Актуальность проблемы, выбранной мной темы, заключается в становлении суицида массовым явлением, в том числе и среди юношей. Статистические данные ВОЗ свидетельствуют, что самое большое количество самоубийств наблюдается в более экономически развитых странах. В микросоциальном окружении большинство случаев суицидального поведения направлено не на причинение вреда самому себе, а на влияние на собственные социальные связи с обществом [1].
В Философии тематика самоубийства рассматривалась А. Камю в его знаменитом сочинении «Миф о Сизифе», где он рассказывает: "Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит ли или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии [2].
К данному изречению мог бы присоединиться и такой русский философ как Ф. Достоевский. Писатель утверждал, что причинами суицидального поведения могут быть атеизм, нигилизм и моральный индифферентизм, но понятие самоубийство в его произведениях выглядит неоднозначно. Ф.Достоевский создал собственное учение о самоубийстве, в котором заметны значительные отличия от традиционно-христианских взглядом на эту тему. Основные учения этого тезиса:
- Достоевский классифицирует самоубийства на простительные и непростительные.
- Суицидально действие может являться способов спасения.
- Даже непростительные самоубийцы заслуживают молитвы [3].
Философы были первыми, кто занялся вопросом сознательного ухода из жизни, то есть суицида. Для них данный вопрос и по сей день является главенствующим, ведь он даёт понимание о смысле жизни. Но методов диагностики суицидального поведения у авторов данной концепции до сих пор нет.
Австрийский психолог Зигмунд Фрейд считал, что у человека существует два инстинкта: инстинкт жизни(Эрос) и инстинкт смерти (Танатос). Когда второй инстинкт оказывается сильнее первого, человеком движет аутоагрессия или желание убивать: себя или кого-либо другого [4].
Проблему самоубийства Карл Густав Юнг видел в бессознательном желании человека к духовному перерождению. Исходом такого желания может стать добровольный уход из жизни. Человек не только стремится уйти от невыносимых проблем жизни, прибегая к суициду, но и желает своего метафорического возвращения в чрево матери. «Только после этого они превратятся в детей, вновь рожденных в безопасности». В образном языке символической мудрости веков (“архетипах”) есть знаменитое Распятие: после смерти человекa ожидает награда в виде новой жизни вследствие воскресения [5].
Основатель индивидуальной психологии Альфред Адлер утверждал, что каждый человек обладает комплексом неполноценности, который возникает в раннем детстве и связан с физической или психической беспомощностью, а главной задачей в его жизни является стремление к преодолению, компенсации или сверхкомпенсации такого комплекса. Однако этот поиск может натолкнуться на значительные препятствия и привести к кризисной ситуации, с которой начинается «бегство» к суициду. Ослабевает чувство общности; между человеком и окружающими устанавливается «дистанция», трудности становятся ещё более тяжело переносимыми. Человек оказывается в состоянии застоя, мешающем ему чувствовать реальность окружающей жизни, последствие - суицидальная попытка, которая одновременно является актом мести и осуждения в отношении тех, кто ответствен за непереносимое чувство неполноценности, и поиском сочувствия к себе [6].
Психоаналитический подход позволяет взглянуть на причину суицидального поведения с другой стороны, нежели в вышеуказанных концепциях, то есть, найти причину в бессознательных мотивах, скрытых даже от самого суицидента, а не в психических расстройствах или очевидных эмоциональных переживаниях. Однако, взгляды Зигмунда Фрейда о причине суицидального поведения рассматриваются лишь в контексте любовных отношений, то есть, в достаточно коротком списке причин, тогда как Адлер рассматривал эту проблему в более широком смысле. Так или иначе, авторы данной концепции не смогли описать метод диагностики суицидального поведения в рамках первичной профилактики, что оставило данный вопрос открытым.
Также существует психопатологический подход к пониманию формирования суицидального поведения, которое возникает в следствие острых и хронических психических расстройств.
Каждый 1/4 суицидент - это больные, страдающие психозами, шизофренией и маниакально - депрессивным психозом. Больные, страдающие психотической депрессией, часто совершают суицидальные действия в начале и при затихании психоза [7].
Также в рамках психопатологического подхода рассматриваются исследования Личко А.Е., которые позволили сделать вывод, что различные формы акцентуаций характера могут стать причиной суицидального поведения. По мнению автора у подростков с циклоидным типом акцентуаций возможность суицида зависит от фазы. В субдепрессивной фазе для циклоидного типа акцентуаций характерно суицидальное поведение. Суицидные попытки совершаются обычно в стрессовой ситуации на высоте аффекта. Эмоционально-лабильные подростки склонны к суицидному поведению аффективного типа. Они быстро принимают решение и быстро его осуществляют (в тот же день). Причиной таких решений является неспособность переживания трудностей, отсутствие ожидаемой поддержки со стороны близких. У людей с сенситивным типом акцентуаций главных звеном является чувство собственной неполноценности, они нуждаются в общественном одобрении и крайне тяжело переносят несправедливые обвинения, предательства и насмешки в их адрес, которые приводят их к развитию депрессии. Такие подростки не склонны к открытому высказыванию своих мыслей и эмоций. Накопленные внутри себя негативные переживания и чувство вины за свою неполноценность перерастают в незаметные суицидальные намерения, которые неожиданно для всех реализуются. Также под риском суицидального поведения эпилептоидный тип акцентуации с характерной для неё демонстративной формой суицидального поведения. Мотивом служит месть, попытки напугать или причинить вред, но при сильной аффектации их поведение может стать неконтролируемым и обернуться трагически. Похожим по степени суицидального риска является истероидный тип акцентуации, который так же является демонстративным, при котором подросток имеет главную цель – привлечение внимания [8].
Нельзя сказать, что данная концепция полностью решает вопрос о возникновении суицидального поведения, так как психические расстройства не всегда являются причинами суицидального поведения и выделять данную концепцию как общую не имеет смысла. Но, тем не менее, риск суицидальных наклонностей у личностей с отклоняющимся поведением, депрессиями, акцентуациями характера достаточно высок. В рамках психопатологической концепции диагностических методик для первичной профилактики суицидального поведения не выявлено.
Французский социолог и философ Эмиль Дюркгейм трактовал термин суицид так: «Самоубийством называется каждый смертный случай, который непосредственно или посредственно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах. Покушение на самоубийство - это ВОлне однородное действие, но только не доведенное до конца». Э. Дюркгейм делил суицид на несколько видов: эгоистическое самоубийство (вызванное чувством самообвинения на фоне социального пространства), альтруистическое (акт самопожертвования ради блага общества), анемическое (под влиянием потери социальных связей и экономического кризиса) и индивидуальное (связанное с причинами переживания личных проблем) [9].
В работе Книжниковой С.В. «Девиaнтология для педагогов и психологов» самоубийство является сознaтельным целенаправленным действием, характеризующимся добровольным лишением жизни самого себя с последующим исходом - смерти. В той же работе описывается определение суицидального поведения, как формы активности, характеризующейся мыслями и желаниями о лишении себя жизни. Суицидальными мыслями Книжникова С. В. называет пассивный вид суицидального поведения, направленный представлениями о своей смерти, но не оформляемый в осознанное желание лишения себя жизни как варианта активности [10].
Социологический подход, бесспорно, оказал огромное воздействие на развитие суицидологии, но, стоит отметить, что социальная роль в суицидальном поведении переоценена, так как приверженцы данной теории не уделили должного внимания индивидуальным факторам, влияющим на развитие суицидального поведения, таким как: акцентуации характера, особенности личности, эмоциональные составляющие. В связи с этим можно сделать вывод, что данный подход слишком поверхностно рассматривает проблему суицидального поведения, именно поэтому она не подходит для работы по диагностики суицидального поведения.
С точки зрения экзистенциально-гуманистической концепции, прежде всего, причиной суицидального поведения является потеря смысла жизни. В. Франкл утверждал, что связанная с этим экзистенциальная тревога переживается как страх перед безнадежностью, опустошённость, страх вины и осуждения, ощущение бессмысленности, синдром которого Франкл разделял на две стадии: экзистенциальный вакуум и экзистенциальный невроз. Экзистенциальный вакуум характеризуется чувством опустошённости, апатии, скуки, человек перестаёт видеть смысл в своей деятельности, ставит всё под сомнение. Если же, экзистенциальный вакуум наполняется невротической симптоматикой, например: алкоголизм, депрессия, преступность, гиперинфляция сексуальности, то это состояние Франкл называет экзистенциальным неврозом [11].
И. П. Павлов считал, что у каждого здорового человека есть «рефлекс цели», который является главной формой жизненной энергии, позволяющей человеку ставить перед собой цели и стремиться достигнуть их. Жизнь теряет смысл, когда становится бесцельной, стремления исчезают, жизненной энергии не остаётся [12].
Усова Е.Б. утверждает, что для суицидента характерны как заниженная самооценка, так и потребность в самоактулизации. Это сенситивный, эмпатичный человек со сниженной способностью переносить боль, характеризуемый высоким уровнем тревожности и пессимизма, имеющий тенденцию к самообвинению и склонность к суженному (дихотомическому) мышлению, демонстрирующий трудности волевого усилия и тенденции ухода от решения проблем [13].
Джеймс Крамбо и Леонард Махолик, создатели теста смысложизненных ориентаций, в своих работах пришли к выводу, что «цель в жизни», которую диагностирует их методика, авторы определяют как переживание человеком значимости жизни. Неудача в поиске человеком смысла своей жизни является причиной неврозов, которые часто приводят к суицидальному поведению [14].
Выделяют три основные группы суицида: истинный, демонстративный и скрытый.
- Неспонтанное, но иногда неожиданное желание истинного суицидента -смерть. Человеку с таким видом суицидального поведения свойственны депрессия, апатия, размышления о смысле жизни или просто желание совершить самоубийство, но и такие признаки не всегда заметны окружающим.
- В основе демонстративного суицида лежит: а) Желание привлечь к себе внимание окружающих, вызвать жалость, позвать на помощь. б) Устроить шантаж вызвать чувство вины, отомстить. Как правило, такой вид самоубийства не доходит до смерти.
- Скрытый(косвенный) вид суицидального поведения характеризуется действиям, сопровождающимся высоким уровнем летального исхода. Такое поведение больше напоминает рискованность, игру со смертью, чем непосредственно смерть [15].
В рамках описанного выше подхода имеющиеся методы диагностики суицидального поведения подходят лишь для вторичной и третичной профилактики суицидального поведения, так как при первичной профилактике данные методу могут повлечь за собой риски формирования суицидальных мыслей у юношей.
Для более точного понимания имеющихся знаний в области диагностики суицидального поведения я обратилась к авторам, описывающим методы первичной профилактики суицидального поведения, включающей в себя и саму диагностику.
Всемирная организация здравоохранения разделяет профилактику девиантного поведения на три категории: первичная, вторичная и третичная.
Первичная профилактика направлена на устранение факторов, влияющих на формирования тех или иных девиаций и на устойчивость личности подверженной влиянию этих факторов.
Вторичная профилактика направлена на реабилитацию лиц, имеющих выявленный риск девиантного поведения.
Третичная профилактика - лечение нервно-психических расстройств, предотвращение повторных проявлений девиантного поведения [16].
Книжникова С.В. утверждает, что практически все профилактические методики направлены на работу с уже имеющимися суицидальными наклонностями или на предупреждение повторных попыток суицида. Данные методики относятся к вторичной и третичной профилактики. Методики первичной профилактики суицидального поведения, то есть предупреждение возникновения суицидальных мыслей и намерений не найдены.
Также автор считает, что первичная профилактика - это область педагогики, так как её задачей является воспитание личности устойчивой к жизненным трудностям, способной превращать проблемы в ситуации саморазвития. В образовательных учреждениях профилактика проводится с лицами имеющими признаки суицидального поведения т.е. проводится вторичная профилактика. Но, по словам автора, в образовательных учреждениях возможно и необходимо предупреждение суицидального поведение. Проблемы в осуществлении первичной профилактики связаны с недостаточной информированностью педагогов о суицидальном поведении, а также отсутствием должных педагогических диагностик и методов профилактики в данном направлении [17].
В психолого-педагогический подход входит обеспечение воспитательно-образовательных условий для профилактики и коррекции девиантного поведения. Главной задачей Визель считает предупреждение и коррекция социальных патологий, возникающих в связи с различными неблагоприятными факторами воспитания, среды. Автор выделяет меры, используемые для профилактики: обеспечение благоприятных социально-экономических, социокультурных и социально-педагогических условий для развития интересов и способностей юношей, реализация воспитательных функций в образовательных учреждениях, обеспечение занятостью, помощь семье [18].
Вассерман Д. утверждает, что в школьную программу следует ввести факультативные занятия по вопросам профилактики суицидального поведения и психического здоровья. Важно вести профилактику психических расстройств и психологических кризисов ещё на ранней стадии их формирования, так как они могут стать причиной суицидального поведения. В создание условий для успешного преодоления жизненных трудностей детьми, должны так же включиться друзья, семья и персонал школы [19].
Изучив и проанализировав феномен суицида в научных гуманитарных исследованиях, можно сделать вывод, что авторы некоторых подходов, рассмотренных в тексте, понимают причину возникновения суицидального поведения в определённо узкой направленности эмоциональных составляющих, что является недостаточным основанием для выбора одной концепции при определении метода диагностики суицидального поведения юношей, но, тем не менее, экзистенциально-гуманистический подход является самым приемлемым, так как авторы данной концепции считают, что главной причиной суицидального поведения является эмоциональные расстройства, связанные, в первую очередь, с потерей смысла жизни, и вытекающие из неё –отсутствие осознания ценности жизни, заниженная самооценка, высокий уровень тревожности. Анализ социально-педагогической профилактики суицидального поведения показал, что на данный момент времени известны лишь методы профилактики суицидального поведения у лиц с выявленными суицидальными намерениями, либо методы предупреждения повторного суицидального акта. Что касается первичной профилактики, известны задачи и направленность профилактических действий во избежание формирования суицидального поведения, но точные методики недостаточно разработаны или отсутствуют.