В последние годы ученые отмечают значительное увеличение количества детей с нарушениями речи. Усложняется и структура речевого дефекта, в том числе и при нарушениях звукопроизносительной стороны речи. Все это делает заявленную тему исследования актуальной и своевременной.
В нормальном онтогенезе различение фонем происходит сравнительно медленно: ещё на втором году жизни дети не различают слов бак, мак. Только со второй половины второго года начинается смысловая дифференциация слов, а с ней и смыслоразличительная функция звуков, то есть выделение фонем. Соответственно с этим уточняется артикуляция. От неё зависит качество произносимых звуков. Сначала артикуляция происходит только рефлекторно, без контроля сознания, затем в некоторых случаях она осуществляется сознательно. Этим объясняются общеизвестные случаи исчезновения у маленьких детей, уже имевших в речи, тех или иных неосознанных звуков, по-видимому, более легко поддающихся торможению. Через некоторое время заторможенные звуки внезапно снова появляются в зависимости от давности угасания, от раздражителей среды и т. п [1,2]. Однако не у всех детей звукопроизносительная сторона речи развивается нормативно. Одним из нарушений речевого развития, проявляющимся в нарушении звукопроизношения, является дизартрия.
В определении Е.Н. Винарской дизартрия характеризуется как невнятная, смазанная, малоразборчивая речь, обусловленная стволово-подкорковыми очаговыми поражениями мозга. Патогенез дизартрических расстройств речи обуславливается различными очаговыми поражениями мозга: стволовыми, вызывающими вялый и спастический паралич (бульварная и псевдобульбарная дизартрия); пирамидными со спастическим параличом (псевдобульбарная дизартрия); стволово-подкорковыми с нарушениями мышечного тонуса и гиперкинезами (различные подкорковые формы дизартрии); подкорково-мозжечковыми с расстройствами речевой просодии (подкорковые и мозжечковые формы дизартрии); корковыми с артикуляторной апраксией («кинестетическая» и «кинетическая» артикуляторная апраксия) [3].
Для детей со стёртой дизартрией характерны многочисленные вредности пренатального, натального и раннего постнатального периода развития. К неблагоприятным факторам пренатального периода относят такие как токсикоз беременности, хронические заболевания матери, заболевания, перенесённые во время беременности (особенно в первой половине). К вредностям натального периода относятся стремительные или сухие затяжные роды, явления асфиксии новорождённых (различной степени выраженности), резус-конфликтная ситуация. Наиболее часто встречающейся патологией в родах является слабость родовой деятельности матери, угрожающая асфиксия плода [4].
Из-за ограничений подвижности органов речи (мягкого неба, языка, губ) у детей с дизартрией затруднена артикуляция, но при возникновении во взрослом возрасте, как правило, это нарушение не сопровождается распадом речевой системы. В детском же возрасте могут нарушаться чтение и письмо, а также и общее развитие речи [5].
Овладение звуками речи происходит в определенной онтогенетической последовательности: губные раньше, чем язычные, взрывные - раньше, чем щелевые. В онтогенезе реакции на звуковые раздражения отмечаются уже у новорожденного ребенка. Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определенного уровня развития фонематического слуха. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других[6].
В онтогенезе развитие и становление фонетической и фонематической сторон речи происходит постепенно. В овладении речью главная роль принадлежит фонематическому слуху. У детей со стертой дизартрией несформированность произношения звуков выражается вариативно. Звонкий заменяется глухими, [р] и [л] звуками [ л’] и [йот(j)], [с] и [ш ]звуком [ф] и т. п. Некоторые дети всю группу свистящих и шипящих звуков т. е. звуков фрикативных, заменяют более простыми по артикуляции взрывными звуками [т], [т’], [д], [д’]. В других случаях процесс дифференциации звуков еще не произошел и вместо артикуляционно близких звуков ребенок произносит средний, неотчетливый звук, мягкий [ш’] вместо[ ш], вместо [с] — [с’], вместо [ч] — [т’] и т. п. При овладении звукопроизношением сенсорный и моторный компоненты речи образуют единую функциональную систему, в которой слуховые и двигательные образы элементов речи находятся в тесной взаимосвязи. У детей со стертой дизартрией из-за наличия мышечной иннервационной недостаточности в органах артикуляции, а также комбинационностью нарушений со стороны черепно- мозговых нервов нарушено звукопроизношение. У детей со стертой дизартрией существование нечетких артикуляторных образов приводит к стиранию грани между слуховыми дифференциальными признаками звуков. Таким образом, создается помеха для их различения. Одним из необходимых условий овладения правильным звукопроизношением является способность различать звуки по их акустическим признакам. Такое различение оказывается сложным для детей со стертой дизартриией [6,7,8].
На основе психологического изучения речи детей Р.Е. Левина пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом. Уровень сформированности действия по выделению последовательности звуков в слове и умение сознательно ориентироваться в звуковых элементах слова находятся в зависимости от степени фонематического восприятия и от того, является это недоразвитие первичным или вторичным. Вторичное недоразвитие фонематического восприятия наблюдается при нарушениях речевых кинестезий, имеющих место при анатомических и двигательных дефектах органов речи. В этих случаях нарушается слухо-произносительное взаимодействие, которое является одним из важнейших механизмов развития произношения. Имеет значение и низкая познавательная активность ребенка в период формирования речи, и ослабленное произвольное внимание. При первичном нарушении фонематического восприятия предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень сформированности действия звукового анализа ниже, чем при вторичном [7].
Анализ литературы по проблеме исследования позволил выстроить методику констатирующего эксперимента. В её основу были положены работы: Р.И.Лалаевой, Т.А. Ткаченко, Л.Н. Ефименковой, Н.А. Чевелевой, В.Л. Казанской. При составлении методики констатирующего эксперимента использовались материалы, представленные в пособиях О.В. Елецкой, А.А. Таракановой; О.В. Елецкой, Е.А. Логиновой, Г.А. Пеньковской, В.П. Смирновой, А.А. Таракановой, С.М. Тимаковой, Д.А. Щукиной [9,10]. Можно предположить, что данная методика позволит определить особенности фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией, выявить отклонения в развитии исследуемых процессов и на этой основе определить пути их коррекции.