Проблема социальной адаптации и реадаптации лиц с ОВЗ к условиям жизни в обществе является одной из важных и острых проблем современного общества. В последнее время данный вопрос приобретает особую значимость, в связи со значительными изменениями в подходах к работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья.
Важным направлением психологических исследований является изучение смысложизненных ориентаций лиц с ОВЗ.
Актуальность проблемы смысложизненных ориентаций обусловлена прежде всего методологическим значением категории смысла жизни для философского, социологического, психологического анализа как группового сознания различных социальных групп, так и сознания отдельной личности.
Проблема осмысленности жизни на протяжении многих лет находится в центре внимания как в работах отечественных психологов (Е.Ю. Артемьева, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, В.К. Вилюнас, Л.С. Выготский, Е.И. Головаха, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, В.Е. Каган, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.Ф. Петренко, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, К.В. Субботский и др.), так и в работах крупнейших представителей западной гуманистической психологии (Э. Гуссерль, М. Мерло-Понти, К. Роджерс, Ж.П. Сартр, В. Франки, М. Хайдеггер, И. Ялом и др.).
Учёные различных гуманитарных наук констатируют кризис социальной и экономической систем, а также кризис сознания, который можно квалифицировать как утерю смыслов жизни, экзистенциальный вакуум. Разрушение прежних идеалов, ценностных ориентаций, а также социальное расслоение общества ведут к потере смысловой направленности у населения, к разрушению чувства общности, кризису идентичности. При этом человек не может существовать в мире непосредственно данных смыслов, каждый раз перед ним должна быть перспектива более отдаленных идеальных целей, задающих перспективу всей его жизни [1]. Отсюда проистекает особое значение для человека смыслов жизни. Разрешение этих проблем объективно требует научного осмысления категории смысла жизни как одного из интегрирующих факторов существования отдельной личности и социальных групп.
Важное значение в развитии ценностно-смысловой сферы имеют переходные периоды онтогенеза. В различные возрастные периоды происходит изменение ценностей и смыслов человека, в связи с чем изучение условий и закономерностей развития ценностно-смысловой сферы на разных возрастных этапах развития является актуальным.
Не менее важной является и проблема осмысленности жизни студенческой молодежи. (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, И.С. Кон, В.Н. Ядов и др.)
Проблема смысложизненных ориентаций в студенческом возрасте получила достаточное освещение в ряде работ (Н.Л. Карловой, В.Т. Лисовского, В.Э. Чудновского, и др.), отражающих различные стороны этого комплексного процесса.
Смысл жизни как глубинная, динамическая смысловая структура наиболее полно отражает тенденции личностных изменений юношей, наличие же смысложизненных ориентаций является важнейшим фактором психологической безопасности, влияющих на дальнейшее развитие личности и потенциал возможного будущего. В исследованиях отечественных психологов П.Н. Колотинского и Н.А. Рыбникова изучались жизненные цели молодежи, они раскрыли основные жизненные позиции, доминирующее настроение.
По данным Федеральной службы государственной статистики в РФ на 2015 год количество людей с ОВЗ составляет 12,66 млн. человек, из них 590 тыс. это люди в возрасте до 18 лет. Именно в этот возрастной период формируются не только знания, умения и навыки, необходимые для последующей трудовой и социальной деятельности, но и смысложизненные ориентации, которые составляют основу Я-концепции человека, определяя дальнейшее отношение человека к себе и миру, способствует позитивному становлению личности ) [2].
Важным фактором в понижении рисков для людей с ОВЗ является социальная среда, в том числе и учебное заведение. Студенты, имеющие ограниченные возможности здоровья, воспринимают образовательную среду высшего учебного заведения как враждебную, непредсказуемую, опасную. Именно отсутствие ощущения безопасности способствует не тому, чтобы обучаться, а тому, чтобы бороться с угрозой - так формируются и виктимные установки на окружение и себя в нем [3].
Получение профессионального образования, обретение самостоятельности и независимости лицами с ОВЗ затруднено вследствие дисбаланса между требованиями внешней среды и внутренней способностью инвалидов к преодолению рисков.
Е.С. Фоминых отмечает, что в профессионально-образовательной среде студенты с ОВЗ характеризуются повышенной уязвимостью, причиной чего являются как объективные факторы (социальные риски), так и субъективные факторы (позиция самого человека относительно своего заболевания, относительно других людей, мира в целом) [4].
Кроме того, инвалидность так или иначе формирует маргинальность, поскольку человек сравнивает себя с большинством других людей, не имеющих дефектов здоровья [3].
Изучение особенностей развития смыслов жизни в этот возрастной период как здоровых людей, так и лиц с ОВЗ открывает также новые возможности и для решения задач по более комфортной адаптации человека к видоизменяющемуся социуму. проблем в эмоциональной сфере, в активизации внутренних жизненных ресурсов, смыслами жизни, а также в психосоциальной работе с психосоматическими проблемами.
Целью данной работы является выявление особенностей смысложизненных ориентаций студентов, причин низкой и высокой сформированности целей процесса и результата жизни, а так же коррекция и фасилитация СЖО в наиболее комфортных для испытуемых условиях.
Результатом данной работы должна быть повышение уровня сформированность смысложизненных ориентаций студентов (в зависимости от предыдущего уровня сформированности, а так же от желания работы самого студента и наиболее совместимого с особенностями испытуемого подхода работы), адаптация к новым условиям учебного заведения, а так же способность быстро адаптироваться в любой другой изменяющейся среде соответственно своим смысложизненным ориентациям.
Нами было проведено исследование на базе Вятского Государственного Гуманитарного университета, в исследовании приняли участие 108 студентов первых курсов университета, основной диагностической методикой была методика Д.А. Леонтьева СЖО [5]. В результате анализа полученных данных, выяснилось, что у 25% студентов первых курсов низкий уровень сформированности смысложизненных ориентаций, чаще всего таких составляющих как: «цели», «процесс» и «результат жизни».
Показатели по этим критериям свидетельствуют о наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом, отражает оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Низкие результаты по данным показателям присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем, часто неудовлетворённым своей жизнью в настоящем.
Большая часть студентов имеёт средний уровень сформированности смысложизненных ориентаций (60%), эти показатели входят в понятие нормы, однако эти данные рассчитаны из суммы полученных показателей, расположение вышеупомянутых отдельных показателей больше чем в 50% случаев являются пограничными, переходными со среднего на низкий уровень, что свидетельствует о неуверенности студентов в дальнейшей жизни и выбранных смыслах.
Не смотря на достаточно высокий процент количества испытуемых со средними показателями, стоит обратить внимание на тот факт, что при общем среднем уровне сформированности смысложизненных ориентаций по всем показателям, отдельные показатели бывают занижены. Из общего объёма испытуемых со средним показателем сформированности смысложизненных ориентаций в целом по методике у 15% испытуемых был выявлен заниженный уровекнь показателя «цели жизни», у 8% испытуемых занижены результаты по показателю «процесс жизни», а у 15% от общего числа испытуемых был занижен показатель «результат жизни».
Исходя из представленных выше результатов можно сделать вывод, что у 63% испытуемых занижен хотя бы один из основных показателей смысложизненных ориентаций. От части это связано с тем, что в старших классах школы не была качественно проведена профориентационная работа, что приводит к сомнениям в выборе направления образования и будущей профессии, а так же из-за недостатка и незнания имеющихся у студентов ресурсов для дальнейшего развития в выбранной области.
Современные взгляды на психологию здоровья (Б.С. Братусь, А.Я. Розовский, В.Н. Цапкин, Ф.Е. Василюк, Е.Т. Соколова, Д.А.Леонтьев, и др.) свидетельствуют об условности общепринятой дихотомии «норма-аномалия» и предостерегают психологов от поспешных выводов и ярлыков. Полученные данные служат доказательством того, что проблемы с формированием смысложизненных ориентаций существует не только у лиц с ОВЗ, но и у лиц имеющих нормальное развития по всем основным показателям здоровья.
Немаловажным фактором работы со смысложизненными ориентациями юношей является подбор наиболее подходящих форм и методов. Одной из задач нашего исследования было теоретическое изучение форм и методов психологической работы со смысложизненными ориентациями. Проанализировав литературные источники по проблеме, для работы со смысложизненными ориентациями, нами были выбраны следующие формы работы: психологическая коррекция и фасилитация.
Особенно мы обратили внимание на фасилитацию так как это форма групповой работы используется для выработки решений повышенной сложности, либо повышенной важности, используемая для повышения скорости и продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида [6].
Ведущим методом в работе со смысложизненными ориентациями нами были определены методы арт-терапии. В отличие от других методов психологической работы, занятия арт-терапией в значительной степени носят спонтанный характер и направлены не только на результат, но и на сам творческий процесс. Именно арт-терапия как социально-психологичесая технология играет большую роль в решении целого комплекса задач социальной реабилитации и адаптации.
Арт-терапия представляет собой совокупность психологических методов воздействия, применяемых в изобразительной деятельности человека и психотерапевтических отношений, используемых с целью психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и адаптации лиц как с различными ограничениями здоровья, так и здоровых лиц, устанавливает наиболее комфортную атмосферу занятия. Уникальность арт-терапевтичеких методов состоит в том, что работа проводится с неосознаваемым для испытуемого, материалом открывая «путь» в бессознательное. Арт-терапия эффективна при решении проблем в эмоциональной сфере, в активизации внутренних жизненных ресурсов, смыслами жизни, а также в психосоциальной работе с психосоматическими проблемами. В этом отношении юношеский возраст является особенно чувствительным к формированию ценностей и смыслов, поскольку именно в этот период происходит становление мировоззренческих ориентиров и собственной жизненной позиции, понимания себя, своих потребностей, уникальности, направления дальнейших жизненных устремлений, определения нравственных и духовных ориентиров. Смысл жизни как глубинная, динамическая смысловая структура наиболее полно отражает тенденции личностных изменений юношей, наличие же смысложизненных ориентаций является важнейшим фактором психологической безопасности, влияющих на дальнейшее развитие личности и потенциал возможного будущего.
Так как проведённая работа была направлена на более уязвимые показатели смысложизненных ориентаций: коррекцию целей, процесса и результата жизни испытуемых, нами были определены следующие методы: арт-терапия (рисуночные методы), библеотерапия (написание писем, белых стихов), сказкатерапия (анализ сказки из детства, самостоятельное составление сказок), пескотерапия, драматерапия, работа с личными мандалами. Вышеперечисленные методы направлены на работу по осмыслению результативности жизни, её процесса и целей. Для индивидуальной работы нами была разработана тетрадь в целях определения и понимания смыслов жизни каждого испытуемого экспериментальной группы.
Арт-терапия особенно важна для людей-инвалидов, которые в силу физических или психических особенностей своего состояния зачастую социально дезадаптированы, ограничены в социальных контактах. Творческий опыт, осознание себя, развитие новых навыков и умений позволяют этим людям более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, расширяют диапазон их социального и профессионального выбора. Творческая деятельность играет важную роль в развитии воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей [7].
В связи с вышесказанным чрезвычайно необходимо адаптированное, инклюзивное образование не только в школах, но и в высших учебных заведениях. Для достижения наибольшего эффекта психологического сопровождения студентов с ОВЗ недостаточно использовать только психокоррекционные воздействия [8]. Последние должны выступать в комплексе с другими видами психологического воздействия, а именно, с психологическим просвещением, психопрофилактикой, информационным просвещением преподавателей и другими видами деятельности психолога, образующими единую стратегию психологического сопровождения студентов - инвалидов на этапе их обучения в ВУЗе.