Full text

Несмотря на некоторый рост духовного самосознания в России, последние несколько десятилетий проходят в ситуации аномии общества. Эта ситуация характеризуется разрушением групповой идентичности населения на уровне страны. Отмечается раскол на мелкие группы, преследующие собственные интересы. Деградация общественной жизни затрагивает ценностный уровень, что проявляется в резком снижении воспитательного воздействия российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Во многом утрачено истинное значение и понимание обществом традиционного российского патриотического сознания и  интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Государство теряет в глазах населения легитимность, таким образом, сам процесс управления воспринимается не как «управление», а как акт структурного насилия, а институты государства теряют свой престиж - проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. Ситуация усложняется свертыванием деятельности детских и молодежных организаций, деконструкция таких институтов как семья, т.е. те каналы, через которые традиционно формировалось гражданско-патриотическое сознание у молодежи.  В результате этого многие молодые люди безответственно относятся к выполнению важнейших гражданских обязанностей, проявляют социальную незрелость и бездуховность, нетерпимость и даже агрессивность по отношению к другим. Изменились ценностные ориентации, мотивации деятельности, отношение к окружающему миру, своему призванию и судьбе России. У основной массы молодежи потерян интерес к знаниям, труду, литературе, искусству, творческой деятельности и нравственным ценностям.

Гражданско-патриотическое самосознание является одним из важнейших качеств личности, способствует формированию понимания страны  как общего дома. Дом необходимо защищать, заботиться, работать на его поддержание. Это позволяет наполнить формальный конструкт «патриотизма» эмоционально-личностным содержанием.

По нашему мнению, сформированность гражданско-патриотического самопознания человека определяется следующими факторами:

-          осознание России как Дома,

-          восприятие собственной биографии в контексте судьбы России,

-          чувство личной ответственности за судьбу родины, семьи и т.д.

Процесс становления гражданско-патриотического самосознания включает такие аспекты как психологический, предполагающий интериоризацию внешних явлений в структуру внутреннего плана личности патриота с последующей экстериоризацией, проявляющейся в специфической деятельности будущего гражданина, и организационно-педагогический, охватывающий как непосредственное патриотическое просвещение, так и организацию разнообразной практической деятельности.

Целенаправленная деятельность по формированию гражданско-патриотических установок у молодежи актуальна для всех уровней образования. Пока молодой человек находится в управляемой (частично управляемой) институциональной среде, которой, безусловно является образовательная организация, он доступен для целенаправленной педагогической деятельности. Это справедливо как для учащихся школ, ВУЗов, так и обучающихся системы профессионального образования.

Однако процесс гражданско-патриотического воспитания, как и любой другой процесс целенаправленного влияния на ценностно-мотивационную сферу личности сопряжен с сопротивлением со стороны «воспитуемого». Поэтому возникает необходимость в создании нетрадиционных схем образовательной деятельности. Одним из наиболее перспективных является использование креативных технологий в образовательном процессе.

Нами был предложен в качестве креативной технологии формирования гражданско-патриотического самосознания обучающихся ПОО использовать технологию «Полоса препятствий».

«Полоса препятствий» представляет собой участок местности, оснащённый естественными препятствиями и смонтированными инженерными конструкциями. Будучи не столько принципиальным упражнением, а скорее некой рамочной технологией, «полоса препятствий» допускает достаточно большую вольность в формировании «наполнения». В некоторых случаях полоса препятствий включает в себя некие сюжетные и ролевые элементы (например – освобождение заложников, захват объекта, нейтрализация противника). Преодоление полосы препятствий является хорошим тренингом для профессиональных, волевых, физических навыков.

Традиционно «полоса препятствий» была связана с обучением военнослужащих. Сейчас она является одним из элементов «Армейского троеборья».

Преодоление стандартизованной 150-метровой полосы препятствий введено в комплекс упражнений ГТО. Можно предположить, что через нормы ГТО данный элемент перекочевал в процесс обучения физической культуры и основам безопасности жизнедеятельности.

Как видно, сам принцип «полосы препятствий» традиционно связан с неким военным или спортивным контекстом. При этом обычно недооценивается высокий педагогический смысл данной технологии.

Символизм «полосы препятствий» можно сравнить с обрядом инициации, существовавшим в традиционных обществах. Много о обряде инициации мы можем подчерпнуть из фольклора. Так выдающийся русский фольклорист В.Я. Пропп  полагал обряд инициации основой для возникновения «волшебной сказки» [1].

В процессе обряда инициации молодой человек проходил некий путь, сопряженный с преодолением препятствий, большая часть которых носила символический смысл. Целью путешествия было посещение некого трансцендентного, потаённого места (традиционно это был загробный мир), где путешественник получал «тайное знание», которое, в свою очередь, было пропуском во взрослую жизнь. По окончанию «путешествия», обременённый новым знанием молодой человек принимался в общество «взрослых мужчин».

Интересно отметить, что в некоторых культурах, обряд инициации был связан на прямую с процедурой, близкой к «полосе препятствий». Так молодой человек должен был выполнить некое сложное задание, сопряженное с настоящим (или мифическим) риском.

Если деконструировать «полосу препятствий» то мы увидим, сходную с «полосой препятствий» структуру – есть начало (вход в путешествие), путь, сопряженный с преодолением препятствий и финал. Важно, что все элементы четко очерчены, есть начало и есть окончание «пути». В «педагогическом смысле» (если конечно допустимо использовать этот оборот, если мы говорим об обряде инициации) обе процедуры схожи тем, что для «организаторов» важнее само действие (преодоление препятствий), а для участника – достижение цели.

Однако из общей схемы выпадает элемент «сакрального знания» (в рамках данной статьи мы используем понятие «сакральное» как скрытое, недоступное непосвященному). Однако именно в нем скрыт важнейший элемент предлагаемой нами технологии.

В общих чертах мы можем достаточно легко реконструировать, что есть «тайное знание» для общества «первобытных» охотников. Это может быть некое представление о мироустройстве, истории рода (восхождение к тотемическому предку) или истинный смысл определенного ритуала .

Но, что является таким же важным, организующим для всего общежития, знанием для современного общества? Для того, что бы разобраться с этим мы привлекаем идеи конструкционистов, в первую очередь Б. Андерсона о конструируемой природе национальной идеологии современных государств [2].

Данная концепция является противоположной примордиалистскому подходу, согласно которому этнос и нация является объективно существующими общностями, со специфическим сознанием, установками и т.д. Согласно конструктивистскому подходу нации достаточно недавнее социальное образование. Если в недалеком прошлом основой для групповой идентичности на уровне мелких групп были семейные, профессиональные (гильдии) и территориальные принципы, а на уровне больших общностей – религиозные («христиане», «католики» и т.д.). Более того, нации представляют собой определенную идеологическую концепцию, а не фактически существующую объективную общность.

В процессе централизации государства, секуляризации церкви, распространения печати и т.д. возникает конструкт «нации». Нация предполагает родство всех людей, проживающих на определённой территории если не в «кровном», то в идеологическом смысле. Как и религия, идеология нации структурирует само время – у всех членов нации единое историческое прошлое и единое будущее.

Важным свойством идеологии нации является то, что на уровне индивидуальной биографии она позволяет представить личную биографию как растворенную в «истории народа». Это хорошо видно в идеологическом дискурсе – в трактовке ситуации «подвига» объединяются «героические» предки, непосредственные исполнители, т.е. современники, и благодарные потомки.

Как раз из области идеологии национального государства и формируется то самое «сакральное» знание, в добыче которого будет и заключатся гражданско-патриотическая составляющая нашей «полосу препятствий». В концептуальном смысле это можно представить как некое «взрослое» знание, которое позволяет перейти от «мира детства», мира проходящего в рамках малых групп семьи, школьного коллектива и т.д. в «большой мир» государства, стать гражданином.

Таким образом, проходя «полосу препятствий» молодой человек проходит своего рода обряд посвящения в число полноправных граждан, приобщаясь к сакральному знанию.

Функция «сакрального» гражданского знания в нашем обществе не меньше, чем в ранних общественных формациях. Основой для функционирования государства является восприятие его (существующей политической системы) как легального и легитимного. Если легитимность сводиться к выполнению государством ряда правовых и властных норм, то легальность является «тонкой материей», и отражает главным образом уровень доверия к власти. На чем строиться данный ресурс доверия? В умении государства управлять когнитивно-смысловой сферой жизни общества. Т.е. государство должно быть монополистом на право транслирования когнитивных смыслов жизни для всего населения [3].

Однако, внедрение в общественный дискурс подобных когнитивных схем требует определенных мероприятий, апеллирующих не столько к логическим, сколько к иррациональным структурам личности. Таковыми являются конструкты мифа, ритуала.

Теперь необходимо хотя бы в общих чертах описать, что мы подразумеваем под сакральным знанием гражданского общества. В данное понятие мы включаем группы символов, показывающие связь личной биографии участника с историей всего народа. Историческое прошлое выступает как основа для взаимодействия, общность интересов из конструирования будущего и, главное, способствует личной  вовлеченности в данный процесс. Исходя из этого идет формирование «наполнения» для нашей «полосы препятствий». Как видно из сказанного выше существует тесная связь между символизмом государства и историей. Поэтому все этапы «полосы препятствий» привязаны к историческому процессу. Такая привязка осуществляется, во-первых, через формальное наименование каждого этапа. Во-вторых, само упражнение, выполняемое на данном этапе, так или иначе привязывается к историческому событию. Так как идея включить весь исторический путь России в рамках одного мероприятия практически мало реализуема, в комплекс включены наиболее важные этапы, для восприятия именно современного состояния общества. В перечень таковых вошло:

  • Возникновение государственности («Призвание Рюрика»)
  • Объединение Руси
  • Централизация государства
  • Освоение Сибири и Дальнего Востока
  • Отечественная война
  • Революция
  • Великая Отечественная война
  • Новая Россия.
  • Завершающим этапом должна стать связь прошлого и будущего – «Дорога в Завтра».

Сами упражнения являются классическими упражнениями, входящими в курс «полосы препятствий»: бег, прыжки по «кочкам», перемещение по шведской лестнице, прыжки через козла, метание мячей в цель и т.д. Важно скорее идеологическое привязывание и проговаривание данного процесса для участников.

Наиболее благоприятным для полного раскрытия смысла прохождения полосы препятствий является закрепление его в рамках «нестандартного» опыта для участников. Это не должен быть обычный урок. Наиболее подходящим является выезд на природу. Максимально сильный эффект будет связан с такими условиями, как прохождение упражнений в темное время суток при освещении факелов. Такой сильный образ позволит максимально глубоко воспринимать происходящее. Кроме того, смысл происходящих событий можно будет подчеркнуть игрой света-тени. Однако, и это тоже важно, такие условия предъявляют повышенные требования к обеспечению безопасности участников. Как минимум наличием постоянно присутствующего куратора («Вергилия»), оборудованная территория (в данном случае лучше всего ограничиться оборудованным спортивным стадионом).

В подобных условиях «полоса препятствий» из стандартного элемента воспитания спортивно-волевых качеств личности превращается в отличный элемент воспитания гражданско-патриотического самосознания учащихся. Подобное упражнение, во первых, воздействует сразу на эмоционально-когнитивную сторону личности, во-вторых, не воспринимается как стандартное, «официальное» занятие, что помогает выстроить ситуацию доверия между организаторами и участниками.

В наше сложное время, когда существующие ценностные конструкты, доставшиеся от прошлых эпох потеряли свою значимость, а новые, едва сложившись, не выдерживают «встречи с жестокой реальностью», необходимо формирование того символически-когнитивного компонента в структуре общества, который призван обеспечить интеграцию всех людей в единую общность. Этим компонентом и должно быть гражданско-патриотическое самосознание. Поэтому развитие данного компонента имеет первостепенную важность.