Full text

Найди слова для своей печали, и ты полюбишь ее.
(Оскар Уйальд)

 

В жизни бывают такие моменты, когда плачет душа. И только через творчество можно по-настоящему излить свои чувства.

 

Мне надо потерпеть немножечко, я знаю,

Не торопить любовь, себя не торопить...

Но каждый вечер я тихонько заклинаю:

"Самой мне лёд внутри тебя не растопить".

 

Что за преграда встала между нами?

Идти с тобою суждено по одному пути?

Какой финал написан небесами?

Где сердце мне твоё найти?

 

Я задаю вопросы эти сотни раз,

Придумываю каждому ответы.

Наверно напишу когда-нибудь рассказ.

Хотя зачем тебе мои секреты.

 

Стихотворение "Зачем тебе мои секреты" написано в стиле элегия. Элегия — лирический жанр, содержащий в стихотворной форме какую-либо жалобу, выражение печали или эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни[1].Лирическим называют род литературы, в котором внимание автора уделяется изображению внутреннего мира, чувств, переживаний. Событие в лирике важно лишь постольку, поскольку оно вызывает эмоциональный отклик в душе художника. Именно переживание становится в лирике главным событием. Лирика как род литературы возникла в глубокой древности. Слово "лирика" греческого происхождения, но не имеет прямого перевода. В Древней Греции стихотворные произведения, изображающие внутренний мир чувств и переживаний, исполняли под аккомпанемент лиры, так и появилось слово "лирика". Важнейшим персонажем лирики является лирический герой: именно его внутренний мир и показан в лирическом произведении, от его имени художник-лирик говорит с читателем, а мир внешний изображается в разрезе тех впечатлений, которые он производит на лирического героя.

Лирические произведения в различные эпохи делились на различные жанры. И по отношению к лирике XIX в. сыграл ту же роль, что и по отношению к другим родам: жанры смешались, и их строгие когда-то границы распались. Тем не менее, жанры эти, перестав появляться в чистом виде, не исчезли. Лирика зародилась в античности, и античные лирические жанры стали классическими. Они были востребованы и в эпоху Возрождения, и в эпоху классицизма, и в Новое время. Некоторые из них правда ушли безвозвратно, например: панегирик - это такой тип стихотворения, который верные придворные посвящали своим господам, сейчас он живёт только в сатирическом виде, туда же канули памфлеты, дифирамбы, последние кстати, сейчас также употребляются как насмешка. «петь дифирамбы и т.д.». Во времена античной Греции все эти слова не носили нарицательного смысла. Гимн – сейчас относится к песенным жанрам, а во времена древней Греции был жанром сугубо лиричным, гимны имели все родовитые и знатные люди, гимны посвящали готовящимся мероприятиям, играм, состязаниям. Одним словом, в жизни грека без них не обходились. До начало девятнадцатого века подобное деление лирических жанров было вполне актуальным, правда, потом начали появляться другие лирические жанры. Они отличались как размером, так и содержанием, от всего, что ранее было введено греками в литературу. На смену классическим жанрам пришла поэма, лирическая баллада и т.д. В двадцатом веке было введено такое понятие как белый стих и эссе – оба эти лирические жанра написаны прозой, однако притязают на звание лирики[2].

Высокая лирика прежде объединялась под общим названием «ода». К началу XIX в. сохранялся только один вид оды – ода торжественная, лирическое стихотворение на значительную тему (например, на политические события, на какой-нибудь отвлеченный тезис философского или нравственного порядка), имитирующее ораторскую речь.

Ода – как риторическая лирика – отличалась усиленным применением стилистических приемов (тропов и «фигур») и диалектическим развитием мотивов. Объем оды обычно превышал средний объем лирического стихотворения.

В конце XVIII в. с одой боролась за преимущественное значение элегия, разрабатывавшая интимную тематику, в соответствующем эмоциональном плане (типичны любовные элегии, распространены были элегии, окрашенные эмоциями печали, горести, уныния; эти последние и создали типичное представление об элегии как о печальном стихотворении).

От элегии, после падения этого жанра как строгой формы, противостоящей оде, развилась романсная лирика середины XIX в., представленная в стихотворениях Фета, Полонского, Ал. Толстого и мн. др.

Элегия возникла в античной Греции и была жанром дидактической поэзии, посвящённым общественным темам, политическим вопросам. В поэзии античного Рима она стала жанром преимущественно любовной лирики (отдельные стихотворения у Катулла, ранний цикл стихов у Овидия). Античную поэты при сочинении произведений элегий использовали форму элегического дистиха. В таком виде её копировали латиноязычные поэты позднего Средневековья и эпохи Возрождения. Обращались к жанру и поэты-классицисты; в России 18 в. – В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, А. А. Ржевский, М. М. Херасков. Расцвет элегии приходится на эпоху романтизма: в Англии – Т. Грей, в Германии – И. В. Гёте, во Франции – А. Шенье. В России родоначальником элегий был В. А. Жуковский, его элегии «Сельское кладбище», «Вечер», «Славянка» состоят из двух частей: в первой описывается природа, а во второй – навеянное пейзажами рассуждение. Эту структуру поначалу воспроизводят элегии А. С. Пушкина («Деревня»), но он быстро преодолевает её («Погасло дневное светило…», «Редеет облаков летучая гряда…», «К морю»). В элегиях середины 19 в. «природная» часть обычно редуцирована («Элегия» Н. А. Некрасова). С этого времени термин «элегия» теряет жанровую определённость.

Элегией назвал Жуковский свое стихотворение «Море». Вообще, в первой половине XIX в. поэты любили давать своим стихотворениям название элегии, особенно Батюшков, Боратынский, Языков и др.; впоследствии оно вышло из моды. Но элегическим характером проникнуты многие стихотворения наших поэтов. Да и в мировой поэзии вряд ли найдется поэт, у которого бы не было элегических стихотворений. В немецкой поэзии знамениты «Римские элегии» Гете. Элегиями же являются стихотворения Шиллера: «Идеалы» (в переводе Жуковского «Мечты»), «Resignation», «Прогулка». К элегиям принадлежит многое у Матиссона (Батюшков перевел его «На развалинах замках в Швеции»), Гейне, Ленау, Гервега, Платена, Фрейлиграта, Шлегеля и мн. др. У французов элегии писали: Мильвуа, Дебор-Вальмор, Каз. Делавинь, А. Шенье (М. Шенье, брат предыдущего, перевел элегию Грея), Ламартин, А. Мюссе, Гюго и др. В английской поэзии, — кроме Грея, — еще Спенсер, Юнг, Сидней, позднее Шелли и Байрон.В Италия Э. писали: Аламанни, Кастальди, Филикана, Гуарини, Пиндемонте. В Испании: Боскан-Альмогавер, Гарс-де-ле Вега. В Португалии — Камоэнс, Феррейра, Родриг Лобо, де-Миранда.У нас еще до Жуковского делали попытки писать элегии: Павел Фонвизин, автор «Душеньки» Богданович, Аблесимов, Нарышкин, Нартов[3].

 Таким образом, элегия -   один из самых популярных жанров мировой лирики. Она связана с ситуацией воспоминания окрашенного в грустные тона ностальгией по прошлому.  Меня   привлекает элегия, тематика которой — размышления о суетности земного существования, погружение в собственный  внутренний мир.