Full text

Огонь – один из первых и важнейших атрибутов цивилизации – всегда нес не только свет, тепло и уют человечеству, но и становился причиной бедствий и катастроф. Несмотря на стремительное развитие технологий и прогресс в противопожарной отрасли, в начале XXI века пожары в России остаются столь же опасным явлением, какими они были столетия назад. Новостные ленты пополняются сведениями о пожарах едва ли не ежедневно. Так, только в январе 2016 года СМИ сообщали о крупных пожарах на территории РФ, повлекших за собой человеческие жертвы: 2 января (Ярославская область, 6 погибших), 9 января (Татарстан, 6 погибших), 12 января (Улан-Удэ, 3 погибших). Однако наиболее катастрофические последствия имеют возгорания в общественных зданиях. В частности, огромный общественный резонанс получил пожар в клубе «Хромая лошадь», возникший из-за несоблюдения техники безопасности во время использования фейерверка и повлекший гибель 156 человек. За пределами РФ крупнейшими аналогичными происшествиями являются пожары в ночных клубах República Cromañón (Буэнос-Айрес, 2004,194 погибших), Station (Уэст-Уорик, 2003, 100 погибших) и Kiss (Санта-Мария, 2013, 233 погибших). Тяжелые последствия имеют также те происшествия, где обошлось без человеческих жертв, как это было, в частности, при пожаре в библиотеке ИНИОН РАН 30 января 2015 года, когда огонь уничтожил 20% библиотечных фондов.

В этих и многих других случаях прямой или косвенной причиной трагических последствий является использование в конструкции или отделке здания огнеопасных материалов. В вышеупомянутых случаях неразумное использование опасных легковоспламеняющихся материалов, возможно, и принесло владельцам этих зданий определенные временные преимущества, но в конечном счете привели к инцидентам. Предотвращение аналогичных вышеупомянутым происшествий является одной из важнейших задач, стоящих перед владельцами здания. Таким образом, мы не ошибемся, если назовем анализ строительных и отделочных материалов на предмет пожароопасности критически важным при разработке любого общественного здания, сооружения или помещения – от ночного клуба до выставочных площадей [6].

Начиная с осени 2014 года, нами разрабатывается проект реновации Музея трудовой славы Кирово-Чепецкого химического комбината. Согласно проекту, коренным изменениям подвергается как экстерьер, так и интерьер здания. Новая концепция музея позволит ему приобрести современный и отчасти даже футуристичный облик; отличительной чертой концепции является интерактивность и наглядность (возможность свободного взаимодействия с экспонатами и оборудованием, наличие лаборатории для демонстрации экспериментов), предоставление площади для встреч ветеранов, ориентация на посетителей всех возрастов и полноценное и всестороннее освещение истории и деятельности КЧХК. Проект реновации должен привлечь внимание общества к истории города Кирово-Чепецка и роли КЧХК в его развитии, приобретая, тем самым, социальную важность. Однако, помимо творческих задач перед нами встает вопрос о надлежащей сооружению такого рода пожарной безопасности. Вопреки распространенному мнению, это дело не только непосредственных участников воплощения реновации в жизнь - строителей и инженеров [6]. На этапе проектирования роль архитектора и дизайнера в противопожарной защите здания, сооружения или помещения заключается в следовании соответствующим стандартам и требованиям безопасности, и, как уже было обосновано выше - грамотном и разумном подборе строительных материалов [8]. Эти предусмотрительные действия позволят избежать как собственно возгорания, так и негативных последствия для сооружения и его пользователей [8].

В противопожарной защите различают предупредительную защиту (профилактические и пассивные методы) и непосредственно борьбу с огнем (активные методы) [6]. Использование огнеупорных и негорючих материалов можно отнести к мерам предупредительной защиты. Далее мы рассмотрим наиболее примечательные отделочные материалы, которые будут применены в интерьере и экстерьере музея после реновации, с точки зрения их пожаробезопасности и связанной с ней оправданности применения. Мы также затронем те варианты отделочных материалов, которые из-за ряда своих характеристик не прошли отбор по критериям пожаробезопасности.

Значительную долю в оформлении как экстерьера, так и внутреннего пространства здания Музея трудовой славы КЧХК занимает керамогранит. Керамогранит Estima Hard HD 02 (600х600, неполированный), выбранный для отделки фасадов, полов в выставочных залах и основных помещениях и, частично, - стен внутри музея, используется в количестве 930,6 м2. Керамогранит Керамогранит Estima Standart ST 03 (300х300, неполированный) используется для покрытия пола во вспомогательных помещениях – в вентиляционной камере, хранилище и на эвакуационном выходе; он занимает 74,5м2. Такое обширное использование этого покрытия объясняется тем, что керамогранит – материал, обладающий впечатляющими характеристиками как в плане эргономичности, эстетики и практичности [7], так и в плане пожаробезопасности. Среди этих характеристик мы назовем:

  1. Разнообразие форм, текстур и расцветок;
  2. Эстетическую привлекательность;
  3. Вариативность поверхности (полированный / неполированный);
  4. Ударную прочность;
  5. Устойчивость к истиранию;
  6. Устойчивость к перепадам температур;
  7. Устойчивость к химическому воздействую.

В плане пожарной безопасности следует отдельно отметить негорючесть керамогранита. Будучи изготовленным из пресс-порошка при высоком давлении и обожженным при высоких температурах, этот материал – как и родственная ему керамика – обладает устойчивостью к высоким температурам. В частности, особенно рациональным будет его использование в тех помещениях музей, где особенно велика вероятность возникновения угрозы пожара – в лаборатории. Разумеется, лаборатория, предназначенная для проведения несложных химических опытов и экспериментов для школьников, по определению не может нести такую же опасность, как аналогичное помещение химического предприятия. Тем не менее, следует помнить, что даже самые простые опыты могут задействовать потенциально пожароопасные материалы, а человеческий фактор всегда может сыграть неблагоприятную роль. Прежде всего, отделочные материалы, используемые в лаборатории, должны быть устойчивыми к воздействию химических веществ, не сорбирующими их, а также не должны образовывать искр при ударе. Керамогранитная плитка полностью удовлетворяет этим требованиям. Именно поэтому в лаборатории керамогранитом облицован не только пол, но и часть стены в непосредственной близости от демонстрационного лабораторного стола.

Как уже упоминалось, данный проект не предполагает возведения здания с музея с нуля, а только реконструкцию уже существующего сооружения. Внутри этого здания существует несколько несущих стен, избавится от которых невозможно, однако и в существующем виде сохранять не стоит. В связи с этим было принято решение облицевать их кирпичом, однако впоследствии выбор материала был изменен в сторону искусственного камня с рисунком «под кирпич» (если быть конкретнее – акриловым камнем). В пользу этого выбора свидетельствуют следующие достоинства искусственного камня:

  1. Высокая прочность;
  2. Монолитная структура;
  3. Водонепроницаемость и гигиеничность;
  4. Широкий ассортимент вариантов внешнего вида;
  5. Морозостойкость;
  6. Способность приобретать температуру окружающей среды («теплее», чем натуральный камень)

Искусственный камень менее устойчив к воздействию химикатов, нежели чем керамогранит. Как и керамогранит, искусственный камень не горит, но плавится и теряет форму; при этом выделяется незначительное количество дыма. Тем не менее, он может выдержать температуру до 120 С. Внутри помещения акриловым камнем «под кирпич» облицованы участки стен, не прилегающих непосредственно к лабораторным столам, дабы избежать задымления при инцидентах в лаборатории. В то же время, возможно использование искусственного камня другого метода изготовления – из крошки природного камня со связующим на основе полиэфирных смол либо изготовленного из легкого бетона. В этих случаях материал не плавится и не способствует горению [7].

Во внутреннем пространстве музея в большом количестве применяются гипсокартонные листы, которые также являются хорошим выбором в плане пожаробезопасности. Этот материал используется для выполнения навесных потолков, создания перегородок, а также для выравнивания уже существующих стен. Гипсокартонные  листы ГКЛ, ГКЛВ, ГКЛО и ГКЛВО относятся к группе горючести Г1 по ГОСТ 30244, к группе воспламеняемости В3 по ГОСТ 30402, к группе дымообразующей способности Д1 по ГОСТ 12.1.044, к группе токсичности Т1 по ГОСТ 12.1.044.  Согласно ГОСТ 6266-97, отдельные производители гипсокартона относят свою продукцию к более высокой (менее пожароопасной) группе воспламеняемости. Состоящий из гипса на 91,1%, данный материал устойчив к воздействию огня, т.к. картон, входящий в его состав, очень плотно соединен с гипсовым сердечником. В результате лист гипсокартона обугливается и деформируется, но не горит. Но даже и в этом случае гарантируется отсутствие выделения вредных веществ в окружающую среду, т.к. гипс, картон и крахмал являются экологически чистыми материалами. Потолки и перегородки из такого материала, согласно заверениям разработчиков, могут выполнять роль буфера, препятствуя распространению огня в смежные помещения и локализуя пожар.

Кроме того, существует специализированный огнестойкий гипсокартон, который в данном проекте может быть локально применен в лаборатории и лаборантской, т.е. в помещениях, где существует повышенная опасность возгорания. ГОСТ 6266-97 «Листы гипсокартонные» свидетельствует, что сопротивляемость такого листа открытому пламени составляет 20 минут. В отличие от обычного гипсокартона, эта его разновидность при воздействии высоких температур и открытого пламени не деформируется и не страдает от нарушений внутренней структуры; соответственно, сопротивляемость открытому огню у него на порядок выше. Эти свойства обеспечиваются армовкой листа путем добавления в него стеклонити.

Из гипсокартона будут изготовлены лишь отдельные части потолка; например, те, которые будут закрывать выступающие потолочные конструкции. Большие пространства над экспозицией будут перекрыты решетчатым потолком «грильято». Потолки данной системы обладают оригинальным привлекательным внешним видом, позволяют легко монтировать на них светильники (как подвесные, так и встроенные). Потолки «грильято», согласно данным производителей, относятся к группе горючести Г1 по ГОСТ 30244-94 (то есть самостоятельно не горят) [2]; к группе воспламеняемости В1 по ГОСТ 30402-96 [3]; к группа по распространению пламени по поверхности РП1 - по ГОСТ Р 51032-97 [4]; по токсичности продуктов горения ГОСТ 12.1.044-89 (п. 4.20) Т1 [1]; по дымообразующей способности Д1 - по ГОСТ 12.1.044-89 (п. 4.18) [1]. Эти впечатляющие характеристики позволяют применять данную систему навесного потолка даже при особенных условиях пожарной безопасности, например, в лабораториях.

В проекте ограниченно (на отдельных участках потолка, совмещенных с наколонным остеклением стен и в тамбуре) применяется реечный алюминиевый потолок типа «Люксалон». Производители характеризуют его как негорючий и препятствующий распространению огня, тем не менее, данные с конкретными цифрами и сведениями в свободном доступе отсутствуют, что побудило нас отнестись к этому материалу с осторожностью и в целях предупреждения опасности пожара использовать его локально, для малозначимых пространств и в небольших масштабах.

Среди прочих типов потолков, чью возможность использования в данном проекте мы рассматривали также систему подвесных потолков «Армостронг» [7]. Однако, несмотря на то, что данный тип подвесных потолков также устраивал нас по своим противопожарным качествам (в частности, минеральное волокно в составе препятствует горению), было принято решение не использовать его в проекте из-за банального внешнего вида, не соответствующего футуристической концепции музея.

На фасадах здания музея будет использоваться еще один материал, который нам хотелось бы рассмотреть – композитные алюминиевые панели. Этот недавно вошедший в моду материал для создания навесных фасадов обладает рядом примечательных свойств. В частности, алюминиевые панели характеризуются следующими параметрами:

  1. Атмосферостойкость;
  2. Износостойкость;
  3. Пластичность (материал выбран, в первую очередь, из-за это особенности, т.к. проектом предусмотрено создание плавно закругленных элементов на фасадах);
  4. Прочность;
  5. Достаточная жесткость конструкции;
  6. Широкий выбор цветов.

К недостаткам можно отнести низкие теплоизолирующие свойства, однако в данном проекте они не окажут существенного влияния на функциональность здания, т.к. ими облицованы только отдельные элементы неэксплуатируемой кровли и чердака. Минеральные компоненты в составе алюминиевых панелей обеспечивают ее устойчивость к огню и позволяют отнести этот материал к классу пожарной безопасности К0 по ГОСТ 31251-2008 [5] и к группе горючести Г1 в соответствии с ГОСТ 30244 [2]. Исходя из этого, о сочетании навесных фасадов из керамогранита и алюминиевых панелей можно говорить как о практичном и в высшей степени пожаробезопасном.

Сочетание вышеописанных материалов определяет не только эстетику и функциональность здания, но и его пожарную безопасность. Большинство из этих материалов являются негорючими, что дает нам возможность создать безопасное и комфортабельное музейное пространство. Особенно важным является отказ от популярных, простых и дешевых материалов, которые при всех своих достоинствах не могут гарантировать безопасность при воздействии пламени. В частности, в данном проекте удалось полностью отказаться от использования линолеума, полимерных молдингов, сайдинга и пластиковых панелей [7] -  материалов, очень часто применяемых при оформлении экстерьера и интерьера общественных зданий, но при этом определенно небезопасных в экологическом отношении и, разумеется, в плане пожарной безопасности. Особенно опасным является выделение вредных веществ и большого количества дыма при контакте этих материалов с открытым пламенем, что в случае пожара может привести к гибели людей. Сертификаты пожарной безопасности на эти материалы прямо указывают, что их применение в большинстве видов общественных зданий нежелательно [6].

Работа над этим социально значимым проектом еще раз доказывает, что отбор строительных и отделочных материалов, не представляющих угрозы с точки зрения пожарной безопасности, является одной из важнейших задач, решаемых архитектором и дизайнером в ходе проектирования.