порядок, использовать полномочия силовых и правоохранительных структур и контролирующих органов.
Изложенное позволяет переоценить степень общественной опасности незаконной передачи форменной одежды со знаками различия, символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов лицами, имеющими статус особого субъекта.
Вместе с тем общественная вредность данного проступка проявляется в том, что незаконное предоставление форменной одежды со знаками различия, символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов специальным субъектом лицу, не имеющему законного права ее ношения, сопряжено с посягательством на институты государственной власти, ущемляет частные и общественные интересы. Такой акт всегда есть вызов обществу, пренебрежение тем, что значимо и ценно для него.
В современных условиях обостряется потребность в укреплении служебной дисциплины в государственных военизированных организациях, правоохранительных, контролирующих органах, в том числе путем выполнения правил пользования форменной одеждой представителями силовых структур и контролирующих органов Российской Федерации.
Для органов внутренних дел Российской Федерации, являющихся одним из основных применителей законодательства об административной ответственности, эта проблема особенно актуальна, поскольку многие ее аспекты, имеющие важное теоретическое и практическое значение, требуют надлежащего рассмотрения. С точки зрения правовой оценки принимаемых решений у участников правоотношений не должно возникать сомнений в объективности принимаемых мер воздействия.
Для решения задачи по укреплению законности и служебной дисциплины внутри каждого из перечисленных ведомств вполне возможно проведение последовательного комплекса мероприятий по своевременному доведению соответствующей информации до личного состава, ее закреплению на практических занятиях.