Процесс продуцирования речевого высказывания представляет собой многоуровневый процесс, имеющий сложную многоступенчатую структуру.
А.А. Леонтьев [1] представил следующую схему модели порождения (продуцирования) речевого высказывания: мотив – мысль (речевая интенция) – внутреннее программирование – лексическое развертывание и грамматическое структурирование – моторная реализация – внешняя речь
Анализ литературы по данной теме показал, что словообразование у детей с общим нарушением речи процесс сложный и многокомпонентный, что позволило составить методику констатирующего эксперимента [2].
Определение направлений и содержания констатирующего эксперимента основывались на анализе методики исследования словообразования у детей Р.И. Лалаевой [3,4]. При составлении методики констатирующего эксперимента использовались материалы, представленные в пособиях О.В. Елецкой, А.А. Таракановой; О.В. Елецкой, Е.А. Логиновой, Г.А. Пеньковской, В.П. Смирновой, А.А. Таракановой, С.М. Тимаковой, Д.А. Щукиной [5,6].
В соответствии с вышесказанным методика констатирующего эксперимента включала разделы, направленные на исследование процесса словообразования: исследование словообразования имен существительных, исследование словообразования имен прилагательных, исследования словообразования глаголов.
Представленные в методике диагностические задания, направленные на исследование словообразования являются доступными, как для детей дошкольного возраста с речевой патологией, так и дошкольников с нормальным речевым развитием.
Исследование проводилось на базе МАДОУ «Радость» д/с 188 комбинированного вида г. Нижнего Тагила Свердловской области. В данном исследовании приняли участие 2 группы детей. А. В качестве контрольной группы в констатирующем эксперименте приняли участие 15 детей с нормальным речевым развитием, в экспериментальную группу входило 15 детей с ОНР III уровня речевого развития, посещающих речевые группы данного детского сада. Обследование детей обеих групп проводилось индивидуально в два-три приема.
Характеристика испытуемых:
Экспериментальная группа состояла из 15 человек с диагнозом ОНР III уровня. Среди детей этой группы у 14 детей отмечалась стертая псевдобульбарная дизартрия, у одного испытуемого – моторная алалия (выход) в структуре ОНР III уровня. По половому признаку группа была неоднородная, состоявшая из 8 мальчиков и 7 девочек 5 – 5, 5 лет. По состоянию слуха, зрения и интеллекта дети соответствовали норме.
Контрольная группа состояла из 15 человек (6 мальчиков и 9 девочек) того же возраста с нормальным речевым развитием.
Данные анамнеза детей экспериментальной группы выявляют неблагоприятные факторы, воздействовавшие на центральную нервную систему ребёнка и его организм в целом в перинатальном, натальном и постнатальном периодах. Данные анамнеза детей неоднородны. Раннее развитие детей характеризовалось следующим;
1. Протекание беременности матери: с токсикозом (первая половина беременности - 6 детей, вторая половина - 5 детей), хронической урогенитальной инфекцией (5 детей), неоднократной угрозой прерывания (3 детей), повышенным давлением (2 ребенка), несовместимостью резус-фактора у матери и ребенка (отмечалось у 2 детей).
2. В анамнезе отмечаются разные патологии протекания родов: стремительные роды (3 чел.), обезвоженные роды (2 чел.). Слабая родовая деятельность отмечена в 4 случаях. В ряде случаев применялась стимуляция –2 человека, обвитие пуповиной (1 человек)
3. Раннее постнатальное развитие исследуемых детей было осложнено частыми заболеваниями: ОРВИ (5 детей), ОРЗ (4 детей), инфекционные заболевания (4 детей), аллергия (2 ребенка), 6 детей состояло на учете у невролога с диагнозом мышечный гипертонус и 5 детей с минимальной мозговой дисфункцией (ММД).
4. Более позднее психомоторное и речевое развитие: 2 детей начали сидеть в 8-8,5 месяцев; ходить в 1,5 года. Наблюдалось более позднее появление слов (1 год 5 месяцев – 3 детей, 2 года – 2 детей), фразовая речь (3 года – 1 ребёнок).
У детей наблюдаются некоторые особенности моторики, такие как неловкость и неуклюжесть движений, нарушение координации, синкинезии.
Психолого-педагогическое обследование выявило у большинства детей с ОНР III уровня нарушение работоспособности, гиперактивность. Отмечались коммуникативные трудности при установлении контакта.
В анамнезе детей контрольной группы отмечаются патологии перинатального периода: хронические инфекции (1ребёнок), анемия (2 ребёнка), токсикоз (3 детей), угроза выкидыша (1 ребёнок), и патологии постнатального периода: обвитие пуповиной (1 ребёнок), аллергия (1ребёнок). Со слов родителей раннее речевое развитие проходило без особенностей, в соответствии с возрастными показателями. 2 ребенка из этой группы воспитываются в неполной семье.
Экспериментальное изучение словообразования у дошкольников осуществлялось в виде индивидуального педагогического эксперимента. Каждый ребенок встречался с экспериментатором от 3 до 7-8 раз, в зависимости от ряда факторов: утомляемости ребенка, мотивации к выполнению экспериментальных заданий, скорости выполнения заданий, качества понимания инструкций к каждому заданию. Эксперимент проводился в первой половине дня в доброжелательной обстановке в течение 15-20 минут.
Для каждого типа заданий были разработаны специальные протоколы, позволяющие фиксировать как особенности речевой деятельности, так и особенности поведения ребенка в момент выполнения экспериментальных заданий.
Таким образом, для констатирующего эксперимента были подобраны две однородные по возрасту и диагнозу группы испытуемых, общее количество которых составило 30 человек. Данные анамнеза показали наличие у всех дошкольников экспериментальной группы тех или иных вредных факторов в перинатальном, натальном и постнатальном периоде, в отличие от сверстников контрольной группы.
В ходе проведения констатирующего эксперимента было выявлено, что исходный уровень развития словообразовательных умений в контрольной группе заметно выше, чем экспериментальной группе. В результате работы проведенной в ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что уровень словообразования у детей из контрольной и экспериментальной группы на этапе контрольного эксперимента, различается. Таким образом, при проведении констатирующего эксперимента, была успешно проведана работа по исследованию словообразовательных умений у дошкольников с общим недоразвитием речи. Дети с общим недоразвитием речи затрудняются в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, характерными трудностями у дошкольников с ОНР были замены окончаний прилагательного, часто встречались трудности при заменах окончаний прилагательного среднего рода реже всего, дети ЭГ, заменяли окончания прилагательного мужского рода, окончаниями прилагательного женского рода. Детям из и экспериментальной группы было трудно подобрать глагол с подходящей приставкой, так как процесс словообразования глаголов, для детей с общим недоразвитием речи, является очень трудным. Это связано с тем, что глагол обладает более отвлеченной семантикой, чем существительные конкретного значения, а семантическое различие словообразовательных форм глагола является более тонким и сложным: оно не опирается на конкретные образы предметов, в отличие от тех существительных, которые усваиваются ребенком в дошкольном возрасте. В области словообразования затруднение вызывает разграничение оттенков значения слова. В основном, дети пользуются суффиксальным способом словообразования. Однако количество суффиксов, используемых при словообразовании, очень невелико.
Проведенный эксперимент позволил определить особенности словообразования у дошкольников с ОНР: дети с ОНР, в сравнении со своими сверстниками с нормальным речевым развитием, наибольшие трудности испытывают при усвоении системы словообразования, поскольку оно осуществляется на основе мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального и речевого развития. Эти затруднения проявляются при выборе грамматических средств для выражения своих мыслей, их комбинировании, выделении морфемы, соотнесении ее значения со звуковым образом. Проведенный эксперимент показал, что для самостоятельного словообразования важно обогащать детей знаниями и представлениями об окружающем мире и соответственно словарем, прежде всего мотивированными словами (образованных от других), а также словами всех частей речи, обогащать смысловую сторону грамматических средств.
Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов, поэтому процесс воспитания можно осуществлять лишь на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ребенка.
Результаты исследования позволили составить методические рекомендации по коррекции, совершенствованию, развитию процесса словообразования у детей с общим недоразвитием речи.
Логопедическая работа базируется на совершенствовании грамматического строя речи у детей с речевой патологией, обучении построению отдельного предложения, так и связного текста. Формирование словообразования включает в себя развитие умения дифференцировать грамматические значения (род, число, падеж), а также усвоение системы грамматических закономерностей, формирование операций с морфемами.
При работе по формированию процесса словообразования у детей с общим нарушением речи используем методику, где особое внимание уделяем словообразованию имен существительных, имен прилагательных, глаголов.
Проведенная работа по коррекции процесса словообразования способствовала у детей с общим недоразвитием речи улучшению сложных процессов анализа предметов, признаков, действий окружающей действительности, соотнесения их с единицами и элементами, вычленение значимых компонентов слова (морфем), соотнесение определённого значения морфемы с её звучанием, семантическим и звуковым синтезом морфем в структуре производного слова, обобщением и закреплением связи значения и звучания морфемы и формированием словообразовательной модели-типа.
Результаты проведенной работы показали, что у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, наблюдается отставание в формировании навыков словообразования, возникают значительные затруднения при словообразовании имен существительных, прилагательных и глаголов.