Снижение роста проявлений молодежного экстремизма и терроризма и повышение эффективности их профилактики в студенческой среде является актуальной задачей современности.
С точки зрения этимологии термин экстремизм - означает приверженность к крайним взглядам и мерам. Понятие слова экстремизм так же используется как определение чрезвычайный. Толкования слова, экстремизм близко по смыслу со словом «крайний», под которым понимается исключительный, чрезвычайный, решительным, радикальным. Термин экстремизм подразумевает привязанность к нетрадиционным, решительным взглядам и мерам: «экстремизм есть изначально отрицание всякого чувства меры» [1].
Экстремизм часто связывают с терроризмом из-за угрозы и нарушению безопасности обществу, различий между этими понятиями практически нет и, исходя, из этого терроризм является радикальным и наиболее популярным сегодня проявлением экстремизма, такое убеждение могут использовать террористы для оправдания своих действий [2, с. 41-42].
По словам И. Н. Сенина: терроризм – это деятельность, которая осуществляется в целях нарушения общественной безопасности, так же устрашения населения, либо оказания воздействия на принятие решений органами власти. Таким образом, терроризм – является средством, используемым экстремистами как обособленное явление для получения ожидаемого результата. Следовательно, терроризм — одна из форм проявления экстремизма» [3].
Продолжают представлять реальную опасность экстремизм и его разновидность терроризма для государства и международного сообщества в целом. Задачей государства, образовательных учреждений и представителей гражданского общества является профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде.
Государством и уполномоченными органами сформирована комплексная система деятельности по профилактике терроризма и экстремизма, которая включает в себя подготовку и реализацию систем, таких как политические, социально-экономические, информационные, воспитательные, оперативно-розыскные, правовые, которые направлены на специальные меры по предупреждению, выявлению, пресечению экстремизма и терроризма, а также минимизацию последствий.
Причины развития молодежного экстремизма, свидетельствуют о недостаточной социальной адаптации, развития асоциальных установок сознания, что в конечном итоге приводит к противоправным нарушениям поведения. Исходя из этого, можно выделить следующие направления в работе по профилактики экстремизма и терроризма в образовательном процессе: анализ процессов, таких как философский, исторический и социокультурный, которые происходят в сфере молодежной культуры; научно-обоснованные рекомендации по профилактике экстремизма и терроризма среди молодежи необходимые государству и обществу; в молодежной среде профилактическая работа по противодействию экстремизма и терроризма; формирование толерантности в условиях учебно-воспитательного процесса среди молодежи; совершенствование массовых общественных молодежных организаций и массовое привлечение студентов для сплочения и воспитания будущего поколения; необходимая для каждого человека творческая реализация личности; подготовка молодежи к профессиональной реализации жизненных планов и целей; усовершенствование профессиональной подготовки студентов по противостоянию вовлечения в сферы экстремизма и терроризма [4].
Для выявления студентов с различными формами девиантного поведения, включающего вовлеченность в молодежные группы деструктивной направленности, нами была использована «Методика диагностики к отклоняющемуся поведению» (Орел А.Н.) [5]. Экспериментальная работа (2014-2016 гг.) осуществлялась на базе факультета педагогики, психологии и коммуникативистики Кубанского государственного университета.
Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведениюявляется стандартизированным тест-опросником, который предназначен для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения, состоит из 98 вопросов. Диагностика делится на 7 шкал, такие как: установки на социально-желательные ответы; склонности к преодолению норм и правил; склонности к аддиктивному поведению; склонности к самоповреждающему и саморазрущающему поведению; склонности к агрессии и насилию; волевого контроля эмоциональных реакций; склонности к деликвентному поведению. Показатели от 50 до 60 Т-баллов свидетельствует об умеренной тенденции давать при заполнении опросника социально-желательные ответы.
Показатели свыше 60 баллов свидетельствуют о тенденции испытуемого демонстрировать строгое соблюдение даже малозначительных социальных норм, умышленном стремлении показать себя в лучшем свете, о настороженности по отношению к ситуации обследования.
Результаты, находящиеся в диапазоне 70-89 баллов говорят о высокой настороженности испытуемого по отношению к психодиагностической ситуации и о сомнительной достоверности результатов по основным шкалам Тестовые показатели в диапазоне 50-59 баллов следует понимать как «норму»; 60-69 баллов как повышенные значения и выше 70 как «отклонение».
Участниками опроса были студенты 1 и 2 курса кафедры технологии и предпринимательства, результаты таковы: показатель норма – 89%, повышенные значения - 11%, а показатель как «отклонение» - 0 %.
Для проведения мероприятий, направленных на профилактику терроризма и экстремизма в молодежной среде, можно использовать следующие формы работы: просветительские беседы, тренинги, дискуссии, просмотры тематических видеофильмов. В организации бесед по профилактике экстремизма и терроризма среди молодежи необходимо сформировать знания: о сущности экстремистской и террористической деятельности; о последствиях и ответственности за совершение преступлений экстремистского и террористического характера. У молодежи необходимо развить умения и навыки как действовать при поступлении угрозы террористических актов. Для того чтобы, студенты лучше усвоили материал и могли его использовать на практике необходимо выполнять разнообразные групповые и индивидуальные задания, которые позволяют сформировать оценочные суждения о проблеме экстремизма и терроризма [6].
При организации профилактической работы с молодежью важно учитывать социально-экономические и возрастные особенности разных периодов, так как наиболее опасным с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности является возраст от 14 до 22 лет. В этот период у молодежи приходится формирование двух важнейших психологических и социальных факторов. Молодежь в психологическом развитии характеризуется самосознанием, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно поэтому в этот период каждый озабочен нахождением своей группы по интересам, а также поиском собственной идентичности. В этом возрасте молодежь подвержена внушению и манипулированию из-за неустойчивой психики. В социальном плане большинство молодых людей оказываются в позиции маргиналов, когда их поведение не определено практически никакими социально-экономическими факторами (семья, собственность, перспективная постоянная работа и др.). Студенты, продолжая образование, уезжают в другой город или регион, при этом оказываются в ситуации свободы и социальной незащищённости. В итоге молодой человек готов к экспериментам, нахождению чего-то нового, демонстрирует активное участие в акциях, митингах и даже погромах. Молодежь, участвуя в различных мероприятиях, получает различные эмоции, как положительные, так и отрицательные, так как в этот период развития обучающие в поиске удовлетворения эмоций, могут попасть в различные экстремистские субкультуры, неформальные объединения, политические радикальные организации или тоталитарные секты, которые несут за собой определенные последствия [7].
Таким образом, необходимо проводить профилактические мероприятия, чтобы предупредить среди молодежи риск попадания в экстремистские организации. Нами была разработана и внедрена на факультете программа «Скажи терроризму – нет!». Программа включала формы работы такие, как организация квестов, просмотр и обсуждение тематических видеофильмов, анализ материалов социальных сетей и др. Молодежь – это наша гордость, наше будущее, огромная ячейка общества, которая нуждается в помощи самоопределения, получении профессиональной подготовки противостоянию вовлечения в различные группы деструктивной направленности.