Full text

Проблема речевых расстройств в настоящее время все больше привлекает внимание различных специалистов: логопедов, врачей, психологов, физиологов. Это, безусловно, связано с огромной ролью, которую правильная речь имеет для полноценного и гармоничного развития человека.

Обследование детей в массовых садах показало, что в старших и подготовительных группах от 40 до 60% детей имеют отклонения в речевом развитии. Среди наиболее распространенных нарушений речи выявляется: стертая дизартрия.

Нарушения фонематической, лексической и грамматической стороны речи, снижают эффективность школьного обучения детей.  Распространенность стертой дизартрии, сложность диагностики, недостаточная эффективность коррекции этого дефекта и определяет актуальность работы.

Произносительная сторона речи является основным звеном в восприятии и понимании звучащей речи. Но при системных речевых нарушениях компоненты произносительной стороны речи, как правило, имеют значительные искажения, затрудняющие процесс коммуникации ребенка с окружающими. Степень выраженности отклонений, при этом, у разных компонентов фонетической стороны речи отличается. В существующих исследованиях имеются данные о сформированности компонентов произносительной стороны речи на разных уровнях речевого недоразвития. Одним из наиболее распространенных в детском возрасте речевых расстройств является стертая дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту [1,2].

Стертая дизартрия является легкой, минимальной степенью выраженности дизартрических расстройств и проявляется в нарушениях звукопроизношения и просодических компонентов речи. Нарушение артикуляции при стертой дизартрии обусловлены легкими, остаточными нарушениями иннервации, которые выявляются при специальном углубленном обследовании ребенка при исследовании возможности и характера движений артикуляторного аппарата, применении функциональных нагрузок [1,2,3,4,5]. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и других нарушений звукопроизношения различного этиопатогенеза очень затруднена. Фонетические и фонематические отклонения у детей со стертой дизартрией, являясь выраженными и внешне сходными по своим проявлениям с другими расстройствами звукопроизношения, однако имеют свой специфический механизм. Данные нарушения с трудом поддаются коррекции, отрицательно влияют на формирование других компонентов речевой функциональной системы, что в существенно затрудняет процесс обучения детей в школе [5,6,7,8,9].

У детей со стертой дизартрией выработка динамического стереотипа представляет определенную сложность, что проявляется в трудностях автоматизации правильного произнесения звуков в спонтанной речи.

Сложная функциональная система речи, контролируется центральной нервной системой. Для управления двигательным механизмом речи необходимо полноценное функционирование различных мозговых структур, к которым относятся:

  • стволово-подкорковые ядра и их связи, осуществляющие управление врожденными безусловными реакциями;
  • мозжечок, его ядра и проводящие системы, которые осуществляют регуляцию мышечного тонуса, координируют работу периферического речевого аппарата, способствуют выработке на основе врожденных синергий условно-рефлекторных двигательных навыков;
  • корковые структуры, формирующие моторные программы, навыки речевого праксиса;
  • структуры лимбико-ретикулярной системы, обеспечивающие необходимый уровень активности перечисленных отделов мозга;
  • проводящие системы, обеспечивающие проведение импульсов к нижележащим структурам мозга, в первую очередь, к ядрам черепно-мозговых нервов ствола мозга.

Речевая артикуляция осуществляется в результате комплексной, интегрированной деятельности пирамидной, экстрапирамидной и мозжечковой систем с участием кинестетической афферентации.

Многие исследователи отмечают, что фонетические нарушения являются распространенными, ведущими в структуре речевого дефекта у детей со стертой дизартрией [4].

Нарушения звукопроизносительной стороны речи у детей со стертой формой дизартрии выражаются в искажении, смешении, замене, в пропусках звуков, что сближает ее с дислалией. При стертой дизартрии нарушения звукопроизношения и просодических компонентов речи обусловлены органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата (дыхательного, голосового и артикуляционного отделов периферического речевого аппарата. Большинство авторов, изучающих проблему звукопроизношения при стертой дизартрии, указывают, что для всех детей характерно полиморфное нарушений звукопроизношения. Распространенность нарушения произношения различных групп звуков у детей характеризуется определенными особенностями, которые обусловлены сложным взаимодействием речеслухового и речедвигательного анализаторов и акустической близостью звуков [2].

В норме ребенок для овладения к пяти годам правильным звукопроизношением должен уметь четко воспринимать и дифференцировать звуки речи на слух, а для правильного их воспроизведения иметь достаточно подготовленную артикуляционную базу:

  • уметь выполнять тонкие дифференцированные движения органами артикуляции;
  • не иметь патологических симптомов: гипертонуса, гипотонуса, гиперкинезов, девиации и других неврологических симптомов [5].

Нарушения, возникающие при артикуляции звуков, не позволяют формироваться четким и правильным кинестезиям, необходимым при становлении звукопроизношения. Это влечет за собой недоразвитие фонематического слуха, которое, в свою очередь, тормозит процесс формирования правильного произношения звуков у детей со стертой дизартрией. Взаимозависимость этих процессов и является причиной стойких нарушений звукопроизношения у детей со стертой дизартрией [7].

Характер нарушений звукопроизношения звуков у детей со стертой дизартрией, по мнению Лопатиной, определяется соотношением акустических и артикуляторных характеристик различных групп звуков. Группы акустически близких звуков усваиваются хуже, чем группы звуков акустически более далеких, хотя и более сложных по артикуляции. Это подтверждает наличием у детей со стертой дизартрией определенных нарушений слухового восприятия речи и фонематического слуха, в связи с чем акустическая близость звуков оказывает отрицательное влияние на усвоение правильного произношения[2].

В соответствии с вышесказанным методика констатирующего эксперимента включала разделы, направленные на исследование у дошкольников с нарушением звукопроизношения. При составлении методики констатирующего эксперимента использовались материалы, представленные в пособиях О.В. Елецкой, А.А. Таракановой; О.В. Елецкой, Е.А. Логиновой, Г.А. Пеньковской, В.П. Смирновой, А.А. Таракановой, С.М. Тимаковой, Д.А. Щукиной [10,11]. Методика исследования была адаптирована к целям нашего исследования и включала: обследование строения артикуляционного аппарата; обследование артикуляционной моторики; обследование звукопроизношения.

В ходе констатирующего исследования были изучены: состояние органов речевого аппарата, артикуляционной моторики и звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста. Результаты исследования позволили выделить следующие особенности в строении органов артикуляции и артикуляционной моторики у дошкольников со стертой дизартрией:

  • ограничение подвижности артикуля­ционных мышц, нарушении мышеч­ного тонуса, наличии синкинезии, тремора языка, дискоординационных расстройствах, трудностях удержания заданной позы. Активные движения ограничены, наблюдалась спастичность мышц языка, губ, неправильные артикуляционные уклады;
  • недостаточную сформированность как статической, так и динамической координации движений. Было отмечено, что моторная недостаточность имеет место при стертой дизартрии и оказывается наиболее выраженной в случае необходимости выполнения движений, требующих точности и четкости выполнения;
  • заметное ограничение объема движений, их неловкость, неточность, замедленность, некоординированность, недостаточная одновременность движений.

Констатирующее исследование проводилось в 2014-2015 учебном году на базе МАОУ Детский сад комбинированного вида № 208 города Нижний Тагил. Находится по адресу: Нижний Тагил, ул. Октябрьский проспект дом 25. Эксперимент проводился в индивидуальной форме, в утренние часы и в соответствии с основными методическими требованиями. 

В исследовании принимало участие две группы детей: экспериментальная и контрольная. Возраст детей – 5,5-6 лет.

Исследование началось с изучения имеющейся на детей медицинской и педагогической документации.

Экспериментальную группу составили 15 детей (8 мальчиков и 7 девочек) речевой группы с ОНР III уровня со стертой псевдобульбарной дизартрией.  

Изучение анамнестических данных показало, что у некоторых детей имеются сопутствующие отклонения в психическом и соматическом развитии. Патология родов отмечалась в анамнезе у всех детей (стремительные роды, рождение в асфиксии, родовые травмы). Анамнез этих детей отягощен: токсикозы (50%), гипоксия плода и обвитие пуповиной (13%), стимуляция родовая (25%), асфиксия (10%), инфекции во время беременности (7%), кесарево сечение (9%), стремительные роды (35%). Почти все дети состояли на учете у психоневролога с момента рождения. У всех детей имелись отклонения в речевом развитии с первого года жизни: более позднее появление гуления, лепета. Первые слова появились в период 1,1-1,4 года. Фразу дети этой группы начали строить в период 2,2-2,6 лет. На протяжении раннего возраста и дошкольного возраста у всех детей отмечаются нарушения произносительной стороны речи (нарушения в произношении от 10 до 21 звука у разных детей). 10 детей экспериментальной группы из полных семей. Пять детей из неполных семей.

Контрольную группу составили 15 детей (10 мальчиков и 5 девочек) с нормальным речевым развитием. Анамнестический анализ показал, что у части детей в анамнезе имелись отклонения в период беременности и родов. В анамнезе детей контрольной группы отмечаются: токсикозы (20%), анемия (15%), угроза прерывания беременности (10%), гипоксия плода и обвитие пуповиной (15%), кесарево сечение (14%), почечная патология матери (10%). Со слов родителей раннее речевое развитие проходило без особенностей, в соответствии с возрастными показателями. Первые слова отмечались в 10-12 месяцев, фраза – 17-21 месяц. Моторное развитие детей соответствовало нормативным показателям. Среди сопутствующих заболеваний отмечались: ОРВИ – у 20% детей, ангины (7%), хронические заболевания (10%). Таким образом, дети экспериментальной группы имеют значительно большее количество неблагоприятных факторов в анамнезе, что может осложнить формирование звукопроизносительной стороны речи.

Данное исследование направлено на выявление перинатальной патологии испытуемых.

Исследование проводилось в помещении детского сада, в привычной для детей обстановке, в послеобеденное время. Исследование проводилось индивидуально в силу малой организованности дошкольников, а также учитывая их индивидуальные особенности. Это дало основание утверждать, что результаты исследования были достаточно точными, т.к. была исключена вероятность неожиданных отвлекающих факторов.

Результаты обследования фиксировались в индивидуальных протоколах, которые позднее подвергались качественной и количественной обработке и интерпретации.

Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, возникшие в связи с органическим поражением ЦНС и периферической системы. Проявления нарушений звукопроизношения при дизартрии различны и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. Стертая дизартрия определяется как нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата легкой степени выраженности вследствие минимальных органических повреждений центральной нервной системы [8]. В речевом развитии детей со стертой дизартрией отмечаются отклонения. В структуре речевого дефекта при стертой дизартрии ведущим нарушением является нарушение произносительной стороны речи [8].

Проведенная работа позволила выявить особенности нарушений звукопроизношения у дошкольников со стертой дизартрией и по сравнению с дошкольниками с нормальным речевым развитием.

Анализ результатов констатирующего эксперимента дает возможность говорить о том, что нарушения звукопроизношения у детей со стертой дизартрией несколько иные по сравнению с неправильным произношением звуков у дошкольников с речевой нормой. При стертой дизартрии наиболее распространено нарушение группы свистящих звуков, затем – шипящих звуков. Наименее распространены ошибки в произношении соноров [л] и [р]. Искажения звуков различного вида встречаются у всех детей со стертой дизартрией.

У всех дошкольников отмечается нарушение звукопроизношения в словах, слогах, фразовой речи, а также изолированно. У дошкольников наблюдаются ошибки в произношении большинства звуков (чаще сонорных, шипящих: С, Ш, Р, Щ и т.д.), а также слоговых сочетаний. У всех дошкольников также отмечается нарушение произнесения звука в словах, фразах.

Были определены нарушения следующих групп звуков у детей экспериментальной группы:

Сигматизмы.

Выражены в виде искаженного произношения свистящих и шипящих. Встречались межзубный и боковой сигматизм;

Ротацизмы.

У детей со стертой дизартрией наблюдались дефекты звукопроизношения звука [р] в виде замены звука (параротацизм) или его искажения: боковое, увулярное, велярное произношение звука [р], замена звука [р] звуками [л], [л'], [й], [в]; 

Ламбдацизмы.

В группе ламбдацизмов можно выделить замену звука [л] на [л'], [л] на [в], так же встречался губно-губной и губно-зубной ламбдацизм;

Каппацизмы, хитизмы, проявляющиеся в заменах звуков [к], [х].

Таким образом, у дошкольников со стертой дизартрией нарушения звукопроизношения носят полиморфный характер.

В целом проведенное исследование показало, что у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией уровень сформированности речевого аппарата, артикуляционной моторики и звукопроизношения нарушен. Это в первую очередь, обусловлено недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата.  На основании проведенного исследования были выделены основные группы дошкольников, дифференцированные по уровню сформированности звукопроизношения.

Дошкольники без речевой патологии имеют высокий и выше среднего уровни сформированности звукопроизношения.

Дошкольники со стертой дизартрией имеют уровень ниже среднего и низкий уровень сформированности звукопроизношения, состояния речевого аппарата и артикуляционной моторики.

На основании проведенного констатирующего исследования были определены основные направления и этапы логопедической работы по развитию звукопроизношения у дошкольников со стерой дизартией. Основными направлениями коррекционно-логопедической работы с дошкольниками со стертой дизартрией по развитию звукопроизношения являются:

– нормализация мышечного тонуса;

– развитие артикуляционной моторики;

– нормализация мелкой моторики рук.

– выработка основных артикуляционных укладов;

– определение последовательности работы над звуками;

– постановка звука;

– автоматизация звука;

– дифференциация звука (изолированно, на уровне слогов, на уровне слов.