В Краснодарском ВВАУЛ курсанты изучают английский язык в рамках двух дисциплин: «Иностранный язык» и «Авиационный английский язык». Целью этих дисциплин является подготовка военного летчика, способного использовать иностранный язык в своей профессиональной деятельности в изменяющемся мире с новыми угрозами и вызовами, когда приоритетным становится развитие коммуникативной компетенции, умение самостоятельно разбираться во множестве иноязычной профессионально ориентированной информации, извлекать нужную, адекватно ее оценивать и применять.
В данной статье мы рассмотрим использование такого методического приема, как описание картинки при обучении монологической речи в ходе самостоятельной работы курсантов.
Особенности жизни и учебы в военном вузе во многом влияют на методику обучения иностранному языку. Большое значение приобретает здесь самостоятельная работа курсантов, которая, являясь составной частью учебного процесса, нацелена на закрепление и углубление знаний, полученных на практических занятиях. В военном вузе самостоятельная подготовка – это обязательный вид учебной деятельности, которая организуется и контролируется педагогическим коллективом и командирами подразделений. Самостоятельная работа направлена не только на подготовку к занятиям, зачетам и экзаменам. Она призвана формировать культуру умственного труда в процессе самостоятельного приобретения знаний, обеспечивая при этом поэтапное и непрерывное становление иноязычной грамотности курсантов [1].
Для того чтобы работа курсантов в часы самоподготовки была качественной и эффективной, преподавателю следует тщательно подбирать учебный материал, учитывая не только его соответствие учебной программе, но и интересы курсантов, уровень их языковой подготовки. Необходимо также помнить о его социальной и профессиональной значимости для курсантов. При соблюдении этих условий задания для самостоятельной работы будут стимулировать интерес к предмету, активность и мыслительную деятельность обучаемых.
Несомненно, наиболее эффективными в часы самоподготовки являются задания, разработанные для выполнения на компьютере. Этот вид технических средств обучения более всего подходит для организации самостоятельной работы курсантов. В первую очередь это относится к таким видам работы, как тренинг и контроль. Они легче всего поддаются автоматизации и способны снять многие организационные проблемы, например, сократить затраты времени преподавателя и курсантов для изучения темы [2, c. 167]. Задания по внеаудиторному практикуму для работы курсанта с компьютером, составленные на кафедре иностранного языка, представляют собой тесты по изучаемой тематике с использованием аудиовизуальной наглядности.
Использование такой наглядности создает дополнительный стимул для развития коммуникативных способностей, активизации познавательной деятельности курсантов, способствует развитию творческого мышления и эстетического воспитания.
Основной целью обучения иностранному языку является развитие навыков речевой деятельности, которая предполагает умение применять полученные знания на практике. Устная речь характеризуется наличием сложной мыслительной деятельности. При этом степень ее сложности может варьироваться от элементарного называния предмета, ответа на вопрос и до построения самостоятельного развернутого монологического высказывания.
Монологическое высказывание – это особое и сложное умение, которое необходимо специально формировать. В лингвистическом плане усилия обучающего и обучаемого должны быть направлены на отработку правильности структурно-грамматического, лексического и стилистического построения, в экстралингвистическом плане – на соответствие речевого высказывания коммуникативной цели, заданной ситуации, теме [3, с. 252].
В процессе обучения устной речи на иностранном языке преподаватель, так же как и сами обучаемые, сталкивается с ситуацией, при которой курсанты испытывают значительные трудности в применении полученных на занятиях и в ходе самоподготовки знаний. Освоив достаточное количество новой лексики и необходимых грамматических конструкций, они не могут преодолеть языковой барьер, не знают, с чего начать свое высказывание и в какой последовательности его продолжить. Говорение всегда мотивировано. Для совершения речевого действия нужна определенная причина, побуждающая вмешаться в данную речевую ситуацию. Несомненно, одним из стимулов высказывания является использование вербально-изобразительных ситуаций (картинки, фотографии с опорными словами, грамматическими и лексическими конструкциями). Уровень такой ситуативной мотивации определяется в большей степени подобранным материалом и приемами обучения.
С современными источниками информации и технологиями найти тематическую картинку не представляет никакого труда. Но подбирая наглядный материал, преподаватель должен представлять, что помимо визуального ряда может задействовать в своем высказывании курсант, сможет ли он при описании предложенной картинки использовать свои собственные знания по данной теме, опыт или фантазию, так называемую внутреннюю наглядность. Только при наличии этих составляющих описание будет полным, интересным и успешным. Использование ситуативных картинок при обучении связному монологическому высказыванию и формировании коммуникативной компетенции является и с методической, и с психологической точки зрения оптимальным средством. С помощью разработанного комплекса упражнений мы развиваем необходимые умения, а также образное мышление и навыки устной речи.
Отведенного на занятии времени для обучения устной речи с применением ситуативных тематических картинок, к сожалению, недостаточно. Поэтому нами разработаны и предложены задания для самостоятельной работы курсантов в компьютерном классе с применением наглядности.
Разрабатывая каждый из этапов описания картинки – от построения плана высказывания, его грамматической реализации и выбора слов до внешнего оформления монолога – преподаватель незримо присутствует при самостоятельной работе курсанта в компьютерном классе.
Помимо методических приемов обучения говорению Р. П. Мильруд выделяет организационно-педагогические технологии. «Организационно-педагогические технологии – это описание «шаг за шагом» процесса реализации методического приема, обеспечивающее преодоление познавательных затруднений учащихся и наиболее эффективное достижение поставленной обучающей цели» [4, c. 29].
В первую очередь необходимо, на наш взгляд, довести до обучаемых алгоритм действий по описанию картинки. Этому следует учить во время практических занятий, уделяя часть времени для описания картинки при прохождении каждой устной темы. Этой цели должны служить специально разработанные плакаты и приложения, добавленные в учебные пособия. Такие «подсказки» содержат план описания в виде опорных вопросов, разговорные фразы и клише, предлоги места и грамматические конструкции, необходимые для полноценного устного высказывания по картинке. Что касается материалов для самостоятельной работы курсантов по обучению устной речи с использованием наглядности, то они предлагают упражнения, направленные на отработку выше перечисленного, и готовят обучаемых к самостоятельному описанию картинки.
Самостоятельная работа в этом направлении предполагает задания для выполнения курсантами в компьютерном классе. Для эффективности этой работы целесообразно создать базу подобных заданий по каждой изучаемой устной теме.
Набор необходимых лексических и грамматических конструкций будет одинаков практически в каждом задании для самостоятельной работы по картинке, отличаться будет только лексика по теме. Поэтому представляется целесообразным начинать работу с лексических упражнений для данной конкретной картинки или фотографии. Особенностью подбора лексики является тот факт, что курсанты при описании предлагаемой картинки будут использовать не только те слова, что необходимы для называния видимых объектов, но и слова, которые понадобятся им для передачи какой-либо дополнительной информации по содержанию картинки, описания того, что «скрыто за кадром». Задача преподавателя состоит в том, чтобы попытаться угадать, какая лексика потребуется курсанту при выполнении задания, ввести ее в упражнения, активизировать и, тем самым расширить его возможности при описании картинки. Полезными упражнениями для активизации лексики станут задания по подбору синонимов и антонимов, установление соответствий между словами и их дефинициями, соотнесение английского и русского вариантов слова или фразы, выбор слова с общим значением и т. д.
Следующая группа лексических упражнений уже готовит курсанта к непосредственной работе с картинкой. «Подберите к каждому пункту плана описания слова и фразы из приведенных ниже; посмотрите на фото и подберите из перечисленных те слова и фразы, которые соответствуют следующим пунктам:Intheforeground, Inthebackground, Ontheleft, Atthetop» и др. Такие задания учат выделять главные и второстепенные детали, группировать и сравнивать их, устанавливать причинно-следственные связи между действиями и явлениями. Особенно это важно при работе с картинками и фотографиями при изучении дисциплины «Авиационный английский язык», где помимо описания изображенных предметов и действий, курсанту следует рассказать о том, что явилось причиной, например авиакатастрофы, и каковы возможные ее последствия.
Целью грамматических упражнений является отработка и использование конструкций, необходимых для корректного описания картинки: оборот Thereis/ are, thePresentContinuousTense, thePresentPerfectTense, thePastSimpleTense, оборот begoingto, theFutureSimpleTense, предлоги места, модальные глаголы в значении вероятности (may / might, can / could, must). Лучше всего для самостоятельной работы над грамматикой в компьютерном классе подходят задания на множественный выбор. Курсанты выполняют эти упражнения с опорой на картинку. Необходимо также включать задания на составление предложений из данных слов, что позволяет курсанту отрабатывать структуру английского предложения.
Важно также включать фразы и клише, придающие высказыванию личностную эмоциональную окраску: to my mind …, as far as I know …, if I’m not mistaken …, I suppose/ think/ guess …, it looks like …, it seems as if … и т. д.
Помимо перечисленного выше, для обучения устной речи с использованием картинки в режиме самостоятельной работы целесообразно добавлять текстовые задания, демонстрирующие примеры описания. Речь идет о текстах для чтения и аудирования.
Текстовые задания для чтения могут включать в себя следующие:
- Посмотрите на картинку и выберите правильные / неправильные утверждения.
- Посмотрите на картинку и выберите правильный вариант описания.
- Прочитайте описание и выберите соответствующую картинку из предложенных ниже.
- Отметьте, в какой части описания содержится неверная информация по картинке.
Примеры заданий для аудирования:
- Посмотрите на картинку, прослушайте утверждения по ней и отметьте верные.
- Прослушайте описание и выберите подходящую картинку из предложенных.
- Посмотрите на картинку, прослушайте два варианта описания и выберите правильный.
Кроме всевозможных тестовых заданий обязательным является задание со свободно конструируемым устным или письменным ответом. Выполнив все подготовительные и обучающие упражнения, курсанты самостоятельно должны описать предложенную картинку или фотографию с последующим предъявлением устного сообщения преподавателю во время консультации или практического занятия. Курсантам необходимо не просто рассказать, что они видят на картинке, но и уметь прокомментировать изображение, высказать свое мнение по предложенной проблеме, тем самым продемонстрировать свою коммуникативную компетенцию.
Таким образом, выполнение подобной самостоятельной работы курсантом способствует формированию у него умения построить и аргументировать высказывание на известном и введенном в ходе работы лексико-грамматическом материале с использованием картинок в качестве наглядности.
Проанализировав методическую литературу по данной тематике и обобщив опыт работы по рассматриваемой проблеме, мы в заключение можем сказать, что использование описания картинок как методический прием для обучения монологической речи не только повышает интерес и мотивацию у курсантов, но и позволяет комплексно решать коммуникативные задачи: описывать, рассказывать, аргументировать, сравнивать, выражать свое мнение, опираясь на визуально-вербальные опоры представленные в рамках заданий для самостоятельной работы.