Подростки и молодежь характеризуются повышенной криминальной активностью (если иметь в виду «обычную» преступность, streetcrime, а не «беловоротничковую»). Вместе с тем, как принято считать, они будущее любой страны, от их привычного поведения, образа жизни, личностных качеств зависит и судьба общества, государства. Не удивительно поэтому, что подростково-молодежной преступности уделяется столь большое внимание в отечественной и зарубежной литературе — криминологической, социологической, психологической, педагогической. Хотя и важная роль подростков и молодежи для будущего страны, и их повышенная криминальная активность являются фактом, эта проблема не столь проста и однозначна.
Относительно негативная оценка взрослыми поведения детей, подростков, молодежи наблюдается на протяжении всей истории человечества. «Конфликт поколений» присущ не только новой истории. Старшие поколения всегда не довольны младшими, а те отвечают взаимностью.
Молодому поколению закономерно присуща повышенная активность, проявляющаяся как в негативных (относительно высокая криминализация, наркотизация, сексуальные девиации), так и в позитивных (художественное, техническое, научное творчество) проявлениях девиантности. Дети, подростки, молодые люди обладают высокой энергетикой, стремлением «открыть» или сделать что-то новое, ранее неизвестное, самоутвердиться в инновационной деятельности. Но за все приходится платить. Поиск приводит и к творческим достижениям, и к негативным девиациям, включая преступность. Да и гибнут дети, подростки, молодые люди чаще, чем им «положено» по возрасту (высокая виктимность).
Преступность несовершеннолетних остается, пожалуй, самой из серьезных проблем в Российской Федерации на современном этапе.
Понятие преступности среди несовершеннолетних связано с возрастом 14–17 лет, хотя ряд тенденций имеет место и в младших возрастных группах (более 90 тысяч детей в России ежегодно совершают преступления до достижения возраста уголовной ответственности) [1].
По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), ежегодно только по официальным данным в мире погибают в результате насилия около 31 000 детей в возрасте до 15 лет.
В одном из онлайн-интервью «Стайка подростков – это мило, стая – это уже страшно», начальник отдела по делам несовершеннолетних Главного управления МВД России по Краснодарскому краю подполковник полиции Елена Кочкина, пояснила, что с 2005 года мы наблюдаем стойкое снижение статистики таких преступлений. Если за 2005 год их насчитывалось 2519, то в 2014 году совершено было 1353 преступления, а в 2015 году – уже 1300. За первые три месяца 2016 года подростки совершили 269 преступлений, эта цифра, в сравнении с теми же тремя месяцами предыдущих лет, значительно меньше. Проводится масса мероприятий совместно с администрацией края. С ночных улиц Краснодара за 3 месяца 2016 года было возвращено домой около 2000 несовершеннолетних, что больше показателей 2015 года, когда за 3 месяца было возвращено 1703 подростка. Работу перевели на профессиональные рельсы. Руководитель ГУ МВД ежедневно уделяет внимание результатам работы в данном направлении. Работа идет полным ходом, и мы стараемся не снижать заданную планку [2].
Однако вышеприведенные данные недостаточно достоверно отражают фактическое состояние преступности несовершеннолетних. Для столь значительного снижения ее количественных показателей нет необходимых социально-экономических предпосылок. Продолжающийся экономический кризис, снижение уровня доходов большинства семей, увеличивающийся разрыв в доходах населения, снижение качества образования, широкая пропаганда в средствах массовой информации псевдокультуры, сексуальной разнузданности, жестокости и насилия, процессы алкоголизации и наркотизации подростков, рост числа разводов, деформация института семьи, снижение ее воспитательного потенциала, увеличение количества детей, оставшихся без попечения родителей, – все эти факторы объективно способствуют росту преступности несовершеннолетних или, по крайней мере, стабильности ее показателей. Это дает основание для вывода, что зафиксированное сокращение преступности несовершеннолетних произошло, прежде всего, за счет повышения уровня ее латентности. Несмотря на статистически зафиксированное сокращение количественных показателей подростковой преступности, она претерпевает неблагоприятные структурные (качественные) изменения: стабильно высоким остается удельный вес совершаемых подростками тяжких и особо тяжких преступлений; расширяется сфера их криминальных интересов (при сохранении преимущественно корыстной и насильственной направленности); повышается криминальная самостоятельность и инициативность несовершеннолетних преступников; прослеживается устойчивый рост показателей повторной преступности подростков; происходит феминизация подростковой преступности; стремительно увеличивается доля подростков, совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения. Эти процессы закономерно оказывают свое негативное влияние на «взрослую» преступность, равно как и на преступность в целом.
Увеличение доли латентных преступлений, совершенных несовершеннолетними, находится в русле общей тенденции повышения уровня латентности и преступности в целом, которая убедительно доказана современными криминологическими исследованиями. Не углубляясь в рассмотрение этого вопроса, отметим, что сокращение зарегистрированной преступности в России происходит на фоне роста числа зарегистрированных органами внутренних дел заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях (в 2011 г. – на 3,5%, в 2012 г. – на 6,7%, в 2013 г. – на 7,6%). Причем разрыв между данными о зарегистрированных заявлениях и преступлениях стремительно возрастает. Если в 2005 г. число заявлений превышало количество зарегистрированных преступлений в 4,5 раза, то в 2012 г. – уже в 11,5 раза, а в 2013 г. – в 12,9 раза, что не оставляет сомнений в повышении уровня латентности преступности в целом, равно как и подростковой преступности в частности.
Преступность несовершеннолетних имеет в основном корыстную и насильственную направленность. Вместе с тем специальные криминологические исследования показывают, что в последние годы в структуре преступности несовершеннолетних увеличивается удельный вес преступлений, которые отличаются сложностью механизма совершения (в частности, мошенничеств, преступлений в сфере экономической деятельности, преступлений в сфере компьютерной информации). Несовершеннолетние довольно активно «осваивают» новые для них преступления, занимают новые криминальные ниши, что позволяет говорить о своеобразной «диверсификации» подростковой преступности.
Характерной особенностью преступности несовершеннолетних является высокий удельный вес преступлений, совершенных в соучастии. В 2010 г. доля несовершеннолетних, совершивших групповые преступления, составила 40,9 %, в 2011 г. – 42,5 %, в 2012 г. – 41,4 %, в 2013 г. – 41,8 %, в 2014 г. – 41,8 %. Учитывая же, что в 2007 и 2008 гг. этот показатель достигал 48,1 % и 45 %, можно констатировать некоторое сокращение групповой преступности несовершеннолетних. С одной стороны, эту тенденцию следует оценивать положительно, так как преступления, совершенные в соучастии, при прочих равных условиях признаются более общественно опасными, нежели преступления, совершенные единолично. С другой стороны, приведенные данные свидетельствуют о повышении криминальной самостоятельности и инициативности несовершеннолетних преступников, что не может не вызывать опасений.
Серьезную озабоченность вызывают и результаты анализа повторной преступности несовершеннолетних. Официальная статистика демонстрирует тенденцию устойчивого роста удельного веса подростков, ранее совершавших преступления. В 2006 г. их доля среди несовершеннолетних преступников составляла 16,0%, в 2007 г. – 17%, в 2008 г. – 17,6%, в 2009 г. – 18,5%, в 2010 г. – 19,1%, в 2011 г. – 19,6%, в 2012 г. – 21,8%, в 2013 г. – 23,2 %, а в 2014 г. – уже 26,1 %. Приведенные данные свидетельствуют о явно недостаточной эффективности мер предупреждения повторных преступлений и ненадлежащей деятельности органов и учреждений, в обязанности которых входит профилактика преступности несовершеннолетних.
Основная часть полномочий по осуществлению мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних возложена на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав [3].Эти подразделения выявляют подростков, от которых, судя по их противоправным и антиобщественным поступкам (совершению административных правонарушений, прежней судимости и т.п.), можно ожидать совершения преступлений, и ставят их на профилактический учет, являющийся специфической формой социального контроля.
Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
-предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений или иных антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение их причин и условий;
-обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
-социально-психолого-педагогическая реабилитация несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;
-выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений или иных антиобщественных действий.
-профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению;
-профилактика вовлечения несовершеннолетних и лиц, страдающих психическими заболеваниями, в совершение правонарушений и противоправных действий.
Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:
а) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
б) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
в) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
г) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии, или в связи с изменением обстановки, или в связи с примирением с потерпевшим, деятельным раскаянием, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
д) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
е) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
ж) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
з) получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
и) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния [4].
Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к воспитанию несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих деятельность, связанную с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
Работа Инспектора заключается в том, чтобы знать каждого своего подопечного, контролировать его поведение, сделать все возможное, чтобы стал он хорошим человеком и лишился опеки полиции.
Конечно, делается это не в одиночку. Инспекции опираются на помощь, поддержку и содействие городских, профсоюзных организаций, трудовых коллективов, спортивных, культурно-просветительных учреждений, добровольных народных дружин и других государственных и общественных организаций.
Инспектор может внести предложение в соответствующую государственную или общественную организацию о назначении общественного воспитателя для проведения с подростком, совершившим правонарушение, индивидуальной воспитательной работы, привлечения его к общественно полезному делу, участию в спортивных и других кружках и секциях. Ведь давно замечено: скука, безделье, пустое времяпрепровождение приводит иной раз к тому, что подросток пытается искать «приключений», острых ощущений в конфликте с законом и нравственными нормами.
Влияние инспекции распространяется не только на самого несовершеннолетнего, но и на его родителей. Инспектор обязан знать условия семейного воспитания подростка. И если выявляется, что родители злостно уклоняются от выполнения своих обязанностей, дурно влияют на детей, способствуют совершению ими правонарушений, направляют на них материалы в соответствующие органы для принятия законных мер. Инспектор имеет право посещать несовершеннолетних правонарушителей по месту их жительства, проводить с ними и их родителями беседы; вызывать их в милицию для выяснения обстоятельств, связанных с правонарушением; применять официальное предостережение о недопустимости антиобщественного поведения как к самим несовершеннолетним, так и к их родителям.
В случаях, когда эти профилактические меры не дают необходимого результата, Инспектор по делам несовершеннолетних может поставить вопрос о направлении подростка, совершающего правонарушения, в специальную школу или специальное профессионально-техническое училище. Условия воспитания и педагогического режима в этих учебно-воспитательных учреждениях отличаются от обычных школ усиленным педагогическим контролем. Им запрещается свободный выход за пределы территории школы или училища без разрешения администрации. Распорядок дня, система учебных, воспитательных, трудовых и досуговых мероприятий построены таким образом, чтобы обеспечить полную занятость учащихся общественно полезным делом. В эти учебно-воспитательные учреждения педагогически запущенные подростки направляются по решению комиссий по делам несовершеннолетних. Инспектор по делам несовершеннолетних должен четко разъяснить подростку все возможные последствия его неразумного поведения. Ведь государство, предоставив несовершеннолетним права на образование, на культурный, содержательный досуг, возложило на них и определенные обязанности. И тот, кто уклоняется от их выполнения, вступает в конфликт со всем укладом нашей жизни.
Инспектор по делам несовершеннолетних — это прежде всего человек неравнодушный, искренне и деятельно обеспокоенный судьбой «трудных» подростков. Все они очень разные, и к каждому нужно подобрать свой ключик. Одному бывает достаточно самого факта постановки на учет в инспекции, чтобы круто пересмотреть свое поведение. С другим надо немало повозиться. И прежде чем использовать самые «сильные» средства, Инспектор должен сделать все, чтобы пробудить совесть подростка словом убеждения.
Таким образом, подразделения по делам несовершеннолетних Органов Внутренних Дел Российской Федерации являются главным рычагом по борьбе с преступностью несовершеннолетних.