На современном этапе для России необходимо проведение импортозамещения и осуществление модернизации отечественной промышленности. Добиться решения многих проблем в экономике России, таких как повышения уровня жизни населения, образования, здравоохранения позволит кардинальное изменение в структуре промышленности и повышение темпов ее развития.
Анализ данных Федеральной службы государственной статистики, показал, что, с 2003 года сложилась отрицательная динамика промышленного производства (рис. 1). Для сравнения, в 2003 году темп роста промышленного производства составил 108,9%, в 2015 году сократился до 96,6%. Добыча полезных ископаемых также сократилась со 108,7% в 2003 году до 101,3% в 2015 году.
Рис. 1. Индекс промышленного производства России,% [6]
Та же ситуация наблюдается и в обрабатывающем производстве. За последние несколько лет темп роста в обрабатывающих отраслях постепенно сокращался и составил в 2015 году 94,6%. Индекс производства и распределения электроэнергии, газа и воды в 2015 году составил лишь 98,4%.
Самые плохие результаты в 2015 году в обрабатывающем производстве показали такие отрасли как: текстильное и швейное производство; производство кожи и изделий из него; обработка древесины и производство изделий из древесины; производство машин и оборудования. В этих отраслях индекс производства в 2015 году составил в пределах 80–99% [6].
По данным статистического сборника «Промышленность России 2014» удельный вес промышленного производства в ВВП с 2005 года сократился на 3,7% и составил 29% в 2013 году.
О важности развития промышленности в России говорит и тот факт, что удельный вес занятого населения в промышленном производстве в общей численности занятых в экономике составляет 19,3%. В результате замедления темпов роста в промышленности возникает проблема безработицы. С 2005 года удельный вес занятых в промышленности сократился на 2,4%.
Инвестиции в основной капитал промышленного производства за период с 2010 по 2012 год возросли. Например, индекс физического объема инвестиций в основной капитал обрабатывающего производства в 2010 году составил 101,5%, в 2012 году – 112,4%. Однако уже в 2013 году данный показатель сократился на 7,9%. При этом, доля инвестиций в основной капитал в ВВП крайне незначительна и составляет лишь 20,6% [4].
Таким образом, по-прежнему в отечественной промышленности актуальны такие проблемы как высокий моральный и физический износ основных фондов, высокие издержки при производстве на единицу продукции, низкая инновационная активность предприятий, технологическая отсталость промышленного производства.
Например, по данным статистического сборника «Промышленность России 2014», удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации в общем числе обследованных организаций в обрабатывающих отраслях, составил в 2013 году 11,9%, в сфере добычи полезных ископаемых – 6,4%, в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды – 4,7%.
Для сравнения этот показатель в других странах значительно превышает российские данные. Так, например, в Германии удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации в общем числе организаций, составил в 2013 году 79,3%, в Японии – 69%, Канаде – 66,8% [3].
Именно поэтому, в результате крайне низкой деятельности по внедрению инновационной составляющей в отечественную промышленность, удельный вес инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг в обрабатывающих отраслях составил в 2013 году лишь 11,6%, в 2014 уже 9,9%. Наименьшее значение этот показатель занял в текстильном и швейном производстве, в производстве кожи и обуви. Больше всего удельный вес инновационных товаров, работ и услуг присутствует в производстве транспортных средств и оборудования – 24,1% [6].
Кроме того, степень износа основных фондов российских предприятий остается все еще крайне высокой. Например, если в 2008 году этот показатель был на уровне 45,3%, то в 2013 году уже составил 48,2%. В обрабатывающих отраслях за пять лет степень износа основных фондов также увеличилась до 46,8% (рис. 2).
Коэффициент обновления основных фондов в обрабатывающих отраслях сохраняется на крайне низком уровне – 14,2% в 2013 году.
В результате высокой технологической отсталости отечественной промышленности, производительность труда за последние десять лет в обрабатывающих и добывающих отраслях сократилась и составила в 2013 году 105,5% и 96,9% соответственно. В результате чего, издержки при производстве на единицу продукции повышаются, а конкурентоспособность российских товаров снижается.
Таким образом, за последние годы развитие в промышленности лишь за счет капиталовложений, за счет роста цен на экспортируемые энергоносители и, поэтому, носило экстенсивный характер развития. При этом, удельный вес инновационных товаров в общем объеме произведенной продукции отечественных предприятий значительно сокращается.
Рис. 2. Степень износа основных фондов РФ, % [6]
Кроме того в настоящее время вышеуказанные проблемы усугубляются санкциями, что привело к резкому падению курса рубля и к спаду инвестиций как в промышленность, так и в экономику в целом. Так, например, если до 2013 года инвестиции в основной капитал понемногу увеличивались, то сейчас происходит значительное их сокращение. Так, за первые пять месяцев 2015 года падение составило 4,8% [5]. Сокращение инвестиций происходит в результате уменьшения государственной поддержки, а также снижения доходности бизнеса. Поэтому отсутствие необходимых инвестиций в отечественную промышленность привело к замедлению темпов производства.
Под воздействиями санкций большинство предприятий в промышленности столкнулись с такими проблемами как подорожание импортного сырья, удорожание кредитов, сокращение спроса на производимую продукцию из-за снижения покупательской активности населения. Все это привело к резкому увеличению убытков. Так, например, в начале 2015 года в обрабатывающих отраслях промышленности доля убыточных предприятий составила около 40% [2].
Таким образом, в свете указанных проблем произошло снижение показателей развития отечественной промышленности. Так, в 2015 году индекс промышленного производства сократился по сравнению с прошлым годом на 5,1%. Больше всего от воздействия санкций пострадала обрабатывающая промышленность. Индекс производства обрабатывающей промышленности уменьшился в 2015 году по сравнению с прошлым годом на 7,5%. Самые худшие показатели в текстильном производстве, целлюлозно-бумажном производстве, производстве кожи [5].
Динамика развития производства по высокотехнологичным обрабатывающим видам экономической деятельности за 2015 год соответственно также носит отрицательный характер (рис. 3). Так если в январе 2014 году индекс производства составил 117,4%, то в 2015 году уже составил 100,7% к соответствующему периоду предыдущего года. И как следствие снижения показателей развития экономики, мы видим, что уровень жизни населения падает, число предприятий-банкротов растет.
В этих условиях в конце 2014 года был принят федеральный закон РФ «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31.12.2014 №488-ФЗ. В соответствии с данным документом под промышленной политикой понимается комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие промышленного потенциала Российской Федерации, обеспечение производства конкурентоспособной промышленной продукции. «Одна из целей промышленной политики – это формирование высокотехнологичной промышленности, которая будет способствовать переходу отечественной экономики от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному». [7]. То есть, повышение конкурентоспособности промышленного производства, и повышение инновационной активности составляют основу промышленной политики.
Рис. 3. Индекс производства по высокотехнологичным обрабатывающим отраслям, % [6]
Основные институты промышленного развития, которые предлагаются законом, это государственные программы, государственные закупки и специализированные институты промышленно-инновационного развития. К последним относятся Инвестиционный фонд РФ, Особые экономические зоны, Внешэкономбанк и т. д.
Однако законом для развития отечественной промышленности не предусматривается использование такого инструмента промышленной политики, как система государственно-частного партнерства. Между тем в нашей стране уже имеется положительная практика применения проектов государственно-частного партнерства в различных отраслях, в том числе и в промышленности.
Кроме того, для российской экономики все еще характерна высокая доля государственного сектора. Что значительно повышает ответственность государства в сфере промышленного производства, а также требует большое количество денежных средств на ее развитие.
Решить проблемы российской промышленности в настоящее время можно используя механизм государственно-частного партнерства, что позволит снизить нагрузку на бюджет, а также разделить риски между государством и бизнесом в целях реализации общественно-значимых задач в промышленной сфере.
Механизм государственно-частного партнерства в настоящее время уже используется для развития отечественной экономики. Так, основываясь на информации, представленной на федеральном портале «Инфраструктура и государственно-частное партнерство в России» на сегодняшний день заключено более 1300 проектов ГЧП, из которых федерального уровня – 15 проектов, регионального уровня – 191 проект, муниципального уровня – более 1100 проектов. В целом по России из них стадию коммерческого закрытия прошло 873 проекта ГЧП. Благодаря развитию законодательства в сфере государственно-частного партнерства наблюдается значительный рост проектов ГЧП, так если в 2013 году число проектов прошедших стадию коммерческого закрытия составили 86 проектов ГЧП, то в 2015 году уже 873 проекта (рис. 4).
Рис. 4. Динамика развития проектов ГЧП, прошедших стадию коммерческого закрытия [6]
Реализация таких проектов смогла осуществиться благодаря объединению финансовых средств и разделению рисков между государством и частным бизнесом. Партнерство между ними позволяет экономить бюджетные средства и использовать эффективные способы управления частного бизнеса.
Таким образом, можно сказать, что на сегодняшний момент происходит «формирование новой сложноорганизованной, интегративно устроенной системы экономических, социальных и правовых отношений, возникающих между субъектами хозяйственной деятельности по поводу решения общественно-значимых задач» [1]. По нашему мнению, применение государственно-частного партнерства в промышленной отрасли позволит реализовать общественно важные проекты и повысить уровень конкурентоспособности отечественной промышленности.