Full text

Долгое время Россия развивалась в условиях атеистической идеологии. Отсутствие религиозных знаний дало возможность развитию различных религиозных сект. Западные миссионеры нахлынули с уже отлаженными механизмами вербовки людей всех возрастных групп. В своей диссертации Чеснокова И. А. говорит о том, что существует большое количество разных способов и методов, при помощи которых организаторы сект воздействуют на психику своих последователей, наиболее опасными из которых являются манипуляция и контроль сознания, что приводит к разрушению их личностной целостности и индивидуальности [1]. На данный момент вопрос формирования и развития личности, поиск смысла жизни и своего «Я» выходит на первый план. Духовный рост стал модной тенденцией, это стало еще одним способом для «вербовки» молодежи в ряды сект, так как именно юноши и девушки наиболее подвержены воздействию моды.

В современном мире существует большое количество разных вероисповеданий. Одни являются общепринятыми мировыми религиями, другие религиозными сектами. Секта религиозная – один из типов религиозных организаций. В религиоведении и социологии религии религиозная секта   рассматривается как оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям. Существенные признаки религиозной секты, отличающие их от церкви – нериятие мира, добровольное и сознательное вступление (обращение), отсутствие бюрократической организации, менее формализованное и более эмоциональное богослужение. Наряду с этими признаками религиозной секте   свойственно стремление усовершенствовать или видоизменить некоторые положения вероучения или обрядовой практики «исторических религий» [2].

При выборе веры подросток или молодой человек сталкивается как с господствующими религиозными направлениями, так и с оппозиционными им. В силу возрастных особенностей представители юношества легче подвергаются воздействию и влиянию извне, поэтому «вербовке» в секты подвержены больше.

Виноградова А. А. в своем докладе «Психологический портрет адепта секты» привела три группы причин, по которым юноши и девушки могут обратиться в секту:

1. «Подростковые» проблемы. Это возрастные, психологические потребности, которые формируются у подростка или юноши по мере взросления в совокупности с реакцией родителей на эти потребности и их проявления в поведении.

2.  Вера и смысл жизни, как потребность формирующейся личности. Следует отметить, что данная группа, по сути, является частью первой, но в силу особой ее значимости и проблематичности, автор выносит ее в отдельную группу. В подростковом возрасте происходит становление и завершается формирование личности.

3. Проблемы подростков, выросших в зависимых семьях. Более чувствительны к вербовке сектантов молодые люди, выросшие в зависимых семьях и/или имеющие зависимости [3].

Важной задачей сейчас является выявление студентов младших курсов, предрасположенных к вовлечению в секты, так как выявление лиц, относящихся к «группе риска», даст возможность своевременного принятия мер и предостережения формирования чувствительности у молодых людей к вербовке в секты. Бороться с отлаженным механизмом вербования легче и эффективнее на начальной стадии, то есть на стадии вербовки новых участников. Неподготовленному, не проинформированному человеку легче попасть в религиозную секту.

В ходе проведения исследования у бывших участников сект были отмечены значительные нарушения психофизиологических параметров: сна, аппетита, веса, состояние апатии, депрессии, тревожности, экзистенциального вакуума, что свидетельствует о масштабности фиксируемых отклонений. Последствием пребывания в сектах является целый комплекс негативных психо-эмоционалъных состояний, которые представляют собой угрозу образования невроза навязчивых состояний, психастении, и других патологий личности [4].

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что необходимо формировать у молодежи умение различать секты, отличать их от других религиозных организаций, формировать умение противостоять воздействию сект, формировать понимание сущности категории «секта» и собственное, самостоятельное и осознанное отношение к религиозным сектам. Для этого среди подростков (учащихся старших классов, студентов средних специальных учебных заведений, студентов высших учебных заведений) необходимо проводить профилактическую работу, которая может включать в себя семинары и мастер-классы, посвященные религиозной теме.

Большую роль в религиозном воспитании играет семья, которая оказывает главное влияние в формировании собственного «Я» взрослеющего человека; в процессе взросления в развитии личности учувствуют и социальные институты, такие как вуз, в частности.

Образование играет важную роль не только в процессе обучения, но и в процессе воспитания, приобщения учащихся к культуре, в том числе и к религиозной. Поэтому для любого высшего учебного заведения важной задачей является защита и профилактика студентов подверженных деструктивному влиянию религиозных сект. Для определения таких студентов, мы отобрали комплекс методик для выявления основных психологических особенностей, влияющих на развитие данной предрасположенности. Для этого были выбраны следующие методики диагностики:

  1. Экспресс – диагностика уровня социальной изолированности личности

(Д. Россин и М. Фергюссон) [5, с.24]. Данная диагностика дает нам возможность распределить студентов на три группы по степени социальной изолированности: «высокой», «средней», «низкой». Также с помощью данной методики возможно проследить, насколько часто  испытуемый чувствует себя покинутым, отвергнутым и непонятым.

2. Методика «Интегральная самооценка личности «Кто я есть в этом мире» [6, с.51].

 Благодаря этой методике диагностирования определяются показатели самооценки:

- адекватная самооценка;

- тенденция к завышению;

- тенденция к занижению;

- явно завышенная самооценка;

- явно заниженная самооценка.

Интерпретированные результаты показывают особенности поведения студентов с разными уровнями самооценки.

  1. Методика «Автономность–зависимость учащихся в учебной деятельности» (по данным А. А. Реана) [7].

 Эта методика диагностирования позволяет распределить студентов на «автономных», «неопределенных» и «зависимых» в учебной деятельности.  Анализ результатов диагностики позволяет сделать вывод: поскольку выявленные студенты относятся к зависимому типу в учебной деятельности, следовательно, они могут быть предрасположены к зависимости от других воздействий извне, и, таким образом, входят в «группу риска».

Диагностика была проведена среди студентов-бакалавров вторых курсов (выборка составила 25 человек). Обработка данных дала следующие результаты:

Таблица 1

Диагностика уровня социальной изолированности личности 

Высокий уровень изолированности

Средний уровень изолированности

Никий уровень изолированности

0 %

56,25%

43,75%

 

Таблица 2

Диагностика «Интегральная самооценка личности «Кто я есть в этом мире» 

Адекватная самооценка

Тенденция к завышению

Тенденция к занижению

Явно завышенная самооценка

Явно заниженная самооценка

35,5 %

58 %

0 %

6,5 %

0 %

 

Таблица 3

Диагностика «Автономность–зависимость учащихся в учебной деятельности»

Группа «автономных»

Группа «зависимых»

Группа «неопределенных»

23 %

53 %

24 %

 

Исходя из выше приведённых данных, можно сделать вывод о том, что опрошенные студенты имеют тенденцию к завышению самооценки, особенностью в поведении у таких учащихся является переоценка своих возможностей, бестактность и высокомерие, что может привести студента к отчуждению от здорового коллектива. Стоит обратить особое внимание на то, что высок процент студентов относящихся к группе «зависимых» и к группе со средним уровнем изолированности. Также при обработке полученных благодаря диагностике данных удалось выявить то, что 31,25 % опрошенных студентов с трудом заводят друзей, 25 % думают, что никто в действительности их как следует не знает, 18,75 % считают, что не способны раскрепощаться и общаться с теми, кто их окружает. Данных студентов мы объединили в экспериментальную группу, с которой намерены осуществлять профилактическую работу.

В рамках педагогического эксперимента, проводимого на факультете педагогики, психологии и коммуникативистики Кубанского Государственного университета, планируется создание дискуссионного клуба «Вера, Надежда, Любовь». Данная форма будет представлена как молодежное сообщество, поскольку предполагается реализовывать воздействие на студентов, относящихся к «группе риска» не только через психологов и преподавателей, но и через сверстников, психологическое состояние которых более устойчиво к влиянию религиозных сект. Воздействие на «группу риска» будет проводиться посредствам проведения тренингов, моделирования психологически здоровой социальной среды, привлечения студентов с низкой психологической устойчивостью к коллективу, способному эффективно решать поставленные задачи, создавать благополучные условия для совместного творчества и комфортного пребывания студентов в различных психологических состояниях.

Целью данного дискуссионного клуба являются профилактика деструктивного влияния религиозных сект на студентов младших курсов. Работа со студентами «группы риска» будет представлять собой и как индивидуальную, так и групповую формы.

Основные задачи клуба:

  1. Формирование понимание определения «религиозная секта».
  2. Формирование умения выявления и распознавания различных религиозных сект.
  3. Формирование осознанного и самостоятельного отношения к религиозным сектам.
  4. Психолого-педагогическая помощь.

На первом этапе педагогического эксперимента предполагается более глубокая диагностика студентов, отнесенных к «группе риска». Для выявления индивидуального психологического состояния каждого участника.

На втором этапе мы предполагаем реализовать разработанную педагогическую программу. В рамках работы дискуссионного клуба «Вера, Надежда, Любовь» для профилактики среди студентов, подверженных влиянию религиозных сект планируется:

-                         проведение дискуссий на темы: «Секта. Распознавание секты и ее отличие от других религиозных организаций»;

-                         проведение тренинга по повышению самооценки;

-                         проведение тренинга по развитию автономности и независимости личности;

-                         проведение тренинга по уменьшению уровня социальной изолированности;

-                         проведение дискуссий о психологическом состоянии,  как между студентами, так и с педагогом-психологом;

-                         оказание помощи студентам при обнаружении у них критического психологического состояния;

-                         проведение творческих мастер-классов, направленных как на самостоятельную, так и на совместную с групповую деятельность.

Также, в рамках данного педагогического эксперимента, планируется создание группы в популярной среди молодежи социальной сети «Вконтакте». В современном обществе интернет и, как следствие, социальные сети стали одним из основных способов информирования молодежи. По этой причине планируется ведение отдельной группы в «Вконтакте» для круглосуточной поддержки и информирования студентов, находящихся в негативном психологическом состоянии, a также имеющих предрасположенность к влиянию извне. Работа группы должна вестись в скрытой форме, поскольку студенты, обладающие высоким уровнем социальной изолированности, могут испытывать затруднения в поиске лица или организации, готовых оказать им помощь, a также при желании обратиться за этой помощью. A зачастую студенты из «группы риска» вовсе не считают, что относятся к ней, поэтому работать с такими студентами необходимо в скрытой форме.

На заключительном этапе педагогического эксперимента планируется проведение повторного диагностического исследования студентов, относящихся к «группе риска», для того, чтобы определить эффективность разработанной программы.

Мы полагаем, что данная психолого-педагогическая программа будет способствовать своевременному выявлению студентов с повышенной чувствительностью к влиянию религиозных сект, поможет предотвратить возможность вербовки среди молодежи, поможет сформировать собственное понимание и восприятие религиозных сект и создаст благоприятные условия для формирования здоровой, самостоятельной и сильной личности.