Full text

Аудирование представляет собой смысловое восприятие устного сообщения. Аудирование состоит из одновременного восприятия языковой формы и понимания содержания высказывания» [1:24]. Аудирование считается сложным видом речевой деятельности, поскольку включает в себя речевые действия, операции, умения и навыки, формирование которых требует длительной подготовки и тренировки [8:185]. В процессе слушания происходит смысловая обработка информации: ее выделение, организация, обобщение, осмысление и оценка. Поэтому процесс аудирования вызывает у студентов наибольшие трудности. Задача преподавателя при обучении  аудированию – научить учащегося понимать звучащую речь говорящего. От умения слушающего понимать сообщаемое зависит его способность создавать собственные высказывания. На начальном этапе изучения русского языка у студентов-иностранцев формируются базовые навыки аудирования. Студенты учатся на уроке понимать на слух указания и небольшие сообщения преподавателя, высказывания своих товарищей, тексты учебного характера, которые обычно предъявляет сам преподаватель. Очень важно, чтобы с самого начала изучения русского языка на уроке учащиеся  привыкали слушать русскую речь, не обращаясь к исходному тексту.

Как известно, в пратическом курсе РКИ аудирование выступает как цель и средство обучения. Цель обучения аудированию определяется общими задачами курса и этапом обучения. Так, в самом начале у учащихся формируются следующие умения: узнавать на слух усвоенные речевые элементы; членить речевой поток на синтагмы, осмысливать тип ИК; узнавать слова, претерпевшие изменения в речевом потоке, дифференцировать слова, близкие по звучанию; понимать интернациональные слова; понимать высказывания, содержащие знакомую и незнакомую лексику [6:63,65]. Постепенно  учащиеся должны научиться понимать всю полноту и глубину текста и на его основе строить собственные высказывания. Для этого у них необходимо сформировать следующие умения: умение выделять факты; умение следить за последовательностью развития действий; умение соотносить часть и целое; умение выделять главные мысли; умение понять общее содержание, несмотря на непонимание отдельных фрагментов; умение «увидеть» новую информацию и отграничить ее от старой. Основная роль аудирования как средства обучения –  коммуникативная. Помимо этого, аудирование стимулирует речевую деятельность учащихся. Без аудирования невозможно их общение в повседневной жизни, усвоение учебного материала, развитие навыков и умений во всех видах речевой деятельности. Безусловно, аудирование должно быть постоянным элементом урока и развито лучше других умений.

Для аудирования лучше брать сюжетные тексты  с композиционной прозрачностью, которые должны вызывать интерес у учащихся и быть им  близкими и интересными по тематике. Необходимо, как нам представляется, включать также тексты культурологического аспекта, что способствует знакомству с культурой и духовными ценностями русского народа.

Развитие аудитивных умений у иностранных учащихся при использовании монологического текста на занятии осуществляется, во-первых, при слушании текста и работе над его пониманием, а во-вторых, в рамках работы над лексикой, необходимой для ведения беседы и выполнения определенных заданий по содержанию аудиотекста.

Работа по аудированию требует большой подготовки со стороны преподавателя. В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта [4:8]  на кафедре русской филологии подготовительного факультете ФГБОУ ВО «ТГТУ» создано учебное пособие «Аудирование монологической речи», которое может оказать помощь преподавателям в проведении занятий по формированию у иностранных учащихся аудитивных умений.

Учебное пособие [2] адресовано иностранным учащимся среднего и продвинутого этапов обучения. Основная задача пособия – формирование и развитие навыков аудирования и говорения на примере учебных описательных и адаптированных фабульных текстов. Достижение студентами высокого уровня умения понимать устную речь предполагает регулярную целенаправленную работу преподавателя по обучению аудированию.  

Аудитивные материалы предлагаемого учебного пособия составляют две его части: 1) упражнения к аудиотекстам; 2) аудиотексты.      

Первая часть адресована студентам и предполагает детальную работу над лексико-грамматическим материалом исходного аудиотекста и содержит различные по объему и степени сложности  предтекстовые, притекстовые и послетекстовыми задания [см. подробнее 5: 161-167]. Целью предтекстовых заданиий ставится введение в тему аудиотекста,  снятие лексико-грамматических трудностей, развитие слуховой памяти и языковой догадки,  предметного понимания аудитивного текста. Предтекстовые задания помогут учащимся выработать умения, необходимые для извлечения информации. Это – понимание лексического значения слов и словосочетаний, умение определять контекстуальное значение языковых единиц, соотносить значение слова с темой, узнавать грамматическую форму слов в предложении, понимать общее значение синтаксических конструкций и т.д.

Многие из предтекстовых упражнений  включают следующие группы заданий: 1) задания, помогающие отработать произношение отдельных слов и словосочетаний, развить механизм внутреннего проговаривания и фонематический и интонационный слух, а также механизм сегментации речевой цепи и оперативной памяти, формировать умение узнавать слова на слух; 2) задания, способствующие развитию языковой догадки и механизма вероятного прогнозирования; 3) задания, направленные на развитие механизма осмысливания на примере различных синтаксических конструкций, взятых из предлагаемого для прослушивания текста.        

Притекстовые задания направлены на активизацию процесса слушания, когда учащимся дается коммуникативная установка. Они носят прогностический характер. Послетекстовые речевые упражнения построены строго на материале текста. Они направлены на развитие навыков логического понимания услышанного. Данные упражнения включают задания на контроль  понимания прослушанного текста, на воспроизведение текста по ключевым словам и готовят студентов к воспроизведению текстового материала в виде различных монологических высказываний, а также к беседе по теме аудиотекста и проблемам, затронутым автором в нем. Их выполнение позволяет преподавателю проверить, насколько полно, точно и глубоко учащиеся поняли как содержание текста, так и авторский замысел. Заключительным этапом работы над аудиотекстом является воспроизведение его содержания или отдельной части (устно или письменно).

Вторая часть пособия адресована преподавателям, она содержит 50 аудиотекстов. Учитывая тот фактор, что успех обучения зависит от системности (в широком смысле этого слова), мы пытались соблюсти этот принцип и  представляем серию усложняющихся от урока к уроку аудиотекстов, которые включают рассказы, притчи, сказки. Первые учебные тексты для прослушивания небольшие по объему, включают знакомый учащимся языковой материал, отличаются простыми синтаксическими конструкциями, а также доступностью и простотой содержания. Они позволяют закрепить изученную на уроке лексику и развивают навык слушания у студентов.  Объем последующих аудиотекстов возрастает, и задания к ним усложняются.  Работа над каждым текстом представляет собой законченный фрагмент учебного процесса. Предполагается, что аудиотекст прослушивается на занятии  два раза.

Для проверки понимания содержания услышанного используются не только вопросы, но и тестовые задания. Наглядные материалы к отдельным текстам должны способствовать глубокому пониманию их содержания и активному участию студентов в беседе.

Как известно, при работе с аудиотекстами возникают трудности, связанные не только с восприятием содержания текста, но и с восприятием его языковой стороны. Поэтому упражнения, представленные в пособии, четко разделяются на коммуникативные (речевые) и подготовительные (языковые) [см. подробнее 3:181-183; 7:229-232] . Для преодоления языковых трудностей нами предлагается система упражнений над изолированным материалом, которая включает большое количество однотипных заданий с целью выработки твердого навыка опознания того или иного языкового явления. Материал, включенный в первую часть пособия, ориентирован на то, чтобы, во-первых, облегчить учащимся восприятие предлагаемого аудиотекста, и, во-вторых, активизировать беседу по его содержанию. Восприятие монологической речи требует, прежде всего, хорошо развитой слуховой памяти, механизма прогнозирования, развитого логического мышления, что также учитывалось нами при составлении заданий.

Работа по первой части в самом ее начале выполняется учащимися под руководством преподавателя, но в дальнейшем отдельные виды заданий студенты могут выполнять самостоятельно. Семантизация новых слов и выражений дается разными способами: описательным толкованием, определением значения слов по их элементам с последующим уточнением их значений по словарю, толкованием значений с помощью синонимов (антонимов) или близких по смыслу слов, словосочетаний и предложений; самостоятельным переводом слов по словарю. Многие тексты содержат устойчивые содержания и выражения, дающие возможность проследить их функционирование в живой разговорной речи. Лексика, не влияющая на понимание основной идеи текста, включена нами в задания урока и дается после проверки понимания текста.

Следует обратить особое внимание на то, что приводимая в заданиях транскрипция ко многим первым аудиотекстам нами сознательно упрощена, поскольку материалы пособия рассчитаны на  широкую аудиторию.

Чтобы переключить внимание студентов на текст и вся работа по прослушиванию прошла результативно,  предполагается вначале провести с учащимися небольшую беседу или сделать короткое сообщение по теме аудиотекста. В процессе введения в тему можно использовать средства изобразительной наглядности, представленные до прослушивания к отдельным занятиям в первой части пособия.

Пособие может быть использовано с учащимися разных профилей обучения для развития умений, связанных с устной речью.

Предлагаем в качестве образца одно из занятий из вышеописанного учебного пособия.

ЗАДАНИЯ К АУДИОТЕКСТУ

До прослушивания текста

Задание 1. Познакомьтесь со следующими словами и словосочетаниями. Они помогут вам понять текст и участвовать в беседе. Значение незнакомых слов уточните по словарю.

        Русская деревня, большое горе, кататься на санках, лепить снежную бабу, чужие дети, розовые губы, русые волосы, голубые глаза, коса до пояса, радоваться на девочку, стала печальной, сидеть в тени, горько заплакать, собирать ягоду, яркое солнце, греть землю, зажечь костер, прыгать через костер, белое облачко, град, растаять.

Задание 2.  а) Обратите внимание на близкие по значению словосочетания.

        Зажечь костер = разжечь костер = развести костер

б) Прочитайте предложение и переведите его: Девушки зажгли большой костер и стали через него прыгать.

 в) Замените данное выше предложение синонимичным.

Задание 3.  Назовите словосочетания, близкие данным по смыслу.

       Суровая зима, лепить снежную бабу, большое горе, бедные старики, пустая улица, прекрасный голос, вернуться с юга, стала грустной, крупный град, черная туча, горько плакать, прохладный лес, ласковая девочка, подойти к костру.

Задание 4. Назовите словосочетания, противоположные данным по смыслу.

      Деревенские ребятишки, жаркое лето, чужие дети, прекрасный голос, большие глаза, бедные старики, длинная коса, звонкий голос, печальная девочка, невеселые глаза, молчаливая Снегурочка, крупный град, горько заплакать, сидеть в тени, пустая улица, морозная зима, большое горе, последний снег, подойти к костру, уйти к себе.

Задание 5.  Определите значение данных слов по их элементам.

       Снегурочка, снежный, морозный, деревенский, безлюдный, приветливый, растаять, травка, солнечный, повеселиться, облачко, перелетный, молчаливый, стариковский, неожиданный, доченька.

Задание 6.  Составьте словосочетания из а) существительных и б) прилагательных. Укажите возможные варианты.

       а) зима, деревня, улица, дети, девочка;

       б) морозный, холодный, пустой, веселый, снежный, маленький, грустный, ласковый, безлюдный, суровый, большой, теплый, печальный, соседний, чужой, приветливый, милый.

Задание 7. Скажите по-другому.  

       1.  У них не было детей.

       2.  Пришла снежная зима.

       3.  Прошла длинная суровая зима.

       4.  – Что с тобой, дочка?

       5.  Вернулись перелетные птицы с дальнего юга.

       6.  Снегурочка стала грустной.

       7.  Пришло жаркое лето.

       8.  Когда наступил вечер, девушки зажгли большой костер.

       9.  Но Снегурочка не вернулась.

Задание 8. Прослушайте текст и скажите, о чем он. Подумайте, как его можно озаглавить. 

Жили-били старик со старухой в одной маленькой русской деревне. Жили они хорошо и дружно много лет, но было  них одно большое горе: у них не было детей.

Вот пришла снежная, морозная, холодная зима. Деревенские дети играли на соседней улице, катались на санках, лепили снежную бабу.

Бедные старик со старухой смотрели на чужих детей из окна. Вдруг старик сказал своей старухе:

– Давай, мы себе из снега маленькую девочку сделаем!

Когда деревенские ребята ушли обедать к себе домой, старики вышли на пустую, безлюдную улицу и стали делать себе дочку.

Они сделали маленькие ноги, руки и голову. Потом на голове – глаза, нос и рот. Смотрят: у снежной девочки губы стали розовые, глаза открылись. Снежная девочка смотрит на бедных стариков и улыбается. Потом она сбросила с себя лишний снег и пошла к стариковскому дому. Старик и старуха были счастливы. И стала дочка Снегурочка быстро расти у стариков, и каждый день она становилась все красивее и красивее. Она была белая как снег, глаза большие, голубые, волосы русые, коса длинная до пояса.

Старики радуются на красивую дочку. А она была со всеми ласковая, приветливая, вежливая. Голос у нее был прекрасный и звонкий. Когда она пела, все люди любили ее слушать.

Прошла длинная суровая зима. Яркое солнце начало сильно греть землю. Появилась зеленая травка. А Снегурочка весной стала печальной.

– Что с тобой? – спрашивают бедные старики. – Почему ты такая невеселая? Может быть, ты больна?

– Нет, нет, я здорова, – отвечала Снегурочка.

Вот и последний серый снег растаял. Вернулись перелетные птицы с дальнего юга. Снегурочка стала грустной и молчаливой. На солнце она не выходит, сидит в тени. Но раз пришла черная туча и пошел крупный град. Снегурочка обрадовалась, вышла из дама, начала петь и танцевать. Но скоро снова появилось яркое солнце, и холодный град растаял. Бедная девочка горько заплакала.

Пришло жаркое лето. Собрались однажды деревенские девушки в зеленый прохладный лес погулять. Пришли они к грустной Снегурочке и позвали ее с собой. Снегурочка не хотела с ними в лес идти, но старики сказали:

– Пойди, милая доченька, с девушками, повеселись с подружками.

Снегурочка согласилась и пошла с ними. В лесу они собирали красивые цветы и ягоды, пели, играли и танцевали. Снегурочка же сидела в тени, невеселая. А наступил вечер, девушки зажгли большой костер и стали через него прыгать. Они позвали и Снежную девочку веселиться вместе с ними. Она подошла к жаркому костру, прыгнула и … растаяла.

Девушки увидели только маленькое белое облачко в синем небе. Они кричали- кричали, звали-звали Снегурочку, но она не вернулась.

Задание 9. Прослушайте текст еще раз и будьте готовы выполнить задания.

                                        После прослушивания текста

Задание 10.  Выберите правильный вариант ответа.

      1.  У старика со старухой не было … .

               А) дома

               Б) соседей

               В) детей

      2.  Старики сделали себе из снега … .

               А) снежную бабу

               Б) снежную девочку

               В) снежного мальчика

      3.  Дочка Снегурочка стала жить … .

               А) в доме стариков

               Б) на соседней улице

               В) в лесу

      4.  Снегурочка любила … .

               А) кататься на санках

               Б) гулять по лесу

               В) петь и танцевать

      5.  Весной Снегурочка стала … .

               А) приветливой и веселой

               Б) ласковой и вежливой

               В) грустной и молчаливой

      6.  Летом деревенские девушки и Снегурочка пошли в лес … .

               А) погулять

               Б) собирать цветы

               В) посидеть в тени

      7.  Когда наступил вечер, девушки позвали Снегурочку … .

               А) петь

               Б) прыгать через костер

               В) играть

      8. Снегурочка растаяла, потому что … .

               А) было лето

               Б) подошла к жаркому костру

               В) прыгнула через костер

      9.  Снегурочка прыгнула через костер и превратилась … .

               А) в черную тучу

               Б) в холодный град

               В) в маленькое облачко

Задание 11. Отметьте суждения, соответствующие тексту.

  1.  Весной Снегурочка была печальной, потому что она была больна.

  2.  Весной Снегурочка была печальной, потому что у нее не было подруг.

  3.  Весной Снегурочка была печальной, потому что она грустила о зиме.

 

  1. Снегурочка пришла жить в дом стариков, потому что старики ее слепили.

  2. Снегурочка пришла жить в дом стариков, потому что  старики очень   хотели детей.   

  3. Снегурочка пришла жить в дом стариков, потому что  старики ее 

пригласили.

Задание 12. Ответьте на вопросы.  

        1.  В какой деревне жили старик со старухой?

        2.  Какое горе было у них?

        3.  Какая пришла зима?

        4.  На какой улице играли чужие дети?

        5.  Какую девочку решили сделать старики?

        6.  На какую улицу они пошли? Зачем?

        7.  Какую девочку они слепили?

        8.  Какая Снегурочка была зимой? Почему?

        9.  Какой  Снегурочка стала весной? Почему?

        10. Какое облачко увидели девушки в синем небе?

Задание 13. Вставьте вместо точек нужный глагол движения.

       1. … морозная зима. 2. Когда деревенские ребята … обедать домой, старики … на безлюдную улицу и стали делать себе дочку. 3. Потом Снегурочка …. к стариковскому дому. 4. ….  длинная суровая зима, и настала весна. 5. На солнце Снегурочка не … , сидит в тени. 6. Но раз … черная туча и … крупный град. 7. … девушки к грустной Снегурочке и позвали ее с собой. 9. Снегурочка не хотела с ними в лес …, а потом согласилась и … . 10. Когда наступил вечер, девушки зажгли большой костер и стали через него … 11. Снегурочка … к жаркому костру, … и растаяла.

Задание 14. Продолжите предложения.

      1. Жили-били старик со старухой … . 2. Было у них одно большое горе: … . 3. Когда деревенские ребята ушли обедать, старики … . 4. Волосы у нее были … , глаза … , коса …, а голос … . 5. Весной Снегурочка … . 6. Когда пришла черная туча и пошел крупный град, Снегурочка … . 7. Собрались однажды деревенские девушки … . 8. Пришли они к грустной Снегурочке и … . 9. В лесу девушки собирали красивые цветы и ягоды, пели, играли и танцевали, а Снегурочка … . 10. Когда наступил вечер, девушки … . 11. Снегурочка подошла к жаркому костру, … . 12. Девушки кричали-кричали, звали-звали Снегурочку, но … .

Задание 15.  Как вы думаете, что хотели сказать люди этой сказкой? Какова ее основная идея?

Задание 16.  Мог бы быть другим финал сказки? Почему вы так думаете?

Задание 17.  Понравилась ли вам сказка? Почему? Какие мысли она вызвала у вас?

Задание 18.  Расположите данные ниже пункты плана в соответствии с логикой текста.

       1.  Бедные старики.

       2.  Снежная девочка.

       3.  Дочка Снегурочка в доме стариков.

       4.  Соседняя улица.

       5.  Хорошее решение.

       6.   Неожиданная радость весной.

       7.  Состояние Снегурочки весной.

       8.  Маленькое облачко.

       9.  На отдыхе в лесу.

Задание 19.  Расскажите сказку по цепочке.

       В заключение следует отметить, что для достижения высокого уровня понимания устной русской речи предполагается регулярная целенаправленная работа преподавателя по обучению аудированию, которая предусматривает презентацию аудиотекста и продуманную систему языковых  и коммуникативных заданий к нему. Постоянное использование на уроках РКИ монологических аудиотекстов развивает у учащихся аудитивные умения, необходимые для восприятия и понимания звучащей русской речи, а также способствует развитию монологической речи: учащиеся выступают с самостоятельными сообщениями по прослушанному тексту с личной оценкой поступков его героев. Кроме того, аудирование способствует развитию навыка речевого общения, пополнению лингвистических, культурологических и страноведческих  знаний, необходимых иностранному студенту для жизни в России, повышает познавательную активность учащихся, дает стимул для самостоятельной работы над языком.