Одним из эффективных механизмов, способствующим формированию условий развития региональных социально-экономических систем является кластерный подход. Формирование и реализация кластерной политики связаны с условиями, тенденциями и факторами внутренней и окружающей среды. В этих условиях органам власти отводится важная роль в определении конкретных целей, задач, направлений, а также механизмов и инструментов кластерной политики.
Основываясь на опыте развитых стран становится очевидным, что основные наукоемкие и высокотехнологичные отрасли экономики утвердились в большинстве своем в кластерообразующих организациях. Однако для создания кластеров и повышения конкурентных преимуществ территории необходимо формирование оптимальных социально-экономических условий в регионе.
Учитывая специфические и сложномасштабные социально-экономические условия сложившиеся в Российской Федерации, органы государственной власти активно формируют и реализуют общие направления экономической политики, частью которой выступает кластерная политика, реализуемая федеральными, региональными и местными органами власти.……….
Основные цели, задачи и направления кластерной политики в России, представлены на рисунке 1.……………………………………………………………
При этом в Концепции кластерной политики в РФ отмечаются основные проблемы ее реализации, вызванные: ……………………………………………………
– недостатком квалифицированных кадров;
– неразвитостью механизмов непрерывного образования;
– низким уровнем инновационной активности;
– недостаточным организационным развитием кластера, включая отсутствие практики стратегического планирования развития кластера, отсутствие системы эффективных информационных коммуникаций между участниками кластера;
– ограниченным доступом к зарубежным рынкам [1].
Рисунок 1 - Цели, задачи, направления кластерной политики в РФ
Отметим, что при реализации кластерного подхода в России одним из главных направлений является вложение инвестиций в человеческий капитал – в образование, здравоохранение, науку, культуру, социальные институты, что позволяет усиливать развитие отраслей IT-, нано-, биотехнологий.
Однако в концепциях по формированию и реализации кластерной политики в России и регионах недостаточно ясно прописаны механизмы и направления внутрирегионального сотрудничества, влияние кластеров на окружающую среду, инструменты сглаживания отрицательных эффектов при развитии кластера и др. На наш взгляд реализация кластерной политики в регионах и муниципальных образованиях России должна быть взаимосвязана и коррелировать с направлениями и механизмами внутрирегионального сотрудничества, так как социально-экономическое развитие территорий региона должно учитывать в первую очередь эколого-экономические потребности жизнедеятельности субъектов хозяйствования.
Исходя их этого, при реализации кластерной политики необходима проработка методических положений, которые должны способствовать долгосрочному поддержанию институтов и механизмов устойчивого развития региональных систем и их подсистем. Здесь имеется в виду то, что все основные источники воздействия на территориальные элементы региона, а также экологические, экономические, социально-культурные и прочие факторы должны быть строго сбалансированы между собой, формируя тем самым гармоничные условия функционирования субъектов хозяйствования в контексте «общество-природа-хозяйство».
Важной задачей кластерной политики для развития региона является формирование и совершенствование эколого-экономической политики в регионе в части территориальных объектов, способствующих снижению уровня поляризованного развития в системе «центр–периферия».
Основополагающим условием сглаживания пространственных диспропорций в регионе выступают: система внутрирегионального сотрудничества и кластерная политика. При этом данные направления должны формироваться и в последующем реализовываться на новых условиях развития регионов, отличных от традиционного подхода. То есть базовыми принципами и предпосылками здесь служат направления устойчивого развития региона. Направления по формированию и реализации кластерной политики в контексте устойчивого развития региона представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 - Направления формирования кластерной политики в контексте устойчивого развития региона
При формировании целей кластерной политики возникает необходимость определения методического инструментария, связанного с формулированием и ранжированием различных сценарных процессов. Так называемый сценарный блок должен включать в себя возможные варианты развития зон и ядер региона. При этом в сценарном блоке развития территориальных элементов региона могут быть конкретизированы и расширены варианты и подварианты возможных направлений развития ядер и зон региона.
При формировании и реализации кластерной политики в регионе [3] органы власти (совместно с экспертами и соответствующими организациями) должны сформулировать положения концепции экологической эффективности и безопасности территории, в которой будут отражены основные направления развития территории и ограничения влияния кластеров на окружающую среду, так как важной целью развития является не само появление кластера, а повышение качества жизни населения при сохранении окружающей природной среды в процессе природопользования.
Обращаясь к современному опыту формирования и реализации кластерной политики в России, можно отметить, что пространственные аспекты развития, обозначенные в «Стратегии-2020» и соответствующих концепциях, связаны с выделением макрорегионов, которые совпадают с границами федеральных округов РФ. В рамках этих макрорегионов определяются зоны авангардных территорий-агломераций, которые имеют преимущественно одни из основных направлений социально-экономического развития: агропромышленный комплекс, туризм и рекреация, новая инновационная экономика, обрабатывающие производства, добыча природных ресурсов. Данные направления развития агломераций включены в стратегиях социально-экономического развития субъектов РФ [1].
В Концепции также определены цели, связанные с возрастанием роли центров инновационного развития, новых центров компетенций, опирающихся на современные коммуникационные технологии, концентрацию кадрового и технологического потенциала, существенным образом влияющих на трансформацию территориальной структуры расселения и распределения трудовых ресурсов прежде всего [5]:
– крупных городских агломераций с динамично развивающейся научно-инновационной, образовательной и культурной инфраструктурой, растущей деловой активностью и сервисной сферой;
– территориально-производственных кластеров, ориентированных на высокотехнологические производства в приоритетных отраслях российской экономики в урбанизированных регионах и на глубокую переработку сырья на ранее неосвоенных территориях;
– туристско-рекреационных зон с высоким уровнем оказания услуг на территориях с уникальными природно-климатическими условиями, концентрацией объектов культурного наследия, потенциалом традиционной народной культуры регионов;
– крупных транспортно-логистических узлов и производственных комплексов.
Примером соответствующих направлений в Краснодарском крае, связанных с направлениями социально-экономического развития Южного федерального округа выступают:
– города Краснодар, Армавир, Горячий Ключ, Кропоткин, специализирующиеся на транспортном, энергетическом и сельскохозяйственном машиностроении, металлургии, угледобывающей промышленности, агропромышленном комплексе;
– Новороссийск, Анапа, Геленджик, Сочи, Адлер, Туапсе, где приоритетными выступают рекреационно-курортный комплекс и туризм, транспортно–логистические услуги, промышленность стройматериалов, нефтедобыча, специализированное сельское хозяйство.
К основным стартовым преимуществам Краснодарского края относятся:
– экономико-географическое местоположение;
– благоприятная окружающая природная среда;
– высокий уровень конкурентоспособности среди субъектов РФ;
– позитивное отношение населения к предпринимательству;
– ускоренные темпы экономического роста;
– относительно высокий уровень человеческого потенциала;
– формирование и развитие особых экономических зон [4].
При этом среди основных опасностей и угроз для развития региона в долгосрочной перспективе выступают:
1) ограниченный потенциал роста и диверсификации при существующей структуре производства;
–препятствие для наукоемких отраслей из-за отсутствия полноценного образовательного кластера;
– отставание финансового сектора;
– административные и экономические барьеры для предпринимательства;
– низкий уровень инфраструктуры и сервиса в целом туристических и рекреационных зон и высокая стоимость при сравнении с зарубежными аналогичными странами и регионами.
Данные опасности и угрозы в первую очередь связаны с возможностью диверсификации экономики Краснодарского края. Из анализа структуры ВРП края видно, что изменения за последние годы явно незначительны. Речь идет о транспорте и связи, коммерческой деятельности, сельском хозяйстве, обрабатывающих производствах и др., причем финансовый сектор имеет минимальный вклад. При этом доля инновационных наукоемких предприятий за годы реформ снизилась, отражая тем самым общероссийские тенденции. При положительной динамике развития и отношений местного населения и органов власти к малому бизнесу в экономике крае остаются нерешенными институциональные проблемы, связанные в первую очередь с условиями регулирования деятельности организаций на своей территории.
Приоритетными отраслями Краснодарского края по праву считаются туризм и рекреация. Региональными органами власти прикладываются большие усилия, чтобы данные отрасли вносили весомый вклад в экономику края, а побережье Краснодарского края имело международное значение.
При этом важными направлениями развития здесь должны стать:
– модернизация системы территориального планирования в области учета эколого-экономических и кооперационных возможностей развития и сотрудничества центров с рядом располагающимися административными образованиями с ориентацией на формирование крупных зон развития;
– обеспечение высокого уровня и качества жизни населения как возможность повышения внутреннего потребительского спроса на товары и услуги местных кластерообразующих предприятий;
– формирование и развитие программ развития предпринимательства, направленных, с одной стороны, на снижение административных барьеров деятельности предприятий, с другой – на содействие развитию долгосрочных связей между бизнесом и научно-образовательными организациями [6] по продвижению инноваций на рынок.
При учете современных мировых тенденций в кластерном портфеле Краснодарского края [8] мало представлены высокопроизводительные кластеры, среди которых представлены кластеры дистрибуции, мебельный, винный и табачный.
При этом, говоря о Большом Сочи, необходимо понимать, что созданные крупные спортивные и обслуживающие объекты для проведения Олимпиады 2014 г. служат мощным импульсом для формирования и развития кластеров на данной и рядом расположенных территориях. Также это содействует развитию различных отраслей: индустрии спортивной одежды и экипировки, спортивного инвентаря, сферы активного (скалолазание, лыжный спорт и др.) и пассивного (санаторно-курортный) отдыха и др. Зона Большого Сочи является приоритетным социально-экономическим пространством, где могут быть реализованы направления кластерной политики. Однако, как видно из анализа соответствующих направлений кластерной политики в РФ и Краснодарском крае, на территории г. Сочи недостаточно полно учтены скрытые возможности развития профильных кластеров.
Здесь, на наш взгляд, необходимо создание таких профильных кластеров, которые будут способствовать развитию естественных конкурентных преимуществ данной территории [2].
Представляется, что наиболее перспективны в г. Сочи могут быть медийный, научно-образовательный и спортивно-оздоровительный кластеры.
При формировании медийного кластера необходимо создание определенных медиаинкубаторов, офисных студий, конгресс- и медиазон и пр. для обеспечения оптимального информационного пространства, что даст импульс развитию киноиндустрии, медиаразвлечений, IT-технологий и др.
Основная роль научно-образовательного кластера будет заключаться в привлечении инновационных и наукоемких сфер деятельности в такие области как: медицинский туризм и отдыха, индустрия биофармацевтики и др.
Туристический кластер (с ориентацией на спорт и оздоровление) позволит развить внутринациональный и международный спортивный туризми превратить г. Сочи в центр глобального значения. Для этого необходимо запланировать на долгосрочный период использование части олимпийских объектов для последующих международных соревнований, создания образовательного и наукоемкого кластеров, спортивно-оздоровительной и медийной индустрии.
Таким образом, при формировании и реализации кластерной политики органам государственной и муниципальной власти [7] необходимо учитывать эколого-экономические особенности и направления развития как определенных локалитетов, так и экономико-географических зон региона. В этом аспекте имеющиеся или образующиеся ядра и полюсы роста зон должны способствовать развитию условий интеграции с периферийными элементами, формируя тем самым тенденции прогрессивной конвергенции в контексте синхронизации экономических систем локальных элементов региона.