Социально-педагогическая деятельность ориентирована на понимание состояний и стимулирование возможностей ребенка, изучение его взаимоотношений с семьей, референтной группой, в школьной среде и т.д.; оказание педагогической поддержки и помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию; осуществление коррекционно-педагогической деятельности; исследование проблем социального воспитания в целом и др. (М.А. Галагузова, В.Г. Краснова, А.В. Мудрик, З.М. Шевцов и др.). Особо важной является эффективная организация социально-педагогической деятельности, ориентированной на детей подросткового возраста. Подростковый возраст признается педагогами и психологами как самый трудный, сложный из всех детских возрастов, о чем свидетельствует, в частности, повышение количества учащихся с девиантным поведением. «Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида» [2: 89]. В названный перечень проявлений девиантного поведения можно включить и подростковую лживость. В связи с этим цель нашего исследования - это технология социально-педагогической диагностики подростковой лжи и разработка на основе результатов ее применения практических рекомендаций родителям и педагогам по коррекции поведения школьников.
В процессе исследования была изучена научная литература, отражающая задачи и функции социальной педагогики, содержание и методы диагностической деятельности социального педагога, сущность и характеристики социально-педагогических, в том числе, диагностических технологий; связанная с психологическим, философским и социологическим пониманием феномена лжи, ее мотивов, видов и форм подростковой лжи; описывающая психологические особенности детей подросткового возраста. На основе теоретического анализа была разработана технология социально-педагогической диагностики подростковой лжи, предназначенная для использования как в групповом, так и в индивидуальном режимах. Кроме того, было проведено эмпирическое исследование, направленное на апробацию разработанной технологии, и сформулированы практические рекомендации. Анализ полученных результатов позволил констатировать следующее.
Социальная педагогика представляет собой науку и практику, предметом которых является познание, регулирование и реализация процесса социализации (либо ресоциализации) личности образовательно-воспитательными средствами. Результатом этой деятельности становится приобретение индивидом ориентации и эталона поведения (убеждений, ценностей, соответствующих чувств и действий). Ведущей целью при этом выступает помощь ребенку в ориентации в сложных условиях жизнедеятельности, его поддержка и защита, реабилитация [1].
Достижение цели социальной педагогики осуществляется через реализацию ряда функций, а именно:
– изучение состояний ребенка, его отношений в семье, в школе – с педагогами и сверстниками, с группой и т.д.;
– оказание помощи ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию;
– изучение и анализ характеристик социального воспитания в тех социальных сферах, которые окружают ребенка и воздействуют на него;
– ориентация деятельности на самообразование и самовоспитание, формирование чувства ответственности за свои поступки;
– анализ, обобщение, распространение передового социально-педагогического опыта;
– координация деятельности всех специалистов (педагогов, психологов, медиков, социальных работников и др.), решающих проблемы ребенка;
– исследование проблем социального воспитания в целом [1, 2, 3, 4, 5].
Потребность в социально-педагогической деятельности возникает в том случае, когда у отдельного человека или группы возникают проблемы во взаимоотношениях со средой, то есть, объектом социальной педагогики выступают дети, у которых тем или иным образом нарушен процесс социализации [1].
Важнейшим содержательно-процессуальным компонентом, началом любой социально-педагогической деятельности является социально-педагогическая диагностика. Социально-педагогическая диагностика представляет собой исследовательскую деятельность, специально организованный процесс, ориентированный на получение информации о влиянии на личность (группу) различных факторов. Ее цель – выявление причин отклонений в индивидуально-психологических качествах личности, характеристиках группы, социально-педагогической запущенности или неблагополучия. Дальнейшее развитие результаты социально-педагогической диагностики находят в подготовке диагноза и проектировании социально-педагогической деятельности (помощи, поддержки, коррекции, реабилитации и т.д.) [5,6 и др.].
Именно от верного понимания и формулирования проблемы (постановки диагноза) в определяющей мере зависит решение проблемы, предоставление необходимой помощи [7]. Типичными объектами социально-педагогической диагностики являются:
– развитие личности ребенка в социуме,
– особенности влияния среды на социализацию ребенка,
– положительные и негативные возможности среды в контексте социализации ребенка,
– сильные и слабые стороны ребенка как факторы, содействующие либо препятствующие его эффективной социализации и др. [ 8 и др.].
Комплексным инструментом работы социального педагога выступает социально–педагогическая технология – научно обоснованный и подтвержденный практическим опытом путь достижения поставленной социально-педагогической цели (Л.В. Мардахаев). Для решения диагностических задач предназначены диагностические социально-педагогические технологии, ориентированные на сбор информации о клиенте, социальной среде, изучение особенностей личности клиента, постановки диагноза (В.Г. Краснова, З.М. Шевцов и др.). На основе результатов, полученных посредством применения диагностических технологий, осуществляется дальнейшая коррекция или реабилитация ребенка, разрабатываются и реализуются программы социально-педагогической помощи и поддержки.
Одной из личностных характеристик, требующих коррекции, является лживое поведение. Ложь - это умышленная передача сведений, которые не соответствуют действительности. Лживое поведение в разной мере свойственна людям почти всех слоев общества и на зависит ни от социального положения, ни от статуса
(Т.В. Быкова, И.А. Винтин, Д.И. Дубровский, В. Ценев и др.). В то же время ложь не является имманентным свойством человека, так как дети, на ранних этапах развития, не умеет обманывать. В процессе взросления, по мере интеллектуального развития, восприятия, воображения, мотивационной, эмоциональной сфер и т.д., а также при усвоении социального опыта, у детей формируется способность лгать. В данный период у детей появляются субъективные причины оправдания собственной лжи. В.А. Лабутанская отмечает, что данная порочная черта личности, появившаяся в раннем детстве, первоначально без особой необходимости не проявляется, но потом индивид привыкает применять ее в экстренных случаях. Для того, чтобы у детей не появилась привычка обманывать, необходима целенаправленная воспитательная работа. Ее эффективность во многом зависит от того, какие внутренние причины породили детскую ложь, каковы ее истинные причины. То есть, начало коррекционной или воспитательной работы должно быть связано с изучением мотивов детской лжи, которые различны в разном возрасте и обусловлены особенностями развития сознания ребенка.
Комплексным инструментом деятельности социального педагога выступает социально-педагогическая технология – в общем виде, научно обоснованный и подтвержденный практическим опытом путь достижения поставленной социально-педагогической цели. В общем виде под технологией принято понимать совокупность приемов, применяемая в каком-нибудь деле, мастерстве, искусстве, с описанием последовательности действий (то есть, алгоритмизированная система методов и приемов выполнения деятельности). З.М. Шевцов, ссылаясь на содержание малого энциклопедического словаря социального педагога, определяет социально-педагогическую технологию следующим образом: «технология социально-педагогической деятельности - это практическая деятельность социального педагога, для которой характерна рациональная последовательность использования различных методов и средств с целью достижения эффективных результатов» [7]. Таким образом, социально-педагогическая технология описывает использование (с соблюдением определенной последовательности) системы методов и приемов, соответствующих конкретной цели социально-педагогической работы и способствующих ее достижению.
Основу технологического процесса составляет алгоритм действий (операций), названный В.Г. Красновой структурой социально-педагогической технологии. Алгоритм или структура общих и частных технологий несколько различаются.
В.Г. Краснова [1], в частности, выделяет следующие пять этапов в структуре общей технологии.
1. Диагностико-прогностический – начальный этап получения информации, включающий диагностику объекта, систематизацию информации, ее анализ, определение социально-педагогических проблем, построение прогноза вероятного развития.
2. Этап разработки последовательности действий: обозначение цели работы с клиентом; определение с учетом ситуации, индивидуальности клиента, его проблем, возможностей специалистов технологии работы; разработка и внедрение собственной технологии.
3. Этап подготовки к реализации выбранной технологии: выявление организационных, методических, математических и технических аспектов будущей деятельности.
4. Основной этап – реализация запланированных действий.
5. Экспертно-оценочный этап – оценка, интерпретация, анализ результатов реализации технологии.
Разработанная технология социально-педагогической диагностики подростковой лжи является: по типу – частной (диагностической), по назначению – направленного целевого назначения, по объекту – возрастная, индивидуально-групповая, место реализации – средняя общеобразовательная школа, характер решения проблем – социальное прогнозирование и моделирование, способ реализации определен по ведущей группе методов – диагностические социально-психологические методы. В процессуальном аспекте технология включает следующие этапы:
1. Формулировка проблемы, на решение которой направлена технология, и цели ее применения:
а) индивидуальная – повышение уровня лживости у ученика (цы) шестого класса общеобразовательной школы;
б) групповая – повышение уровня лживости у подростков – учащихся шестого класса общеобразовательной школы.
Цель применения технологии:
а) индивидуальная – оценить частоту и уровень склонности ко лжи ученика (цы); определить ведущие мотивы и ситуации лжи, характерные для ученика (цы); выявить личностные, семейные и групповые факторы, обусловливающие лживое поведение ученика (цы);
б) групповая – оценить частоту и уровень склонности ко лжи подростков; определить ведущие мотивы и ситуации лжи, характерные для обследуемого контингента школьников; выявить личностные, семейные и групповые факторы, обусловливающие лживое поведение подростков.
2. Сбор первичной информации.
а) об ученике (це):
– имя, адрес, время и место рождения; состав семьи, близкие родственники, характер внутрисемейных отношений, социальный, профессиональный, культурно-образовательный статус членов семьи, где и кем воспитывался ученик (ца), начиная с рождения; отношения вне семьи;
– предшествующее развитие ученика (цы) – развитие до трех лет (особенности и проблемы развития языка, моторики, навыков настойчивости, самостоятельности, трудности в поведении), дошкольное развитие (любимые занятия, обязанности в семейном кругу и взаимоотношения с членами семьи, особенности общения с детьми, конфликты, особенности характера, проведение досуга), развитие в младшем школьном возрасте (адаптация к школьной жизни, успешность учебы, отношения в педагогами и одноклассниками, участие в общественной жизни, обязанности в школе и дома, особенности проведения досуга);
– состояние ученика (цы) в настоящее время – наличие хронических заболеваний, диспансеризация, травм, операций;
– общечеловеческие потребности как члена определенной группы населения (школьник (ца), друг (подруга), сын (дочь), брат (сестра) и др.): факторы и установки в классе; статус в классе; стиль жизни в классе и т.д.; семейный статус, семейные обязанности и пр.;
– суть социально-педагогической помощи – ожидаемый результат социально-психологической диагностики (выяснение причин и факторов повышения лживости у ученика (цы)), возможные препятствия в диагностики (например, закрытость, неискренность ученика (ца), других респондентов), факторы успешности решения проблемы (искренность, ответственность респондентов и пр.), факторы, влияющие на мотивацию клиента (интересы, мотивы, ценностные ориентации и пр.);
б) о группе (классе) – к индивидуальным сведениям о каждом члене ученического коллектива (см. п. (а)) собирается информация о социометрических характеристиках группы, групповой сплоченности, психологического климата в классе.
3. Выдвижение гипотезы: особенности развития подростков, а также первичные сведения о группе позволяют предположить, что ложь у обследуемого контингента детерминируется особенностями социальной ситуации развития, а именно:
– в стремлении казаться или быть взрослым (например, через владение атрибутами взрослой жизни);
– в стремлении обособиться от взрослых (оградить свой внутренний мир);
– в стремлении иметь товарищей и друзей (от которых зависит самооценка подростка), так как ключевым значением ведущей деятельности в жизни подростка является общение со сверстниками.
В качестве дополнительных факторов могут выступать: личностные – природная степень честности (правдивости), особенности ценностных ориентаций и направленности личности подростков, уровень общительности (коммуникативные способности и умения) и эмпатии; групповые – психологическая атмосфера в ученическом коллективе, степень групповой сплоченности.
Методы социально-педагогической диагностики: анкетирование, тестирование, беседа, наблюдение, социометрия.
Диагностируемый контингент: учащиеся (учащийся), педагоги, родители.
4. Проверка гипотезы: сбор дополнительной информации посредством применения выбранных методов (проведение анкетирования, тестирования, наблюдения, бесед, социометрии); обработка полученных результатов с применением методов математической статистики; анализ результатов.
5. Интерпретация полученных, обработанных и проанализированных результатов социально-педагогической диагностики; формулировка выводов. В случае неполноты полученных сведений и/или не достаточной ясности результатов – повторение процедуры диагностики и использованием дополнительных (уточняющих, конкретизирующих) диагностических методик.
6. Составление прогноза решения проблемы снижения частоты проявлений лживого поведения у подростков (подростка), социально-педагогические и семейные условия решения проблемы.
7. Разработка практических рекомендаций по дальнейшей работе над проблемой подростковой лжи: педагогам, родителям, коллективу учащихся (учащемуся).
Методическая (содержательная) часть технологии включает:
- Разработанные диагностические материалы для родителей состоят из анкеты, карты наблюдения за ребенком и приложения. Анкетный лист включает десять вопросов: первый – демографический, далее о частоте, формах, ситуациях, в которых дети обманывают. Родителям перед анкетированием предлагается в течение двух месяцев записывать свои наблюдения в «Карту наблюдения за ребенком»; при заполнении карты рекомендуется, в случае сомнений в истинности причин детской лжи, указывать на неуверенность в собственном мнении. В приложении приведена характеристика мотивов и форм лжи, а также примеры описания ситуаций детской лжи.
Кроме того, в пакет диагностических материалов для родителей включен тест – опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Стоина. Он предназначен для определения типа родительского отношения к ребенку и включает шестьдесят один вопрос, ответы на которые позволяют оценить отношение по пяти шкалам: принятие-отвержение, кооперация, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, маленький неудачник.
2. Разработанные диагностические материалы для педагогов включают анкету, карту наблюдения за группой детей и приложения. Анкета и педагогическая карты наблюдения для педагогов подобны родительской анкете и педагогической карте соответственно, за исключением отсутствия вопроса о демографии и варьирования некоторых формулировок.
- Разработанные диагностические материалы для подростков включают анкету, состоящую из двенадцати вопросов (два из которых – демографические, остальные направлены на получение сведений о причинах, частоте, типичных формах лжи). Отметим, что при составлении анкеты большинство вопросов формулировались либо как гипотетические, либо как косвенные – с целью повышения искренности респондентов; анкетирование проводится индивидуально или с группой и является анонимным.
Тест Л.П. Николаевой «Детская ложь. Мотивы и причины» (модифицированный) определяет выраженность каждого из шести мотивов лжи (ложь во избежание наказания, ложь с целью защиты товарищей, ложь во избежание унижения и стыда, ложь с целью повышения своего социального статуса, желание не создавать неловкой ситуации, «оправданная» ложь); каждому мотиву поставлены в соответствие по две гипотетических ситуации, описанных П. Экманом и А. Гармаевым; респондентам предлагается, ознакомившись с описанными ситуациями, выбрать для каждой из них один из двух предложенных вариантов поведения; сделанный выбор (при сопоставлении его с ключом) позволяет определить, во-первых, лживость/правдивость поведения в определенных условиях, во-вторых, причину (тип мотива) лживого поведения.
Тест – опросник «Честность» (А.Я. Психология (azps.ru)) выявляет уровень честности, открытости испытуемого возрастной категории – «13+»; представляет собой список из тридцати четырех утверждений, относительно которых испытуемым предлагается выразить согласие («да») либо несогласие («нет»); в зависимости от количества ответов «да» и «нет», соответствующих ключу, определяется уровень честности респондента.
Тест «Ориентационная анкета» Б. Басса, предназначенная для определения личностной направленности на себя (Я), на дело (Д) или на общение (О); включает двадцать семь вопросов, на каждый из которых необходимо выбрать один вариант ответа из трех предложенных; при этом каждый из предложенных вариантов ответа соответствует конкретному типу направленности. Набранные баллы суммируются отдельно по каждому типу направленности в соответствии с ключом; определяется ведущий тип направленности личности.
Тест «Ценностные ориентации» М. Рокича, позволяющий выстроить иерархии типичных для личности терминальных и инструментальных ценностей посредством ранжирования двух групп ценностей, отраженных в стимульном материале (по 18 пунктов в каждой группе).
Тест «Карта интересов» А. Карелина, опросник которого включает 144 вопроса, касающиеся предпочтительных для респондентов видов деятельности; сверка ответов с ключом позволяет определить, к какой области науки и практики имеет наибольшие склонности респондент (физика, математика, искусство, общественная работа, педагогика и др. – всего 24 наименования).
Тест «Определение индекса групповой сплоченности» Сишора, заключающийся в необходимости ответить на пять вопросов, выбирая при этом один из предложенных вариантов ответа (четырех или шести – в зависимости от вопроса); каждый сделанный выбор кодируется затем в баллах (в соответствии с ключом), подсчитывается сумма баллов (от 5 до 19), которая и составляет искомый индекс.
Тест «Атмосфера в группе» А.Я. Лутошкина, в соответствии с которым испытуемым предлагается выбрать, с каким цветом у них ассоциируется пребывание в коллективе; в зависимости от выбранного цвета (значения цветов представлены в ключе) характеризуется эмоциональное состояние испытуемых, свидетельствующее о состоянии психологического климата в группе;
Тест «Исследование уровня эмпатийных тенденций» И.М. Юсупова, применение которого позволяет, посредством сравнения с ключом ответов на тридцать шесть вопросов, определить особенности и уровень эмпатии (сопереживания) испытуемых: 82-90 баллов – очень высокий, 63-81 балл – высокий, 37-62 балла – нормальный, 12-36 баллов – низкий, менее 11 баллов – очень низкий.
Методика социометрии позволяет определить характер межличностных отношений в группе; методика предполагает заполнение каждым членом группе социометрических карточек, в которых испытуемые должны сделать положительный и отрицательный выбор из остальных представителей коллектива в заданных условиях (приглашение на вечеринку, совместный поход, определение руководителя и т.п.); затем испытующий составляет социоматрицу группы, в которой отражаются все сделанные выборы, определяя, таким образом, лидеров и аутсайдеров по заданному критерию.
Выводы делаются на основе сопоставительного анализа результатов всех видов диагностики всех трех групп респондентов. В связи с этим при проведении социально-педагогической диагностики группы подростков учитываются результаты анкетирования / тестирования / наблюдения не всех детей класса, а только тех, чьи родители участвовали в обследовании.
Практическая апробация разработанной технологии осуществлялась на базе средней общеобразовательной школы № 88 г. Майкоп; контингент респондентов составили: обучающиеся шестого (17 человек) класса, родители (20 человек), педагоги (8 человек). Обработка и анализ результатов позволили сделать выводы относительно факторов и мотивов подростковой лжи.
Лживое поведение в подростковом возрасте направлено на разные объекты и детерминируется разными мотивами. Обман родителей первоначально вызван желанием оградить свои чувства и мысли от их пристального внимания, приобрести больше самостоятельности, избежать наказания в виде запрета на общение с друзьями. Менее значимыми мотивами лжи определяются желания избежать поручений или получить подарок. Отметим, что почти отсутствуют альтруистические мотивы доставления удовольствия и защиты.
Ложь учителям вызвана, во-первых, мотивом избегания стыда и защиты друзей; во-вторых, мотивами избегания наказания (в том числе за наказание воспринимается оповещение родителей о проступке/неуспеваемости) и повышения своего статуса среди товарищей. Отметим, что альтруистические мотивы (защита педагога, желание доставить ему удовольствие) не выражены.
Наибольшим разнообразием мотивов определяется ложь сверстникам. Популярны мотивы одобрения, повышения своей популярности (статуса), приобретения внимания, стремление защитить от наказания, страх отторжения. Наименее выражены мотивы, связанные с желанием предупредить ссоры, увлечь, рассмешить; на последних позициях мотивы получения подарка и защиты от огорчения, а также мотивы приобретения превосходства и избегания стыда.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что подростковая ложь наиболее часто проявляется в ситуациях появления угрозы общению с референтной группой; повышения или понижения статуса среди сверстников. В зависимости от объектов подростковой лжи варьируются и ее формы: при обмане родителей стандартными формами являются недоговорка, умолчание и блеф. При лживом поведении в кругу сверстников характерными формами лжи являются умолчание, блеф, преувеличение, приукрашивание. Распространенными формами лжи учителям являются отрицание, умолчание, самооговор.
Снижение частоты проявлений лживого поведения подростков возможно при условии соблюдения следующих рекомендаций:
– родителям: принимать их взрослости; проявлять тактичность; создавать условия для проявления их самостоятельности; при беседе формулировать косвенные вопросы про общение со сверстниками; контролировать выбор медиапродукции, вовлекать в обсуждение увиденного или прочитанного; уважать (относится с пониманием) их хобби, занятиям и делам; избегать излишней опеки, демонстрации страхов и тревоги за детей;
– педагогам: создавать условия для реализации творческих, образовательных, индивидуальных способностей; способствовать организации самоуправления в коллективе; не ставить в условия, когда они вынуждены давать характеристики своим товарищам, их поступкам; повышать уровень сплоченности коллектива через проведение мероприятий (классные часы, совместные походы и экскурсии, беседы и т.д.).