Семья, как самый важный социальный институт, составляет основу общества, определяет его настоящее и будущее. В семье осваиваются основные социальные роли, формируются способности межличностной коммуникации, усваиваются нравственные императивы, опыт предыдущих поколений. Крепкие семейные устои – основа надежности и благополучия государства. Семья выполняет основные функции по духовному и физическому воспитанию личности, развитию ее творческих способностей, готовности к выполнению трудовых обязанностей, защите своих интересов и интересов государства.
Сегодня семья переживает серьезный кризис. Одним из проявлений этого кризиса является снижение чувства ответственности за создание семьи, рождение и воспитание детей. Резкое падение рождаемости в конце ХХ века (от 14,6 случаев на 1000 жителей России в 80-е годы, до 9,4 случаев в 90-е годы) [1, C. 141] привели к тому, что на современном этапе появилось большое количество бездетных семей. Резко сократилось количество многодетных семей. Законодательно установлено, что многодетной считается семья, имеющая троих и более детей. Согласно официальной статистике, таковых в России 6,6%, причем в центральных регионах этот процент гораздо ниже. В республике Адыгея по состоянию на конец 2015 года зарегистрировано 5.210 многодетных семей. Это еще не самый плохой показатель. Государство осуществляет планомерную политику по защите семьи и детства, проявляя особую заботу о многодетных семьях.
Современная многодетная семья является объектом социальной работы в связи с наличием целого ряда объективных и субъективных социально-экономических, психологических факторов и поэтому нуждается в особой постоянной помощи и поддержке со стороны государства и общества. Сегодня молодые супруги, прежде всего, стремятся достичь материального благополучия, профессионального признания, экономической независимости и т.д., и только потом начинают задумываться о детях. И, как правило, такие семьи не планируют иметь много детей, чтобы не нарушить уже сложившийся образ жизни, не потерять своего рабочего места, не снизить темпы карьерного роста. Экономическое благополучие и многодетность, по мнению большинства современных супругов, - показатели, не связанные между собой, что, очевидно, не способствует улучшению демографического состояния страны.
Традиционно в Республиках Закавказья, других национальных республиках и округах многодетных семей было значительно больше, чем в центральной России. Сегодня и в этих субъектах федерации число таких семей сокращается, несмотря на то, что государством оказывается им помощь и поддержка. Такая тенденция ВОлне объяснима и понятна: чем больше детей, тем, как правило, ниже уровень благосостояния семьи (И.М.Тихонова, 2002), меньше возможностей для создания условий для творческого развития личности ребенка, собственного развития, доступа к материальным и духовным ценностям, возможности получения детьми качественного образования за пределами места проживания и т.д.. Прежде всего родители испытывают трудности в обеспечении детей всем необходимым. Поэтому они вынуждены сокращать затраты на непродовольственные товары, в связи с чем дети далеко не всегда могут заниматься интересными для них видами деятельности: спортом, музыкой, искусством, выезжать на отдых к морю, за рубеж и др. Либо такие возможности предоставляются не все детям в семье. Кроме того, такие семьи, как правило, имеют неудовлетворительные материально-жилищные условия; родители, чаще мать, а, иногда, и оба не работают или имеют низкую заработную плату, что в свою очередь приводит к ролевым конфликтам. Внутрисемейные конфликты создают неблагоприятные условия для социализации детей, снижают внутренние устои семьи, разрушают семейные традиции и обычаи. Все это позволяет относить многодетную семью к «группе риска».
Низкая материальная обеспеченность, недостаточная социальная защищенность многодетной семьи создают все предпосылки для виктимизации детей в таких семьях.
Среднемесячный доход на одного члена семьи низкий, а в некоторых многодетных семьях он настолько низок, что семья оказывается за чертой бедности. Основная забота родителей - прокормить детей, поэтому увеличивается доля затрат на продукты питания, при уменьшении его разнообразия. В связи с постоянным ростом цен на товары первой необходимости, семьям крайне трудно, а некоторым семьям и просто невозможно удовлетворять самые неотложные нужды детей. По данным Т.С.Зубковой и Н.В.Тимошиной, в каждой пятой семье дети не посещают детские сады из-за нехватки денег на оплату.
Остро стоит и жилищная проблема, особенно в настоящее время. Жилищные условия не отвечают нормативным требованиям и не могут улучшаться за счет муниципального жилья. Купить жилье многодетная семья, чаще всего, не в состоянии, а если жилье и имеется, то высокая плата за жилищно-коммунальные услуги значительно подрывает бюджет семьи. Не улучшает положения и решение государства о выделении многодетным семьям земельных участков под строительство на льготных условия, так как эти земли, как правило, мало пригодны и находятся на значительном удалении от муниципальных образований. И уже не только родители, но и подросшие дети начинают понимать, что они не имеют возможности получить престижное образование, посещать культурные и спортивные заведения, летние оздоровительные учреждения и т.д., что обостряет их состояние виктимности.
Социальная незащищенность многодетной семьи, постоянное снижение уровня жизни не способствуют созданию оптимистичного настроения у ее членов; особенно ярко это проявляется в настроении детей. По данным Министерства Здравоохранения отмечается низкий уровень санитарной культуры такой семьи: более 50% семей по данному показателю относятся к группе риска. Страдает здоровье всех членов семьи, имеет место распространение хронической патологии, заболеваний центральной нервной системы у детей.
Невозможность удовлетворения своих потребностей развивает у ребенка чувство зависти и безысходности: он либо начинает требовать невозможного, либо «замыкается», осознавая себя несчастным, не имеющим каких–либо перспектив в этой жизни [2]. Увеличение количества детей в многодетной семье ведет к снижению социального возраста старших детей. Они рано взрослеют и менее тесно связаны со своими родителями. Социальное окружение не одобряет факт многодетности, в результате чего дети сталкиваются с негативным отношением к ним сверстников, взрослых людей. Таким образом, можно констатировать, что многодетная семья изначально подвержена влиянию значительного количества виктимогенных факторов.
Следует отметить, что выше мы остановились на типичных проблемах многодетной семьи, не касаясь ее категориальных характеристик: благополучная многодетная семья, неблагополучная многодетная семья. При этом неблагополучная многодетная семья создает дополнительные факторы для виктимизации детей – алкоголизм родителей, асоциальный образ жизни, безответственное поведение родителей, зачастую на фоне интеллектуально-психической сниженности.
Все вышеперечисленные факторы создают предпосылки для виктимизации детей и родителей в многодетных семьях, т.е. делают семью виктимогенной. Но станет ли ребенок или родитель жертвами – во многом зависит от их индивидуальных личностных особенностей, от отношения к создавшимся обстоятельствам. Дети больше подвержены процессу виктимизации, так как, общаясь со сверстниками, они сравнивают свои возможности и возможности других детей. Невозможность удовлетворения своих потребностей, исполнения своих желаний, развития своих способностей может привести к эмоциональным нарушениям, внутриличностному и межличностному конфликтам. Такие дети и семьи нуждаются в особой психологической помощи и поддержке [3].
Для эмпирической проверки, уточнения и дополнения теоретических положений нами было проведено исследование, направленное на выявление психологических и социальных причин возникновения виктимности у детей из многодетных семей. В процессе исследования были проанализированы внутрисемейные отношения с точки зрения:
1) родительского отношения
– системы разнообразных чувств, которые испытывают родители к детям;
–поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с детьми;
– особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, причин его поступков;
2) типов воспитания в семье, приводящих к виктимности детей.
Исследование проводилось в 2015 году совместно с отделением Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» в Республике Адыгея. В нем приняли участие 667 человек, из них 198 родителей и 469 детей из многодетных семей, проживающих в Республике Адыгея. Все обследуемые семьи были разделены по категориальным характеристикам на благополучные и неблагополучные многодетные семьи.
При обработке результатов обследования определялись особенности проявлений вышеуказанных показателей в благополучных и неблагополучных семьях. Так, было отмечено, что в неблагополучных многодетных семьях родители в 77,8% случаев эмоционально отвергают своих детей; в благополучных семьях этот показатель несколько ниже, но, все же, достаточно высокий: он составляет 66,7%. Очевидно, что данный аспект должен стать одним из направлений целенаправленной работы специалистов, в частности, социальных работников, педагогов и психологов. При этом важно учитывать, что указанные специалисты и, прежде всего, социальные работники (поскольку их деятельность включает и психолого-педагогические, и организационные, и юридические аспекты) должны обладать особыми личностными качествами, такими как порядочность (проявляющаяся в профессиональной надежности, ответственности и т.п.), способность адекватно выбирать средства и способы помощи конкретным семьям, коммуникабельность, тактичность и толерантность и т.д. [4]. Только в этом случае их труд окажется во благо многодетных семей, принесет реальную пользу.
По показателю восприятия и понимания ребенка родителями были получены следующие результаты: во многих благополучных многодетных семьях (в нашем случае – в 78%) родители инфантилизируют своих детей; такая же тенденция наблюдается в неблагополучных семьях, но она менее выражена (67,8%). Представляется, что в работе педагогов и психологов с родителями актуально рассмотрение вопросов возрастной психологии и семейной педагогики.
Указанное отношение к детям в неблагополучных многодетных семьях является причиной того, что 78,9% детей в них испытывают чувство неполноценности в семейной ситуации. Как следствие, наблюдаются высокие показатели враждебности (68,4%), тревожности (66,7%), конфликтности (66,7%) у детей. Причем конфликтности в семейной ситуации подвержены больше девочки (83,3%), чем мальчики (76,9%), хотя и в том, и другом случае показатели очень высокие.
Достаточно высокие результаты получены и по показателю тревожности как в благополучных (70% мальчиков и 57,1% девочек), так и в неблагополучных (84,6% мальчиков и 66,7% девочек) многодетных семьях.
Несомненно, неблагополучная многодетная семья в большей степени подвержена влиянию виктимогенных факторов, чем благополучная, но и та, и другая требуют пристального внимания к себе со стороны государства. Обобщая результаты проведенного исследования, можно констатировать следующее:
− Многодетная семья изначально подвержена влиянию многих факторов виктимности, приводящих к восприятию детьми себя как жертвы сложившихся обстоятельств; одним из наиболее существенных факторов виктимности являются материальные трудности (67,4% семей испытывают материальные трудности, 60% - жилищно-бытовые);
− В неблагополучных семьях, помимо материальных трудностей, у родителей отсутствует мотивация к воспитанию своих детей. В таких семьях, по результатам нашего исследования, преобладают безнадзорность – 66,7%, гипоопека – 77,8%, стиль воспитания «ежовые рукавицы» – 88,9%. В интеграции такие подходы к воспитанию создают усиливающий отрицательный эффект;
− Существует взаимосвязь между уровнем образования родителей и количеством детей в семье. Так, в обследуемых нами семьях 34,1% мужчин и 48,4% женщин имеют среднее образование или неполное среднее образование и только 9,9% мужчин и 10,1% женщин – высшее.
− Неблагополучие (материальное, психологическое) семьи оказывает существенное негативное влияние с точки зрения виктимизации детей: родители из неблагополучных семей не имеют здоровой мотивации к воспитанию своих детей, отличаются отношением к детям, которое условно можно определить «в тягость, а не в радость», следуют негативным стереотипам в воспитании детей и общении с ними (дети часто страдают от недостатка общения родителей с ними, ласки, понимания их проблем, участия в их жизни и т.д.), характеризуются неверным и неконструктивным восприятием, непониманием характера ребенка, неуважением его личности; все это делает ребенка жертвой сложившихся обстоятельств.
Феноменологические факторы виктимизации приводят к тем внутренним изменениям у детей из неблагополучных многодетных семей, которые характеризуют виктимную личность. Одним из следствий виктимизации является девиантное и деликвентное поведение детей, что выводит рассматриваемую проблему за рамки узко-личностных или узко-семейных проблем на уровень проблем общественно-государственных. Очевидно, сегодня необходимо обратить особое внимание на проблемы многодетной семьи, помочь ей избежать влияния виктимогенных факторов, создать благоприятные условия для воспитания социально зрелой личности, воспринимающей себя полноправным и полноценным членом общества [3, 4 и др.].