Full text

Во всем мире придается большое значение защите несовершеннолетних от вредной для них информации в целях обеспечения нормального физического и психического развития.  

В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, вступившей в законную силу с 1 сентября 2012 года, информационная безопасность выделена в качестве одного из важнейших направлений государственной политики России.

Федеральный закон от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее – Федеральный закон № 436-ФЗ), принятые в дополнение к нему поправки в отраслевое законодательство, а также подзаконные нормативные акты, распространяющиеся на оборот информации в средствах массовой информации, рекламе, Интернете и других источниках, представляют собой реальные, высокоэффективные организационно-правовые механизмы защиты детей и семей с детьми в современном информационном мире, такие как возрастная классификация и маркировка информационной продукции, введение временного раздела в теле-радиотрансляции взрослых и детских программ и передач, регламентация экспертизы информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей, меры государственного и общественного контроля.

 В целях защиты детей от растления внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации. Так, ужесточена ответственность и введено дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за преступления сексуального характера в отношении несовершеннолетних, закреплен принцип презумпции осознания виновным возраста потерпевшего ребенка, принцип презумпции беспомощного состояния детей, не достигших 12-летнего возраста, совершение в отношении детей преступления родителем, педагогом или другим лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, отнесено к числу обстоятельств, отягчающих наказание.

Уголовный кодекс дополнен несколькими новыми составами преступлений, такими как:

- распространение, публичная демонстрация и рекламирование порнографических материалов или предметов среди несовершеннолетних;

- вовлечение несовершеннолетнего в оборот порнографической продукции лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста;

- фото-, кино- или видеосъемка ребенка в целях изготовления и (или) распространения порнографических материалов или предметов;

- привлечение несовершеннолетнего в качестве исполнителя для участия в зрелищном мероприятии порнографического характера.

Установлены повышенные меры уголовной ответственности за совершение таких преступлений с использованием СМИ и Интернет (лишение свободы на срок до 15 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 20 лет).

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за распространение среди детей информационной продукции, наносящей вред их здоровью и развитию, изготовление и распространение материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних (статьи 6.17, 6.20, 6.21, часть 3статьи 13.15, часть 2 статьи 13.21).

Действуют ограничения для рекламы, размещаемой в детских и образовательных теле- и радиопередачах, радиопрограммах (ч. 7 ст. 14, ч. 6 ст. 15 Федерального Закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», в редакции от       8 марта 2015 года).

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 50-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части ограничения распространения информации о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий (бездействия)» введен запрет на распространение в СМИ, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации о несовершеннолетних, пострадавших от противоправных действий.

В целях сохранения физического, в том числе репродуктивного, нравственного, духовного и психического здоровья несовершеннолетних Федеральным законом от 29 июня 2013 года № 135-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты детей от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей» установлен запрет пропаганды гомосексуализма среди детей и подростков.Сам по себе запрет такой пропаганды признан конституционным и обоснованным Конституционным Судом РФ, и Европейским судом по правам человека.

Правительством Российской Федерации 2 декабря 2015 года утверждена концепция информационной безопасности детей, которая подразумевает реализацию мер по профилактике асоциального поведения, применения насилия и проявления жестокости.

Основными принципами концепции являются воспитание у детей и подростков навыков самостоятельного и критического мышления, обучение медиаграмотности, поддержка творческой деятельности детей в целях их самореализации в информационной среде, обеспечение широкого доступа детей к историческому и культурному наследию России с помощью современных средств массовых коммуникаций.

Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов дал высокую оценку утвержденной концепции: «Создан надёжный информационный щит по защите маленьких россиян».

Реализация Концепции обеспечит в 2020 году формирование в Российской Федерации поколения молодых граждан, которые смогут свободно и самостоятельно ориентироваться в современном информационном пространстве.

Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) создан и ведется Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Институт Уполномоченного по правам ребенка и Роскомнадзор работают в тесном плодотворном сотрудничестве, как на федеральном уровне, так и у нас в крае. В прошедшем 2015 году к нам стали поступать обращения, связанные с правонарушениями, преступлениями в отношении детей, совершенными с помощью информационных технологий. В основном это просьбы закрыть сайты или страницы пользователей, содержащие информацию, наносящую вред здоровью и развитию детей. По каждому из обращений мы направляли информацию в Роскомнадзор, Бюро специальных технических мероприятий ГУ МВД края. В оперативном режиме ресурсы, содержащие негативный контент, были закрыты.

1 сентября 2015 года Роскомнадзор открыл информационно-развлекатель-ный сайт для детей и подростков  «ПерсональныеДанные.дети» На сайте размещены информационные материалы для детей в виде интересной и познавательной информации. Все материалы разрабатывались с учетом ошибок детей в онлайн среде, о которых сотрудникам Роскомнадзора становится известно в рамках их повседневной работы. Сайт очень яркий, по-настоящему детский, мы его внимательно изучили, рассказали о нем в новостной ленте нашего сайта, разместили активную ссылку на главной странице сайта Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае.

Образовательные организации, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оборудованы современными сетевыми фильтрами, исключающими бесконтрольный доступ подростков к Интернет-ресурсам, несовместимым с задачами воспитания.

Принятые законодательные акты и меры имеют огромное значение, так как создают необходимую правовую основу для защиты семьи и ребенка от негативного влияния агрессивной информационной среды; вводят правила безопасного для детей использования информации; устанавливают юридическую ответственность за злоупотребления свободой массовой информации; предоставляют родителям, воспитателям и педагогам современные действенные правовые средства ограждения детей от грозящих им опасностей в медиасреде.

Но, несмотря на прорыв в последние пять лет в развитии информационного права в России, новые риски и угрозы информационной и нравственно-психологической безопасности детей, связанные с развитием сети Интернет и мобильной связи требуют объединения усилий государства, профессионального сообщества, родительской общественности и иных институтов гражданского общества.

Вызывает тревогу, что сегодня через информационные каналы продолжаются попытки навязывания деструктивных норм, ценностных ориентаций, образа жизни криминальной и маргинальной субкультур, явной и скрытой пропаганды потребления алкоголя, наркотиков, других психоактивных веществ, а также половой распущенности, пропаганды насилия и жестокости, агрессивного и суицидального поведения, вовлечения детей в секс- и порнобизнес, распространения порнографии, в том числе детской, оправдания и поощрения употребления ненормативной лексики, воздействия на сознание и поведение несовершеннолетних религиозных и псевдорелигиозных тоталитарных сект, ориентированных в своей идеологии на разрушение традиций семейного воспитания, разрыв родственных связей своих членов, на сексуальное растление детей.

Негативное воздействие указанной информации усугубляется реализацией игрушек и компьютерных игр, отрицательно влияющих на психическое здоровье и развитие детей, провоцирующих их на безнравственные действия, вызывающих проявления жестокости и агрессии, пробуждающих нездоровый сексуальный интерес, подрывающих авторитет и принижающих социальную ценность института семьи, традиционных семейных ценностей.

А результатом такого воздействия становятся данные страшной статистики о фактах убийств и суицидов детей. В 2015 году от преступных посягательств в Краснодарском крае погиб 61 ребенок, в 2014 году – 51; 10 детей лишились жизни в результате суицидов, в 2014 году – 25. Несмотря на снижение на 2,5 %, остается высоким уровень преступности в отношении детей (в 2015 - 1471, в 2014 - 1509).

Особую тревогу вызывает рост преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности несовершеннолетних. В 2015 году возбуждено 322 уголовных дела по преступлениям против половой неприкосновенности и половой свободы личности несовершеннолетних, что на 47,7% или на 104 дела больше, чем в 2014 году (218).

Остается высоким количество преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их участии (в 2015 – 1300, в 2014 – 1353).

Обращает на себя внимание то, что 64 % преступлений совершены детьми «организованными»: школьниками и студентами. При уменьшении удельного веса краж, набирает рост тяжких и особо тяжких преступлений: грабежи, разбойные нападения, убийства, изнасилования, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. Рассматривая обращения граждан, мы наблюдаем рост конфликтных отношений, как в быту, так и в школьной среде. И ведь многие преступления берут свои корни в Интернете, как косвенно, так и непосредственно. У всех на слуху страшный пример прошлого года, когда 14-летняя девочка отправилась на встречу с виртуальным другом, в реальности оказавшимся преступником, насильником.

Приведенные данные с очевидностью свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования информационной политики государства, укрепления правовых гарантий и организационно-правовых механизмов обеспечения информационной безопасности детей и семей с несовершеннолетними детьми. Тем более, что новое тысячелетие актуализирует необходимость интеграции в общеобразовательное пространство детей с ограниченными возможностями здоровья [1, 2].

В 2015 году рабочей группой Общественного совета при следственном управлении Следственного комитета  России по Краснодарскому краю, которую возглавляет Уполномоченный по правам ребенка, изучены вопросы реализации в крае положений Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», обеспечения безопасности несовершеннолетних при использовании сети Интернет и другие.

Проблема информационной безопасности сегодня актуальна как никогда. По данным Центра Безопасного Интернета в России дети в возрасте до 14 лет составляют пятую часть интернет-аудитории нашей страны, подростки в возрасте от 14 до 18 лет – еще четверть пользователей. Рынок сотовой связи развивается столь же стремительно. При этом 39% детей посещают порносайты, 19% наблюдают сцены насилия, 16% увлекаются азартными играми, 14% интересуются наркотическими веществами и алкоголем, 11% посещают экстремистские и националистические ресурсы.

До 90% родителей считают, что полностью контролируют ресурсы, посещаемые ребенком в сети Интернет.

С целью изучения вопросов: насколько верны  эти утверждения для нашего края, насколько родители юных Кубанских пользователей осведомлены о маршрутах путешествий своих детей «во всемирной паутине», знают ли они, куда обращаться, если их ребенок подвергается сексуальным домогательствам в сети Интернет, или ему поступает информация порнографического содержания Уполномоченным проведено анкетирование среди родительской общественности в образовательных организациях трех муниципальных образований края.

По результатам анкетирования установлено, что у каждых восьми из десяти опрошенных родителей дети пользуются Интернетом (86,7 % (867 чел.).

Наиболее востребованными Интернет-ресурсами у наших детей являются (по убыванию): «ВКонтакте», «Одноклассники», игры, образовательные ресурсы и энциклопедии, сайты, позволяющие скачивать музыку, кино, мультфильмы, почтовые сайты и сайты для онлайн-общения, поисковики «Яндекс», «Майл», «Гугл». Далее идут «Ю-туб», «Инстаграм», скайп, школьные сайты.

Обидно видеть, что школьные ресурсы в рейтинге популярности занимают нижнюю строку, что говорит о том, что подростки не находят на них интересных для себя тем, живого он-лайн общения.

При этом более четверти опрошенных родителей не знают, какими Интернет-ресурсами пользуются их дети (232,  26 %), при этом многие из них указали, что регулярно просматривают историю посещения ребенком Сети.

На вопрос «Контролируете ли Вы использование ребенком Интернет-ресурсов?»

Четвертая часть родителей сообщили, что их дети пользуются Интернетом самостоятельно (253, 25,3 %), более половины опрошенных  уверяют, что регулярно просматривают историю посещений (517, (51,7%), и только каждый десятый  родитель установил программу родительского контроля на используемых ребенком устройствах (101 (10,1 %).

По данным МВД РФ, российские ресурсы поставляют на рынок около 30% мирового объема детской порнографии, т.е. третья часть. Почти половина (44%) несовершеннолетних пользователей Интернета хотя бы раз подвергались в сети сексуальным домогательствам.

При этом количество возбуждаемых уголовных дел говорит о высоком уровне латентности данного вида преступлений. Так, например, по данным Бюро специальных технических мероприятий ГУ МВД КК по Краснодарскому краю в 2014 году собрано 18 материалов по признакам состава преступлений, предусмотренных санкциями статей 242, 242.1 Уголовного кодекса РФ.

Уполномоченным были исследованы причины высокого уровня латентности данного вида преступлений. И считаем, что таковых причин несколько:

  1. Непонимание родителями серьезности проблемы.

Проведенное анкетирование показало, что почти 70 % (695 чел.) родителей уверены, что их детям не поступала в сети Интернет опасная информация, 16 % (161 чел.) ничего не знают об этом, только 4 % подтвердили, что их ребенку поступала в сети Интернет опасная информация (39 чел., 3,9 %).

Однако, официальная статистика, с которой я вас познакомила ранее, свидетельствует об обратном!

Из 39 родителей, дети которых столкнулись с опасностью в Интернете, только 5, т.е. только каждый восьмой, сообщали об этом администратору или модератору сайтов, в правоохранительные органы не обращались.

  1. Незнание, куда можно обратиться.

На вопрос: «Куда Вы будете обращаться при поступлении Вашему ребенку негативной информации через электронные ресурсы?»

Четвертая часть родителей ответили, что никуда не будут обращаться, отберут у ребенка телефон/планшет/ноутбук или перекроют ему доступ в Интернет (252 чел., 25,2 %).

Почти половина родителей сообщили, что не знают куда можно обратиться (401 чел.,40 %). 

В связи с этим, Уполномоченным в 2015 году разработана и размещена на официальном сайте памятка для родителей «Если вашим детям угрожает интернет-опасность».

В образовательных организациях проводится комплекс мероприятий по правовому просвещению несовершеннолетних, их законных представителей в области медиабезопасности несовершеннолетних, по распространению информации об уже имеющихся ресурсах (сайте «ПерсональныеДанные.дети», о горячей линии «Сдай педофила»).

3.  Отсутствие удобного механизма информирования уполномоченных органов со стороны потерпевших, их законных представителей о совершенном преступлении.

Пути решения проблемы обсуждались на круглом столе с участием Следственного управления, Бюро специальных технических мероприятий и управления организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю, представителей департамента  информатизации  и  связи, департамента информационной политики Краснодарского края;  на заседании общественного экспертного Совета при Уполномоченном по правам ребенка в Краснодарском крае; на координационном совещании Совета безопасности при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края.

В настоящее время  в крае разработан единый алгоритм переадресации на сайт ГУ МВД России по Краснодарскому краю сообщений о совершенных в отношении несовершеннолетних преступлениях с официальных сайтов субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Активная ссылка: «Нет насилию над детьми»  размещена на сайтах Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае, министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, министерства труда и социального развития Краснодарского края. Ведется работа по ее установке на сайте министерства здравоохранения Краснодарского края.

Еще одно направление, в котором работал Уполномоченный, изучая   вопросы о реализации положений Федерального закона № 436-ФЗ, влияние размещения мест розничной продажи алкогольной продукции в жилых зонах на здоровье и развитие наших детей.

Реалии сегодняшнего дня таковы: во дворах многоквартирных домов как грибы после дождя появляются многочисленные пивные «лавки», «точки», «погребки» и «дворы». Конечно, часть 3 статьи 16 Федерального закона от       22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» запрещает потребление пива и другой алкогольной продукции на детских площадках, но близость и доступность торговых точек создают предпосылки закон нарушать. И вот уже папы, а то и мамы, наблюдая за игрой детишек на площадке, позволяют себе распивать пиво.

На сайте Уполномоченного в августе 2015 года было размещено предложение его посетителям поучаствовать в создании доказательной базы актуальности обозначенной выше проблемы. В результате собраны фотоматериалы, позволяющие с уверенностью говорить: необходимо действовать.

Проанализировано законодательство об обороте алкогольной продукции, в котором выявлен пробел: запрещено продавать алкоголь вблизи спортивных сооружений, в организациях культуры, в общественном транспорте,  в скверах и парках. А вот детские дворовые площадки не отнесены законодательством к объектам, вблизи которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции. В связи с этим Уполномоченный направил в профильный комитет ЗСК инициативу о введении ограничения продажи алкогольной продукции, в том числе пива, на территориях, прилегающих к детским игровым площадкам.

Все предпринимаемые усилия: совершенствование законодательства, механизмов его исполнения, работа всех служб и в том числе Уполномоченного, и других правозащитников в конечном итоге направлены на единый результат – счастливое будущее и безопасность самого дорогого, что есть у общества – детей. Ведь как сказал русский писатель, поэт Сергей Михалков: «Сегодня – дети, завтра – народ».