В процессе хозяйственной деятельности между различными субъектами экономических отношений, в том числе и муниципальных учреждений здравоохранения, осуществляются денежные расчеты (по взаимным поставкам материальных ценностей, предоставлению услуг и выполнению работ). Денежные расчеты возникают также при выполнении учреждениями и организациями финансовых обязательств по платежам в бюджет, ссудам банка и другим обязательным платежам. Денежные расчеты осуществляются в форме движения наличных денег и денег в безналичной форме. Налично-денежный оборот включает платежи, осуществляемые наличными деньгами, и в основном связан с доходами и расходами населения. Преобладающим же является безналичный денежный оборот, сущность которого состоит в том, что платежи производятся путем перечисления (перевода) денег со счета плательщика на счет получателя средств. Безналичные расчеты осуществляются без участия наличных денег посредством движения денежных средств через счета в банках и путем зачета взаимных требований. Использование этого вида расчетов приводит к сокращению наличных денег в обращении и уменьшению затрат, связанных с печатанием, перевозкой и хранением наличных денег [6].В связи с переходом на принципы рыночной экономики в здравоохранении встал вопрос о внедрении финансового менеджмента, предполагающего оптимизацию ресурсного потенциала. Основная задача финансового менеджмента – создание финансовой устойчивости как системы в целом, так и отдельных ее элементов, что требует знания и соблюдения основных принципов финансового менеджмента: планирования, управления финансирования и контроля.
На современном этапе все процессы по финансированию учреждений здравоохранения, несомненно, происходит благодаря системе банковского обслуживания. Это обуславливается тем, что банки участвуют в аукционах по предоставлению учреждению услуги карточного обслуживания его работников, установлению расчетно-кассовых узлов на его территории.
Законодательство и банковское право регулируют денежный оборот, определяя права и обязанности субъектов расчетных отношений. Расчеты по счетам клиентов осуществляются банком в соответствии с полученными от учреждений денежно-расчетными документами, которые не обращаются во внебанковском обороте. Указанные принципы предопределяют роль, которая отводится банкам в организации денежного оборота в стране.
Безналичные расчеты в хозяйстве организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов организации расчетов, требований, предъявляемых к их организации и определенных конкретными условиями хозяйствования, а также форм и способов расчетов и связанного с ними документооборота. На современном этапе муниципальные учреждения здравоохранения сталкиваются с огромными проблемами, связанными с финансированием их деятельности из бюджетов федерального, регионального и местного уровней. Это обуславливает процесс совершенствования предоставления платных медицинских услуг и разработку ценообразования на них. Безналичные расчёты в организации деятельности большинства государственных учреждений имеют важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости средств, сокращении наличных денег, необходимых для обращения, снижении издержек обращения. Безналичные расчеты обслуживают в основном сферу хозяйственных связей учреждений и их взаимоотношения с финансово-кредитной системой. Таким образом, сущность их в том, что хозяйственные органы производят платежи друг другу за товарно-материальные ценности и оказанные услуги, а также по финансовым обязательствам путем перечисления причитающихся сумм со счета плательщика на счет получателя или зачета взаимной задолженности [11]. С введением обязательного медицинского страхования в финансировании здравоохранения в России появились новые источники. Таким образом, источниками финансовых ресурсов стали: бюджетные средства; взносы работодателей на обязательное медицинское страхование; средства населения; средства ведомств и предприятий на содержание ведомственных лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ).
Финансовые средства, перечисляемые предприятиями, организациями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами, независимо от форм собственности в соответствии с Положением об уплате страховых взносов в ФФОМС и территориальные ФОМС движутся через систему банковских безналичных расчетов.
Безналичные расчеты по составу участников разделяют на межхозяйственные и межбанковские, которые обслуживают, соответственно, отношения между клиентами банков и банками.
По объектам расчетов, то есть в зависимости от назначения платежа, безналичные расчеты разделяют на две группы:
1) расчеты по товарным операциям – платежи за товарно-материальные ценности, оказанные услуги и выполненные работы;
2) расчеты по нетоварным операциям – уплата налогов и перечисление других платежей в бюджет, получение и возврат банковских ссуд, страховых сумм.
Основное место в этих расчетах занимают платежи за материальные ценности и услуги.
В зависимости от места проведения безналичных расчетов выделяют:
– внутригосударственные (внутригородские, осуществляемые в пределах одного населенного пункта, и междугородные – за пределами этого пункта);
– межгосударственные расчеты (между хозяйственными субъектами, которые находятся на территориях разных государств) Самой большой проблемой здравоохранения в современных условиях является – финансирование. Основной проблемой является не расчет потребности в финансировании, а нахождение средств на существование и умение просуществовать на выделенные средства. В современной России сложилась бюджетно-страховая система финансирования здравоохранения.
К источникам финансирования относятся:
- Средства федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и местного самоуправления.
- Средства обязательного медицинского страхования (далее ОМС).
- Средства добровольного медицинского страхования (далее ДМС).
- Средства предприятий.
- Средства населения за оказанные медицинские услуги.
- Благотворительная помощь.
Источники финансирования учреждений здравоохранения представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Источники финансирования учреждений здравоохранения
Все источники финансовых средств разделяются и должны регулироваться соответствующими нормативными актами и положениями.
Правительство Российской Федерации, субъекты Федерации, местная администрация определяют порядок формирования и использования денежных средств.
Бюджетное финансирование в здравоохранении представляет собой основной источник средств некоммерческой медицинской деятельности, осуществляется государством или иным собственником учреждения здравоохранения на основании сметы расходов[7].
Среди основных проблем следует выделить отсутствие четкого разграничения расходных полномочий и доходных источников между уровнями бюджетной системы.
Для этого необходимо провести работу по следующим направлениям:
1. Продолжить упорядочение системы социальных льгот и выплат, предусмотрев при этом замену большинства категориальных льгот адресными формами социальной поддержки населения, а также ликвидацию ведомственных льгот.
2. Создать систему планирования и мониторинга социально-экономической результативности бюджетных расходов с помощью качественных и количественных индикаторов – как в отношении бюджетов всех уровней, так и в отношении конкретных бюджетополучателей.
Ассигнования из бюджета являются основным, но не единственным источником финансирования деятельности учреждений здравоохранения. Вторым по значимости источником денежных средств является система обязательного медицинского страхования. Система ОМС в округе построена в соответствии с федеральным законодательством.
Порядок взаимодействия между участниками системы ОМС определен в Положении о порядке оплаты медицинской помощи в системе ОМС, утверждаемом Согласительной комиссией по согласованию тарифов на медицинские услуги и Порядком информационного взаимодействия в системе обязательного медицинского страхования, утверждаемым Фондом.
В рамках Территориальной программы ОМС оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая неотложную, специализированная медицинская помощь, предусматривающая также обеспечение необходимыми лекарственными средствами в соответствии с законодательством РФ в случаях, определенных Программой. В России, как и во многих развитых странах, таких как Франция, Германия, Италия и др., финансирование имеет смешанный бюджетно-страховой характер, при котором за счет бюджета оплачиваются целевые программы, капитальные затраты, вложения и некоторые другие. Финансирование основной части медицинской помощи трудоспособного населения осуществляется с помощью медицинского страхования.
Цель медицинского страхования – гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.
Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. Финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования создаются федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования создается Правительством Российской Федерации и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования создаются соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации. Фонды обязательного медицинского страхования предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение. Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат. Здравоохранение – одна из ведущих направлений деятельности государства, целью которой является организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания всего населения. Система финансирования данной отрасли представляет собой наиболее серьезную работу по контролю за выполнением всех обязательств
муниципальных учреждений здравоохранения и носит политический, экономический, социальный, правовой, а также научный характер, направленный на сохранение и укрепление физического здоровья каждого человека, поддержание его жизнедеятельности на высоком уровне, предоставление ему медицинской помощи в случае ухудшения здоровья.
Системы финансирования здравоохранения можно классифицировать по 2-м основным формам:
– по источнику формирования средств;
– по форме их распределения.
Источники формирования средств муниципальных учреждений здравоохранения не всегда влияют на формы их распределения, системы с одним и тем же источником формирования средств могут иметь разные характеристики распределения.
Источниками финансирования могут являться:
1. Общие налоговые доходы всех видов и уровней. К ним относятся: налоги на прибыль, налоги на добавленную стоимость, подоходный налог и др. Они поступают в государственный или муниципальный бюджет, а затем распределяются по разным отраслям. Решающую роль при распределении средств имеют сложившиеся бюджетные приоритеты.
2. Целевые налоговые поступления, которые представляют собой определенные налоги, устанавливаемые на акцизные товары, такие как алкоголь, табак. Определенная часть поступлений от сбора этих налогов в целевом порядке направляется на улучшение современного состояния здравоохранения. Этот вид налога не определяет систему финансирования здравоохранения, поскольку является дополнительным к основному источнику финансирования и его доля в формировании средств здравоохранения незначительна.
3. Целевой взнос на обязательное медицинское страхование (ОМС) или налог, взимаемый с работников посредством вычитания с заработной платы. Взнос на ОМС обычно исчисляется в виде фиксированного процента к фонду оплаты труда.
4. Личные средства граждан и иные источники. Они представляют собой денежные средства, не проходящие через каналы государственного перераспределения, а поступающие в медицинские учреждения напрямую в виде оплаты медицинских услуг на месте их получения. Кроме того, это могут быть доходы от сдачи определенного имущества в аренду, либо от продажи медицинских технологий и др. Также в качестве источников финансирования могут выступать благотворительная помощь, предоставленная специальными организациями, фондами и иными учреждениями, средства работодателей, направляемые на создание собственной медицинской базы и всевозможные пожертвования частных лиц.
Ни одна страна не может использовать определенную систему финансирования в чистом виде, в основном предполагается смешение бюджетной, страховой или чисто платной систем финансирования. Системы финансирования здравоохранения основаны на доминирующем источнике финансирования. В Российской Федерации система финансирования учреждений здравоохранения базируется на основном источнике – бюджетном финансировании и в качестве дополнения дефицита средств применяются страховая и платная системы.
Для взаимодействия с контрагентами муниципальные учреждения прибегают к системе безналичных расчетов, в основном это связано с оплатой материальных ценностей, которые приобретаются больницей, а также процесс оплаты пациентами медицинских услуг, в данном случае используются пластиковые карты.
Банковские пластиковые карты – платёжный инструмент и надёжный электронный кошелек. Для многих государственных учреждений здравоохранения безналичные расчёты существенно облегчают работу, поскольку имеют ряд преимуществ: способствуют уменьшению издержек обращения в виде дополнительных затрат на печать, хранение, перевозку; пересчёт огромного количества денежных знаков, которые потребовались при расчётах наличными деньгами.
На сегодняшний день рынок пластиковых карт развивается быстрыми темпами. По данным ЦБ РФ на 1.07.2014 г., в России выпущено 123,4 млн карт. За восемь лет их количество выросло в 12 раз. Однако столь большие цифры не верно характеризуют рынок пластиковых карт, так как в основном они используются в качестве инструмента в облегчении получения начислением заработной платы.. Однако за последние 5–6 лет наметилась тенденция эквайринга карт, что предполагает использование пластиковых карт в качестве платежного средства.
В результате проведенной работы были предложены мероприятия по совершенствованию операций с банковскими пластиковыми картами:
– расширение масштабов услуги «мобильный банк», позволяющей иметь оперативный доступ к информации по банковскому счёту с помощью мобильного телефона;
– развитие системы «Internet-банкинг», позволяющей достаточно активно расширять спектр банковских услуг, предоставляемых им своим клиентам;
– расширение овердрафтного кредитования (краткосрочного кредитования) через пластиковые карты в пределах овердрафта.
Каждое из предложенных направлений предполагает высокое качество продуктов и услуг, их постоянный мониторинг, повышение уровня сервиса за счет оптимизации банковских процедур и роста культуры обслуживания, системную разработку новых банковских продуктов и услуг для максимального удовлетворения потребностей клиента.
Одним из быстро развивающихся банковских продуктов является система дистанционного обслуживания. Она достаточно широко используется всеми владельцами банковских карт. Данные приведенные J’son & Partners Consulting, показывают, что оборот рынка ЭПС в России в 2013 г. составил 2,4 трлн. р., показав рост на 27% по сравнению 2012 г. Оборот платежей через сервисы дистанционного банковского обслуживания (ДБО) в 2013 г. составил 0,8 трлн. р. или 35% от оборота рынка ЭПС. По нашим прогнозам, в ближайшие 5 лет доля платежей через ДБО будет ежегодно увеличиваться и к 2018 г. составит 50%.
Оборот платежей через «Internet-банкинг» в 2013 г. составил 830 млрд р., в то время как обороты платежей через SMS-банкинг и через мобильный банкинг были практически на одном уровне – 11 млрд р.
Значительный рост рынка пластиковых карт – весьма закономерное явление, так как пластиковые карты являются универсальным инструментом, к которому может быть привязан широкий спектр банковских услуг.
Муниципальные учреждения здравоохранения для выплаты заработной платы своим работникам чаще всего используют пластиковые карты, которые обладают следующими преимуществами:
1. Для учреждения упрощается процесс выдачи заработной платы:
– нет необходимости использовать наличные денежные средства, не требуются инкассаторские услуги банка;
– нет необходимости тратить рабочее время, как сотрудников, так и работников бухгалтерии, связанное с выплатой и получением денег из кассы, депонировать зарплату, если в день ее выдачи сотрудник отсутствовал на работе;
– на карточные счета сотрудников можно перечислять премии, страховки, командировочные и т.д.
– значительно упрощается работа бухгалтера.
2. Для сотрудников главным преимуществом использования карты является ее надежность, возможность получения дополнительных процентов на карту, то есть по договору учреждения с банком, последний обязуется начислять проценты на остаток средств на карте. Еще одно важное обстоятельство – сотрудник может рассчитываться со многими фирмами за товары или услуги по безналичному расчету. Кроме того, некоторые банковские карты действуют и за границей, поэтому с их помощью можно рассчитываться, будучи в командировке за рубежом или на отдыхе. И еще один важный момент – по пластиковой карте сотрудник может получить необходимую сумму в удобное для него время, ведь, как правило, банкоматы работают круглосуточно и без выходных.
Безналичный денежный оборот постепенно вытесняет налично-денежные расчеты в денежных системах различных стран. Замещение расчетов наличными деньгами безналичными платежами и их рациональная организация в условиях рыночной экономики имеют важное значение для регулирования денежного обращения, образования банковских ресурсов, организации кредитных отношений, контроля за работой предприятий и сокращения издержек обращения, связанных с денежными расчетами. В развитых странах 80% совокупного платёжного оборота составляет безналичный денежный оборот, и только 20% приходится на наличное денежное обращение, а в некоторых странах это соотношение еще больше. В России это соотношение составляет около 60% и 40%.
Таким образом, можно утверждать то, что дальнейшее сохранение активной маркетинговой политики кредитных организаций и платежных систем, расширение функциональности банковских продуктов с использованием пластиковых карт повысит популярность этого платежного инструмента среди населения, следовательно, интенсивность его применения в повседневной жизни. Все это позволит увеличить объемы безналичных платежей с использованием карт и сократит имеющиеся диспропорции в объемах наличного и безналичного оборота в сфере розничных платежей в Российской Федерации.