Full text

В современном мире именно интеллектуальный капитал определяет конкурентоспособность организаций и предприятий, выступает стратегическим ресурсом их развития. Посредством интеллектуального капитала создается конкурентное преимущество организации и повышается эффективность ее деятельности на рынке. Эффективное формирование, развитие и использование интеллектуального капитала становится стратегической
задачей современных организаций.

Современная организация – это производитель не столько товаров или услуг, сколько знаний. Это означает, что работники занимаются производством знаний, организации становятся обучающимися, инновации становятся источником вновь созданной стоимости. Интеллектуальный капитал в большей мере, чем физические активы или финансовый капитал, становится устойчивым конкурентным преимуществом.

На протяжении всей своей истории человечество создавало, накапливало и использовало знания об окружающем мире. Эти действия помогли людям не только выжить в сложном и постоянно меняющемся мире, но и постепенно развиваться. Современные предприятия находятся в похожем положении. И точно так же, как и людям, им необходимо создавать, накапливать и использовать знания.  Для реализации этих задач современные компании должны активизировать весь свой внутренний потенциал, использовать все, ранее скрытые возможности.

Создать или найти знания и преобразовать их в корпоративный ресурс, помогающий выиграть в конкурентной борьбе, это задачи для такой области менеджмента, как управление знаниями.

Управление знаниями – это систематический процесс идентификации, использования и передачи информации и знаний, которые люди могут создавать, совершенствовать и применять. Это процесс, в ходе которого организации генерируют знания, накапливают их и используют в интересах получения конкурентных преимуществ. Можно сказать, что управление знаниями – это процесс, с помощью которого организации создают новую стоимость, используя свои интеллектуально-коммуникативные структуры.

Для организации знания становятся основным источником конкурентных преимуществ. Поэтому успех деятельности современных передовых организаций существенно зависит от подходов к управлению знаниями. Понимание проблем, стоящих перед организацией, претерпевает постоянные изменения по мере получения ею нового опыта в ходе проведения экспериментов, обучения, отбрасывания ложных и подтверждения истинных гипотез, адаптации к новому и движения вперед.

Информация, которая поступает в организацию в ходе осуществления бизнес-процессов, обычно является достоянием определенных групп сотрудников. Однако знания персонала постепенно «смешиваются» в процессе совместно решающих задач конкретного бизнес-процесса в рамках одного подразделения, а также в общение людей, где этот процесс обычно является спонтанным, слабо предсказуемым и часто малоэффективным [4]. Это может вести к проблемам во взаимоотношениях с клиентами, которые неожиданно для себя сталкиваются с различным качеством обслуживания в одних и тех же условиях при оформлении и реализации заказов разными людьми

Система управления интеллектуальным капиталом предприятия охватывает несколько областей управленческой деятельности и воплощается в жизнь посредством целенаправленного воздействия на человеческие ресурсы организации с целью достижения текущих и перспективных целей и задач предприятия через управление:

-                        корпоративным обучением;

-                        карьерой сотрудников;

-                        мотивацией персонала;

-                        организационной культурой;

-                        системой внутрикорпоративных коммуникаций;

-                        оценкой деятельности персонала.

Управляя знаниями, организация выполняет следующие важ­нейшие функции:

а) приобретение знаний – использование уже имеющихся в ми­ре знаний и их применение в организации (например, в режиме открытой торговли, для привлечения иностранных инвестиций и заключения лицензионных соглашений), а также получение новых знаний путем ведения научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ;

б) усвоение знаний (например, обеспечение всеобщего началь­ного образования, создание возможностей для обучения на про­тяжении жизни и развитие системы высшего образования);

в) передача знаний – использование новых информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующее нормативно-правовое регулирование и обеспечение доступа к инфор­мационным ресурсам.

В таблице 1 рассмотрим три разных подхода к концепции «управления знаниями», получившие в дальнейшем соответствующие названия.

 

Таблица 1 – Сравнение подходов к управлению знаниями

Направление

Главные идеи

Результат деятельности

Американский подход

Использование совместных знаний сотрудников, а не отдельно взятые аспекты.

Организация сообществ, в которых люди обмениваются информацией и знаниями, существующие как в физическом, так и в виртуальном пространстве

Японский подход

Социализация. Изменение организационного окружения. Поиск альтернативных подходов к решению задач.

Компания создает новое знание и информацию, необходимую для выработки нового подхода к проблеме и к ее решению.

Скандинавский (Европейский) подход

Интеллектуальный капитал является результатом независимых действий отдельных людей.

Продвижение новых идей внутри компании благодаря независимым мнениям отдельных сотрудников.

Чтобы определить какой же подход к управлению знанием целесообразней выбрать современным российским организациям, проанализируем работу лидирующих отечественных предприятий в данной сфере. На сегодняшний день далеко не все отечественные организации уделяют внимание проблеме систематизации работы с корпоративными знаниями. Сложившаяся ситуация обусловлена отсутствием у руководства понимания необходимости вложения сил и средств в процессы формирования, сохранения, качественного преобразования и использования корпоративных знаний, их влияния на текущую деятельность организации и перспективы ее развития. Однако на отечественном рынке присутствуют и предприятия, вплотную занимающиеся вопросом управления корпоративными знаниями, реализуемого через оптимизацию системы обучения и развития персонала. Рассмотрим три крупных отечественных организации, ОАО «МТС», ОАО «Сбербанк России», ОАО «Сибур Холдинг», изучение социальной отчетности которых позволяет говорить о том, что они ведут активную систематизированную работу в области построения качественной и эффективной системы управления интеллектуальным капиталом.

Основные усилия этих организаций направлены на создание базы знаний и условий для обучения и передачи знаний. То есть руководство понимает, что имеющиеся знания внутри и вне фирмы необходимо собирать, систематизировать и «вкладывать в головы» своим сотрудникам. В подтверждение этого тезиса можно привести создание предприятиями таких программ как «Корпоративный кадровый резерв», «Институт наставничества», «Академия бизнес-продаж», «Академия успеха», посредством которых предприятия осуществляют обучение и процедуры профессионального роста своих подчиненных.

Также большое внимание уделяется развитию поддерживающих сфер, без которых успешное использование стратегии управления знаниями не представляется возможным. К таковым относятся внедрение IT-технологий (упрощение работы со знаниями, трансформация их в более удобную форму), создание комфортных корпоративных условий (положительный социально-психологический климат плодотворно влияет на всю деятельность сотрудников), и разработка системы мотивации (стимулирование использования новых знаний).  Так, например, в «Сибур Холдинг» с целью увеличения уровня корпоративной культуры был разработан кодекс корпоративной этики, проводятся регулярные социологические опросы и исследования.

В «Сбербанке России» для оптимизации работы с новыми знаниями созданы корпоративная электронная библиотека, система видеоконференцсвязи и выпускается корпоративная пресса. В конце 2014 г. состоялась официальная церемония открытия нового кампуса Корпоративного университета Сбербанка в Истринском районе Подмосковья. Кампус спроектирован с учётом лучшего мирового опыта корпоративных учебных центров и не имеет аналогов в России. Инновационная образовательная среда и многофункциональная инфраструктура кампуса позволяют реализовывать на мировом уровне учебные программы, бизнес-конференции и мероприятия по развитию корпоративной культуры Сбербанка. Кампус предоставляет возможность проводить обучение более 500 человек одновременно.

Описанные выше процедуры в большой степени напоминают американский подход к управлению знаниями. Здесь также делается упор не на создании новых знаний или в преобразовании его в прибыль для организации, а на непосредственно «управление знаниями» - сбор, комбинирование и передача другим лицам. Многими исследователями такой подход считается первой ступенью развития, также его называют не совершенным. Но это необходимый этап, который необходимо пройти для перехода на новый уровень. И чтобы это произошло быстрее нужно добиться абсолютного осознания важности внедрения стратегии управления интеллектуальным капиталом в организации.

На рисунке 1 приведены этапы постановки стратегии управления знаниями в организации.

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Этапы постановки стратегии внедрения системы управления интеллектуальным капиталом

 

Первый этап заключается в установке связи между ростом стоимости компании и конкретными знаниями. Элементы знаний должны стать факторами стоимости, которые будут иметь четкую и непрерывную связь с результирующими факторами стоимости - рост доходов, снижение затрат и рисков. На данном этапе необходимо в первую очередь идентифицировать ключевые бизнес-процессы, направленные на реализацию принятой стратегии организации и сформулировать требования к знаниям компании, которые необходимы для успешного выполнения этих бизнес процессов, то есть определить, какие элементы знаний критичны для успеха компании (ключевые знания). Кроме того, этот этап создает базу для измерения оценки знаний организации, на основе их вклада в успех бизнеса.

На втором этапе происходит описание ключевых бизнес-процессов, то есть получение процедурного знания организации. Этот этап позволит четко и наглядно представить действия, которые реализуют стратегию и создают стоимость компании. Это представление необходимо для выполнения следующего этапа.

На третьем этапе проводится аудит знаний, который реализуется в форме создания карты знаний. Карта знаний идентифицирует места использования и применения знаний на этапах выполнения бизнес процессов, а также источники получения и носителей знаний. На данном этапе строится карта для ключевых знаний, выявленных на этапе 1. В результате определяется как и где применяются ключевые знания, а также идентифицируется существующий объем требуемых знаний, распределение этих знаний в организации, тип знаний (формализованные или неформализованные), а также источники получения знаний.

Этапы 2 и 3 реализуются совместно, поэтому на рисунке 1 они представлены в виде объединенного шага.

На четвертом этапе проводится анализ карт знаний и оценка разрыва между тем объемом ключевых знаний, который необходим для повышения стоимости и реализации стратегии, и существующими знаниями организации с учетом их типа и фрагментации. В результате выполнения данного этапа разрабатывается политика знаний, которая выделяет ключевые знания организации, определяет роль различных знаний конкурентной борьбе (коренные, конкурентные, инновационные), выявляет какие знания необходимо сохранять (знания, запас которых внутри организации достаточен для реализации стратегии), какие знания необходимо увеличивать (существует разрыв знаний). Также политика указывает подход к формализации и распространению ключевых знаний.

На пятом этапе на основе политики знаний разрабатывается стратегия управления интеллектуальным капиталом. На данном этапе определяются способы развития управления интеллектуальным капиталом по трем направлениям: технологии, культура и процессы знаний и распределяются усилия между этими направлениями.

После реализации предлагаемых шагов стратегии постановки управления интеллектуальным капиталом можно направлять ресурсы компании на развитие технологии, процессов и культуры управления знаниями и ожидать ощутимых результатов. Такой подход направлен на извлечение максимальной выгоды из управления интеллектуальным капиталом и создание системы управления организацией, в которой знания рассматриваются как стратегический ресурс.