Банковский сектор – один из самых быстро растущих и популярных в российской экономике. Однако он вызывает беспокойство относительно качества активов (в том числе кредитов) и способности банков управлять кредитными рисками. В мировой экономике кризисные явления влекут за собой ряд негативных процессов, в том числе ухудшение активов банковского сектора. Бурный рост потребления сменяется спадом, динамическое наращение объемов производств – стагнацией. Такие волны непосредственно сказываются на банках. Россия также не является исключением из данной закономерности. Ухудшение экономической ситуации в мире в 2008-2010 годах, очередной кризис и ряд цепных и взаимозависимых реакций в мировой экономической системе привели к увеличению количества проблемных кредитов — просроченных или невозвращенных займов, ссуд, как в нашей стране, так и в других государствах [1], поэтому актуальность данной темы не вызывает сомнений.
Цель банка в управлении рисками состоит в том, чтобы обеспечить возвратность всех рисковых активов, сузить границы возможных колебаний. Основные банковские риски можно разделить на три типа: кредитный риск, операционный риск и рыночный риск. Проблемы невозврата заемщиком взятой суммы кредита или процентов по нему, рассматриваемые в данной статье, относятся к кредитному риску. Факторами, которые влияют на увеличение или уменьшение данного показателя, в первую очередь являются: структура клиентской базы банка и способы расчёта кредитоспособности заёмщика, а также алгоритм принятия решения по кредиту.
Для снижения доли проблемных кредитов, от общего числа выданных необходимо определить и применить наиболее эффективный способ управления банковскими рисками. Положение Центрального Банка Российской Федерации № 139-И оговаривает методику оценки риска кредитного портфеля коммерческого банка, согласно которой производится оценка риска по каждой кредитной операции с учетом финансового состояния заемщика, обслуживания им кредитной задолженности и уровня ее обеспечения, а затем производится определение ссуды в одну из пяти категорий качества. Высшей, наиболее привлекательной для банка является категория стандартные ссуды, которая предусматривает полное отсутствие кредитного риска, другими словами, вероятность финансовых потерь при неисполнении заемщиком своих обязательств составляет ноль. Во вторую категорию определяются нестандартные ссуды с умеренным кредитным риском от 1 до 20 %. В третью категорию — сомнительные, входят договоры со значительным кредитным риском (обесценение от 21 до 50 %). Четвертая группа включает в себя проблемные ссуды, которые предусматривают высокие кредитные риски (от 51 до 100%). Пятая категория отводится ссудам с потерями до 100 %, т.е. отсутствует вероятность возврата ссуды в силу неспособности или отказа заемщика выполнить свои обязательства.
Чтобы увеличить число кредитов, которые входят в первую и вторую категории банки широко используют страхование своих рисков, обязывая заёмщика застраховать свою жизнь или здоровье, тем самым передавая часть риска страховой фирме, которой клиент производит отчисления, заложенные в его ежемесячном платеже банку. В том случае, если заёмщик не сможет исполнять свои обязательства по кредиту (в случае инвалидности или смерти) страховая компания берёт на себя погашение ссуды. Страховкой так же может являться залог или поручитель, лицо, которое берет на себя обязательства по ссуде, если заёмщик прекращает выплаты [3]. Если же банк уже имеет на руках плохой кредит, он может его продать другому игроку рынка, например, коллекторскому агентству.
Насколько эффективны те меры по снижению кредитных рисков, которые применяются российскими банками в настоящее время, можно увидеть, если рассмотреть долю просроченной задолженности в общем объёме кредитного портфеля некоторых банков. У крупных российских банков, таких как «Сбербанк» и «Росбанк» увеличивается из года в год кредитный портфель при уменьшении доли просроченной задолженности, однако всего в диапазоне примерно равном 1%.
Чтобы улучшить показатели и уменьшить количество проблемных кредитов руководству банков необходимо дополнить уже имеющиеся эффективные методы управления риском созданием отделов, занимающихся прогнозированием конъюнктуры, для выявления тенденций на кредитном рынке. Создание моделей, отражающих возможное увеличение или уменьшение числа некачественных активов, в том числе и среди кредитов, позволит заблаговременно предпринимать меры по уменьшению доли просроченных задолженностей по ссудам [2]. Также, для повышения эффективности работы банка и снижения доли одобренных заявок в пользу недобросовестных клиентов необходимо усовершенствовать алгоритм принятия решений по кредиту, чередуя решения, принятые компьютерной программой, решениями компетентного специалиста, повышение квалификации которого так же является одним из способов совершенствования уже имеющихся методик работы с проблемными кредитами. Кроме того, сотрудничество позволит банкам обмениваться информацией на «неблагополучных» клиентов, что приведет к невозможности одному и тому же человеку взять невозвратный кредит у двух разных банков. Углубление сотрудничества и разработка новых схем взаимодействия, как-то страхование отдельных групп заемщиков от специфичных угроз, свойственных именно данной категории клиентов, минимизирует кредитные риски для банка.
Как видно, при всем многообразии имеющихся способов предотвращения проблемных кредитов, руководству банков необходимо продолжить совершенствование и повышение эффективности методик снижения доли плохих активов в своём портфеле.
Научный руководитель: Гришина Екатерина Александровна,
преподаватель кафедры банковского дела, денег и кредита Саратовского социально-экономического института – филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Саратов, Россия