Full text

Анализируя мировую экономику, можно сделать вывод о том, что несмотря на наметившиеся тенденции к ее стабилизации, все еще для большинства регионов характерны признаки кризиса. Политологи делают прогнозы дальнейшего развития Европы, делая ставки на долгосрочную стагнацию экономики Европы. Вместе с тем, мировой кризис не оставляет без внимания и другие развитые страны, такие как США, Китай, Япония. Эти мировые тенденции не смогли обойти и экономику России, поскольку, в большинстве своем, она экспортно ориентирована на страны Европы. Как свидетельствуют отчеты Росстата, повсеместно, во всех регионах России отмечается спад производства. Вместе с тем, политика импортозамещения, введенная как ответ на зарубежные экономические санкции, позволила усиленно развиваться малым предприятиям в сфере продовольственных товаров, однако в депрессивном состоянии прибывает большинство отраслей, напрямую связанных с экспортом. В Российской Федерации 30% городов, чья экономика является монопрофильной и устойчивое развитие которых напрямую зависит от спроса на сырьевые продукты, оказались в ситуации «выживания». В России монопрофильные города появились в результате индустриализации, когда каждый регион был ориентирован на определенный вид деятельности (лесопереработка, нефтедобыча, сталелитейное дело, текстиль и т. д.). Огромные территории, нуждавшиеся в освоении, привели к появлению большого количества монопрофильных территорий. Это актуализировало изучение проблем устойчивого развития именно моногородов.

Обобщив теоретические исследования в области территориального управления и проблематики моногородов [4], можно сделать вывод, что единого толкования понятия «моногород», которое бы стало общепризнанным нет. Чаще всего упор в дефиниции делается на зависимость населения городов от деятельности одного или нескольких предприятий, которые являются монополистами в производственной сфере города и оказывают влияние на социальные, культурные и иные стороны жизни города. Таким образом, можно дать следующее определение моногороду: это географический пункт, население которого в большинстве своем задействовано в крупных градообразующих предприятиях и культурная, социальная и другие сферы жизни поселения напрямую зависят от устойчивого развития этих предприятий.

Остановимся на характеристиках, наличие которых являются показательными, чтобы отнести город к категории монопрофильных:

  1. В нем действует одно или несколько промышленных предприятий, которые чаще всего функционируют в рамках одной отрасли или сегменте рынка. Все остальные работающие предприятия и организации направлены на удовлетворение потребностей данных предприятий или нужд населяющих его людей.
  2. Бюджет муниципалитета и социальные программы напрямую зависят от отчислений градообразующих предприятий.
  3. Профессиональный состав городского населения характеризуется однонаправленностью и ориентацией на основное производство.
  4. Как правило, такие города являются удаленными от других населенных пунктов, что негативно оказывает на мобильность рабочей силы.

Несомненно, данной проблемой занимались многие экономисты и политологи. Так, в результате их деятельности появился список монопрофильных городов Российской Федерации. В нем не оказалось ни одного города из Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Вместе с тем, для региона характерна четкая монопрофилизация: это нефтегазодобывающая промышленность, и небольшая доля лесная промышленность. Этот факт позволяет сделать вывод о том, что для региона характер на монофункциональность, со всеми ее проблемами и перспективами. В округе была принята программа по диверсификации экономики, за счет развития сферы туристического бизнеса. Упор в программе был сделан на развитие этнографического туризма, но для его развития необходима полномасштабная маркетинговая и рекламная кампании, которые являются ресурсоемкими и, возможно, не оправданными. Вместе с тем, регион известен по всему миру как нефтегазовый, возможно, если разработать направления промышленного туризма, результат будет гораздо радужнее. Рассмотрим это на примере муниципального образования город Нижневартовск.

Экономическую основу города составляют две сферы экономической деятельности: нефтегазодобывающая промышленность, крупнейшие из которых принадлежат нефтегазовой корпорации «Роснефть» и сервисная деятельность, традиционно ориентированная на удовлетворение нужд населения (сюда можно отнести предприятия промышленности, транспорт, связь, предприятия снабжения). Большинство сервисных предприятий относится к категории малого бизнеса и поэтому не оказывают значительного влияния на формирование бюджета, введение социальных программ, но в то же время затрагивают столь значимую социальную проблему как трудоустройство. В городе созданы комфортные условия для ведения малого бизнеса [1].

Как отмечалось выше, город является промышленным центром региона, поэтому чаще всего гости города приезжают в него в командировку для работы на градообразующих предприятиях или участии в промышленных выставках. Значит, главной целью визитов является бизнес. Чтобы не проводить широкомасштабные рекламные акции и не выпускать большое количество рекламной продукции можно сделать предположение, что, если Нижневартовск – промышленный город, значит, и внутренний туризм должен быть бизнес-ориентированным в основном на промышленность. Тем не менее данные предположения необходимо четко рассматривать и сточки зрения бенчмаркинга других территорий [2].

Промышленный туризм широко распространен в Центральной части и Юге России, где промышленные предприятия часто открывают свои двери для гостей с целью показать свое производство, познакомить с технологиями, обратить внимание на новую продукцию. Все это сопровождается рассказами об истории предприятия, показываются его достижения. Добавим к этому немного мастер-классов и экскурсий по прилегающей территории мы получаем замечательный промышленный тур. Именно это предлагается привнести в экономику города Нижневартовск.

Наша концепция предлагает, что диверсификация моногородов за счет развития сферы сервиса и туризма может быть представлена как инновационное экономическое направление, которое способно оказать положительное влияние на развитие экономики региона в целом и в дальнейшем привести к устойчивому развитию социально-экономической сферы региона. Для подтверждения слов было проведено исследование, включает следующие этапы:

  1. Анализ экономики предполагаемой дестинации.
  2. Изучение возможностей промышленного туризма как возможного инновационного проекта для экономики города Нижневартовска.
  3. Изучение условий туристского выбора.
  4. Определение направлений при организации промышленных туров.
  5. Создание экономической модели диверсификации экономики региона за счет переориентации на туризм.

Экономику региона нельзя назвать стабильно и успешно развивающейся. Скорее она может быть охарактеризована как экономика скачкообразная. Поэтому прежде, чем предлагать что-либо на рынок необходимо изучить критерии потребительского спроса, определить, что может послужить составляющими тур, привлекающими большое количество туристов в регион. Для этого был проведен опрос среди постоянных клиентов крупных туристских фирм города (Туристско-транспортная корпорация «Спутник» иООО «Сибинтур», предлагающие своим клиентам маршруты по внутреннему туризму) в мае 2015 года. Данные фирмы имеют значительный опыт работы на региональном рынке туристских услуг, у них наработана большая клиентская база, что без сомнения говорит о валидности, полноте и точности полученных результатов. В опросе приняли участие 400 человек, которых условно можно разделить на 4 целевые группы и обозначить как: «Молодежь», «Люди со средним достатком», «Бизнесмены» и «Неработающие пенсионеры». Респондентам было предложено ответить на 10 вопросов относительно выбора в пользу того или иного вида отдыха.

Варианты ответов отражали принадлежность человека к определенной социальной и национально-этнической группе; его культурной направленности; условиях и образе жизни, интересах, а также на предшествующем рекреационном опыте. Изучив все варианты ответов, можно отметить шесть основных условий, которые в большей мере влияют на выбор направления отдыха:

  1. Приемлемые цены (отразили 82% респондентов)
  2. Сочетание «цена-качество» (отметили 76% респондентов)
  3. Организованное круглосуточное питание (отметили 47% респондентов)
  4. Наличие культурно-исторического наследия (отметили 45% респондентов)
  5. Природно-климатические условия, позволяющие знакомиться с дестинацией (отметили 32% респондентов)
  6. Меньше всего голосов (16%) отметили транспортную инфраструктуру.

Основываясь на данных опроса, была сформирована итоговая таблица (см. табл. 1), отражающая наличие критериев выбора в разных видах туризма, которые характерны для территории города Нижневартовск и Нижневартовского района.

Из данных таблицы отчетливо видно, что у каждого из перечисленных видов туризма есть свои положительные и отрицательные моменты, определяющие их выбор. Вместе с тем больше всего позитивных сторон отмечено у промышленного туризма. Это позволяет сделать вывод о том, что данное направление, если оно будет реализовано будет востребовано у потенциальных потребителей.

Таблица 1

 Результаты исследований по критериям выбора видов туризма

 

Вид туризма

Условия выбора

 

Итого

Приемлемые цены

Комфортность условий

Организованное круглосуточное горячее питание

Наличие культурно-исторических ресурсов

Благоприятные природно-климатические условия

Транспортная доступность

Этнографический

+

1

Самодеятельный

+

1

Событийный

+

+

2

Промышленный

+

+

+

+

4

 

Изучив состояние и экономики города и региона, можно заметить, что целый ряд предприятий могли бы повысить свою доходность, привлекая к своей деятельности туристов. Уже на территории г. Нижневартовск и Нижневартовского района можно выделить порядка 20 предприятий, которые могут представлять интерес (ГРЭС, Рыбокомбинат, Предприятия Роснефти и др.).

Большинство из упомянутых промышленных объектов – режимная, поэтому при формировании промышленных туров нужно обратить внимание на этот факт. Для нахождения туристов на территории таких предприятий должны быть оформлены пропуски и другие разрешительные документы, которые повысят безопасность пребывания на объекте, а также будут являться документами, по согласованию с руководством предприятий и организаций нахождения туристической группы на территории объекта. Причем первостепенное значение в данном случае будут иметь вопросы, связанные с безопасностью пребывания туристов на территории действующего производства. Существенным является соблюдение стандартов личной, промышленной безопасности и охраны труда, идентичных и для работников предприятия. Стоит учесть, что для людей, попадающих на производство в качестве туристов, существует ограничение по численному составу. Обычно группа включает 10-15 туристов, которые до начала экскурсии изучают правила техники безопасности и расписываются в журнале инструктажа.

На финальном этапе исследования была предложена инновационная экономическая модель диверсификации моногородов за счет развития сферы сервиса и туризма, позволяющая установить новые экономические отношения между предприятиями разной направленности (в данном случае сфера производства и сфера туризма). Эта модель позволит привлечь еще больше бюджетных отчислений в казну города, т. к. помимо отчислений предприятий, зарегистрированных на территории города, в бюджет будут поступать средства, связанные с сопутствующими направлениями (например, сувенирная продукция и пр.) [3].

Модель, представленная на рисунке, объединяет в себя три независимых субъекта экономических отношений: с одной стороны, промышленное предприятие, представляющее объект показа, с другой стороны туристскую организацию, отвечающую за разработку и реализацию туристской продукции и, собственно, самих туристов, кто пользуется данной услугой. Эффективным механизмом их взаимодействия может стать договор. При этом турист заключает договор с туристской организацией, которая в свою очередь вступает в договорные отношения с промышленным предприятием. Таким образом, можно быть уверенным, что качество оказываемых услуг населению будет на достаточно высоком уровне. Таким образом промышленные предприятия начинают работать в двух независимых направлениях: с одной стороны, они действуют как производственная структура, с другой – как объект туристского показа. Следовательно, модель предполагает непосредственное участие промышленных предприятий в диверсификации экономики региона.

Субъекты инновационной экономической модели, осуществляющие туристско-экскурсионную деятельность, должны выполнять ряд функций, без выполнения которых организация и реализация промышленных туров будет невозможна. Суммарно функции представлены в табл. 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модель диверсификации моногородов за счет развития сферы сервиса и туризма

Итак, самой значимой функцией промышленного предприятия становится защитная функция. Она предполагает, что именно промышленное предприятие, являющееся объектом показа, несет ответственность за безопасность туристов, выдает при необходимости защитное оборудование или снаряжение. В качестве рекламного хода предприятие изготовляет сувенирную продукцию и реализует ее. В этом заключается презентационная функция.

Будет правильным, если экскурсию по предприятию будет проводить не только экскурсовод от турфирмы, но и гид-представитель предприятия.

Туристская организация в свою очередь берет на себя важнейшую задачу по формированию и продвижению туров. Отсутствующее звено в таблице туристы. Они выполняют роль информаторов. В научных кругах хорошо известно, что один довольный турист приводит за собой еще четырех, а недовольный лишает десяти потенциальных клиентов.

Таблица 2

Функции субъектов инновационной экономической модели

 

Субъект

Функция

Характеристика

Промышленное предприятие

Охранительная (защитная)

Обеспечение безопасности туристов на производстве;

Оснащение туристов специальной защитной одеждой, либо снаряжением;

Презетационная

Изготовление сувенирной продукции для продажи туристам;

Туристская организация

Организационная

Формирование и продвижение промышленных туров

Информационно-просветительская

Распространение информации о турах, реклама.

 

Любая модель будет функционировать только в том случае, если еще на организационном этапе будет проведен ряд мероприятий, которые позволят гарантировать «удовлетворенного» клиента. В случае с промышленными турами необходимо предусмотреть следующие организационные моменты:

– предприятию:

Проверить наличие в достаточном количестве для принятия группы защитной одежды и спецоборудования с последующей их дезинсекцией.

Продумать последовательность показа объектов и привести их в соответствующий санитарный вид, продумав систему безопасности.

Подготовить сувенирную продукцию с символикой предприятия для последующей продажи или преподнесения в качестве презента особо значимым гостям.

Подумать, кто может выступить в качестве гида от предприятия (это может быть активный пенсионер, не желающий расставаться со «своим» предприятием).

– туристским организациям:

Подготовить к реализации несколько вариантов промышленных туров.

Продумать вопросы доставки туристов к объектам показа.

Продумать рекламные ходы.

Подготовить туристскую документацию (заказ пропусков, памятка туриста).

Каждый субъект такой инновационной экономической модели получает преимущества для своего развития. Предприятие, получающее статус туристского объекта, что повышает его социальную ответственность, теперь оно больше внимания уделяет чистоте помещений, презентабельности оборудования и т. д., что в свою очередь улучшает имиджевую составляющую данного предприятия на рынке. Туристские предприятия получают дополнительный вектор для своего развития. И в конечном итоге от этого выигрывает регион.

Для решения социальных вопросов диверсификация экономики, даже при сокращении штата сотрудников градообразующего предприятия, позволит людям получать доход от своей деятельности. Диверсификация по инновационному типу будет оказывать влияние не только экономическую сферу города, но также социальную и культурную жизнь. Экономическая эффективность, легкая схема организации, отсутствие конкуренции на рынке, минимальные финансовые вложения делают организацию производственных туров привлекательным проектом для инвестирования. Что касается предприятий, которые прекратили свое функционирование, то на их базе можно создать крупные промышленные музейные комплексы с возможностью интерактивной деятельности.

Поскольку объективных причин, препятствующих развитию промышленных туров в регионе не обнаружено, администрация города готова содействовать развитию малого бизнеса и бизнес-инкубатор поддерживает инновационные проекты нужно объединить усилия промышленных предприятий, музейных работников и представителей турбизнеса города.

Реализация промышленных туров в рамках диверсификации имеет не только экономическое, но и практическое значение в социальной сфере – дополнительные рабочие места, доплаты специалистам – гидам, профориентационная работа и т. д.