Многолетнее и разноплановое сотрудничество факультета технологии и дизайна Вятского государственного гуманитарного университета (ВятГГУ) с МБОУ «Художественно-технологический лицей» г. Кирова позволило в декабре 2014 г. на базе этого профильного образовательного учреждения открыть инновационную площадку, курируемую ВятГГУ и Министерством образования Кировской области. Желание развиваться в постоянно меняющихся условиях образовательной среды, грамотно и эффективно внедрять новые перспективные направления художественно-технологической подготовки школьников определили тему опытно-экспериментальной работы «Метапредметный подход в проектировании урочной и внеурочной деятельности в рамках художественно-технологической подготовки школьников» [1].
Основная цель сотрудничества – создание современной методической системы обучения художественно-технологической подготовки школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности на основе метапредметного подхода.
Метапредметный подход заложен в основу новых федеральных государственных образовательных стандартов и предполагает обеспечение не только целостности развития учащегося, но и преемственности всех ступеней образовательного процесса. При этом осуществляется попытка эффективного соединения двух образовательных пространств – урочной и внеурочной деятельности.
Урочными считаются занятия, осуществляемые в рамках ограниченного времени и определенного контингента школьников. Они имеют четкое планирование и организацию учебно-воспитательной работы, а также систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся. Структурная единица этих занятий – урок. Вместе с тем урок имеет ограниченные возможности для вариативной творческой организации обучения, воспитания и развития личности каждого школьника, создания оптимальных условий для их самостоятельной деятельности, учета личностных особенностей школьников, региональных возможностей и потребностей, для индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания учащихся, для их эффективной социальной адаптации.
Успешная реализация вышеперечисленных позиций возможна во внеурочной деятельности. Она ориентирует педагогов и школьников на систематический творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение.
Внеурочная деятельность – это не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках учебных занятий направлена на достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Но ее главная задача – это достижение личностных и метапредметных результатов за счет взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования. В ходе внеурочной деятельности обучающийся должен научиться применять все свои знания в разноплановой практической деятельности.
В условиях выстраивания новой системы образования, ориентированной на оптимизацию учебного процесса и повышение его эффективности через метапредметный подход, школа поставлена перед необходимостью активного внедрения современных технологий, в том числе при взаимодействии с вузами. Взаимодействие вуза со школой рассматривается как основа профильного обучения, целью которого является ранняя профессионализация и непосредственная подготовка учащихся к учебе в вузе по выбранному направлению. А это в свою очередь расширяет возможности образовательного учреждения по организации внеурочной деятельности на основе метапредметного подхода, в том числе, используя ресурсы вуза.
Опытно-экспериментальная работа на базе МБОУ «Художественно-технологический лицей» г. Кирова в рамках деятельности инновационной площадки осуществляется в нескольких направлениях:
- разработка предметных методик художественно-технологической направленности на основе метапредметного подхода и с учетом требований новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС);
- создание виртуального банка современных методических материалов с целью эффективного использования при проектировании уроков и внеурочной деятельности в рамках художественно-технологической подготовки школьников;
- реализация новых форм работы со школьниками, в том числе по их ранней профессионализации и знакомству с миром профессий, связанных с художественно-технологической деятельностью;
- обобщение и распространение инновационного педагогического опыта на различных уровнях;
- поддержка новых образовательных инициатив по использованию потенциала внеурочной деятельности для профессионализации обучающихся;
- оказание учебно-методической и научной поддержки всем участникам образовательного процесса, оказание помощи в развитии творческого и научного потенциала педагогических работников.
Направления опытно-экспериментальной работы определялись с учетом интересов и потребностей образовательного учреждения и в 2015 г. были реализованы через следующие мероприятия.
29–30 января 2015 г. педагогический коллектив лицея принял активное участие в Межрегиональной научно-практической конференции «Развитие системы художественного образования: опыт, проблемы, перспективы», организованной кафедрой дизайна и изобразительного искусства факультета технологии и дизайна. Учителя и педагоги дополнительного образования в области художественных дисциплин поделились своим педагогическим опытом через выступления и опубликование статей. В рамках этой конференции 30 января 2015 г. состоялось подведение итогов конкурса детских творческих работ «Отзвуки минувшей войны», посвященного 70-летию Победы в Великой отечественной войне. В конкурсе приняли участие более 50 школьников из них более половины – это работы учащихся художественно-технологического лицея.
В январе – феврале 2015 г. на базе художественно-технологического лицея прошла персональная выставка выпускников направлений подготовки дизайн и педагогическое образование профиль изобразительное искусство, которые после окончания художественно-технологического лицея продолжили свое обучение на факультете технологии и дизайна, и сейчас успешно реализовались в различных творческих профессиях. Цель выставки показать преемственность художественного образования на разных ступенях обучения и знакомство школьников со сферами профессиональной деятельности после завершения художественного обучения в области дизайна и изобразительного искусства.
Активное сотрудничество идет в рамках участия школьников в профильных конкурсах, выставках, олимпиадах, организованных факультетом технологии и дизайна. Например, в марте 2015 г. учащиеся лицея представили свои проекты во Всероссийском заочном конкурсе научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке: инновации и творчество». В номинации «Юный дизайнер одежды» ученица 11-го класса Вотинцева Елизавета заняла 3-е место (руководитель проекта – учитель технологии В. П. Вахренева). В ноябре 80 учащихся со 1-го по 9-й класс приняли участие в выставке-конкурсе творческих работ, рисунков, эскизов по мотивам народного костюма в рамках Всероссийского фестиваля детских и студенческих театров моды. Победителями конкурса в разных номинациях стали учащиеся художественно-технологического лицея: Бабинцева Анастасия (руководитель – учитель технологии В. П. Вахренева), Артамонова Анна (руководитель – учитель изобразительного искусства Е. С. Колышницына), Ветюгов Илья (руководитель – учитель изобразительного искусства Л. Е. Рева), Маслова Маргарита (руководитель – канд. пед. наук, учитель изобразительного искусства Т. Г. Новоселова).
Эффективными формами внеурочной деятельности на основе метапредметного подхода являются олимпиады. В феврале и декабре 2015 г. на факультете технологии и дизайна была проведена, уже ставшая традиционной, областная предметная олимпиада по композиции для старшеклассников. Олимпиада не только поддерживает и развивает интерес к предмету, но и стимулирует активность, самостоятельность учащихся при подготовке, она помогает школьникам формировать свой творческий мир. Олимпиада проводится на базе университета с обязательным анализом каждой творческой работы при подведении итогов и объявлении результатов. Положительным моментом является то, что помимо профессионального жюри работы школьников оценивает студенческое жюри. При этом студенты легко находят общий язык со школьниками, как в профессиональном плане, так и профориентационной направленности.
В октябре – декабре 2015 г. преподавателями факультета технологии и дизайна была проведена серия разнопредметных мастер-классов, направленных на углубленное знакомство школьников с художественными дисциплинами. Мастер-классы были подготовлены доктором педагогических наук, деканом факультета технологии и дизайна А. М. Савиновым, доцентом Г. А. Софроновым, старшими преподавателями Н. И. Софроновой и Л. А. Синицыной, ассистентом кафедры С. И. Егоровой. На сегодняшний день мастер-класс является одной из эффективных и перспективных форм передачи знаний, умений и навыков. При этом в центре таких занятий стоит демонстрация оригинальных методов освоения метапредметного содержания при активной роли всех участников процесса.
Особое внимание уделялось работе, направленной на создание электронного банка современных методических материалов с целью эффективного использования при проектировании уроков и внеурочной деятельности в рамках художественно-технологической подготовки школьников. Данная работы была разбита на несколько этапов. На первом этапе, в рамках педагогической практики, под руководством ассистента кафедры дизайна и изобразительного искусства Ю. А. Никифоренко, студентами 4-го курса направления подготовки педагогическое образование профиль изобразительное искусство совместно со школьниками 9–11-х классов художественно-технологического лицея был сформирован школьный виртуальный методический фонд. За время работы лицея было накоплено большое количество наглядного методического материала в виде лучших работ учащихся. Студенты систематизировали накопленный материал по темам в соответствии с программой. Работы были не только переведены в электронный формат, но и распределены по преподаваемым в лицее предметам (рисунок, живопись, композиция, художественная обработка материала), темам, жанрам. Проделанная работа позволит педагогам лицея эффективнее использовать накопленный практический опыт в качестве наглядных пособий, материалов для создания обучающих презентаций, участия в виртуальных выставках и конкурсах. В то же время студенты в рамках педагогической практики теперь смогут не только содержательно знакомиться с методическим школьным фондом, но и получат представление о структуре и специфике виртуального художественно-технологического методического фонда. Кроме того, данный фонд будет пополняться студенческими разработками, выполняемыми как в рамках педагогической практики, так и на практических занятиях по учебным дисциплинам «Теория и методика обучения изобразительному искусству», «Внеклассная работа по изобразительному искусству», «Основы теории декоративно-прикладного творчества с практикумом».
В направлении реализации задачи по разработке предметных методик художественно-технологической направленности на основе метапредметного подхода и с учетом требований новых федеральных государственных образовательных стандартов были подготовлены материалы для серии научно-практических семинаров на тему «Современный урок изобразительного искусства. Технология проектирования, проведения и анализа в контексте реализации ФГОС». Тема семинаров была определена на основе пожеланий учителей изобразительного искусства общеобразовательных школ, учителей начальных классов, руководителей студий. В рамках семинаров педагогам будут представлены поурочные разработки (технологические карты и презентации) к урокам изобразительного искусства по УМК «Школа России». Преподаватели кафедры дизайна и изобразительного искусства совместно со студентами представили свое видение уроков изобразительного искусства по новым ФГОС. Как было выявлено, особые трудности при подготовке к урокам у учителей вызывает именно предмет «Изобразительное искусство», возможно, в силу ярко выраженной специфики занятий, поэтому созданные материалы снабжены заготовками, шаблонами, виртуальными мастер-классами. Данные материалы будут частично апробированы студентами в феврале 2016 г. в рамках педагогической практики, а затем предложены учителям и педагогам в рамках научно-практических семинаров. Кроме того, данные разработки будут включены в виртуальный банк современных методических материалов.
В декабре в рамках городского конкурса на лучшее новогоднее оформление образовательного учреждения студенты выпускного курса направления подготовки педагогическое образование профиль изобразительное искусство помогли художественно-технологическому лицею оформить окна на фасаде здания. Проект оформления в технике вырезания из бумаги был выполнен под руководством ассистента кафедры дизайна и изобразительного искусства Ю. А. Никифоренко на учебной дисциплине «Художественное оформление образовательных учреждений». Главной темой для творчества в этом году стала сказка «Снежная королева». Сама идея украшать окна фасадной части в технике вырезания из бумаги не нова, новым оказался подход. Ранее оформление здания и территории лицея не было тематическим и настолько обширным. В 2015 г. решено было объединить скульптурную группу на школьном дворе с оформлением фасада здания. Студентам предстояла масштабная работа по воплощению сказки в жизнь. Для этого были измерены окна здания, подготовлены эскизы, и выполнены объекты в реальном размере. Непосредственно украшение и расклейку выполняли студенты совместно со старшеклассниками, чтобы приобщить их к сложному, но необычайно творческому труду художника-оформителя. Оформленный в технике вырезания из бумаги фасад здания заслуженно стал объектом внимания жителей микрорайона, а совместно проделанная работа – яркой страницей жизни студентов факультета и учащихся художественно-технологического лицея.
Таким образом, совместные научно-методические конференции, практические семинары, выставки, круглые столы, проводимые факультетом технологии и дизайна в рамках опытно-экспериментальной работы на базе МБОУ «Художественно-технологический лицей» г. Кирова, позволят проанализировать, обобщить и расширить инновационные формы взаимодействия университета с образовательными учреждениями. Совместные конкурсы научно-исследовательских и творческих работ учащихся, посещение кафедр факультета и университета для знакомства с научно-исследовательской работой, профессиональные пробы, экскурсии на профильные предприятия города и области позволят эффективно реализовывать метапредметный подход в проектировании урочной и внеурочной деятельности в рамках художественно-технологической подготовки школьников.