Full text

Глобальные геополитические перемены последнего времени обусловили деформацию современной общественно-политической обстановки в нашей стране, детерминированной расширением масштабов угроз национальной безопасности российского государства. Расширившийся портал экстремистских проявлений в социально-экономической, духовной, культурно-нравственной, религиозной и иных областях социальной сферы оказывает дестабилизирующее, негативное влияние на нравственную атмосферу общества, в т.ч. и молодежи, требуя поиска оптимальных путей решения данной проблемы. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации на 2007 г. Президент России В. Путин, в частности, отметил: «…Наша страна исторически сформировалась как союз многих народов и культур. И основу духовности самого российского народа испокон веков составляла идея общего мира – общего для людей различных национальностей и конфессий…».

Межнациональные конфликты, борьба с этническим и религиозным экстремизмом являются сегодня приоритетной проблемой. Современное российское общество оказалось перед лицом вызова со стороны практики экстремизма, составными элементами которого выступают нетерпимость, ксенофобия, национализм и фашизм. Одними из наиболее уязвимых для экстремизма социальных групп являются подростки и молодежь. Данная статья представляет собой попытку авторов обозначить тенденции профилактики экстремизма среди детей и молодежи, которые, как нам представляется, должны быть приняты педагогами и практиками.

 Прежде всего, остановимся на трактовке дефиниции «экстремизм». Не претендуя на полное и всестороннее раскрытие данного понятия, отметим лишь некоторые его содержательные доминанты.

  В последние годы сущность экстремизма стала предметом обширных научных дискуссий. В справочной литературе под экстремизмом понимается приверженность отдельных лиц, групп, организаций и т.п. к крайним взглядам и мерам в общественной деятельности, преимущественно в политике [5, с. 617].

В понимании В.И. Власова экстремизм - это негативное явление, исходящее из крайних взглядов, приверженности к крайним мерам, проявляющееся в …совершении запрещенных законом общественно опасных действий, в аморальных деяниях, совершаемых с политическими, националистическими целями или на почве расовой, религиозной вражды [3, с. 8].В.Т. Лисовский характеризует экстремизм как «особую форму отчуждения и, прежде всего, отчуждения от общечеловеческих, общекультурных ценностей» [7, с. 273].

Экстремизм как политический феномен находит выражение в невыходящих за конституционные рамки формах экстремистской деятельности, а также и общественно опасных формах (мятеж, терроризм). Экстремизм распространяется на сферу общественного сознания, морали, идеологии, отношения между социальными группами (социальный экстремизм), этносами (этнический или национальный экстремизм), общественными объединениями, политическими партиями, государствами (политический экстремизм), конфессиями (религиозный экстремизм) [1]. Безусловно, провести четкую грань между указанными видами очень сложно. Особо следует отметить молодежный экстремизм, который отличается от взрослого стихийностью и меньшей организованностью. Практика показывает, что молодежный экстремизм более жестокий по причине неполной гражданской зрелости молодых людей, в связи с чем они не боятся и не в полной мере осознают его последствия (травмы, летальный исход, наказания и т.п.). Особенности молодёжного экстремизма проявляются и в том, что, как правило, объектом правоприменительной деятельности молодые люди становятся лишь после совершения тяжких и особо тяжких преступлений (убийство, причинение тяжкого вреда здоровью и т.д.), т.к. возраст наступления уголовной ответственности за преступления экстремистской направленности в соответствии с УК РФ - 16 лет. 

Таким образом, содержательной доминантой экстремизма, в т.ч. и молодежного, выступает его спектральная многоликость – от хулиганских действий до актов насилия, вандализма, идеологической основой которых выступают определенные воззрения, базирующиеся на ксенофобии (нетерпимости к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному, например, национальной, религиозной нетерпимости). Эта позиция для нас и явилась определяющей. Молодежный экстремизм как массовое явление последнего десятилетия выражается в пренебрежении  детерминированным общественным ценностям и нормам поведения.

Как свидетельствуют многочисленные исследования, экстремизм в России обусловлен политическими, социальными, религиозными, экономическими процессами последних лет. Важным проявлением экстремизма как социокультурного феномена выступает нетерпимость (интолерантность). Экстремисты крайне бескомпромиссно проводят границы между «своими» и «чужими» в обществе, нетерпимы к другим социальным группам, исповедующим иные политические, духовно-нравственные, религиозные идеи, имеющим другой цвет кожи, или этническую принадлежность.

Следует отметить, что одним из действенных механизмов проявления экстремизма является сегодня Интернет-пространство. Интернет сегодня очень активно применяется для пропаганды радикальных идей. Кибер-пространство продолжает обладать огромным потенциалом для культивирования экстремизма в целом, т.к. данная среда в незначительной степени подвержена оперативной цензуре, любой ресурс здесь может быть в любой момент перемещен на новое место, и, кроме того, доступ к ресурсам неограничен географически. В кибер-пространстве, по мнению ряда ученых, тормозящий механизм распространения экстремизма на страницах общенациональных газет и телеканалов, не срабатывает эффективно. Для интернет-экстремизма как мощного административного ресурса характерна свобода выбора объектов экстремистских действий,  ненависти. Поэтому Интернет-пространство в настоящее время превратилось в некую площадку  ведения идеологической пропаганды и культивирования экстремизма.

Причинами появления экстремистских настроений в детской и молодежной среде могут выступать ухудшение социально-экономического положения, снижение уровня жизни населения, а также недостаточная профилактическая работа в этом направлении. Как видим, существует целый ряд обстоятельств, характеризующих современную действительность, носящих скрытый характер, и которые не могут быть квалифицированы как факторы, прямо или косвенно порождающие детский и молодежный экстремизм, однако могут развить благоприятную почву для реализации экстремистских проявлений. Основными факторами активного распространения экстремизма способствуют:

1. Слабая воспитательная деятельность в детско-молодежной среде.

2. Слабое проявление в образовательной системе так называемой национальной идеи.

3. продолжающийся кризис института семьи, семейного воспитания как главных институтов социализации подрастающего поколения.

4. Падение уровня жизни населения, слабая перспектива будущего.

5. Рост асоциальных проявлений в детско-молодежной среде (алкоголизм,  наркомания, противоправное поведение и пр.

6. Активизация деятельности различный экстремистских организаций.

7. Обширное использование современных средств массовой коммуникации и информатизации общества.

Все ученые едины во мнении, что школа и педагоги играют главную роль в профилактике распространения экстремизма в детской и молодежной среде. В современном мире разрабатывается ряд подходов к воспитательной деятельности, которые помогают повысить устойчивость к экстремизму среди молодежи. Дэвид Керр так сформулировал основные положения этих подходов следующим образом:

- молодые люди должны быть в центре внимания государства, школы, высших учебных заведений;

- необходимо создавать безопасное пространство для молодых людей, возможность  инициирования диалога, чтобы молодые люди имели возможность принять участие в обсуждении, которое может (и фактически должно) охватывать спорные вопросы;

- ключевым аспектом является поддержка молодых людей в самопознании,  личной идентичности, когда им предоставляется возможность задуматься над несколькими аспектами своей идентичности;

 -формирование навыков критического мышления [8].

Английские ученые (Джо Боннелл, Фил Copestake, Дэвид Керр, Ровена Пасси, Крис Рид, Рэйчел Salter, Шама Сарвар, Сана Шейх) совместно с Национальным фондом исследований в области образования Великобритании разработали проекты, которые были отобраны в качестве примеров воспитания молодежи в направлении профилактики экстремизма. Программы предусматривают ряд семинаров с участием молодых людей во главе с педагогом, подготовку и опыт в предметной области средств массовой информации, где они обсуждают основные понятия, связанные с религией и экстремизмом, социальная политику и причины международных конфликтов на почве экстремизма.  Особое внимание уделяется эмоциональному стрессу как фактору влияния на изменения мнения людей. В целом программы ориентированы на повышение потенциала для критического анализа среди молодежи и способность молодых людей делать осознанный выбор. Программы ориентированы на то, чтобы обучать молодых людей методам проведения обучающих семинаров для своих коллег и сверстников. Самой распространенной является методика «мнение в комнате», сущность которой состоит в том, что каждый молодой человек может высказывать собственное конфиденциальное мнение. Это делается для создания безопасного и свободного пространства молодых людей. В основе этих программ аналитический подход, ориентированный на формирование у молодых людей навыков критического обзора информации, с которой они могут столкнуться в средствах массовой информации (Интернете, газетах,  телевидении и т.д.). Основные принципы данного подхода:  

• более глубокое осознание, что почти все средства массовой информации (и, конечно, все средства массовой информации, которые могут быть классифицированы как пропаганда) несут определенный смысл, поэтому следует относиться с осторожностью к их содержанию;

• повышенный скептицизм к информации в СМИ, т.к. она может выступать как некая «пропаганда», даже если он не создан официальными структурами [9].   

Акцент делается на развитие навыков командной работы и позитивного взаимодействия внутри групп с целью формирования у слушателей широкого спектра учебного опыта и положительной деятельности. Молодые люди учатся слушать других, общаться, не причиняя обиду другим, работать совместно для достижения общей цели, вести переговоры с другими, быть толерантными и выдержанными. Эти навыки рассматриваются авторами программ как навыки повышения устойчивости к экстремистским проявлениям в окружающей среде, чтобы стать активными участниками в группах сверстников, сетей и сообществ, которые могут предложить позитивную альтернативу экстремистским сетям, участвовать в общественно полезных видах деятельности с ориентацией на демократические ценности, возможность молодым людям  выражать свои взгляды и потенциально создавать прогрессивные решения. Национальный фонд исследований в области образования Великобритании предлагает различные способы, в которых положительное расхождение может быть достигнуто [9]:

• признание мнения молодых людей и их права выражать свое мнение, а также то, что они должны учиться уважать право других;

• развитие потенциала молодежи к эмпатии; эмпатия рассматривается как некий нивелир, обеспечивая общий фокус для молодых людей с различными культурными или религиозными убеждениями.

 Вполне очевидно, что доминирующая роль в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению экстремизма и устранении его последствий, принадлежит органам государственной власти при их активном взаимодействии с различными общественными институтами. Вопросы борьбы с преступлениями экстремистского характера, профилактических мероприятий в этой области должны, безусловно, быть закреплены на законодательном уровне, решаться комплексно, объединяя усилия правоохранительных органов и образовательных учреждений. В Нашей стране действует Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы, утвержденный Президентом РФ от 26.04.2013 г. № ПР-1069. Между тем, специальной государственной программы действий по борьбе с проявлениями экстремизма в молодежной среде на сегодняшний день не  существует. Реализуются отдельные меры по профилактике проявлений терроризма и экстремизма, предусмотренные разными межведомственными целевыми программами. Следует отметить, что такие программы приняты в ряде субъектов федерации (республики Бурятия, Удмуртия, Саратовская, Тульская, Белгородская области, Хабаровский край и др.) и муниципальных образований. Парламентом Кабардино-Балкарской Республики принят закон «О запрете экстремистской религиозной деятельности и ответственности за правонарушения, связанные с нарушением религиозной деятельности». В Карачаево-Черкесии действует закон «О противодействии политическому и религиозному экстремизму», в Республике Ингушетия - закон «О регулировании некоторых вопросов религиозной и миссионерской деятельности в Республике Ингушетия», в Ставропольском крае губернатором издано постановление «О мерах по противодействию политическому, национальному и религиозному экстремизму на территории Ставропольского края». В ряде регионов действуют региональные программы профилактики экстремизма, в основе которых - профилактика ксенофобии и экстремизма среди населения. Например, долгосрочная целевая программа Республики Адыгея "Этнокультурное развитие и профилактика экстремизма" на 2011-2015 годы, Комплексная программа по профилактике экстремизма и терроризма в Республике Калмыкия на 2014 - 2016 годы, долгосрочная целевая программа "Профилактика терроризма и экстремизма в муниципальном образовании "Город Псков" (2012-2014 годы)" и др. 

Необходимо особое внимание уделять профилактике экстремизма в образовательных учреждениях, а также специальной подготовке педагогов в данном направлении. В частности, рекомендуется:

- проводить лектории по проблемам толерантности субъектам образовательной деятельности: директорам, завучам и учителям школ, сотрудникам дошкольных учреждений и работникам психологических службы;

- беседы и консультации специалистов в области правоведения и граждановедения, сотрудничество с органами МВД России;

- акции, спектакли, театрализованные представления, пропагандирующие толерантность и борьбу с экстремизмом;

- осуществление контроля за безопасностью жизнедеятельности обучающихся со стороны администраций образовательных учреждений.

 Эффективными могут быть и совместная работа по созданию системы информационного обеспечения в сфере духовно-нравственного, гражданского и патриотического  воспитания молодежи; совместная деятельность с молодежными общественными организациями, учащимися и студентами в целях духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения; мероприятия по профилактике правонарушений,  противодействию преступности, наркомании, алкоголизма, недопущения межнациональной и межконфессиональной вражды среди несовершеннолетних и молодежи.

 Многие библиотеки регионов реализуют ориентированные на профилактику ксенофобии, экстремизма и национализма программы. В рамках этих программ предусмотрены чтение у школьников ознакомительных лекций на тему правового воспитания, ознакомления с Конвенцией ООН о правах ребенка, с общекультурными ценностями, национальными традициями и пр.  

Одним из ресурсов профилактики экстремизма среди детей и молодежи может выступить и волонтерская деятельность студентов и студенческое самоуправление. Например, в Омской области организована работа Центра поддержки добровольческих инициатив, его активистами проведено более 60 мероприятий. Опыт Омской области по развитию молодежного добровольчества рекомендован к использованию субъектам Сибирского федерального округа. Молодежь, являясь самой мобильной стратификационной группой населения, может существенно влиять на изменение социальной ситуации в обществе, выполняя социально значимые функции, принимая участие в разноплановых социальных акциях, культурно-массовых и других мероприятиях, направленных на профилактику экстремизма. Молодежно-инициативная деятельность сегодня играет особую значимую роль, т.к. в современных условиях формирования толерантности у обучаемых четко прослеживается дефицит кадрового, материального потенциала, в то время как привлечение студентов позволяет более эффективно решать социальные проблемы, сэкономив время и средства. С нашей точки зрения, молодежно-инициативная деятельность значима тем, что просто и аргументировано доказывает и показывает состоятельность потенциала современной молодежи в деле решения актуальных проблем государства и региона. В связи с этим молодежные инициативы рассматриваются нами как реальный ресурс профилактики экстремизма в детской и молодежной среде, развивающийся сегодня по пути интеграции государственных структур, негосударственного секторов и образовательных учреждений.  

Таким образом, в противодействии экстремизму важнейшее место принадлежит профилактике распространения экстремистской идеологии, в первую очередь среди молодежи и подростков, наиболее восприимчивых к экстремистской пропаганде. Безусловно, профилактика молодежного экстремизма – это многоаспектная работа, квинтэссенция которой заключается в интегративном межведомственном взаимодействии всех общественных институтов. Между тем, авторы полагают, что в соответствии с Декларацией ЮНЕСКО о принципах терпимости, наиболее эффективным средством такой деятельности должно выступать воспитание – воспитание культуры межнациональных отношений, толерантности, развитие социальной компетентности, воспитание уважения чести и достоинства каждого человека независимо от его расы, вероисповедания, религии и т.п. Эта идея должна стать ориентиром в деле разработки полномасштабной научной концепции профилактики экстремизма в детской и молодежной среде в современных социокультурных условиях российского общества.