Full text

Жизнедеятельность фирмы невозможна без планирования, "слепое" стремление к получению прибыли приведет к быстрому краху. При создании любого предприятия необходимо определить цели и задачи его деятельности, что и обуславливает долгосрочное планирование [1].

Организация планирования зависит от величины предприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций в собственном смысле этого слова, и руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по составлению бюджетов (планов) должна производиться децентрализовано. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства и т.д.

Финансовое планирование направлено на достижение следующих целей:

  1. определение объема предполагаемых поступлений денежных ресурсов
  2. определение возможностей реализации продукции с учетом заключаемых договоров и конъюнктуры рынка;
  3. обоснование предполагаемых расходов на соответствующий период;
  4. установление оптимальных пропорций в распределении финансовых  ресурсов;
  5. определение результативности каждой крупной хозяйственной и финансовой операции с точки зрения конечных финансовых результатов;
  6. обоснование на короткие периоды равновесия поступления денежных средств и их расходования для обеспечения платежеспособности компании.

Проблемы, которые призвано решать финансовое планирование:

  1. обеспечение финансовыми ресурсами производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
  2. увеличение размера прибыли, повышение показателей рентабельности;
  3. обеспечение реальной сбалансированности планируемых расходов и доходов предприятия;
  4. определение финансовых взаимоотношений с бюджетами, банками и т.д.;
  5. контроль за финансовым состоянием и платежеспособностью предприятия [3].

Для рассмотрения практики финансового планирования возьмем предприятие  ООО «ЭКОЛИНЯ» входящая в ГК «STANDARTPARK»,— основными видами деятельности которого являются изготовление систем поверхностного водоотвода и материалов для благоустройства.

  В связи с ограниченностью финансовых ресурсов на предприятиях, как правило, наблюдается выполнение различных функций управления одним лицом, что приводит к ухудшению качества принимаемых решений. Создание специального отдела требует больших затрат, поэтому такая возможность есть только у крупных предприятий. Передача планирования на аутсорсинг зачастую невозможна из-за отсутствия на российском рынке широкого выбора организаций, предоставляющих качественные услуги финансового планирования, высоких цен на такие услуги, отсутствия уверенности в том, что малое предприятие не будет специально ослаблено.

В соответствии с разработанным регламентом, процесс организации финансового планирования на предприятии ООО «ЭКОЛИНИЯ» представляет собой замкнутый цикл и состоит из следующих этапов:

  1. Определение и утверждение ключевых показателей эффективности и их   плановых значений, как правило производительность труда и рентабельность.
  2. Разработка и корректировка проектов финансовых и производственных планов предприятия.
  3. Утверждение и защита финансовых и производственных планов на стратегической сессии с участием акционеров.
  4. Формирование БПУ и ДДС.
  5. Формирование и утверждение ежемесячного отчета об исполнении ключевых показателей эффективности и финансовых планов предприятия.
  6. Формирование и утверждение годового отчета об исполнении ключевых показателей эффективности и финансовых планов предприятия.
  7. Анализ плановых и фактических показателей.

Финансовое планирование на предприятии ООО «ЭКОЛИНИЯ» можно разбить на три составляющие.

  1. Разработка финансовой стратегии предприятия на период до трех лет.
  2. Текущее финансовое планирование (формирование отчета по БПУ и ДДС на предстоящий год).
  3. Операционное финансовое планирование.

Использование финансового планирования на предприятии ООО «ЭКОЛИНИЯ» как и на большинстве российских предприятиях ограничивается действием ряда факторов:

  1. Высокой степенью неопределенности на российском рынке.
  2. Сложившейся ситуацией во взаимоотношениях с Турцией и Украиной связанной с глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни.
  3. Переизбытком мировых запасов нефти, что отражается на курс рубля.
  4. Отсутствие  высококвалифицированных специалистов, способных вести широкомасштабную плановую работу.

Пока Турция — пятый по величине торговый партнер России. Товарооборот стран в 2014 году составил $31 млрд, за девять месяцев 2015 года — $18,1 млрд. Из них на импорт турецких товаров пришлось чуть более $3 млрд. Крупнейшая статья импорта — продукция растительного происхождения. Уже сейчас понятно, что санкции ударят по турецким строительным фирмам, работающим в России. Главные работодатели турецких граждан в России – турецкие строительные компании и их российские «дочки»: Yamata, Renaissance Construction, Gemont, Esta Construction. Каждая из них в этом году запросила разрешение на работу от 1 тыс. до 6 тыс. человек — от простых каменщиков до руководящих сотрудников [5].

Помимо внешних факторов влияющих на актуальность и достоверность финансовых планов есть и внутренние, рассматривая практику организации финансового планирования можно выделить ряд основных:

  1. нереальность формируемых финансовых планов, что связано с необоснованными плановыми данными по сбыту, планируемой долей денежных средств в расчетах, заниженными сроками погашения дебиторской задолженности, увеличенными потребностями в финансировании. Основной причиной такого положения дел является функциональная разобщенность подразделений, участвующих в составлении финансовых планов.
  2. низкая оперативность составления планов. Это связано с отсутствием четкой системы подготовки и передачи плановой информации из отдела в отдел, длительностью процедуры согласования планов, недостатком и недостоверностью информации;
  3. отсутствие четких внутренних стандартов составления планов;
  4. «оторванность» стратегического планирования от текущего;
  5. слабая выполнимость планов с точки зрения обеспечения необходимыми финансовыми и материальными ресурсами.

Многие причины возникновения проблем в области финансового планирования связаны с отсутствием организации самого процесса планирования. Причинами этого являются: отсутствие ориентации на конечный результат, потери информации и ее искажение при передаче, проблемы на стыках между функциональными отделами, чрезмерная длительность процедур согласования решений, дублирование функций.

Для решения указанных проблем в области финансового планирования необходимо определить, с какими элементами системы финансового планирования они в наибольшей степени связаны и какие инструменты могут быть использованы для их решения [2].

При изучении системы финансового планирования нельзя не отметить ее тесную связь с системой финансового контроля на предприятии. Несмотря на то, что планирование и контроль — это две разные функции управления, существование их в хозяйственной деятельности предприятий отдельно друг от друга является невозможным, т.к. они взаимодополняют и обусловливают друг друга. А поэтому оценка достижения целей, поставленных в рамках финансового планирования, была бы невозможна без проведения финансового контроля. Вот почему решая задачу совершенствования системы финансового планирования на предприятии, нельзя не оставить в стороне и систему финансового контроля [4].

Подводя итог, можно сформулировать следующие выводы:

  • работу по совершенствованию организации финансового планирования и контроля на предприятии необходимо начинать с выявления существующих проблем, которые выступают в качестве факторов, ограничивающих достижение поставленных стратегических целей предприятия;
  • систему финансового планирования и контроля необходимо рассматривать как составной элемент всей системы планирования на предприятии, используя единый подход к выбору методов и инструментов для всех видов составляемых планов;
  • предприятие, в зависимости от наличия у него тех или иных проблем в области финансового планирования, должно делать акцент на определенные функции финансового планирования, уделяя их реализации наибольшее количество сил и средств; 
  • совершенствуя организацию финансового контроля на предприятии, необходимо также выявить проблемы предприятия в этой области и затем обозначить те элементы системы, которые подлежат оптимизации.

Научный руководитель: Ксенофонтова Оксана Викторовна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, менеджмента и торгового дела» Тульского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Тула, Россия