Во все времена люди стремились сделать свое жилище более уютным и украшали его различными способами. Для этого они осваивали разные виды декоративно-прикладного творчества, занимались рукоделием. Значительное место среди них занимал декупаж. С помощью этой техники декорирования украшали мебель и различные предметы быта. В прошлом декупаж был очень популярен и сегодня интерес к нему не угасает, а, напротив, с каждым днем растет. Сегодня об этой модной и креативной технике декорирования мебели, посуды, кожи, пластика и др., смысл которой заключается в вырезании и наклеивании бумажных или тканевых мотивов на подготовленную поверхность, знает практически каждый. При помощи декупажа простые предметы декорируют таким образом, что они выглядят, как произведения искусства. Этой техникой может овладеть каждый человек любого возраста. Но не все знают какая у декупажа долгая и интересная история. Декупажем увлекались такие известные личности, как Мария Антуанетта, Мадам де Помпадур, Джордж Браммелл, а из более современных Пикассо и Матисс.
Уже в XII веке китайские крестьяне вырезали изображения из яркой цветной бумаги для украшения подарочных коробок, окон, фонарей и других предметов обихода. Есть теория, что подобная практика пришла в Китай из Восточной Сибири. Сибирские кочевники украшали предметы быта вырезанными войлочными фигурками и композициями в гробницах. Эти захоронения датируются годами еще до нашей эры [1].
Немецкие и польские ремесленники, на протяжении многих веков, также использовали вырезанные бумажные изображения для декора различных предметов. В качестве мотивов чаще всего выбирались силуэты животных, птиц, цветов, геометрические фигуры.
Наивысшего расцвета искусство декупажа достигло в претенциозной и роскошной Венеции, где в XVII веке все были буквально одержимы роскошной мебелью, инкрустированной в китайском или японском стиле. Но приобрести ее было почти невозможно и изобретательные венецианские мастера быстро овладели искусством имитировать восточный стиль. Они покрывали вырезанные и наклеенные изображения многочисленными слоями лака, создавая таким образом не только защиту, но и иллюзию абсолютно ровной и гладкой поверхности.
Наравне с этим промыслом, состоятельный класс прибегал к услугам искусных художников для росписи мебели, стен и потолков. Но не многие могли себе позволить нанимать дорогостоящих мастеров и со временем развилась такая альтернативная форма декорирования, как «l’arte del povero» (искусство бедных). Копии картин известных художников вырезали, приклеивали на поверхность, подрисовывали и лакировали таким образом, что их было практически невозможно отличить от оригиналов. Современники расценивали такие произведения, как доступную подделку. Сегодня редкие старинные образцы, выполненные в технике «l’arte del povero» считаются очень дорогим антиквариатом.
В течении XVIII-XIX вв. декупаж процветал по всей Европе. Дамы, имеющие художественные способности, украшали вырезанными изображениями подставки для париков, шляпные коробки, предметы туалета, каминные экраны, и занимали этим приятным развлечением свой досуг. Жертвами подобных украшений стали работы Буше, Ватто, Фрагона́ра, Редуте, Пилльмана и многих других выдающихся художников. Многие дворянки в Англии XVIII века стали искусно управляться с техникой декупаж и это мастерство получило название – «Японский стиль».
Говоря о развитии декупажа в Англии, нельзя не упомянуть о Мэри Делани - английской аристократке. Она виртуозно владела искусством вырезания и придумала свою технологию изготовления изображений, имитирующих живые цветы. Мери вырезала из различной бумаги мелкие части, похожие на элементы цветка, приклеивала их на черный фон, чередуя тёмные и светлые детали таким образом, что создавался эффект теней. В итоге получался цветок в натуральную величину, который выглядел как естественный засушенный. Подобная аппликация могла состоять из сотни элементов [2]. Мэри Делани обладала колоссальной работоспособностью, была очень увлечена составлением подобных коллажей и была предана этому делу до глубокой старости. Ею были созданы тысячи коллажей, часть которых сейчас хранится в Британском музее.
В 1760 г. некий лондонский издатель - Роберт Сайер, напечатал книгу под называнием «Развлечение для Дам, или искусство Японского Стиля» (The Ladies Amusement or The Art of Japanning Made Easy). Книга содержала более 1500 иллюстраций для художников-ремесленников, но особой популярностью пользовалась именно у благородных дам, которым нравилось на досуге вырезать и приклеивать различные картинки. Пять страниц издания были посвящены инструкциям по приклеиванию, окрашиванию, лакировке и полировке вырезанных изображений.
В Англии XIX в., во время Викторианской эпохи, в связи с появлением валентинок, декоративной тисненой бумаги, тесьмы для украшения ламп, бельевых ящиков, экранов и мн. др., получил развитие новый тип коллажа - более эмоциональный, кричащий. Именно из викторианской эпохи установилась и держится до сих пор тенденция к выбору сентиментальной тематики с пасторалями, фигурками, цветами, ангелочками и разнообразными романтическими мотивами [3].
В начале XX века декупаж, как и многие виды искусства, стал более абстрактным. Анри Матисс использовал технику декупаж в картинах «Синее тело» и «Парижский танец». Пабло Пикассо так же экспериментировал с этой техникой в своих работах.
Сам термин «декупаж» появился только в ХХ веке, и происходит от французского «découper-вырезать, кроить». Из бумажных или тканевых вырезанных изображений создается композиция и наклеивается на подготовленную заранее поверхность, согласно замыслу автора.
Перейдя в раздел популярных хобби, доступных любым категориям населения, декупаж из Англии проник в Америку, и в период между мировыми войнами наиболее активно развивался именно за океаном, где в итоге сформировался в отдельную отрасль с производством специализированных инструментов, материалов и товаров. Именно в Америке декупаж стал неотъемлемой частью дизайнерских приемов в оформлении интерьеров.
После Второй мировой войны декупаж пережил относительное забвение. Тем не менее, само искусство не переставало активно развиваться, бережно лелеемое в частных коллекциях и предметах быта.
Сегодня, возвращение моды на эксклюзивные предметы ручной работы с налетом старины, дало древнему искусству декорирования различных предметов второе рождение.
Отечественная история этого удивительного и во многом универсального искусства как массового хобби, несмотря на теорию о сибирском происхождении декупажа, началась лишь в новом тысячелетии. Сегодня, декупаж в России – один из самых распрастраненных видов творчества, который развивается настолько быстро, что вывел нашу страну в число мировых лидеров [4]. Этой технике обучают в различных домах творчества, кружках, в системе дополнительного образования. И хотя эта техника и старинная при обучении применяются современные информационные технологии, когда речь идет о теоретическом материале, то образовательным ресурсом могут быть интерактивные иллюстрации, таблицы, схемы, анимации, презентации, видеофрагменты, тесты и электронные задания [5].
Таким образом, у декупажа богатая и интересная история, уходящая своими корнями далеко в прошлое. До наших дней декупаж дошел как вид прикладного творчества, доступный каждому. За свою долгую историю технология декорирования предметов в технике декупаж практически не изменилась, но с развитием индустрии у современных мастеров появилось больше возможностей, технологических приемов и огромный ассортимент специальных инструментов и материалов.