Full text

Освоение академического рисунка это сложный и длительный процесс. Одной из главных составляющих его является тема рисунка головы человека. Сложность рисунка головы человека состоит в умении выявлять индивидуальные особенности, передавать эмоциональное состояние человека, его мимику, меняющуюся в зависимости от настроения. При общем анатомическом строении необходимо учитывать, что все люди сильно отличаются друг от друга. Рисуя живую модель, необходимо составить ясное представление о ее анатомическом строении и конструкции, чтобы лучше осознать видимую форму. Естественно, в этом многообразии положений и выражении лица сложно уловить наиболее характерные и отличительные черты, передать не только форму, но и содержание характера модели. По мнению Аникушина М. К. в рисовании головы нужно, прежде всего, руководствоваться формой, работать «отношениями», усвоив последовательность работы от общего к частному, от простого к сложному. Рисовать нужно сначала общее, т.е. расположение форм головы, её частей и их пропорциональные отношения с учетом перспективных и ракурсных изменений [1, с. 23].

Путь к созданию качественного рисунка лежит через изучение головы человека со всеми ее конструктивно-пластическими и анатомическими особенностями. Азы рисования головы приобретаются при рисовании гипсовых слепков с деталей головы «Давида» Микеланджело, в основе которых простые геометрические формы, и гипсовых копии с голов античных скульптур [3, с. 139].

Сложились два основных методических принципа начального этапа построения рисунка головы:

- по «голове – шару», когда намечается соответствующий характер у данной головы;

- по «голове – коробке», когда голова трактуется как жесткая конструктивная геометрическая форма.

Первый принцип построения лишен жесткой конструктивности, четкости границ, что придает рисунку мягкость, округлость и сглаженность форм.

Второй принцип изначально выводит на активные конструктивно-пространственные решения. Принцип построения головы от «коробки» можно проследить в искусстве Ренессанса, в частности, в рисунках А. Дюрера.

Для того, чтобы голова была изображена правдиво, нужно иметь в виду не только ее положение в пространстве, но и движение всей фигуры, так как голова завершает это движение [4, с. 28]. Следовательно, нужно определить положение головы, шеи и плечевого пояса относительно друг друга, определить наклон и поворот головы. Наклон может быть вперед или назад и одновременно влево и вправо, т. е. положение головы и плечевого пояса следует располагать на листе в соответствии с направлением общего движения фигуры. Так же полезно время от времени рассматривать голову в фас, профиль, трехчетвертном повороте и в ракурсе, мысленно представляя себе разрезы и сечения формы. Кроме того, в отличие от гипсовой, живая голова не может сохранять одно и то же положение и поэтому оно еще в большей степени отвергает копировочный подход к построению формы, как в линиях, так и средствами светотени [6].

Рисуя голову, важно знать, что высота головы делится на три равные части: от линии покрова волос до надбровных дуг; от надбровных друг до основания носа; от основания носа до основания подбородка. Рассматривая поверхность лба, рисующий должен заметить в натуре, что лоб лепится различными по тону плоскостями: средней (фронтальной), двумя соприкасающимися с ней переходными плоскостями и двумя боковыми (височные впадины) [5, с. 154].

При выполнении рисунка головы особое внимание рисующие должны уделять изображению глаз. Это обусловлено тем, что психологическое состояние человека, его внутренний мир и внешнюю красоту в значительной степени раскрывают глаза. Рисуя глаз, необходимо помнить, что основой его является шарообразная форма, находящаяся в глазничной впадине. Поэтому, рисуя веки, нужно следить, чтобы они облегали форму глазного яблока. Надо с вниманием отнестись к толщине век, наличии ресниц. Кроме того, надо следить и за сокращением толщины века, в одном месте она видна больше, в другом – меньше. Чтобы глаза не выпадали из «орбит», их следует притенять. Нужно рисовать глаза так, чтобы они смотрели, и через их взгляд проявлялся бы душевный мир человека. Рисуя внутренний угол глаза, необходимо помнить о боковой стенке носа и вертикальной прямой, определяющей положение внутреннего уголка глаза относительно крыла носа. В методической литературе по рисованию часто приводятся схемы построения и принципиального устройства глаза. Знакомство с подобными схемами оказывает значительную помощь рисующему в изучении глаз. Такие схемы наглядно раскрывают устройство и пропорции отдельных наружных частей глаза, определяют большую типическую форму глаза, что в итоге способствует приобретению рисующим прочных знаний в области изображения частей лица.

Большое разнообразие форм носа при рассмотрении сбоку принято сводить к четырём основным типам: прямой нос, горбатый, мягкий курносый и вздернутый [3, с. 158]. Нос как геометрическая форма – жесткая костная в основании и эластичная хрящевая в своем продолжении. Нос, как усеченная призма, слагается из четырёх плоскостей – фронтальной, двух боковых и нижней. Боковые поверхности носа имеют форму вытянутой трапеции и состоят из отдельных плоскостей. Основание носа имеет форму трапеции и образуется нижней частью кончика носа, крыльями и перегородкой носа. В основании носа – ноздревые отверстия. Крылья носа имеют каплеобразную форму. При разработке формы крыльев носа обращают внимание на место их прикрепления к лицу относительно перегородки носа. Место прикрепления перегородки носа может находиться не на одинаковом уровне с местом прикрепления крыльев носа. Рисующий, уточняя форму носа, должен обратить внимание на характер его поверхности, которая обусловлена анатомической структурой. В зависимости от индивидуальных особенностей формы носа будет меняться рисунок передней плоскости: горбоносый будет иметь маленькую переносицу и сильно удлиненную горбинку; у курносого, наоборот, растянутая в ширину переносица и маленькая коротенькая горбинка.

Очень часто неправильно изображают форму губ, рисуя их линией. Их надо намечать мягко, не делая резких очертаний «бантика». Губы имеют свой объем и форму. Они могут быть разной высоты, ширины и толщины. По очертаниям, выражению и мимике рот человека очень индивидуален. По форме верхняя губа значительно отличается от нижней. Границей  верхней губы являются основание носа и носогубные складки, которые отделяют её от щёк. В рисовании верхней и нижней губ, в их формообразовании ведущей является нижняя подвижная губа. Большая форма нижней губы образована тремя плоскостями передней трапециевидной и двумя боковыми треугольными. Она принимает активное участие в формообразовании подбородка совместно с анатомической, костной основой нижней челюсти. При  выполнении рисунка рта в профиль иль в положении, близком профильному, рисующий должен внимательно проследить за характером губ в ее перспективном сокращении. Следует мысленно представить невидимую часть и особенно уголок рта, обратить внимание, насколько верхняя губа выступает вперед относительно нижней.

При выявлении формы нижней части лица особое внимание уделяют детальной разработке рельефа передней части нижней челюсти. Выступающая часть нижней челюсти является подбородочное возвышение, через которое проходят серединная и профильная линии построения головы. Иногда подбородок имеет впадину-ямочку, которая располагается посреди самой выступающей части нижней челюсти. Эта впадина иногда бывает значительных размеров и может делить подбородок на две части [4, с  67].Нахождение угла нижней части является обязательным для разработки остальной формы головы. Ориентируясь на этот угол и направление нижней челюсти, можно уточнить положение и форму ушной раковины, боковой поверхности головы и других деталей нижней части лица [7].

Правильность и убедительность изображения головы человека во многом зависят от правильного расположения ушной раковины. Верхняя часть ушной раковины находиться на уровне надбровной дуги, а верхний край её крепления – на уровне надбровной дуге, а верхний край ее крепления – на уровне наружного глаза Мочка располагается немного выше края челюсти, на уровне основания носа, причем передний край мочки накрывает кость нижней челюсти. Рисуя ухо, надо помнить, что низ ушной раковины (мочка) немного накрывает кость челюсти. [5, с. 181].

Основание нижней части головы обычно находиться и воспринимается рисующим в сильном перспективном сокращении. Схематично оно представляет собой трапециевидную плоскость, которая пересекается с шеей. В основании головы различают три большие плоскости: прямоугольную, идущую от передней выступающей части нижней челюсти к щитовидному хрящу гортани, и две треугольные, заключенные между грудино-ключично-сосцевидной мышцей, нижним краем челюсти и границей прямоугольной площадки основания головы. Иногда в этом месте имеются складки и жировая прослойка, которые также формируют рельеф головы.

Альбрехт Дюрер в своем трактате писал: «Например, когда говорят: это слишком длинное или слишком короткое лицо; то же может относиться и к частям: это слишком высокий, низкий, шишковатый или изрытый лоб. Подобное может относиться и к носам. Ибо некоторые имеют большие крючковатые, длинные и свисающие носы. Другие же, напротив, имеют носы совсем короткие, вздернутые, толстые, шишковатые, глубоко вдавленные между глазами, или же выступающие вперед от линии лба. Также некоторые имеют глубоко сидящие маленькие глазки или выпуклые большие глаза навыкате. Далее, у некоторых брови высоко подняты над глазами, у других же они лежат совсем на них или нависают над ними, и у одних брови бывают тонкими, у других – широкими» [2, с. 228].

Завершается этап детальной проработки формы разработкой складок и волосяного покрова головы человека. Основные складки включают поперечных складок лба, отвесные вертикальные складки между бровями складки от наружных углов глаз, носогубную, носовую и подборочно губную складку [5, с. 85]. Большинство основных складок располагается в области самых подвижных частей головы, какими являются глаза и рот. Выразительное изображение головы человека невозможно без передачи волосяного покрова. Волосы бывают различной формы: прямые, волнистые, кудрявые. Локоны волос выполняются раздельным штрихом в направлении движении волос.

Таким образом, работая над длительным рисунком необходимо постоянно делать наброски и короткие зарисовки с живой головы человека. Такие наброски нужны не только для закрепления знаний и навыков в изображении головы человека, но и для развития способности передавать в рисунке реальную жизнь. Полезно также выполнять копии с рисунков мастеров, проводить анализ этих работ. Рисование живой головы человека является хорошей школой для обучающегося. Усвоение методической последовательности, а так же знания пластической анатомии при построении живой головы дает возможность начинающему рисовальщику работать уверенно и результативно. Богатство и выразительность форм во время движения живого человеческого лица дает возможность подметить и уловить самые характерные черты, присущие данному человеку, а так же подойти к созданию художественного образа. Наблюдая за мимолетными изменениями пластики лица, а точнее за сокращениями и расслаблениями мышц лица, обучающиеся начинают искать и соответствующие средства передачи формы в рисунке. Удачно решенные учебные задачи поддерживают увлечение искусством рисунка, а в дальнейшем и стремление овладеть искусством портрета. Хорошо усвоив принципы изображения человеческой головы, можно переходить к решению более сложной задачи — к созданию портрета.