В последние годы одним из наиболее актуальных направлений экономического роста является развитие малого бизнеса. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, развитие малого бизнеса должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Однако процесс становления в различных сферах общественной жизни в России идет пока очень медленно. Несмотря на трудности и неудачи, малый бизнес развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы. Эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики России.
Существует немало подходов к определению сущности понятия «малый бизнес», а общепринятая трактовка варьируется в зависимости от субъективного восприятия автора терминологического толкования, государственной и отраслевой принадлежности малого предпринимателя и многих других факторов.
Если рассматривать расширенное понятие малого бизнеса, он представляет собой мобильную совокупность юридических и физических лиц – малых предпринимателей, не являющихся составной частью монополистических структур и играющих по сравнению с ними второстепенную роль в экономике государства. В более узком смысле малый бизнес представляет собой коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальным для каждого государства и отрасли критериям, прописанным в соответствующих регламентирующих документах государственной важности [4].
В мировой практике для отнесения предприятий к малым используется более 50 критериев. В России основными критериями отнесения к малому бизнесу служат численность персонала предприятия и выручка. В соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определены следующие критерии для предприятий малого бизнеса:
- средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать:
а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
б) до 100 человек включительно для малых предприятий, в том числе до 15 человек для микропредприятий;
- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать:
а) для микропредприятий – 120 млн. рублей;
б) для малых предприятий – 800 млн. рублей;
в) для средних предприятий – 2000 млн. рублей [6].
Малое предпринимательство – необходимый элемент рыночной экономики, позволяющий решать важные социально-экономические задачи. Это подтверждается опытом развитых стран, где малый бизнес занимает прочные позиции в развитии национальных хозяйств. Например, в США на малые фирмы приходится 54% всех занятых, 45% всех активов, 35% чистого дохода; в странах ЕС на малых предприятиях трудится свыше 70% работающего населения; в Японии на хозяйственные единицы с числом занятых до 300 человек приходится 78% занятых, 51,8% продаж, 56,6% условно чистой продукции в обрабатывающих отраслях промышленности. Доля малых предприятий в ВВП США составляет 52%, в странах ЕС - 67%, Японии - 55%.
Субъекты малого бизнеса объективно существуют и развиваются как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики. Малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технические и организационные нововведения [7].
Малые предприятия представляют собой вполне самостоятельную и наиболее типичную форму организации экономической жизни общества в условиях развитого рыночного хозяйства. Они обладают своими специфическими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, присущими только им внутренними закономерностями развития. Функционирование главным образом на конкретном локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, непосредственная связь с потребителем, потребность в относительно небольшом стартовом капитале – эти характеристики малых предприятий являются его достоинствами, повышающими устойчивость и живучесть этих предприятий в качестве структурного элемента экономики. Однако при определенных условиях такие характеристики приобретают негативную значимость, тормозят развитие конкретного предприятия, ставят под угрозу его существование. Гибкость малого предпринимательства, его мобильность позволяют быстро приспособиться к изменениям внешней среды, однако оно оказывается особенно сильно уязвимым для колебаний конъюнктуры рынка, изменений локальных условий функционирования, динамики общих социально-экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможности для привлечения дополнительных ресурсов при необходимых ситуациях. Ограниченные масштабы производства и небольшое количество занятых обусловливают простоту и эффективность управления предприятием. Однако, характерное для малых предприятий совмещение функций собственника и менеджера, установление личных связей с работниками предприятия снижают управленческие издержки [2].
Малый бизнес выполняет ряд важнейших экономических и социальных задач. Помимо налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, малый бизнес развивает экономический сектор, создает дополнительные рабочие места, способствует развитию конкуренции:
- Малый бизнес участвует в формировании бюджетов всех уровней. Помимо непосредственных отчислений в бюджет от доходов компаний, предприятия малого бизнеса, создавая рабочие места и являясь источником доходов населения, помогает сбору налогов непосредственно с физических лиц.
- Малый бизнес выполняет важную функцию в развитии инновационной экономики государства, инвестируя средства в наукоемкие высокотехнологичные направления производства. Конечно основное направление деятельности – торговля, однако есть малые предприятия, которые занимаются разработкой новых научно-технических изобретений (около 6%). В основном они пользуются поддержкой со стороны государства в виде дотаций, дополнительного субсидирования и т.д. Перестройка малого бизнеса в инновационную направленность позволит подготовить базис для развития больших технических предприятий, которые способствуют подъему и развитию всей национальной экономики [1].
Малый бизнес способствует созданию новых рабочих мест, обеспечивая занятость населения, в итоге уменьшается безработица. Необходимо отметить тот факт, что предприятия малого бизнеса обеспечивают трудоустройство социально нестабильных слоев населения, в частности, молодежи, иммигрантов и т.д. Именно на этих предприятиях они набираются опыта, знаний, добиваются карьерного роста и самореализации.
Также развитие малого бизнеса в России имеет большое народнохозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:
- малый бизнес позволяет заполнить все российские рынки и наиболее полно удовлетворять потребности населения в товарах и услугах;
- для создания малых фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения;
- развитие малого бизнеса - это одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды;
- малые предприятия проще в управлении, им не требуется создавать сложные управленческие структуры;
- малые фирмы могут быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную или полную автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания автоматизированного и ручного труда;
- развитие малого бизнеса позволяет в значительной степени решить или смягчить проблему безработицы;
- с развитием малого бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведении элементарного порядка в стране;
- малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса прежде всего гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка, быстрее реагирует на спрос потребителей;
- в современных условиях Российской Федерации, когда процесс становления малого бизнеса находится на начальном этапе, его дальнейшее развитие в количественном и качественном плане является важнейшим фактором поступательного подъема национальной экономики.
Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим направлениям:
- более полное удовлетворение потребностей граждан в продукции и услугах;
- улучшение качества обслуживания;
- более высокая удовлетворенность людей, особенно высокообразованной рабочей силы, своим трудом, рассматривающих свою работу, прежде всего, как средство самовыражения;
- формирование среднего класса в обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан;
- формирование многочисленного класса мелких собственников, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике;
- Повышение эффективности использования инвестиционных ресурсов региона [9];
- снижение забастовок и социальной напряженности в обществе.
Малое и среднее предпринимательство представляет собой существенную структурную часть рыночной экономики, ее массовую базу и интегральный элемент конкурентного рыночного механизма. Без малого и среднего бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Недооценка роли малого и среднего предпринимательства, игнорирование его значительных технико-производственных и социально-экономических потенций приобретают в данных условиях характер крупномасштабного стратегического просчета.
Развитие малого предпринимательства положительно сказывается на развитии различных сфер экономики страны, но без государственной поддержки, малый бизнес может прийти в упадок. Несмотря на все его преимущества, имеются и проблемы, которые могут стать непреодолимыми. Вследствие большого значения малых предприятий для социального и экономического положения в стране, в большинстве стран разрабатываются законы, направленные на помощь в развитии малых предприятий. Системы мер поддержки малого бизнеса, сложившиеся к настоящему времени в различных странах, заметно различаются между собой в том, что касается лежащих в их основе концепций экономической политики, выбора приоритетов и используемых средств, объема вовлеченных бюджетных ресурсов. В России это расхождение создает определенные проблемы с поддержанием конкурентного рыночного порядка [3]. Поэтому в последние годы здесь уделяется все больше внимания разработке и проведению единой межгосударственной политики в отношении сектора малого предпринимательства.
Однако формирование предпринимательского слоя в России идет медленно и противоречиво. Можно выделить целый ряд препятствий, мешающих динамичному развитию малого бизнеса:
- не стимулирующая налоговая система;
- труднодоступность кредитов;
- административные барьеры;
- негибкая политика в области лизинга и использования государственной собственности;
Государственная власть обязана эти проблемы снимать, чтобы создавать условия для свободного саморазвития малого предпринимательства. Известно, что можно стимулировать рост числа малых предприятий, если с разрешительного характера перейти к уведомительному принципу их регистрации, одновременно сокращая число лицензируемых видов деятельности [5].
Важнейшими регулирующими функциями государства в этом направлении являются:
- обеспечение справедливых условий и высокого уровня конкуренции. Для этого государство должно стремиться к созданию и сохранению как можно большего числа эффективных, динамично развивающихся малых предприятий и одновременно препятствовать с помощью антимонопольного законодательства приобретению отдельными хозяйствующими субъектами доминирующего (монопольного) положения на рынке. Посредством такой политики государство старается защитить экономику и общественно-политическую стабильность государства от вредных влияний;
- обеспечение стабильности финансовой и валютной систем посредством денежно-финансовой политики государства, Центрального Банка России и банковского законодательства (в том числе и посредством банковского надзора);
- проведение социальной политики, направленной на обеспечение по возможности всеобъемлющей социальной справедливости и социальных гарантий (в том числе посредством налогового законодательства, а также законодательства по социальному страхованию, поддержке семьи, защите прав трудящихся);
- создание и поддержание хорошо функционирующей общедоступной и экономически оправданной инфраструктуры (в том числе транспортной, телекоммуникационной инфраструктуры, системы госуправления, госинститутов по обеспечению внутренней и внешней безопасности, конкурентоспособных на мировом рынке систем образования и здравоохранения);
- проведение политики в отношении малых предприятий, региональной и отраслевой политики, а также политики по защите окружающей среды и распространению технологий с целью обеспечения дальнейшего экономического и технического развития российской экономики.
Учитывая значение малого бизнеса для экономики, государственная политика в отношении среднего класса ставит своей целью создание и поддержку как можно большего числа производительных, динамично развивающихся малых предприятий. Эта работа направлена не только на решение уже упомянутых задач по обеспечению занятости населения, но и на достижение целей региональной, антимонопольной политики, а также политики по защите окружающей среды. Большое количество малых предприятий обеспечивает развитие здоровой конкуренции и ее высокий уровень. Кроме того, с помощью большого числа предприятий малого бизнеса удается воспрепятствовать или ограничить чрезмерную концентрацию экономической и связанной с ней политической власти в руках немногих.
Российский малый бизнес активно участвует в разрешении комплекса экономических и социальных проблем в регионах. Его деятельность способствует активизации структурной перестройки экономики, насыщению рынка товарами и услугами, формированию конкурентной среды, развитию рыночной инфраструктуры, решению проблем занятости, формированию новых субъектов собственности и становлению среднего класса общества [8].
Малый бизнес является неотъемлемой частью рыночной экономики. Для него характерна особая мобильность, гибкость и высокая эффективность.
Социальная значимость малого бизнеса имеет и иные различные оттенки. Развитие малого бизнеса способствует развитию позитивных процессов в экономике, демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что, в свою очередь, приносит государству не только политические, но и экономические дивиденды.
Многие характерные особенности малого предпринимательства напрямую связаны с основными проблемами, мешающими развитию нормальных рыночных отношений и частного предпринимательства в целом. Поэтому в ближайшей перспективе необходимо принять комплекс мер для динамичного и эффективного развития малого бизнеса.