* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-12-23014 а(р) «Особенности российской системы пенсионного обеспечения: региональный аспект» и администрации Краснодарского края
Пенсионная система в силу своей масштабности, многоукладности и наличия большого государственного пенсионного долга по советским пенсионным обязательствам остается для экономики главным вопросом в течение всего XXI века. Таким образом, государство должно сохранять свою ведущую функцию, построенную на принципах регулятора социального страхования в пенсионной системе на весь переходный период для поддержания социальной стабильности.
В экономическом плане актуальными являются два важных вопроса: необходимость увеличения пенсионного возраста и целесообразность сохранения накопительной части пенсионных отчислений. В этом случае аргументы опираются на расчеты, касающиеся текущих демографических тенденций в стране и будущие размеры пенсионных выплат.
Демографическая ситуация формируется типом репродуктивного поведения и характером изменения численности населения предыдущих лет. Как показывают статистические данные демографической ситуации численность населения величина непостоянная, и изменения ее во времени подвержены циклическим колебаниям [1].
Однако демографическая ситуация обладает значительной инерцией, поэтому поступления в пенсионную систему (особенно в долгосрочной перспективе) в большей степени зависят от развития экономики, ее возможностей. Более высокие темпы роста экономики, по-видимому, обеспечивают более высокие уровни оплаты труда и соответствующие уровни пенсионных отчислений. В связи с этим, следует сосредоточиться на определении роли и места пенсионной системы в общей стратегии долгосрочного развития страны и на этой основе сформулировать ключевые требования к ней в настоящем и будущем.
При анализе перспектив развития пенсионной системы часто ссылаются на опыт стран, которые имеют аналогичные российским системам принципы социального обеспечения. Однако часто забывают о том, что проблемы с обеспечением социальных обязательств в странах Европейского союза возникли на фоне очень высокого уровня социального обеспечения и замедления темпов экономического роста.
По уровню пенсионного обеспечения населения Россия значительно уступает большинству стран Европейского союза, при этом разрывы в уровне пенсий по старости больше, чем в душевых доходах. Так, если показатель ВВП на душу населения в России, рассчитанный на основании паритета покупательной способности.
Проведем анализ прогнозных показателей пенсионного обеспечения в РФ, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Прогнозные показатели пенсионного обеспечения в Российской Федерации
Наименование показателя |
Годы |
|||||
|
2010 |
2015 |
2020 |
2025 |
2030 |
|
Численность населения, млн. чел. |
141,9 |
141,1 |
139,9 |
138,0 |
136,1 |
|
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет |
мужчины |
62,8 |
64,1 |
66,5 |
69,4 |
72,0 |
|
женщины |
74,7 |
75,3 |
76,5 |
77,7 |
79,0 |
Численность населения в трудоспособном возрасте, млн. чел. |
вариант 60/55 |
88,4 |
82,7 |
77,5 |
75,1 |
74,3 |
|
вариант 65/65 к 2030 г. |
88,4 |
87,2 |
87,3 |
85,1 |
86,9 |
Демографическая нагрузка на население в трудоспособном возрасте, промилле (вариант 60/55) |
населением в возрасте старше трудоспособного |
350,8 |
407,1 |
474,1 |
515,7 |
543,4 |
|
общая |
605,9 |
705,8 |
804,1 |
838,7 |
831,1 |
вариант 65/65 к 2030 г. |
населением в возрасте старше трудоспособного |
350,8 |
334,9 |
309,8 |
337,7 |
319,8 |
|
общая |
605,9 |
618,2 |
603,0 |
622,7 |
565,8 |
Как видно из таблицы 1, ухудшение демографической ситуации будет иметь негативное влияние на пенсионную систему. Более того, этот фактор станет одним из основных в рамках реформы пенсионной системы в ближайшие годы. В то же время понятно, что без роста реальных размеров пенсий будет очень трудно преодолеть существующие разрывы в уровне доходов между различными группами населения [2].
Министерство социального развития взяло курс на ликвидацию накопительного компонента. Целью данного курса является – взять наличные деньги, которые находятся в накопительном компоненте, для того, чтобы распределить их живущим пенсионерам и закрыть дыры в бюджете Пенсионного фонда. В этом случае будут использоваться средства накопительной части пенсии граждан всех возрастов. «Эти живые деньги, которые инвестируются и приносят доход, заменяются обещаниями на эту же сумму, которые будут или не будут выполнены через 20 лет».
В некоторых странах пенсионные накопления – важный инвестиционный инструмент воздействия на фондовые рынки и инвестиционную активность. Относительная неудача с формированием накопительной части трудовой пенсии в России отнюдь не свидетельствует о невозможности создания эффективных частных и государственных механизмов дополнительных пенсионных накоплений в будущем. Реализация таких механизмов может как увеличить доходы будущих пенсионеров, а также способствовать росту инвестиционной активности.
Для расчетов использовался единый демографический сценарий. Возрастные коэффициенты рождаемости в течение всего прогнозного периода задавались постоянными и соответствовали уровню 2010 г. (таким образом, суммарный коэффициент рождаемости был равен 1,5).
Возрастные коэффициенты смертности задавались с тем расчетом, чтобы в 2030 г. ожидаемая продолжительность жизни при рождении и мужчин и женщин в России примерно соответствовала текущим ее значениям. Предполагалось снижение младенческой смертности и смертности населения в трудоспособном возрасте. Миграционный прирост задавался на уровне последних лет - 200 тыс. чел. в год.
Проведем анализ демографического сценария в РФ за период 2010-2030 гг., которые представлены в таблице 2
Таблица 2
Основные результаты демографического сценария в РФ за 2010-2030 гг.
Наименование показателя |
Годы |
|||||
|
2010 |
2015 |
2020 |
2025 |
2030 |
|
Численность населения, млн. чел. |
141,9 |
141,1 |
139,9 |
138,0 |
136,1 |
|
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет |
мужчины |
62,8 |
64,1 |
66,5 |
69,4 |
72,0 |
|
женщины |
74,7 |
75,3 |
76,5 |
77,7 |
79,0 |
Численность населения в трудоспособном возрасте, млн чел. |
вариант 60/55 |
88,4 |
82,7 |
77,5 |
75,1 |
74,3 |
|
вариант 65/65 к 2030 г. |
88,4 |
87,2 |
87,3 |
85,1 |
86,9 |
Демографическая нагрузка на население в трудоспособном возрасте, промилле (вариант 60/55) |
населением в возрасте старше трудоспособного |
350,8 |
407,1 |
474,1 |
515,7 |
543,4 |
|
общая |
605,9 |
705,8 |
804,1 |
838,7 |
831,1 |
вариант 65/65 к 2030 г. |
населением в возрасте старше трудоспособного |
350,8 |
334,9 |
309,8 |
337,7 |
319,8 |
|
общая |
605,9 |
618,2 |
603,0 |
622,7 |
565,8 |
Как свидетельствуют данные таблицы 2 численность населения России к 2030 г. сократится примерно на 6 млн. чел. - до 136 млн. чел. Численность населения в трудоспособном возрасте (при сохранении текущих границ трудоспособного возраста) к 2020 г. сокращается - на 11 млн. чел., а к 2030 г. - на 14 млн. чел. Соответственно значительно возрастает демографическая нагрузка на трудоспособное население. В то же время ожидаемая продолжительность жизни при рождении по сравнению с 2010 г. увеличивается для мужчин - чуть более чем на 9 лет, а для женщин - на 4 года.
В части изменения пенсионного возраста были рассмотрены два ключевых сценария. При первом (вариант 60/55) в 2011-2030 гг. пенсионный возраст не меняется. Второй (вариант 65/65) предусматривал плавное увеличение возраста с 2012 г. выхода на пенсию с одновременным выравниванием пенсионного возраста для мужчин и женщин на уровне 62 года к 2018 г. К 2030 г. возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин увеличивался до 65 лет. Оба сценария предполагают сохранение текущих принципов формирования средств Пенсионного фонда.
Заданная динамика увеличения пенсионного возраста, с одной стороны, была связана с общим ростом продолжительности жизни, а с другой - опиралась на практику ряда европейских стран. С точки зрения экономической целесообразности, относительного ухудшения демографической ситуации и увеличения продолжительности жизни увеличение пенсионного возраста оправдано, а выравнивание пенсионного возраста между мужчинами и женщинами отражает ситуацию на рынке труда и соответствует мировым тенденциям. Кроме того, более высокие показатели продолжительности жизни у женщин наряду с более низким возрастом выхода на пенсию создают определенные искажения в функционировании пенсионной системы.
Противники повышения пенсионного возраста часто ссылаются на то, что большая часть плательщиков взносов на пенсионное страхование не доживет до пенсионного возраста. Однако прогнозируемое снижение смертности, даже при повышении пенсионного возраста к 2030 г. до 65 лет, позволит доживать до пенсии большей доле мужчин, чем сейчас, и примерно такой же доле женщин.
На рисунке 1 представлена диаграмма вероятности дожития мужчин и женщин до заданного возраста в РФ за 2010-2030 гг.
Рисунок 1 – Вероятность дожития мужчин и женщин до заданного возраста в РФ за 2010-2030 гг.
На рисунке 1 показано, что изменение пенсионного возраста приведет к сокращению демографической нагрузки на работающее население со стороны лиц старше трудоспособного возраста в 2030 году более чем на 40%.
При моделировании использовалось предположение, что в течение прогнозного периода доходность пенсионных накоплений не будет превышать индекс потребительских цен.
С 2022 г. начнется массовая выплата накопительной части трудовой пенсии по старости. В 2022 г. ее получит около 1 млн. чел., в 2030 г. - около 11 млн. чел. Средний размер накопительной части пенсии для всех рассмотренных сценариев не превысит 5% среднего размера всей трудовой пенсии по старости. В то же время совокупный объем пенсионных накоплений, в зависимости от сценария, в 2030 г. будет составлять 11-13% ВВП.
На формирование пенсионных накоплений в 2011-2020 гг. будут направляться средства, в среднем равные 1% ВВП, в 2021-2030 гг. - 1,3% ВВП. Отказ от формирования пенсионных накоплений, таким образом, может сократить нагрузку на работодателей или, если при сохранении ставок все взносы будут расходоваться на выплату страховой части пенсии, сократить дефицит бюджета ПФР. В то же время это может лишить экономику одного из важных источников инвестиций.
При формировании макроэкономического прогноза использовались два основных сценария. Первый из них представляет собой умеренно-оптимистический вариант развития экономики России в долгосрочной перспективе. Данный сценарий по заложенным в него предпосылкам согласуется с наиболее актуальной версией долгосрочных проектировок Министерства экономического развития РФ.
Рассмотрим показатель ВВП и основные элементы конечного спроса в РФ за 2011-2030 гг., которые представлены в таблице 3.
Таблица 3
Показатель ВВП и основные элементы конечного спроса в РФ за 2011-2030 гг.
Показатель |
Годы |
|||
|
2011-2015 |
2016-2020 |
2021-2025 |
2026-2030 |
Потребление домашних хозяйств |
8,6 |
6,4 |
6,5 |
4,6 |
Государственное потребление |
1,9 |
2,5 |
2,9 |
2,1 |
Инвестиции в основной капитал |
10,3 |
4,9 |
6,7 |
4,2 |
Экспорт |
4,4 |
3,9 |
3,6 |
3,7 |
Импорт |
9,5 |
4,6 |
4,9 |
3,8 |
ВВП |
6,4 |
5,5 |
6,0 |
4,5 |
Как свидетельствуют данные таблицы 3 средний темп прироста ВВП на прогнозный период в базовом варианте составляет 5,5%. Расчеты по базовому макроэкономическому варианту были использованы для формирования прогноза развития пенсионной системы по двум ключевым сценариям.
В случае сохранения текущих параметров выхода на пенсию в рамках базового макроэкономического сценария можно ожидать дальнейшего нарастания напряженности с формированием пенсионных выплат. В частности, при общем росте численности пенсионеров до 48,5 млн. чел. к 2030 г. численность занятых, приходящихся на одного пенсионера, сократится более чем на 22%. При этом объем пенсионных выплат к концу прогнозного периода достигнет уровня в 9,7% от ВВП. Такая динамика на фоне увеличения дефицита средств ПФР позволит поддерживать коэффициент замещения зарплат пенсиями на уровне, не превышающем текущие значения. Реальная средняя пенсия за 2011-2030 гг. вырастет в 2,8 раза (рост реальной пенсии практически совпадает с прогнозируемым ростом ВВП). Такая динамика может свидетельствовать о консервации текущего состояния в области пенсионного обеспечения и сохранении существующих разрывов в уровне жизни различных групп населения.
Таким образом, мы можем сказать, что в относительно благоприятных экономических условиях повышение пенсионного возраста пропорционально увеличению продолжительности жизни в стране практически полностью устраняет самые серьезные диспропорции в механизмах формирования пенсионных выплат и обеспечивает более высокие темпы роста доходов пенсионеров. Важно отметить, что увеличение коэффициента замещения показывает выравнивание уровня жизни в стране. Таким образом, реализация данного сценария позволяет устранить наиболее острые диспропорции в уровне доходов различных групп населения.
Разработка комплекса мероприятий по дальнейшему совершенствованию пенсионной системы должна быть непосредственно взаимоувязана не только внутри нее, но и с базовыми макроэкономическими параметрами развития страны, и строго синхронизирована на долгосрочную перспективу (весь период пенсионной реформы). Поэтому особое значение имеет координация всех этапов пенсионной реформы с макроэкономическими тенденциями в конкретный момент времени, как это определено действующим Бюджетным кодексом Российской Федерации.