Full text

В рамках исследований, посвященных геополитике конца ХХ-начала ХХI в.в. нельзя обойти стороной нередко незаслуженно забываемые инициативы и совместные мероприятия, активно проводившиеся в досанкционный период в рамках работы Совета Баренцева и Евро-арктического региона. Он  был основан в 1993 году на встрече премьер-министров стран Баренцева региона в норвежском городе Киркенес для развития регионального сотрудничества на севере Европы. В него входят 7 членов: Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция, Еврокомиссия. Поочередно через каждые два года в Совете председательствуют Финляндия, Норвегия, Россия и Швеция. В 2005-2007 годах в Совете председательствует Финляндия, сменившая на этом посту Норвегию, председательствовавшую в Совете в 2003-2005 годах. В 2007-2009 годах в Совете председательствовала Россия.

В состав Регионального Совета Баренцева региона (БРС), созданного тогда же, когда был создан СБЕР, входят 13 регионов. В России это Карелия, Мурманская и Архангельская области, республика Коми и Ямало-Ненецкий автономный округ, в Финляндии это провинции Кайнуу, Лапландия и Оулу, в Норвегии - Финнмарк, Нордланд и Тромс, в Швеции - Норрботтен и Вестерботтен.

Согласно разработанным положениям, главные задачи Совета включают поощрение экономического сотрудничества, защиту окружающей среды, научное и технологическое сотрудничества, и развитие инфраструктуры в Баренцевом и Евро-арктическом регионе. При этом имелось в виду, что Совет не будет дублировать или подменять уже ведущуюся на двусторонней  или многосторонней основе работу   между   странами-членами, но будет способствовать развитию именно регионального сотрудничества.

Председатель CБЕP обычно выбирает несколько приоритетных направлений работы. Например, для Норвегии в 2003-2005 гг. таковыми были экономическое сотрудничество, образование и обучение, юридическая и правоохранительная сферы, спасательные службы и реагирование на чрезвычайные обстоятельства, здравоохранение. Так на 2004-2006 гг. было обозначено 4 направления: экономическое и торговое сотрудничество, устойчивая жизненная среда, человеческие ресурсы, коренные народы [1]. 

 В конце ХХ - начале ХХI вв. российско-норвежское взаимодействие являлось важнейшей движущей силой Баренцева сотрудничества. Это вполне объяснимо, в силу целого ряда объективных и субъективных факторов. Так, например, уже в силу географических факторов эти две страны несут особую ответственность за состояние дел в Баренцевом регионе. Не случайно многие проекты регионального сотрудничества  носят двусторонний характер или же начинались по инициативе России и Норвегии. Концепция Баренцева сотрудничества была сформулирована в Киркенесской декларации от II октября 1993 года. В ней определены основные  направления взаимодействия в области экономики, транспорта и коммуникаций, культурных связей и контактов между людьми, научно-технического сотрудничества, окружающей среды [2].

До наступления санкционного периода практическая  составляющая  Баренцева сотрудничества представляла динамично развивающиеся связи между странами, регионами и людьми. По понятным причинам для нас на  одном  из  первых  мест в Баренцевом сотрудничестве стояло и стоит решение социально-экономических проблем. Применительно к северным районам России эти проблемы имеют особую остроту и специфику.
В свое время с норвежскими и другими партнерами было достигнуто  взаимопонимание относительно сосредоточения  усилий на 4-5 наиболее   перспективных и разработанных проектах, чтобы уже в ближайшее время  получить конкретную отдачу и показать эффективность Баренцева сотрудничества. МИД и Минэкономики России вместе с администрациями заинтересованных  регионов рассматривают возможность принятия  целевой федеральной программы участия России в Баренцевом сотрудничестве. Другой вариант - включение ряда проектов СБЕР в качестве подпрограмм в уже разрабатываемые, например "Мировой океан".

Пожалуй, наиболее результативным направлением сотрудничества  в  регионе являлось взаимодействие в области охраны природы и повышения  качества окружающей среды, пять основных пунктов которого зафиксированы в Декларации руководителей природоохранных ведомств СБЕР, принятой в Рованиеми (Финляндия) в декабре 1995 года. На 10-ой Сессии СБЕР, состоявшейся в ноябре 2005 г. в г. Харстад (Северная Норвегия), в которой приняли участие министры иностранных дел стран-членов СБЕР, было одобрено Совместное коммюнике, в котором отражены главные итоги деятельности СБЕР и определены основные задачи на перспективу. На сессии председательство в СБЕР на очередной двухлетний период перешло от Норвегии к Финляндии. В рамках 10-й сессии Совета  состоялась беседа Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Королевства Норвегии Й. Гаром Стере. Стороны наметили шаги по укреплению взаимодействия на архипелаге Шпицберген и вокруг него, включая совершенствование механизма совместного контроля над рыбным промыслом. Министры подтвердили готовность продолжить переговоры по разграничению экономических зон и континентального шельфа в Баренцевом море, а также о подготовке соглашения об упрощении визовых процедур для взаимных поездок граждан двух стран. Министры подписали план сотрудничества между МИД России и МИД Норвегии на 2006-2007 гг.

Одним из направлений сотрудничества является совместная деятельность наших государств в рамках Арктического Совета (АС). 

Перед Советом стоят злободневные вопросы: природоохранная деятельность, проблемы малых северных народов и устойчивого развития арктической зоны. Он учрежден в 1996 г. в Оттаве (Канада), куда входят Дания, Исландия, Канада, Норвегия, США, Финляндия, Швеция и Россия, и является по своей сути межправительственным форумом высокого уровня.

Одной из вех совместной деятельности был период 2004-2006 гг., когда в Арктическом Совете председательствовала Россия. Надо признать, что несмотря на объективные и субъективные трудности, проблемы и препятствия, за годы своего существования данная организация сумела добиться разработки, принятия и начала реализации множества комплексных программ по устойчивому социально-экономическому развитию северных территорий. Созданием Арктического совета, по существу завершилось формирование сети региональных международных организаций сотрудничества, сфера действия которых охватывает северные и северо-западные районы РФ, и большинство граничащих с ними зарубежных стран. Деятельность этого Совета и уже зарекомендовавших себя Советов Баренцева/Евро-арктического региона и Государств Балтийского моря объективно отвечает интересам развития сотрудничества в политической, экономической, природоохранной и других областях как в масштабах всей РФ, так и применительно к отдельным субъектам федерации. Это перспективные региональные структуры, в рамках которых все участники, в том числе и Россия с Норвегией, вырабатывают общие подходы, решают взаимозависимые проблемы и одновременно демонстрируют свою открытость, приглашают все заинтересованные государства к реализации конкретных    проектов взаимодействия, вносят тем самым свой вклад в создание стабильной и добрососедской обстановки в Арктическом регионе.

Уже к своему первому десятилетнему рубежу Арктический совет подошел с солидным багажом реализованных и намеченных проектов, позволяющих с оптимизмом оценивать перспективы дальнейшего взаимодействия. РФ и Норвегия видят будущее Совета не только на путях укрепления уже апробированных направлений сотрудничества, безусловно, появятся новые перспективные области совместной деятельности, нацеленные на удовлетворение конкретных нужд северян.

Еще одним из направлений развития межгосударственных отношений является сотрудничество в рамках Международного Полярного года.

Россия была и остается великой полярной державой, на протяжении нескольких столетий ведущей научные исследования и хозяйственное освоение северной полярной области. Немаловажен тот факт, что при проведении морских научных исследований РФ всегда придерживалась строго соблюдает норм и принципов, предусмотренные международно-правовыми актами и резолюциями. Важным моментом в организации морских научных исследований является проведение экспедиций с участием заинтересованных международных организаций. В свете указанных выше положений, в рамках анализа  проведения морских научных исследований, особый интерес представляет организация работ по программам Международного Полярного года (МПГ).

Как свидетельствует национальная научная программа по проведению МПГ, в 2007-2008 гг. будут выполнены  совместные Российско-Норвежские исследования по многим направлениям наук. Помимо морских исследований на шельфе Баренцева и Норвежского морей большой объем совместных работ будет выполнен на архипелаге Шпицберген, на базах Норвежского полярного института и университета Шпицберген (UNIS) в Лонгиере и Ню-Алесуне, а также на базах Кольского научного центра РАН, Министерства природных ресурсов РФ, Росгидромета в Баренцбурге (Западный Шпицберген). По своей сути, Международный полярный год – это форма сотрудничества, объединяющая на определенный период времени международные инациональные программы и проекты, реализуемые в Арктике и Антарктике в ходе проведения научных исследований.

Связь данной программы с действующими федеральными и региональными целевыми программами определяется положениями Концепции проведения Международного Полярного года, утвержденной решением Научного совета РАН по изучению Арктики и Антарктики от 23 апреля 2003 г., и распоряжением Правительства РФ.Планирование работ осуществляется с учетом интересов Росгидромета РФ, Российской академии наук, Министерства иностранных дел РФ, Минэкономразвития РФ, Министерства природных ресурсов РФ, Минобрнауки РФ, Минобороны РФ, Минтранса РФ, Минсельхоза РФ и ряда других ведомств, негосударственных организаций (Полярного фонда, Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и др.), исходя из целей и задач федеральных и ведомственных программ.

Международный совет научных союзов (МСНС) и Всемирная метеорологическая организация (ВМО) на основе предложения РФ приняли согласованное решение о проведении в 2007-2008 гг. Международного полярного года, спустя 50 лет после Международного геофизического года. РФ выступала одним из организаторов и принимала активное участие в Первом и Втором Международных полярных годах 1882/83 и 1932/33 гг [3].

Основные исследования первых двух МПГ были посвящены метеорологическим наблюдениям, измерениям температуры почвы и морской воды, изучению геомагнитного поля и наблюдениям полярных сияний. Объединенными усилиями ученых многих стран были проведены многочисленные экспедиционные исследования в Арктике и в Антарктике. Состоявшийся в 1957/58 гг. Международный геофизический год (МГГ) явился развитием идей полярных годов, когда исследования носили, по существу, планетарный характер. Научная программа участия Российской Федерации в проведении Международного полярного года (2007-2008 г.г.) разработана на основании решения организационного комитета по участию Российской Федерации в подготовке и проведении мероприятий в рамках МПГ (ОК МПГ 2007/08), образованном распоряжением Правительства Российской Федерации. Практической основой решения задач МПГ 2007/08 являются скоординированные наблюдения в Арктике и в Антарктике с использованием существующих систем мониторинга, путем проведения специальных экспериментов на морских судах, станциях и базах, с применением автономных средств наблюдений и средств космического зондирования. Современной научной основой участия РФ в МПГ 2007/08 являются федеральные целевые программы, в рамках которых осуществляются исследования Арктики и Антарктики. В их числе ФЦП «Мировой океан», ФЦП «Экология и природные ресурсы России», ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники» [4].

Подводя итоги, можно отметить, что условия построения двусторонних добрососедских отношений между Россией, Норвегией и другими государствами Арктического региона могут и должны развиваться не только на геостратегическом уровне, но и в масштабах и интересах взаимовыгодного научного и иного прикладного сотрудничества. Данной цели может способствовать укрепление связей в рамках Баренц-региона, более активное возрождение тесных культурных и экономических отношений между странами, что, в свою очередь должно служить целям приближения внешней политики к потребностям людей.

Однако, к сожалению, в сложившейся современной политической обстановке, дальнейшее сотрудничество в рамках рассмотренных нами организаций и проектов с течением времени становится все более и более проблематичным, что, однако не умоляет уже достигнутых результатов и не исключает возможности возобновления и расширения взаимовыгодного плодотворного сотрудничества.