Понятие риска всем давно известно, и, не секрет, что с риском в том или ином его проявлении приходится сталкиваться практически в каждой сфере жизни. Такая разновидность рисков, как экономические, являются неотъемлемым фактором внешней среды деятельности фирмы. И каждый день предприниматели пытаются проанализировать их влияние на хозяйствование предприятия. Добиться желаемого результата в конкурентной борьбе весьма непросто [3, c. 31].
Изучение проблем и принятие предпринимательских решений в условиях рынка базируется на выборе. Универсальных правил принятия оптимальных решений не существует, и даже самые строгие расчеты еще не гарантируют успеха. Согласно экономическому закону, уровень дохода прямо пропорционально зависит от степени риска, т.е. чем меньше вероятность успеха, тем больший доход возможно получить.
Предпринимательский риск обоснован в виду неопределенности внешней среды по отношению к фирме. Внешняя среда сочетает в себе множество условий (экономические, социальные, политические), с учетом которых руководство предприятия планирует деятельность (так, может потребоваться приобретение дорогостоящего красивого номера телефона для привлечения внимания потребителей) [3, c. 33]. Вся неопределенность ситуации заключается в зависимости от многих факторов и переменных (например, контрагенты), изменение которых не всегда можно предсказать с заданной точностью.
Оценка ситуации и выбор наилучшей стратегии в каких-либо условиях во многом зависят от самого человека. Одна и та же ситуация разными предпринимателями воспринимается неодинаково, сугубо индивидуально. Решение зависит и от предчувствий успеха или неудачи. В принятии рискованного решения важную роль играет информированность предпринимателя, его опыт, квалификация, личностные и деловые качества.
Ни одно обдуманное и взвешенное, но, тем не менее, неудачное предпринимательское решение не разрушает все предприятие моментально. Для предотвращения предкризисных и кризисных состояний предприятия имеет большое значение обнаружение их признаков. Управление предприятиям в состоянии дисбаланса требует освоения реальных действенных навыков предвидения и анализа угроз. Для этого применяются комплексные социальные технологии, экономический анализ, прогнозирование, разрабатываются крупные инвестиционные проекты, антикризисные программы, планы реструктуризации, реорганизации и многое другое [2, c. 74].
Основным в кризисном состоянии становится новый план распределения затрат между отдельными статьями, что может помочь вернуть предприятию прибыльность. Необходим быстрый приток денежных средств в организацию. Необходимость привлекать заемные средства со стороны, что достаточно проблематично. Следовательно, требуется точно определить оптимальные меры воздействия для того, чтобы предприятие сначала могло сохранить свои позиции, а затем приступить к реализации эффективной стратегии деятельности.
В первую очередь необходимо сократить затраты. Это является необходимым тогда, когда организация испытывает финансовый кризис. На этом этапе определяются наиболее затратные статьи баланса, подлежащие сокращению (капитальное строительство, дорогостоящие проекты по повышению квалификации работников, масштабные маркетинговые исследования, НИОКР). Высвобожденные ресурсы необходимо направить на реализацию проектов по реорганизации и реструктуризации, а также проекты, предусматривающие получение быстрой прибыли. Так, можно сократить затраты на сотовую связь на предприятии, подключив экономный безлимитный тарифный план [2, c. 103].
Привлечь денежные средства можно несколькими способами. Во-первых, продав или сдав в аренду свободные активы компании; во-вторых, можно оптимизировать продажи; в-третьих, изменить кредитную политику для ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности. Если предприятие затрачивает немалые средства на хранение и обслуживание активов, то целесообразнее продать эти активы. Оптимизировать продажи можно, меняя ценовую политику, привлекая новых заказчиков, поставщиков, заключая контракты на более выгодных условиях (так как всё в условиях рынка взаимосвязано, то вряд ли только наше предприятие будет искать установления новых деловых контактов), разрабатывая программы скидок и льгот для «ликвидных» потребителей. Со временем может оказаться очень полезным заключенный в трудный момент стратегический договор. Важно так же оценить дополнительные затраты на организацию производства и продвижения на рынок новой продукции. Привлечь капитальные ресурсы на предприятие можно посредством изменения кредитной политики. В сложных условиях особенно важно продумать политику в отношении других контрагентов (поставщиков, заказчиков, и др.) [1, c. 18].
Выбирая оптимальную кредитную политику, нужно сравнивать потенциальные выгоды от увеличения объема продаж и стоимости предоставления дополнительных торговых кредитов с возможными неуплатами. Для снижения риска увеличения дебиторской задолженности необходимо контролировать кредитную историю своих клиентов.
Необходимо тщательно анализировать возможные затраты и выгоды от проведения кредитной политики для дальнейшего планирования стратегии компании, при которой легко спрогнозировать величину дебиторской задолженности. Далее следует внедрить специальные программы льгот и скидок в качестве поощрения предоплаты, оплаты наличными или погашение задолженности в срок. Нужно стараться как можно более точно прогнозировать суммы кредита, которые не будут погашены вовремя. Это нужно для расчета необходимого денежного резерва для списания безнадежных долгов.
Для облегчения анализа кредиторской задолженности необходимо разделить всех кредиторов на две группы: первоочередные и второстепенные. Кредиторы, которым принадлежат залоговые требования, являются первоочередными. Остальные кредиторы тоже не должны игнорироваться: они могут обратиться в суд и начать в отношении предприятия процедуру банкротства. Анализируя кредиторскую задолженность, необходимо четко определить, чем предприятие располагает для погашения долга. Следует прогнозировать долгосрочные денежные потоки, чтобы выявлять все суммы к погашению. Позже предприятие сможет реструктурировать свою задолженность и определить возможные в будущем выплаты [4].
Реструктуризация предприятия представляет собой сложный процесс по разработке и реализации проекта радикального изменения существующей организации, ее организационной структуры. Это может быть воплощено в проектах по слиянию, поглощению, разделению или интеграции внутри предприятия. Реструктуризация предполагает определение конкретных стратегических действий, формирование нового профиля компании. Для реструктуризации как правило разрабатывается несколько проектов, среди которых руководство предприятия должно выбрать наилучший, учитывающий риски и анализирующий денежные притоки.
Таким образом, успешно вести дела в условиях кризиса трудно, но не невозможно. Важно научиться по внешним предпосылкам предугадывать наступление сложных моментов в экономике. Не менее важно постараться адекватно оценить возможные последствия любого из возможных решений, чтобы впоследствии выбрать оптимальное. Не всегда принять верное решение, значит избежать риска – главной целью в кризисной ситуации становится смягчение негативное воздействие внешних факторов среды.
Научный руководитель: Прущак Олеся Владимировна,
доктор экономических наук, профессор Саратовского социально-экономического института – филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Саратов, Россия