Full text

В рамках данного исследования рассматриваются вопросы, связанные с историко-правовыми аспектами присутствия России в Арктике, их развитием и состоянием, предшествующим сложившейся в 2014-2015 г.г. политической и экономической обстановке. Геополитические интересы нашего государства в Арктическом регионе объясняются, в первую очередь его особым географическим положением и пересечением в данном регионе интересов многих ведущих государств планеты. В известной мере проблеме международно-правового регулирования вопросов, встающих перед приарктическими державами, уже посвящено не малое количество научно-теоретических и практических исследований. Однако, до сих пор целый ряд юридических вопросов в научно-теоретическом и историческом планах остаются слабо разработанными, а решение злободневных задач, возникающих при осуществлении международно-правового сотрудничества в Арктике и усиления статуса России, как одной из ведущих приарктических держав, находится в первичной стадии.  

Решительность и, одновременная, озабоченность России в урегулировании возникающих конфликтных вопросов в Арктике были ясно обозначены в содержании Федеральной целевой программы "Мировой океан", где в частности, говорится: «В настоящее время назрели острые проблемы в области международно-правового обеспечения суверенных прав и юрисдикции России в ее прибрежных водах и на других морских пространствах Мирового океана, в значительной степени вызванные принципиальными геополитическими изменениями в результате смены политической ориентации стран Восточной Европы, прекращения действия Вар­шавского договора, СЭВ и иных подобных интеграционных механизмов, образования на территории СССР пятнадцати независимых государств, что привело к сокращению размеров территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны страны...»[1].

В настоящее время, в стратегическом, геополитическом и экономическом смысле, наравне с Ближним Востоком, Арктика становится основным регионом планеты. Ее экономическая привлекательность объясняется не только огромным потенциалом природных ресурсов, но и ожидаемым усилением транспортного значения Северного морского пути. Необходимо отметить, что, США и ряд других западных держав никогда не скрывали и не скрывают свое крайне негативное отношение к российскому присутствию и  активности в Арктике. Очевидно, что они всегда стремились и стремятся занять и осуществить свое лидирующее положение в Арктическом регионе. Так, политика России, согласно которой акватория Северного Морского Пути (СМП) находится под юрисдикцией РФ, становится предметом серьезной озабоченности в западных политических кругах. Ими же выдвигается и обосновывается, в частности, завуалированный тезис о необходимости добиваться максимальной «интернационализации» СМП, реализация которого имеет целью получение Западом и, в первую очередь, политическими и экономическими структурами США возможности свободного использования данного транспортного коридора.

Экономическое, политическое и правовое давления на Российскую Арктику, проблемы ее освоения и использования выделяются в связи с особыми национальными интересами (экономическими, оборонными, геополитическими, научными) РФ в этом регионе и его специфическими особенностями. Экономические интересы нашего государства обусловлены в первую очередь тем, что в Арктике сосредоточены месторождения ряда важнейших полезных ископаемых (в том числе, относящихся к топливно-энергетическому комплексу), являющихся определяющими для развития экономики всей страны в настоящее время и в еще большей степени - в ближайшей перспективе. Оборонные интересы связаны с базированием в Арктике основных российских морских стратегических ядерных сил, а также с необходимостью защиты протяженной государственной границы в Северном Ледовитом океане. Геополитические интересы России в Арктике объясняются ее особым географическим положением и пересечением в этом регионе политических и экономических интересов многих стран, в том числе в настоящее время не являющихся дружественными по отношению к России[2].

Нельзя обойти стороной и вопросы, затрагивающие развитие отечественной арктической науки. Научные интересы России в Арктике обусловлены тем, что соответствующее научное обеспечение является необходимым условием для всех видов деятельности в этом регионе, а также важной ролью Арктики в глобальных физических и природных процессах, происходящих в планетарном масштабе. В России за прошедший период был создан уникальный научно-технический потенциал, позволяющий успешно решать крупномасштабные хозяйственные и оборонные задачи в Арктике. Теперь наше государство как никогда должно быть заинтересовано не только в сохранении этого потенциала, но и в последовательном расширении фундаментальных и прикладных научных исследований. Без надлежащего научного обеспечения дальнейшее наращивание производительных сил в Арктике может обернуться невосполнимыми потерями. Как уже отмечалось, фундаментальные и прикладные научные исследования в регионе имеют существенное значение для изучения глобальных процессов на Земле, а также для рационального, экологически безопасного использования природных ресурсов Арктики.

Природная среда арктического региона имеет ключевое значение для безопасной и эффективной деятельности в Арктике. Низкие температуры, развитие морского ледяного покрова, оледенение, вечная мерзлота, уязвимые наземные и морские экосистемы – являются факторами, оказывающими существенное влияние на энергетику, транспорт, социально-экономический комплекс, в целом - уклад жизни коренного населения. В связи с этим интерес к глобальному состоянию природной среды полярных районов со стороны ученых,  экономистов,  политиков является естественным и обоснованным.

Таким образом, учитывая особые государственные интересы России в Арктике и необходимость их защиты, специфику условий проживания и хозяйственной деятельности, решение арктических проблем, носящих комплексный характер и требующих в этом регионе координации усилий министерств, ведомств, администраций приарктических территорий, эффективного государственного регулирования, возможно только с использованием программно-целевых методов (в частности, уже упоминавшейся ФЦП «Мировой океан»[3].

 С точки зрения геополитических интересов формирование стратегии данного региона должно опираться на новейшие достижения научно-технического прогресса. Для ее успешной реализации необходима координация всех научных исследований, имеющих теоретическое и практическое значение в плане освоения северных регионов. История и практика показывают, что планирование и развертывание оборонных, коммуникационных, энергетических и транспортных элементов инфраструктуры изначально должно отвечать перспективным требованиям научно-технического прогресса и международным нормам. Разведку и освоение природных богатств необходимо проводить на основе передовых технологий, исключающих их неполное и некачественное использование разрушение природной среды и (при возможности) отсутствия регенерации.      

Федеральные органы государственной власти России определяют стратегию изучения, поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов и промысла живых ресурсов в Арктических морях на основе федеральных стратегий, программ и планов с учетом заключений государственной экологической экспертизы, а также с  учетом особых экономических интересов коренных малочисленных народов и этнических общностей Севера РФ.

 С правовой точки зрения, геополитические интересы России в Арктике четко обозначены в гл. 3 п. 2 «Морской доктрины»: "Национальная морская политика на арктическом региональном направлении определяется особой важностью обеспечения свободного выхода российского флота в Атлантику, богатствами исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, решающей ролью Северного флота для обороны государ­ства с морских и океанских направлений, а также возрастающим значением Северного морского пути для устойчивого развития Российской Федерации" [3].

   Основу национальной морской политики на данном направлении составляет создание условий для деятельности российского флота в Баренцевом, Белом и других арктических морях, на трассе Северного морского пути, а также в северной части Атлантики.  При этом решаются следующие долгосрочные задачи:

- исследование и освоение Арктики с ориентацией на развитие экспортных отраслей хозяйства, первоочередное решение социальных проблем;

- защита интересов РФ в Арктике;

- создание судов ледового класса для морских перевозок, специализированных судов для рыбопромыслового, научно- исследовательского и других флотов;

- учет оборонных интересов государства при разведке и

 разработке запасов биоресурсов и минерального сырья в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ;

- создание условий,  в том числе и  с привлечением  возможностей  регионов, для базирования и использования составляющих морского потенциала, обеспечивающих защиту суверенитета и международных прав РФ на Арктическом региональном направлении;

- ограничение иностранной военно-морской деятельности в согласованных районах и зонах на основе двусторонних и многосторонних соглашений с ведущими морскими державами;

- обеспечение    национальных    интересов    РФ    в    отношении    Северного    Морского    пути, централизованное   государственное   управление   этой   транспортной   системой,   ледокольное   обслуживание   и предоставление равноправного доступа заинтересованным перевозчикам, в том числе иностранным;

- обновление и безопасная эксплуатация атомного ледокольного флота;

- соблюдение интересов РФ при разграничении морских пространств и дна морей Северного Ледовитого океана с приарктическими государствами;

- консолидация усилий и ресурсов федерального центра и субъектов РФ для развития арктического судоходства, морских и речных устьевых портов и осуществления Северного завоза, а также информационных систем, обеспечивающих указанную деятельность.

Главными   задачами     политики     в     Арктике,     определенными Концепцией национальной безопасности России, являются:

- обеспечение надежного функционирования группировки морских стратегических ядерных сил Военно-Морского Флота для реализации задачи сдерживания угрозы ядерной агрессии против Российской Федерации и ее союзников;

- обеспечение надежного контроля государственной границы РФ и арктических морских пространств в целях защиты национальных интересов РФ в Арктике.

 Главными задачами политики в области международного сотрудничества в Арктике являются:

- поддержание в этом регионе мира и стабильности;

- обеспечение благоприятных внешних условий для социально-экономического развития арктических районов, решения природоохранных, научных и других задач в арктической зоне РФ;

- создание необходимых условий для защиты национальных интересов России в Арктике.

Представляется, что перечисленные выше задачи и направления нуждаются в разработке специальных правовых норм и целевых программ, принятие которых обеспечит дальнейшее развитие российской Арктики [4].

Разумеется, правовые основы защиты геополитических интересов России в арктическом регионе не регламентируются только отечественным законодательством, большое значение при этом играют международные договоры и конвенции, однако, мы умышленно упустим их из внимания при  проведении данного исследования, обозначив в нем основные направления развития российского законодательства.