Full text

Диктанты являются неотъемлемой частью урока иностранного языка, чаще всего они используются для контроля орфографических навыков. Традиционно учителя в российских школах используют скорее диктовки, а не диктанты. Эти понятия иногда могут использоваться как синонимичные, однако именно в методике преподавания иностранных языков их необходимо разграничивать. Диктовка – это любой вид записи с голоса с целью проверки только орфографических или пунктуационных навыков. Под диктантом понимается определенная форма записи звучащей речи, предполагающая те или иные преобразования исходного текста (реконструкцию, видоизменения, сужение, расширение). Таким образом, диктант включает в себя работу с текстом, диктовка предусматривает лишь запись текста (слов, словосочетаний) без внесения изменений.

Вариантом диктанта является грамматический диктант, или диктоглосс, встречающийся прежде всего в зарубежной лингводидактике [1]. Он представляет собой метод, при котором учащиеся стараются точно зафиксировать то, что они услышали, в виде ключевых слов, сравнить полученные записи сначала между собой, а затем с оригиналом. Такие грамматические диктанты предназначены для развития и совершенствования грамматических навыков аудирования, говорения и письма [2].

M. A. Стоквелл теоретически обосновывает использование диктоглосса в рамках когнитивного подхода и непроизвольного научения [3], а Т. Иванака  подчеркивает влияние использования этого вида работы на иностранном языке на уровень сформированности умений аудирования и мотивации учащихся [4].

Данное явление детально раскрывается в фундаментальных разработках Вайнриба Р., по мнению которого данный вид учебно-методической работы в первую очередь предназначен для активизации учебной деятельности обучаемых и развития разнообразных коммуникативных компетентностей, начиная от овладения знаниями о системе иностранного языка и правилах функционирования его единиц в речи до способности понимать мысли других людей и выражать собственное мнение в устной или письменной форме на их основе.

Суть такого вида диктантов заключается в воссоздании озвученного текста с максимально близкой к оригиналу передачей содержащейся в нем информации с корректным использованием лексико-грамматических и стилистических форм. Такая работа требует от ученика активного использования целого комплекса взаимосвязанных языковых и речевых умений и навыков, а также творческого подхода, поэтому она чаще всего проводится в группе. Конечным ее продуктом являются тексты, возникающие как результат личных и групповых усилий, и служащие основой для дальнейшего разбора.

Несомненно, диктоглосс тесно связан с традиционным диктантом и известным по советской школе изложением (dictation + reproduction), но он обладает собственной, специфической целевой установкой и процедурой проведения. Для написания диктоглосса обучаемым предлагается для прослушивания короткий текст, читаемый с обычной скоростью. В процессе прослушивания, обучающиеся фиксируют в своих тетрадях знакомые слова, словосочетания или очень небольшие фрагменты текста. Далее класс, заранее разделенный на группы по 3-4 человека, должен воспроизвести услышанный текст в своей версии. На заключительном этапе, подготовленные в группах варианты, сравниваются, и в то же время осуществляется работа над ошибками в данных текстах [1].

Таким образом, написание диктоглосса осуществляется в следующем порядке:

а)     прослушивание короткого текста дважды с естественной скоростью;

б)     письменные пометки, запись известных слов или фраз;

в)     работа в небольших группах с целью восстановления текста общими усилиями;

г)      написание каждой группой своего варианта текста, где особое внимание уделяется грамматически правильной передаче основного содержания, и не ставится цель точного воспроизведения оригинала;

д)     сравнительный разбор представленных вариантов прослушанного текста, внесение исправлений или уточнений после совместного обсуждения.

При проведении занятий с использованием диктоглосса учитель добивается следующего:

во-первых, обучаемые получают возможность нестандартного использования имеющегося у них грамматического материала на практике;

во-вторых, диктоглосс способствует обнаружению и объективной самооценке сформированных в процессе учебы коммуникативных компетенций;

в-третьих, данный вид работы направлен на повышение эффективности использования языковых умений посредством сравнительного анализа и исправления созданных вариантов текстов.

Более того, «грамматический диктант» способствует совершенствованию навыков устного восприятия и моментального конспектирования, что является необходимым общеучебным умением не только в школе, но и в дальнейшей жизни.

Для достижения более высоких результатов работы с диктоглоссом желательно подготовить обучаемых к восприятию текста, например, познакомить их с тематической стороной материала и оживить их интерес к проблеме, с которой им предстоит иметь дело, повысить внутреннюю мотивацию.

При первом прослушивании текста при проведении диктоглосса никаких записей не ведется, поскольку цель состоит только в определении тематической направленности. При втором прочтении учащиеся делают заметки, обращая внимание лишь на содержание, важные слова и опуская служебные (артикли, союзы, местоимения, предлоги). В отличие от традиционного диктанта, предложение не разбивается, как правило, на словарные группы, и обязательно выдерживается темп речи, который может быть сопоставим с темпом радионовостей. В то же время допускается небольшое удлинение пауз между предложениями от двух-трех секунд [5] до пятнадцати секунд [6].

В процессе работы над изложением в группах можно выбрать «писаря», задачей которого будет сбор мнений и предложений, появляющихся в ходе обсуждения, и оформление получившегося текста. Созданный совместно текст проверяется с точки зрения грамматики, содержания и логического построения. На этом этапе учитель должен контролировать деятельность групп, но не вмешиваться напрямую в творческий процесс и не исправлять замеченные ошибки, поскольку это будет произведено на следующем этапе.

Анализ и корректировку можно проводить различными способами. Наименее эффективный – предъявление исходного текста для самостоятельного исправления ошибок. Более продуктивным может быть поочередное выписывание на доске предложений каждой мини-группы, т. е. сначала учитель выписывает первое предложение варианта текста каждой группы, затем второе и т. д. При наличии возможности можно размножить получившиеся у обучаемых тексты и выдать их каждой группе. Так как ошибки исправляются незамедлительно, важно, чтобы все учащиеся были вовлечены в работу, поскольку от этого во многом зависит диагностическая, контролирующая и познавательная результативность диктоглосса [7].

Эффективность проведения данного вида работ зависит во многом от подготовленности учащихся, их мотивации, психологического климата в учебном коллективе и, в значительной мере, от педагогического мастерства учителя, умения выбрать «правильный» текст. К основным критериям отбора текстов для диктоглосса относятся: уровень коммуникативной компетенции; соответствие темы и содержания текста учебной программе и личным интересам учащихся; учебная направленность предъявляемого языкового материала [5].

На основе анализа методической литературы Н. М. Лашук и Л. М. Гречок выделили следующие функции диктоглосса:

1)     практическую и развивающую: во-первых, диктоглосс является одним из средств развития и совершенствования умений аудирования – одного из самых сложных видов речевой деятельности; во-вторых, это один из тренировочных видов работы для отработки, а также использования в письменной и устной речи уже изученных и усвоенных учащимися грамматических структур и лексики для создания логически связанного текста;

2)     диагностическую, поскольку позволяет обнаружить слабые и сильные стороны учеников в различных видах речевой деятельности – говорении, письме, аудировании и чтении. Диктоглосс, по мнению исследователей [8], позволяет обучаемым заметить и осознать пробелы в собственных знаниях, разницу между тем, что они хотят сказать, что они действительно могут сказать, и что необходимо знать, чтобы об этом сказать;

3)     коммуникативную и мотивационную функции, способствующие созданию потребности в коммуникации одновременно у большого количества учащихся и мотивации работать в группе, чтобы успешно выполнить задание (необходимо собрать информацию, упорядочить ее, обсудить, а затем передать в письменной форме);

4)     психологическую, т.к. задание выполняется группой, где осуществляется очень важная задача, – снятие психологического давления, чувства страха, которое очень часто возникает у учащихся;

5)     интегрирующую, заключающуюся в том, что во время диктоглосса происходит развитие всех четырех видов речевой деятельности: аудирование – обучаемые прослушивают текст несколько раз, пытаясь понять, о чем идет речь; говорение – обсуждение прослушанного текста в подгруппах; письмо – запись текста на основе знаний грамматики, лексики, синтаксиса, стилистики; чтение – как написанного текста, так и текстов других групп, а также чтения текста оригинала на этапе проверки и анализа [9];

6)     интерактивную функцию, проявляющуюся в высокой степени взаимодействия между участниками группы и учителем. Во время обсуждения в группе находятся обучающиеся с различным уровнем владения иностранным языком. Более сильные учащиеся помогают товарищам, что способствует лучшему запоминанию и осознанию грамматических структур и лексики, которая изучается. Согласно многим исследованиям [3; 8], обучаемые, работая и изучая язык в группе, достигают более высоких результатов, чем обучаясь по одиночке;

7)     организующую и воспитательную функции, поскольку диктоглосс помогает сформировать навыки регламентированной работы, потому что в процессе выполнения диктоглосса все обучаемые должны следовать определенному установленному порядку, а также следить за временем его выполнения. Кроме того, диктоглосс – это один из способов развития внимания, точности, организованности.

Таким образом, диктоглосс – высокоэффективный способ активизации речемыслительной деятельности, позволяющий применить имеющиеся лексико-грамматические знания, умения, навыки не обособленно, а комплексно для решения практических речевых задач [7]. Диктоглосс значительно отличается от традиционных диктантов, но его использование является одним из эффективных интерактивных средств для развития умений аудирования, чтения, говорения и письма. Учитель может выбрать этот прием для того, чтобы разнообразить процесс изучения иностранного языка, повысить заинтересованность учеников и привлечь их к совместной учебе – предоставить возможность сотрудничать в группах.