В современных условиях глобализации бизнеса необходимо постоянное повышение экономической устойчивости малого бизнеса и доходности предприятия. Текущий момент развития российской экономики связан с высокой зависимостью от внешнеэкономической ситуации и политической среды, которые определяют колебания конъюнктуры рынка [1].
Новейший подход к решению задач повышения эффективности и прибыльности малых предприятий – это внедрение процессного подхода в управление малыми предприятиями. Воплощение в жизнь этого подхода проходит через реинжиниринг бизнес-процессов. Важным фактором для реализации такого подхода является не внедрение новых технологий как таковое, а умение использовать эти технологи, чтобы возник положительный эффект, появилась отдача и открылись новые возможности для бизнеса. В практике деятельности малых предприятий данный инструмент применялся сравнительно редко и до сих пор не рассматривался как инструмент обеспечения экономической устойчивости малого предприятия.
Увеличение объемов реализации и удовлетворение потребителей тесно связано с обеспечением эффективности процесса продвижения продукции на промышленном рынке [2].
Малый бизнес является в настоящее время наиболее динамичным элементом структуры хозяйственной деятельности, так как способствует инновациям и расширяет экспортные возможности региона, стимулирует конкуренцию, обеспечивает диверсификацию экономики на региональном уровне [3]. В экономике Волгоградской области малый бизнес играет важную роль как основной структурообразующий фактор рыночной экономики, важная движущая сила ее развития, выполняя социально значимые функции по обеспечению оперативного использования высвобождаемых и неиспользуемых трудовых ресурсов. Малое предпринимательство присутствует практически во всех отраслях экономики региона.
Оказание государственной поддержки малому предпринимательству позволило в последние годы обеспечить ежегодную финансовую адресную помощь субъектам малого предпринимательства, развить инфраструктуру поддержки малого предпринимательства, обеспечить участие предпринимателей в областных и муниципальных совещательных органах, предоставлять им своевременную и актуальную информацию, провести обучение и переподготовку работников [4]. В настоящий момент одной из главных проблем, влияющих на развитие малого предпринимательства, остается недостаточность финансовых средств на ведение бизнеса.
Рост малого предпринимательства открывает возможности для быстрого экономического процветания, способствует диверсификации, то есть расширению ассортимента выпускаемой продукции, насыщая местные рынки, позволяя компенсировать издержки рыночной экономики – «кризиса, безработицы и конъюнктурных колебаний» [5].
Малое предпринимательство имеет потенциал для оптимизации вариантов развития общества и экономики. Субъективным отличием малого бизнеса является высокая интенсивность пользования всеми видами ресурсов и бесконечное стремление к их количественной оптимизации, обеспечению их более рациональных пропорций. На практике это означает, что в малом бизнесе не может быть ненужного оборудования, лишнего запасов сырья и избытка рабочей силы. Имеющееся обстоятельство – одна из важных предпосылок достижения рациональных показателей экономики в целом.
Малый бизнес – это ведущая сфера труда в превосходящем количестве развитых стран. На его долю приходится около 50% ВВП, и часть занятости в этой сфере около 50% [6]. На сегодняшний день экономика нашей страны нуждается в толчке к переходу на новый уровень экономического роста. Большую роль в ускорении решения этой проблемы может сыграть малый бизнес. Значение данного вида предпринимательства определяется задачами, которые выполняет малый бизнес. В основном это выпрямление волн экономической конъюнктуры с помощью механизма, балансирующего спрос и предложение, рост нормальной экономически конкурентной среды, формирование экономически важного слоя «среднего класса» граждан.
Основная задача при этом заключается в создании конкурентоспособных новых отраслей, производящих товары высокого качества и высокого спроса. Отечественная продукция должна замещать импортированные товары на тех видах рынков, где местные производители имеют возможность предложить аналогичные товары или товары более высокого качества и в необходимых объемах. Для стимулирования развития этих связей необходимо использовать эффективные инструменты интеграции.
Сейчас в РФ сложилась система многоуровневого плана поддержки малого и среднего предпринимательства. Она включает федеральную, ведомственную и региональные программы поддержки. Некоторая часть функций по поддержке малых и средних предприятий делегирована на местный уровень власти, являющийся, с точки зрения авторов статьи, наиболее значимым, по крайней мере, такой стиль управления подходит к малому сектору экономики.
На 2016 г. только в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика» для оказания поддержки в регионы выделено почти 17 млрд рублей. Кроме того, существует еще ряд различных целевых мероприятий по оказанию содействия предпринимателям.
Базовыми элементами создаваемой системы поддержки малых и средних предприятий в Волгоградской области стало открытие бизнес-инкубатора, центра трансферта технологий и запуск финансирования инновационных проектов из Фонда содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Волгоградской области.
Особую роль в рамках процессного подхода среди мероприятий, способствующих повышению эффективности деятельности малых предприятий, играет реинжиниринг бизнес-процессов.
Многие авторы приводят разнообразные определения термина «реинжиниринг бизнес-процессов», но все они приходят к одному мнению, что объектом реинжиниринга является бизнес-процесс, а цель и достижение – это внушительное, скачкообразное повышение эффективности работы предприятия в результате воздействия на процессы, формирующие его деятельность.
Ю. Ф. Тельнов, автор книги «Реинжиниринг бизнес-процессов. Компонентная методология», дает следующее определение реинжинирингу: «Реинжиниринг бизнес-процессов – творческая деятельность коллективов специалистов, вырабатывающих концепцию бизнес-процессов с использованием передовых информационных технологий, которые обеспечивают резкое повышение эффективности деятельности предприятия» [7].
Можно выделить основные свойства реинжиниринга применительно к малым предприятиям:
- отказ от старых правил;
- изменение способов ведения хозяйства (переделывание бизнеса);
- приведение к внушительным изменениям показателей.
Каждая компания принимает решение, проводить реинжиниринг своей фирмы или нет, этот выбор зависит от множества показателей. Главный из них – это видимый успех своего дела и успех, которого достигают конкуренты, реализующие данную деятельность. Немаловажным фактором также является желание директора или главного менеджера сделать свой бизнес более успешным, видение перспектив, порождаемых этими изменениями.
Рыночная экономика России с учетом инновационного развития характеризуется высоким уровнем конкуренции. На сегодняшний день рынок представляет собой формацию с изобилием и разнообразием предлагаемой продукции, поэтому для того, чтобы бизнес «держался на плаву», необходимо обходить конкурентов, наращивая свою конкурентоспособность. Для достижения поставленных целей и применяется реинжиниринг бизнеса.
Можно сделать вывод о том, что в процессе успешного проведения реинжиниринга малое предприятие получает огромное преимущество перед конкурентами, повышает показатели экономической эффективности. К сожалению, этот метод не является идеальным для перерождения бизнеса, потому что, как и в любом процессе, существуют «подводные камни», и реинжиниринг не представляет собой исключения.
При возникновении ошибок и затруднений в осуществлении процесса реинжиниринга выявляются два главных аспекта: кадровый и организационный [8].
Рассмотрим основные трудности и ошибки, которые могут возникнуть под воздействием кадрового элемента:
- неинформированность руководителя;
- преграда со стороны корпоративной культуры;
- пренебрежение ценностями и убеждениями людей.
Ошибки, связанные с некорректной организацией проекта реинжиниринга, относятся к организационному вопросу:
- неспособность сосредоточиться на бизнес-процессах;
- лимитированное постановление задач;
- недостаточное ресурсное снабжение проекта.
Несмотря на недостатки реинжиниринга, существует много положительных примеров разных компаний, успешно реализовавших его проведение. Эпицентром такого опыта являются страны с устойчивой рыночной экономикой, но существует ряд успешных проведенных попыток реинжиниринга и в других странах. Главным толчком к проведению данного процесса, скорее всего, стала конкуренция на рынке и развитие информационной среды [9].
Экономическое обоснование технических и технологических решений реинжиниринга на примере малого бизнеса можно рассмотреть на практическом примере строительной компании.
Компания представляется как юридическое лицо и имеет присущие ей атрибуты: расчетный счет в банке, печать, юридический адрес.
Строительная компания имеет в кадровом составе четырех человек: директора, бухгалтера, менеджера и работника.
Основная деятельность предприятия – покупка, продажа стройматериалов, выполнение строительных работ (оказание услуг).
При существующей организационной структуре каждый сотрудник вносит свой вклад в функционирование предприятия и выполняет следующий вид деятельности.
Директор устанавливает контакт и заключает договор с заказчиком, после чего его исполнение осуществляется остальными сотрудниками фирмы, контролирует работы остальных сотрудников предприятия и т. д.
Бухгалтер ведет учет доходов и затрат на предприятии, составляет учет фондов предприятия, начисляет заработную плату, т. е. ведет контроль финансовой деятельности предприятия и его финансовых результатов.
Менеджер – специалист по управлению ресурсами компании.
Работник занимается разгрузкой, установкой строительных материалов, выполнением сопроводительных работ.
После заключения контракта с заказчиком и подписания договора с обеих сторон сроки исполнения условий указываются в договоре, обычно они не превышают 1–2 дней.
Для успешного проведения реинжиниринга компании необходимо обозначить важные бизнес-процессы, которые возможно оптимизировать. Для рассматриваемой строительной компании это следующие процессы:
- материально-техническое обеспечение;
- взаиморасчет с клиентами.
Это проблемные процессы на предприятии, которые не организованы на должном уровне, из-за них часто возникает недополучение прибыли или происходят затраты, что приводит к негативной экономической деятельности.
Процесс материально-технического снабжения необходимо изменить, чтобы предельно сократилось время доставки и повысилась надежность поставки. Это минимизирует производственные запасы и риски остановки производства из-за их недостатка.
К примеру, необходимо отобрать надежных поставщиков, далее создать базу, в которой поставщики смогут видеть, какого материала не хватает, и они смогут в короткие сроки восполнить запасы недостающих материалов и использовать оплату безналичным банковским переводом. Так повышается ответственность поставщика перед заказчиком.
Решение по взаиморасчету с клиентами происходит другим способом. Накопленная дебиторская задолженность (кредитование клиентов) приводит к «замораживанию» оборотных средств. Условий для частичной предоплаты не существует, и из-за этого существует риск отказов. Если ввести договоры, в которых бы четко формулировались права и обязанности сторон, то это позволило бы решить поставленную проблему.
Многолетний опыт практического реинжиниринга в развитых странах подтверждает, что примерно половина организаций, проводивших реинжиниринг своих бизнес-процессов, добились скачкообразного увеличения показателей эффективности функционирования бизнеса. После изучения основных идей реинжиниринга были разработаны практические рекомендации по перепроектировке наиболее проблемных процессов.