Full text

В процессе реализации стратегии социально-экономического развития Российской Федерации ключевыми факторами должны стать конкурентоспособность территории и использование ее объективных преимуществ, обеспечивающие формирование эффективной экономики и на этой основе — достижение устойчивого социального прогресса.

Опыт показывает, что «усиление конкурентных преимуществ территории обеспечивается за счет использования новых подходов к управлению формированием территориальной организации экономики, в частности кластерного подхода. Задача исследователей и практиков сводится к нахождению кластеров и созданию стимулов для их развития. Особенность кластера состоит в том, что он представляет собой совокупность высокоинтегрированных организаций и предприятий, значимость которых как целого превышает простую сумму их вкладов как составных частей. Составные элементы кластера, будучи самостоятельными организациями, объективно взаимозависимы благодаря общности интересов и нуждаются в скоординированном развитии и обмене инновациями».

И.Г. Разуваев рассматривает инновационный кластер как «объединение различных организаций (промышленных компаний, высших учебных заведений, технопарков и бизнес-инкубаторов, научно- исследовательских центров и лабораторий, банковских и небанковских кредитных организаций, инвестиционно-инновационных компаний, венчурных фондов, бизнес-агентов, органов государственного управления, общественных организаций и т.д.), позволяющее использовать преимущества внутрифирменной иерархии и рыночного механизма, что дает возможность более быстро и эффективно распределять новые знания, научные открытия и изобретения».

Инновационный кластер, являясь наиболее эффективной формой достижения высокого уровня конкурентоспособности, представляет собой неформальный союз различных организаций. Отличие инновационного кластера от других форм экономических объединений заключается в том, что организации кластера не согласны на полное слияние, а создают механизм взаимодействия, позволяющий им сохранить статус юридического лица и при этом сотрудничать с хозяйствующими субъектами, образующими кластер и за его пределами. В кластерах формируется сложная комбинация конкуренции и взаимодействия, особенно в инновационных процессах.

Инновационный кластер обеспечивает реализацию полноценного инновационного цикла – от генерации научных знаний и формирования на их основе бизнес-идей до реализации товарной продукции на традиционных или новых рынках сбыта. К основным характеристикам инновационного кластера можно отнести:

-          разделение бизнес-процессов;

-          открытость;

-          слабо выраженное центральное звено управления.

По мнению ряда специалистов [7, 8], модель инновационного кластера характеризуется следующими качественными параметрами:

-               связность кластера — уровень взаимовлияний элементов кластера и потенциальная доступность для них необходимых ресурсов;

-               базовый элемент кластера и его связующие элементы (проводя анализ матрицы связности и потенциала элементов, можно выделить базовый элемент или элементы кластера, которые вносят главный вклад в организацию взаимодействий, являются движущей силой системы);

-               синергетический эффект — совокупность инновационных потенциалов элементов кластера, определяющая количественную оценку синергетического взаимодействия элементов кластера по тем параметрам, по которым происходил анализ взаимовлияний;

-               ядро кластера (центры дохода) — предприятия, которые вносят основной вклад в результаты работы кластера;

-               резервы роста — структуры и хозяйствующие субъекты, потенциал которых полностью не раскрыт, но способен устранить слабые места и определить мероприятия по стратегическому развитию всей инновационной системы.

Е.А. Монастырный, анализируя кластерный подход с позиций инновационных процессов, отмечает, что «инновационный кластер включает в себя всю инновационную цепочку от генерации научных знаний и формирования на их основе бизнес-идей до реализации товарной продукции на традиционных или новых рынках сбыта. Центры генерации инноваций присущи любому кластеру, и поэтому в любом кластере существует определенная степень инновационности».

Очевидно, что инновационный кластер — открытая система. Но открытость вовсе не означает, что установление хозяйственных отношений между предприятиями кластера приведет к незамедлительной интеграции хозяйствующего субъекта в его среду. Экономическое взаимодействие должно сочетаться с информационным и человеческим взаимодействием [5].

Инновационные кластеры характеризуются различными моделями территориальной организации и пропорциями соотношения научно-технической и производственной деятельности в структуре занятости.

«Так, с точки зрения территориальной организации представлены как модели развития кластеров в четко очерченных территориальных границах, практически совпадающих с границами муниципальных образований (г. Саров, г. Железногорск, г. Троицк), так и модели, объединяющие предприятия, научные и образовательные организации в рамках сетевых структур крупных агломераций (г. Санкт- Петербург, Новосибирская и Томская области)».

 «В то же время программы развития кластеров г. Пущино, г. Обнинска, г. Троицка, г. Димитровграда, кластера «Физтех-XXI», Новосибирской и Томской областей характеризуются ориентацией на использование потенциала расположенных на их территории научных и образовательных организаций мирового уровня. Это предполагает привлечение крупных российских и зарубежных компаний к разворачиванию высокотехнологичного производства за счет имеющегося кадрового потенциала [5] и исследовательской инфраструктуры кластеров, а также активное развитие малого и среднего инновационного предпринимательства за счет коммерциализации разрабатываемых здесь технологий. Таким образом, с известной степенью условности можно выделить три модели организации пилотных инновационных территориальных кластеров: «якорные» территории крупного высокотехнологичного бизнеса, регионы концентрации малого и среднего инновационного бизнеса, ведущие научные и образовательные центры».

Одними из наиболее активных участников процесса развития кластерной кооперации являются высшие учебные заведения. Во всех регионах базирования пилотных инновационных кластеров присутствуют ведущие образовательные организации, причем многие из них имеют статус федеральных или научно- исследовательских университетов.

Большинство якорных образовательных организаций - участников кластеров в последние годы принимали активное участие в инициативах по созданию совместных высокотехнологичных производств с промышленными компаниями, развитию инновационной инфраструктуры вузов, привлечению на работу ведущих ученых, в том числе зарубежных (постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 218, 219 и 220).

Программы развития вузов-участников кластеров включают в себя значительную компоненту, связанную со стимулированием инновационного предпринимательства и усилением кооперационных связей с компаниями, что делает их активными участниками программ развития кластеров. Основными направлениями взаимодействия между вузами и предприятиями в рамках инновационных кластеров являются:

– реализация образовательных программ по приоритетным для компаний направлениям подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, прежде всего инженерных;

– проведение прикладных исследований совместно с бизнесом;

– совместное использование инновационной инфраструктуры вузов, что позволяет задействовать их кадровый потенциал и материально-техническую базу в интересах бизнеса.

Наиболее масштабная роль в реализации программ развития кластеров [6] отводится ведущим вузам и образовательным центрам национального значения.

Поддержка со стороны органов государственного управления также во многом способствует развитию кластера. Эта поддержка может осуществляться прямыми и косвенными методами:

-               прямые методы представляют собой бюджетное финансирование, направленное на регулирование деятельности кластера, развитие его структуры, повышение стимулирования участников к взаимодеятельности в определенных направлениях и т.д.;

-               косвенная поддержка осуществляется посредством разработки комплексных программ развития и продвижения кластера, введения поощрительных мер в целях привлечения зарубежных и отечественных  инвесторов [7].

Программа поддержки развития инновационных кластеров предусматривает комплексный подход к решению имеющихся задач. В частности, в настоящее время государственная поддержка развития кластеров и территорий их базирования осуществляется в рамках нескольких инициатив федерального уровня, включая:

– программу поддержки реализации программ развития пилотных инновационных территориальных кластеров Минэкономразвития России;

– программу поддержки развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России (создание инновационной инфраструктуры, другие направления);

 – программы институтов развития, включая Фонд инфраструктурных и образовательных программ (создание нанотехнологических центров), ОАО «РВК» и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (поддержка создания и развития инновационных компаний);

 – программы Минобрнауки России по поддержке реализации программ развития ведущих вузов, включая создание инновационной инфраструктуры, программу поддержки инжиниринговых центров, ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы»;

– программы и мероприятия Минпромторга России (поддержка отдельных предприятий, инжиниринговых центров, индустриальных парков), Минкомсвязи России (создание технопарков в сфере высоких технологий) и другие.

Активная законотворческая деятельность по использованию кластерных инициатив как инструмента повышения конкурентоспособности национальной экономики началась в РФ всего несколько лет назад, и на данный момент это направление находится на раннем этапе своего развития.

В августе 2012 года Правительством Российской Федерации был утвержден перечень из 25 пилотных инновационных территориальных кластеров. В ходе определения финального перечня специально созданная экспертная группа рассмотрела 94 заявки, предложенные разными регионами РФ.

В утвержденный перечень вошли кластеры по следующим укрупненным направлениям технологической специализации:

-      Ядерные и радиационные технологии;

-      Производство летательных и космических аппаратов, судостроение;

-      Фармацевтика, биотехнологии и медицинская промышленность;

-      Новые материалы;

-      Химическая промышленность;

-      Информационно-коммуникационные технологии и электроника.

В зависимости от степени проработки предоставленных заявок и их потенциала 25 утвержденных кластеров были разделены на две группы:

-      Группа 1: 14 кластеров с наиболее проработанными заявками и высоким потенциалом.

-      Группа 2: 11 кластеров, программы развития которых требуют дальнейшей доработки.

В настоящее время на территории Российской Федерации инновационные территориальные кластеры сосредоточены в основном в Европейской части страны. Только семь из 25 кластеров находятся в Азиатской части России. Подавляющая часть ИТК располагаются в отличающихся традиционно высоким уровнем инновационной активности регионах Приволжского (девять ИТК), Центрального (шесть ИТК, из них пять – в Москве и Московской области) и Сибирского (пять ИТК) федеральных округов. В этих же трех федеральных округах сконцентрированы 70% кластеров, которые подавали заявки на участие в конкурсном отборе (рисунок 1).

Для обеспечения развития сети инновационных территориальных кластеров общий объем финансирования проектов, заложенных в программах развития на период с 2012 по 2017 год, составляет почти 1,5 трлн рублей. При этом из средств федерального бюджета намечается привлечь 480 млрд рублей (33% от общей суммы). Сумма в размере около 213 млрд рублей (14%) должна быть выделена из средств региональных и местных бюджетов.

В рамках реализации Стратегии развития специализированных кластеров планируется, что к 2017 году в субъектах Российской Федерации будут действовать порядка 40 процентров кластерного развития, функционирующих не менее двух лет.  

Рисунок 1 – Распределение инновационных территориальных кластеров по федеральным округам 

Сегодня фокус кластерной политики в России направлен не только на выявление точек инновационного роста, но и на стимулирование их развития. В связи с этим представляется важным обратить внимание на региональные программы развития инновационных территориальных кластеров.

«Основными требованиями к региональным программам развития ИТК являются:

-     коммерциализация технологий, поддержка создания и развития стартапов, в т.ч. в рамках деятельности вузов и научных организаций

-     создание и развития объектов инновационной инфраструктуры;

-     стимулирование производства инновационной продукции в рамках закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд;

-     содействие реализации программ инновационного развития государственных и муниципальных учреждений компаний с государственным участием;

-     реализация проектов развития территорий с высокой концентрацией научно-технического и инновационного потенциала [9];

-     поддержка профильных образовательных программ системы основного и дополнительного образования;

-     поддержка внешнеэкономической деятельности, привлечение прямых иностранных инвестиций, развитие научно-технической кооперации;

-     содействие популяризации инновационной деятельности».

Система целеполагания большинства региональных программ развития ИТК одновременно учитывает интересы и региона, и расположенного в нем кластера. Вместе с тем цели некоторых программ, несмотря на самые общие формулировки (создание «благоприятных условий для развития кластера», содействие «развитию кластера и организаций-участников»), зачастую направлены скорее на решение проблем субъекта Российской Федерации. При этом в них не отражено стратегическое видение перспектив развития пилотных ИТК, ради усиления которых разрабатывались данные программы.

В заключении можно сделать вывод о том, что объединение в инновационный кластер на основе горизонтально-вертикальной интеграции формирует ориентированную систему распространения новых знаний, технологий и инноваций. При этом развитие устойчивых связей между всеми участниками кластера является важнейшим условием эффективного преобразования изобретений в инновации, а инноваций – в конкурентные преимущества.