Скульптура занимает одно из важнейших мест в жизни человека, начиная с древнейших времён, с появлением человечества. Спустя тысячи лет до наших времен дошли знаменитые архитектурные памятники и до сих пор, мы восторгаемся их красотой и величественностью.
С древних времен человек пытался создать что-нибудь прекрасное, необычное, в перерывах между охотой и выживанием, рисуя узоры на стенах пещеры. С развитием человечества стало развиваться и искусство. Одним из главных видов изобразительного искусства является скульптура [1].
Сейчас мы рассмотрим, каким образом развивалась скульптура с Древнего мира и до наших времён, какие уникальные скульптурные памятники и великие ваятели были характерны для каждого времени.
В Древнем мире было множество статуй и различных идолов. В палеолитических стоянках, странах (Франции и Австрии), найдены скульптурные изображения животных и женщин - прародительниц рода (палеолитические Венеры). Так же было множество неолитических скульптурных памятников.
Для Античности (Древняя Греция) главной формой греческого искусства была статуя. Они находились в храмах, на открытом воздухе, на берегу моря на площадях. Статуи принимали участие в празднованиях, в спортивных состязаниях, шествиях. Идеализация является отличительной чертой греческого искусства. Для Греков тело и дух человека находились в гармонии и представляли собой единое целое. Развитое тело, развитое мышление, активная гражданская позиция - составляющие идеального человеческого облика. В статуях Греки постигали гармонию телодвижений, пропорций, равновесий человеческого тела.
В Древнем Риме для скульптуры была характерна индивидуализация, которая постепенно вытеснила идеализацию. Совершенные формы греческого изобразительного искусства сменились реализмом натуры. Здесь скульптура использовалась в основном для поддержания престижа военной власти. Характерными атрибуты для неё были – поза, идеализированный торс, венок.
Главная особенность Средневековой скульптуры, в том, что она стала частью архитектуры. Здесь скульптура имела полную свободу. Всё задуманное осуществлялось в лоне христианства, варварские традиции проявили себя во многих скульптурных образах.
В эпоху Возрождения одним из талантливых скульпторов был Микеланджело [2]. Он говорил о том, что если скатить хорошую статую с горы, на ней не останется никаких повреждений. Эта мысль является символом главной особенности эпохи Возрождения – компактность композиции. Статуи обратились к античным традициям, и имели с ними много общего, воспевали гимн человеческому разуму и духу.
Отличительной особенностью скульптуры Барокко являются - контрастная проработка объёма с обилием глубоких впадин и подчёркнутых выпуклостей. Лучшим ваятелем данной эпохи был Лоренцо Бернини.
В эпоху Классицизма скульптура возвращается в строго очерченные пространственные и канонические рамки. Становятся отполированные поверхности пластических форм и самодостаточность, предельная предметность образов. Известным скульптором был Антонио Канова.
Главным скульптором 19 в. является Огюст Роден. Он совершил революцию в академической скульптуре, несглаженной лепкой формы и световоздушными эффектами фактуры. Скульпторы в это время стали активно использовать пространство в качестве составного материала своих скульптур, а границы объёма были достаточно размыты. Медардо Россо говорил: «Объёмы пропитаны атмосферным светом и не существуют, как объёмы или массы» [7].
В 20 в. произошло внедрение пространства в скульптуру. Подтверждение тому высказывания известных скульпторов и конструктивистов:
Джакометти: «Они либо дематериализуются под давлением пространства, либо делают его частью себя».
Архипенко: «Традиционно считают, что скульптура начинается тогда, когда материал соприкасается с пространством, т. е пространство понимается как нечто вроде рамы вокруг массы. Я полагаю, что скульптура начинается тогда, когда пространство окружается материалом».
Г.Мур : « Блок камня может иметь сквозное отверстие и ничего не терять при этом, если размер, форма и направление отверстия продуманы...Отверстие связывает одну сторону с другой, сразу же делая форму более трёхмерной» [6].
Н. Габо: « Я строю её образ (скульптуры) из ничего. Образ рождается изнутри и пространство, также является, важной его частью… Произведение не говорит о чём-то; оно существует, само по себе… Я говорю о своём произведении, что его могла бы создать природа, но не создала. Однако она делает это через меня». Таким образом, пустота внутри скульптуры и есть скульптура.
Вся культура и искусство 20 в. разнопланова и многозначна, необычна, интересна, значима. Множество различных методов и направлений было разработано в этом веке. Новизна являлась движущей силой искусства 20 в. Но не стоит воспринимать это слишком однозначно – многие « новые» идеи представляли собой переработанные заимствования из предыдущих эпох. Одним из самых смелых и интереснейших экспериментов в искусстве скульптуры 20 в. стал «Поцелуй» Бранкузи. Своей материальностью, ясной общностью схож с древними статуями. Окружающее пространство не играет здесь совершенно никакой роли.
Примерно туже плотность и предметность можно наблюдать в работах Ханса Арпа.
Масса материала, как основного средства художественного языка скульптуры, понималась и другим величайшим скульптором 20 в. Артистидом Майолем, он выделялся спокойной и ясной гармонией в искусстве.
Ассоциации со средневековым романским стилем вызывают экспрессионистические скульптуры Эрнста Барлаха.
Четвёртое измерение (время) в скульптуре хотели осуществить в своих работах футуристы, это стало предвестием кинетической скульптуры. В 1912-1913 гг. Боччони создаёт «Разбитие бутылки в пространстве» и «Уникальные формы непрерывности в пространстве» [5].
Кинетическая скульптура начинается с конструктивистов. Например, В.Татлина или Н.Габо, который создаёт скульптуру с вибрирующей пружиной. (Ласло Мохоль-Надь)
Так же для нас впечатляет «Велосипедное колесо» на табуретке Марселя Дюшана [4].
Во второй половине 20 столетия скульптура влилась во все жанры и направления искусства. Границы между скульптурой, живописью, дизайном, рекламой и инсталляцией и стали весьма условны. Современное искусство стало ещё более краткосрочно. Идеи нового искусства подхватываются дизайном и рекламой, вырождая их в примитив, и оставляют для истории искусства только их первопроходцев-создателей.
Для скульптуры второй половины 20 в. характерны идеи минимализма. Это повторяемость, отсутствие символизма, использование промышленных материалов, геометричность. Данные идеи можно наблюдать в работах Дональда Джадда, Сол Ле Витта .
В конце 20 столетия скульптура, схожая с архитектурой с особой ролью заиграла в лэнд арте, вступив с окружающим пространством в диалог. Скульптуры прошлого могли органично смотреться в закрытом пространстве, то в лэнд и стрит арте, скульптура имеет смысл, лишь во взаимодействии с той средой, где она расположена. Интересны работы: Аниша Капура, Дональда Джадда, Дэвида Нэша, Николая Полисский, Франциско Инфанте, Энтони Гормли , Класса Ольденбурга [3].
Так же своё отражение в скульптуре нашёл и поп-арт. В дальнейшем из поп-арта родился стиль китч, среди известных последователей можно назвать Джеффа Кунса [9].
Тем не менее, общей чертой скульптуры 20 столетия является её активное взаимодействие с пространством вокруг.
Искусство ваяния, создания скульптур играет большую роль в нашей жизни. Отражая прекрасное в действительности, оно, в свою очередь, формирует наше сознание, наш вкус и наши представления о прекрасном. Научиться понимать его, расширять в этой области свой кругозор должен каждый культурный человек.
Отвечая на вопрос "Что такое скульптура?", великий французский философ-материалист XVIII века Д. Дидро сказал: "Это сильная муза, но молчаливая и скрытная" [8]. И на самом деле: понимать, читать язык скульптуры несколько труднее, чем в живописи. Скульптура встречается нам повсюду. Её можно встретить везде : на площади своего города, в парках, на фронтонах театров. И на самом деле её произведения уникальны и многообразны .
В скульптуре замысел мастера воплощается в вещественном реальном объеме. "Язык" скульптуры - объемно-пластическая, трехмерная форма, обладающая реальной тяжестью. Через скульптурную форму раскрывается содержание скульптурного произведения, доносится до нас замысел скульптора.
Начиная с глубокой древности, мы проследили развитие особенностей скульптуры на разных временных этапах. Рассмотрели ключевые этапы развития скульптуры. Просмотрели произведения искусства в области скульптуры отдельных периодов, а так же творчество художников-ваятелей, которые прекрасно владели трёхмерной передачей объёма. Таких примеров в истории оказалось достаточно, что, в свою очередь, активно помогает формированию мировоззрения и становлению художника-педагога. В этом случае художник-педагог, имея твёрдую профессиональную подготовку, сможет достойно и грамотно обучать подрастающее поколение основам изобразительного искусства и его понимание в историческом и современном процессе развития мирового искусства.