Управление по стадиям жизненного цикла является эффективным инструментом для менеджмента образовательной организации.
Рассматривая цикл, в рамках проектной деятельности, стоит отметить, что это последовательный процесс планирования, выполнения и оценивания проекта. Этапы цикла последовательны, то есть для успешного начала следующего этапа необходимо завершение предыдущего.
Основное назначение цикла подготовки педагога дошкольной организации – рационально спроектированная деятельность по их обучению.
В рамках проектирования рассмотрим его основные стадии.
I. Анализ текущего состояния или инициация
II. Планирование проекта
III. Организация выполнения проектаIV. Контроль и регуляция проекта
V. Закрытие проекта.[3],[4]
На первой стадии проектной деятельности нами было проведено исследование готовности педагогов к инновационной деятельности на базе четырех дошкольных образовательных учреждений г. Кирова: МКДОУ №175, МКДОУ №180, МКДОУ № 179, МКДОУ №171 было опрошено 80 педагогов. С целью выявления мотивационного компонента готовности педагогов к инновационной деятельности нами была применена «Анкета на определение типа готовности к инновациям», разработанная автором И. Загашевым.
Анализ исследования показал, что педагоги будут готовы к инновационной деятельности, если это будет отвечать их профессиональным интересам, будет для них новым, но при этом они не хотят брать на себя ответственность за результат, предпочитают следовать за ведомым. Кроме того, у педагогов имеется устойчивая потребность к самообразованию, конкретизации своих знаний.
С целью определения уровня теоретической компетентности педагогов был проведен констатирующий эксперимент, включающий диагностический пакет: шкала к творческо-инновационной деятельности (автор С. Степанов), диагностика реализации потребностей в саморазвитии (автор Н. Фетискин). Кроме того, была разработана диагностическая карта по оценке уровня компетентности педагогов в условиях инновационной деятельности, которая охватывала основные позиции по показателям стандарта. Нами были подготовлены оценочные листы, с целью определения степени профессиональной компетентности. Анализ констатирующего этапа показал, что опытные педагоги дошкольной образовательной организации в большинстве своем, знакомы с инновационными педагогическими технологиями, но испытывают ряд затруднений согласно целевым ориентирам введения ФГОС ДО.
На этапе определения операционального компонента готовности рабочей группой было проведено наблюдение открытых занятий педагогов. Проверка технологической готовности педагогов к инновационной деятельности выявила ряд проблемных моментов в практической деятельности, а именно - некомпетентность в создании психолого – педагогических условий для полноценного развития детей согласно новому стандарту. Педагоги столкнулись с трудностями в применении основных принципов стандарта в профессиональной деятельности, а именно в организации познавательной и исследовательской деятельности в форме творческой активности, осуществлении поддержки индивидуальности и инициативы детей в специфических для них видах деятельности, в том числе спонтанной игры, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства. Кроме того, опытные педагоги столкнулись с неготовностью признать ребенка полноценным участником образовательных отношений.
Следовательно, педагоги не готовы выстраивать механизм образовательного процесса детей на основе баланса свободной самостоятельной деятельности, применять новые педагогические технологии в работе с детьми.
Итак, проводимое нами исследование позволило выявить педагогов, испытывающих недостаточную готовность к инновационной деятельности, которая выражена в их мотивационной, информационной и операциональной неготовности.
По данному направлению совместно с МКОУ ДПО «ЦПКРО» г. Кирова было проведено планирование экспериментальной работы, которое включало основные направления методической работы.
В рамках проектирования работ на стадии планирования - сформирована рабочая группа для координации действий по реализации стратегии. Стартовым мероприятием проекта стала подготовка команды к управленческой деятельности в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов. В рамках которой, на базе МКОУ ДПО «ЦПКРО было проведено обучение и консультирование заведующей, методиста, старших воспитателей, педагога - психолога для формирования их компетентности в вопросах организации работы по ФГОС ДО.
Далее рабочая группа разработала план управления педагогов к инновационной деятельности и в целом активизацию мероприятий по их внедрению. На данном этапе методической командой был создан сетевой график проекта: распределение необходимых ресурсов, определение средств ее реализации, сроков исполнения, ответственных исполнителей; рассчитаны риски выполнения проекта; включены формы и методы обучения персонала.
Для решения незапланированных угроз, нами был использован метод SWOT - анализа, который позволил рассчитать риски с оптимистичным и пессимистичным сценарием, избежать нежелательных последствий. Управление изменениями в проекте позволило скорректировать мероприятия в процессе их проведения.
С педагогами были проведены инновационные образовательные технологии. Планирование каждой обучающей технологии было выстроено по следующим параметрам: определены цели обучения, произведен выбор обучения, определено содержание программы обучения, разработан план – график проведения обучения, собран предполагаемый список участников и предполагаемая оценка эффективности обучения.
Стадия организация и контроль включила в себя перечень работ по трем направлениям.
Содержание работ по направлению «Система мотивации и стимулирования»
Данное направление было направлено на мотивацию и стимулирование педагогов к инновационной деятельности с целью достижения высоких результатов труда, повышения квалификации, развития инициативы.
В дошкольной образовательной организации была разработана система материального и нематериального стимулирования.
В рамках материального стимулирования разработана система затрат на развитие системы мотивации педагогов, определены критерии премирования педагогов за их личную инициативу и активность (поощрение инновационной деятельности), определены формы премирования в зависимости от результатов деятельности педагогов.[1]
Единая система премирования сотрудников организации утверждена распорядительным документом по организации.
В основу системы нематериального стимулирования вошли следующие инструменты: поощрение педагогов, отличающихся высокими достижениями в труде, профессиональным мастерством, проведение конкурса «Учитель года» с награждением победителей», поздравления и благодарности педагогическим работникам дошкольной организации.
Кроме того, с целью формирования положительной установки педагогов на инновационную деятельность был подключен психолог с целью поддержания морально-психологического климата в коллективе, благоприятствующего внедрению.
Содержание работ по направлению «Формирование теоретической компетентности педагогов»
С целью повышения теоретической подготовки педагогов к инновационной деятельности рабочей группой был разработан перечень дидактических материалов.
Обучение проходило за счет реализации индивидуальных и групповых форм работы. В рамках первой, произошло пополнение банка педагогической литературы, продуманы и утверждены темы самообразования педагогов. [3]
В рамках второй, проведена организация группового обучения. Рассмотрим подробнее направления ее деятельности.
На базе МКДОУ была организована корпоративная курсовая подготовка педагогов по теме «Организация и содержание образовательного процесса в условиях введения ФГОС дошкольного образования», в составе 25 человек. В процессе подготовки, проведенной в кейсовой форме, были изучены: структура стандарта, его концептуальные основы, особенности и структура построения образовательного процесса в ДОО, психологические основы стандартизации дошкольного образования.
В практической части осуществлено проектирование недельного модуля организации воспитательно – образовательного процесса по выбранной теме, проведен показ открытых моментов НОД с последующим коллективным анализом. В процессе методических мероприятий, наблюдалось активное участие педагогов, которое проявлялось в желании освоить стандарт, применить инновационные технологии в работе. Педагоги структурного подразделения дошкольной организации частично посещали основные мероприятия, поэтому для них проводились дублированные занятия в подразделении.
Конкурс "Педагогический ринг - 2015" был направлен на выявление профессиональной компетентности педагогов в вопросах введения ФГОС, в игровой форме были продемонстрированы новые формы общения с детьми. В ходе мероприятия воспитатели показали свои педагогические знания и умения в рамках нового стандарта, проявили артистическое мастерство в творческих заданиях.
На протяжении 2014 – 2015 г.г. педагоги дошкольной организации принимали участие в актуальном Общероссийском проекте «Школа цифрового века», который направлен на вовлечение педагогических работников в цифровое образовательное пространство, повышение эффективности использования современных образовательных технологий. [5]
Педагоги дошкольной организации получили возможность заниматься самообразованием и совершенствованием педагогического мастерства: использовать в своей работе качественные учебно – методические издания по теме ФГОС ДО, пройти модульные курсы, обмениваться опытом с коллегами.
По итогам пройденных курсов был предоставлен сертификат с указанием всех тех курсов, по которым получен зачет за тест. Также за участие в проекте каждому педагогу вручался отдельный диплом.
В процессе организации подготовки педагогов к инновационной деятельности, были проведены следующие мероприятия:
- методические семинары в рамках реализации ФГОС ДО;
- круглые столы по актуальным вопросам организации организации образовательного процесса с привлечением специалистов;
- экспресс – консультации по нормативной базе, по работе самообразования, по оформлению портфолио педагога;
- педагогическая дискуссия «Педагогические качели» на тему «Традиционная система образования» (обсуждение положительных и негативных сторон сложившейся системы дошкольного образования);
- мозговой штурм «Новые формы организации образовательного процесса».
- Презентация модели организации воспитательно – образовательного процесса в детском саду.
Кроме того, разработаны буклеты и справочные материалы по темам: «Особенности общения педагога с детьми в условиях введения ФГОС ДО», «Познавательно – исследовательская деятельность как сквозной механизм развития ребенка», «Двигательная активность детей в разных видах деятельности», «ФГОС – это возможность полноценного проживания ребенком его детства!» и т.п.
Данные мероприятия проводились согласно плану («Дорожная карта»).
Содержание работ по направлению «Обеспечение практической готовности педагогов»
Данное направление реализовывалось через овладение педагогом инновационной деятельностью в рамках проводимых занятий в дошкольной образовательной организации.
Самостоятельная работа педагогов проходила в рамках следующих направлений: разработка конспекта непосредственно – образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста с учетом современных требований, демонстрация НОД, отработка игровых приемов с учетом возраста детей; разработка конспекта непосредственно образовательной деятельности по организации детского экспериментирования с детьми дошкольного возраста, демонстрация НОД.
Рабочей группой проекта обоснованно и оперативно выявлялись и анализировались проблемные поля в деятельности педагогов, соответственно которым планировались пути их оптимизации. Также организовывалась и осуществлялась система мероприятий по преодолению выявленных проблем; оперативно и гибко контролировались и оценивались результаты деятельности педагогов, регулировались и корректировались пробелы и недостатки.
Необходимым условием на данном этапе явилось оказание рабочей группой адресной и действенной помощи педагогам в профессиональной инновационной деятельности.
Эффективность проекта достигнута путем непрерывного контроля процесса получения результатов, или так называемого контроллинга, получившего название «управление результатами». На данной стадии происходит организация текущего контроля по подготовке педагогов к инновационной деятельности, проводится своевременная коррекция и регуляция хода подготовки на основании полученных данных. Если что-то происходит не по плану, необходим возврат на стадию планирования с последующей доработкой.
Таким образом, нами представлен цикл подготовки педагогов дошкольной образовательной организации, управление которого координирует методическая группа проекта. В рамках функционирования рабочей команды осуществляется диагностика, разработка и целеполагание, контроль за каждой стадией. В случае отклонения от намеченного плана, происходит своевременное корректирование. Следовательно, от компетентного управления циклом подготовки педагогов к инновационной деятельности зависит его успешная реализация.